Конституция Японии 1889 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является стремление раскрыть важность и значимость Конституции Японии 1889 г.
Для реализации обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть и изучить изменения в общественном и государственном строе;
- проанализировать основные положения революции Мейдзи;
- проанализировать основные положения Конституции 1889 г.

Содержание работы

Введение 3
1. Изменения в общественном и государственном строе 4
2. Революция Мейдзи 8
3. Конституция 1889 г 11
Заключение 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

КонтрРаб_ИГПЗС.docx

— 37.49 Кб (Скачать файл)

В духовной сфере на смену буддизму приходит идеология синтоизма, пронизанная идеями патриотизма, национального достоинства и утверждавшая особую миссию японцев как нации "уникальных моральных качеств", с культом императора — "священного центра нового конституционного порядка". Подобно христианству на Западе, синтоизм считался вдохновляющей и сплачивающей силой японской нации. Позже идеи синтоизма в извращенном виде стали использоваться для обоснования превосходства японцев над другими народами и проведения агрессивной внешней политики.

Реформы оказали существенное влияние на утверждение в Японии буржуазных отношений, развитие ее экономики, права.

Уже вскоре за революцией Мэйдзи в стране уничтожаются цехи и гильдии, феодальные уделы с особыми правами и таможенными перегородками. Действие законов распространяется на всю страну, устанавливается формально равная ответственность всех перед законом, право свободного выбора профессии, свободного перемещения по стране, разрешаются браки лиц разного сословного происхождения.

Первое  императорское правительство, созданное 3 января 1868 г., возглавил принц Арисугава, но руководящую роль в нем играли представители самурайства южных княжеств. 6 апреля 1868 г. император сделал заявление, в котором выдвинул следующую программу:

«1. Будет  создано широкое собрание, и все  государственные дела будут  решаться в соответствии с общественным мнением.

2. Все  люди, как правители, так и управляемые,  должны единодушно посвятить  себя преуспеянию нации.

3. Всем  военным и гражданским чинам  и всему простому народу будет  дозволено осуществлять свои  собственные стремления и развивать свою деятельность.

4. Все  плохие обычаи прошлого будут  упразднены; будут соблюдаться правосудие  и беспристрастие, как они понимаются  всеми.

5. Знания  будут заимствоваться во всем  мире, и таким путем основы  империи будут упрочены».3

3. Конституция 1889 г

 

В 1889 году Япония получила конституцию. Конституция 1889 года имела своим образцом конституцию Пруссии 1850 г., одну из наиболее реакционных в Европе.

Японский государствовед Нокано Томио подсчитал, что из 70 ее статей 46 являются прусскими, и вообще не нашел в ней более трех оригинальных статей.

Графу Ито  и другим творцам японской конституции  пришлась по душе прусская полицейско-бюрократическая  система управления, сочетавшая сохранение феодальных начал с одновременным  утверждением буржуазии как важнейшей  экономической силы.

Эта конституция и являлась основным законом Японской империи с 11 февраля 1889 года по 2 мая 1947 года, была введена в действие 29 ноября 1900 г., когда собрался первый парламент.

Японская  Конституция 1889 г. насчитывала 76 статей, объединенных в 7 глав: Об Императоре, О  правах и обязанностях подданных, Об Имперском парламенте, О государственных  министрах и Тайном совете, О судебной власти, О финансах, Дополнительные постановления.

Конституция предоставила императору неограниченную законодательную, исполнительную и судебную власть, слегка затушеванную "демократическими" установлениями.

Особа императора объявлялась "священной и неприкосновенной", правящая династия - "непрерывной  на вечные времена". Официальная  теория причисляла императора к богам.

Постепенно  утверждается, однако, следующее правило: император никогда не предпринимает  ничего важного без своих советников. Власть последних распространялась очень широко. В их состав, помимо членов Тайного совета, входили: генро - внеконституционный совещательный орган при императоре, сошедший со сцены со смертью последнего генро Сайондзи лишь в конце 30-х годов нынешнего столетия, министерство императорского двора, совет маршалов и адмиралов и др.

Тайному совету было передано рассмотрение важнейших  государственных дел, и фактически любой вопрос мог быть в его  компетенции. Правительство советовалось с ним по всем важным вопросам политики, от него исходило одобрение императорских указов о назначениях; он имел право толкования конституции.

Весьма  сильным было влияние военной  клики. Быстрое развитие капиталистической  промышленности в Японии происходило в условиях не ликвидированных феодальных отношений. Вследствие этого рынок сбыта промышленных товаров был весьма ограничен.

Внутренняя  слабость японского капитализма  толкала его на ограбление Китая  и других стран. Но это как раз и породило монополию военщины.

Императорское обращение 1889 года установило, что все  наиболее важные вопросы, относящиеся к армии и флоту, докладываются императору начальниками соответствующих штабов, помимо кабинета и даже помимо военного и морского министров. Последние должны были принадлежать к высшему военному командованию и состоять на действительной военной службе. А так как кабинет не мог быть сформирован без военного или морского министров, военная клика получала возможность прямого влияния и на состав кабинета, и на его деятельность.

