Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 07:23, контрольная работа
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю своей Родины.
В прошлые годы отечественная история как наука во многом была политизирована, пронизана односторонними идеологическими догмами. Многие страницы истории страны отражались в литературе односторонне, а порой и искаженно, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Иначе говоря, сегодня мы имеем возможность изучать не искаженную, а правдивую историю своей страны. Вместе с тем следует обратить внимание и на то, что сегодня встречается немало случаев, когда ряд исследователей бросаются в противоположную крайность в оценках исторических событий, отходя от исторической объективности, не видят в отечественной истории ничего, кроме трагедий и ошибок. Такой подход также далек от объективной оценки нашего прошлого и настоящего. Несмотря на крутые перемены в стране, на меняющийся характер общественного развития, на сложные, порой болезненные процессы, которые переживает страна, все же очень важно и в этот период не впадать в односторонность в оценках исторических событий, стремиться к объективности в освещении сложных страниц отечественной истории.
Введение.........................................................................................3
Контрольный теоретический вопрос .........................................6
Заключение..........................................................................14
Контрольные тестовые задания ......................................15
Контрольное аналитическое задание.......................................16
Список литературы ...........................................................17
История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Почему часть всемирной истории? Во-первых, потому, что с точки зрения формационного подхода в своем развитии российское общество прошло примерно те же ступени (формации), что и мировое сообщество: первобытно-общинный строй, феодальный строй, капитализм. В России была сделана героическая попытка создать посткапиталистическое общество (социализм), которая оказала прогрессивное влияние на развитие всего человечества. Примеру СССР последовали многие страны: Китай, Восточная Европа, Куба и др. Да и страны, оставшиеся капиталистическими, многое переняли у СССР. Во-вторых, Россия никогда не была изолирована от других цивилизаций. Еще в период раннего феодализма Русь имела тесные связи (торговые, дипломатические, военные и др.) с Византией, Северной Европой, странами Востока. Сам факт принятия христианства поставил Русь в один ряд с европейскими государствами. Процесс сближения с Европой усилился со времен Петра I. В XVIII, XIX, XX веках Россия оказывала влияние на процессы, происходившие в Европе и мире: участие в Тридцатилетней войне, Семилетняя война, война со Швецией, походы Суворова, разгром армии Наполеона, Священный Союз, поддержка Северной Америки в войне с Англией за независимость, участие России в I мировой войне, Великая Революция, построение социализма, Победа в Великой Отечественной войне и др. В советский период Россия (СССР) стала одной из сверхдержав наряду с США. Без ее участия не решался ни один международный вопрос. И в современное время, постсоветское, Россия выступает как часть мировой экономики и политики.
Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое.
На первом уровне (этапе) познания, историк изучает различные источники для выявления в них фактов.
Методы
реконструктивного познания
Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.
К специально-историческим методам относятся:
- условно-документоведческий
и грамматически-
- методы
текстологии. Так, например, логический
анализ текста позволяет
- историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.
Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:
- историко-сравнительный
метод (в сочетании с методом
отождествления, аналогии как логической
основы этого метода) позволяет
выявить как общие, так и
особенные черты в развитии
разных событий, явлений,
- историко-типологический метод позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.
- метод
периодизации позволяет
- структурно-диахронный
метод направлен на изучение
разновременных исторических
Понятие
«историческая теория» до сих
пор является спорным и не
устоявшимся в научной и
К методам теоретического познания может быть отнесен метод моделирования (хотя он не является собственно историческим).
Можно не знать, не чувствовать влечения
к изучению математики, греческого или
латинского языков, химии. Можно не знать
тысячи наук и все-таки быть образованным
человеком, но не любить историю может
только человек совершенно не развитый
умственно.
Процесс исторического развития человечества носит объективный характер. На развитие общества оказывают влияние многие факторы: уровень развития производительных сил, производственных отношений и соответствующих им явлений(государство, право и т.д.), географическая среда, плотность и рост народонаселения, общение народов между собой и др. Жизнь общества, его история проявляются в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону исторического процесса. Общественное сознание любого конкретного общества представляет собою отражение его общественного устройства. Любое поколение рождается и вырастает при определённой системе социально-экономических отношений. Эти унаследованные новым поколением отношения являются исходными, определяющими характер и условия его деятельности. Из-за этого общество ставит перед собой лишь практически осуществимые задачи. Хотя общественные идеи после их появления приобретают относительную самостоятельность от породивших их материальных отношений и из-за деятельности людей в заданном ими направлении активно воздействуют на ход общественного развития. На данном же этапе развития РФ мы можем надеяться лишь на то что в скором времени будут, наконец, ощутимы перемены в жизни нашего общества в лучшую сторону и знание своей истории без сомнений, поможет нам в этом.
/отметьте правильный вариант
(варианты) ответа следующим образом:
I. В чем состоит принцип историзма:
1. Опираться только на
2. Учитывать в оценке прошлого интересы различных социальных групп.
3. Раскрывать исторические явления в их развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности и связи с порождающими их условиями.
II. Что является главным препятствием в познании истории:
1. Отдаленность событий во времени.
2. Разноречивость оценок и
3. Плохая сохранность материала.
4. Недостоверность исторических фактов.
5. Оценка прошлого
исключительно с позиций
Ш. В чем выражаются особенности исторического познания:
1. Оно движется от обобщений к фактам.
2. Исторические оценки
3. Историческое познание
4. История выступает для каждого поколения людей в качестве «наставницы жизни».
Озаглавьте, мысль К.Ясперса:
«Наше подлинное отношение к истории – это борьба с ней. Почему вообще существует история? Потому что человек – существо конечное и несовершенное; превращения, происходящие в нем благодаря времени, приобщают его к вечному, постичь которое он может таким путем. Несовершенство человека и его историчность – это одно и то же» (К.Ясперс).
Ответ:
Значение истории для человека.