В 1913 году генералитет получил согласие императора на увеличение армии и флота не только помимо парламента, но и помимо кабинета, причем премьер узнал об этом решении уже после того, как оно состоялось.

Своеобразное  положение японского кабинета определялось, с одной стороны, его зависимостью от императора и придворной камарильи, с другой - почти полной независимостью от парламента.

Его не могли  свалить ни вотум недоверия, поскольку  последний не был известен японской теории и практике, ни отставка отдельных  министров, поскольку ни один закон не предусматривал коллегиальной ответственности министров, ни даже отклонение бюджета парламентом, так как конституция разрешила в этом случае применение бюджета предшествующего года.

Исключение  из этого правила могло иметь  место только после отставки морского или военного министра в случаях, когда военные саботировали вхождение в данный кабинет.

Японский  кабинет не был многочисленным. В первый период своего существования он состоял из 10 человек: министра-президента, министров иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного, морского, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли, связи.

Японский  парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Последняя избиралась  "народом".

Правом  голоса обладали лица мужского пола, платившие  не менее 15 иен прямого налога и  достигшие 25 лет (пассивное избирательное право - с 30 лет). Высокий имущественный и возрастной цензы отстраняли от участия в выборах подавляющую часть населения. В выборах первого японского парламента участвовало лишь около 1% населения. Не удивительно, что около половины депутатов этого парламента составляли помещики (48%).

Компетенция нижней палаты была крайне узкой. У  нее не было инициативы в деле изменения  конституции: парламент мог рассматривать  только те поправки к конституции, которые исходили от императора. Законодательная власть принадлежала, по конституции, парламенту совместно с императором, имевшим право отклонить принятый палатами законопроект без каких-либо условий и ограничений. В промежутках между сессиями парламента император пользовался правом издавать указы, имевшие силу закона, хотя и требовавшие последующего их утверждения парламентом.

Незначительной  была компетенция парламента и в  вопросах бюджета: две трети бюджета  не зависели от парламента.

Конституция сохраняла существование парламента, нижняя палата которого избиралась лишь незначительной частью населения, а верхняя назначалась императором из представителей знати и высшей бюрократии. Парламенту принадлежала законодательная власть (но совместно с императором); парламент устанавливал бюджет (но расходы на армию, флот и государственный аппарат от него не зависели). Конституцией сохранялось сложившееся несколько ранее местное самоуправление.4

 

Заключение

 

В заключении подведем основные итоги контрольной работы. Данная контрольная работа была посвящена рассмотрению и изучению исторических событий, предшествующих Конституции Японии 1889 г. и самой Конституции Японии 1889 г. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

Реформы в Японии носили умеренный характер. Прежде всего, была ликвидирована раздробленность  страны, разделение ее на отдельные  княжества. Самурайское ополчение  было преобразовано в регулярную армию. Были отменены сословные привилегии. Старые законы были пересмотрены, вводились  единообразные законы для всей страны и всех групп населения. Учреждались  общие суды буржуазного типа.

Революция Мейдзи создала условия для ликвидации феодальных отношений в стране и укрепила ее единство.

Буржуазные  преобразования 70-80-х гг. XIX столетия вывели Японию из внешнеполитической изоляции, расчистили почву для развития капитализма.

Специфические черты Конституции Японии 1889 г. таковы. Во-первых, эта Конституция является октроированной. Это означает, что  первоначально существует право  монарха и Конституция устанавливается  именно правом монарха (императора –  тэнно). Во-вторых, принципы конституционализма ограничены тем, что парламент не может мешать осуществлению права монарха. В-третьих, не принят принцип формирования кабинета политической партией, лидирующей в парламенте. В-четвертых, субъекты прав и свобод были определены не как граждане, а как подданные; каталог и содержание их прав и свобод ограничены.

Принятие  Конституции устранило одно из препятствий  к тому, чтобы европейские державы  и Америка признали Японию передовой, «модернизированной» страной.

Конституция Японии 1889 г., являясь конституцией весьма консервативной (наиболее негативная ее черта заключалась в том, что она не учреждала принципа разделения властей), она все же смогла обеспечить известную демократизацию японского общества, определила тенденцию для последующей эволюции абсолютной монархии в дуалистическую.

 

Список  литературы

 

  1. Инако Ц. Современное право Японии. М., 1981.
  2. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенниковой. Т.1-2. М., 1996, 1999.
  3. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002.
  4. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т.1-2. М.,1998.
  5. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1998.

1 В Японии ее иногда называют реставрацией.

2 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – С.349.

3 История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенниковой. Т.1-2. М., 1996, 1999. – С. 302.

4 Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – С.350.




Информация о работе Конституция Японии 1889 года