История
Вариант 7.
Задание 1. Охарактеризуйте основные
варианты периодизации всемирной истории
(формационная теория, теория стадий роста,
теория трех волн, теория локальных цивилизаций).
Какой из них из них Вам представляется
наиболее целесообразным? Почему?
Ответ: Периодизация
истории — особого рода систематизация,
которая заключается в условном делении
исторического процесса на определённые
хронологические периоды. Эти периоды
имеют те или иные отличительные особенности,
которые определяются в зависимости от
избранного основания (критерия) периодизации.
Со времени развития исторической
науки учеными-историками разработано
множество различных вариантов периодизации
общественного развития:
- Формационную теорию периодизации истории выдвинул Карл Маркс. В соответствии с этой теорией
история человечества предстает как последовательная
смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинной,
рабовладельческой, феодальной, капиталистической,
коммунистической). Каждая из этих формаций (эпох) рассматривалась как более прогрессивная по сравнению с предыдущей.
Эпоха первобытно-общинного
строя характеризовалась крайне низким
уровнем развития производительных сил.
Когда еще не было частной собственности,
люди полностью зависели от природы и
могли выжить лишь при условии cовместнoгo,
коллективного труда и потребления.
Переход к рабовладельческой
формации связывался с совершенствованием
орудий труда, появлением возможности
производства прибавочного продукта и
eгo единоличного присвоения, возникновением
частной собственности. При этом собственнику
- рабовладельцу принадлежали не только
земля и средства труда, но и сами paботники,
рабы, которые рассматривались как «говорящие
орудия».
Феодальное общество характеризовала частичная
личная зависимость работников от собственников
земли - феодалов. Крестьяне, coставляющие
основную массу трудящегося населения,
обладали личной собственностью на орудия
труда, могли распоряжаться частью произведенногo
продукта. Это определяло их заинтересованность
в повышении производительности труда,
которой не было у рабов.
Капиталистический
строй: общество основано на развитой
частной собственности, рыночных отношениях
и наёмном труде. Зародился в XVI веке в
результате промышленной революции. На
этом этапе начинает развиваться промышленность,
растут города, развивается техника (появляются
первые машины и предприятия – мануфактуры
и фабрики). Складываются два социальных
класса – буржуазия (собственники средств
производства) и наемные рабочие. Рабочий
обладает квалификацией и способностью
трудиться. Владелец предприятия (работодатель)
«покупает» эту способность, а у рабочего
появляется возможность получить источник
средств для существования.
Следующая, коммунистическая
формация. Общество, где с отмиранием
частной собственности человек приобретет
подлинную свободу, будет трудиться исключительно
на себя и нужды общества в целом, сам станет
хозяином своей жизни.
- Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, экономист, историк) в 60-е годы XX в. разработал теорию
стадий экономического роста. Тогда он выделил пять стадий экономического роста:
1. традиционное общество;
2. период предпосылок или переходного
общества;
3.период «взлета» или сдвига;
4.период зрелости;
5.эра высокого массового потребления.
Критерием выделения стадий
стали преимущественно технико-экономические
характеристики: уровень развития техники,
отраслевая структура хозяйства, доля
производственного накопления в национальном
доходе, структура потребления и другие.
Традиционное общество. Существуют
аграрные общества с довольно примитивной
техникой, преобладанием сельского хозяйства
в экономике, сословно-классовой структурой
и властью крупных земельных собственников.
Переходящее общество. Растёт
сельскохозяйственное производство, появляется
новый вид деятельности – предпринимательство
и соответствующий ему новый тип предприимчивых
людей. Складываются централизованные
государства, усиливается национальное
самосознание. Таким образом, созревают
предпосылки для перехода общества на
новую ступень развития.
Стадия “сдвига”. Происходят
промышленные революции, за которыми следуют
социально-экономические и политические
преобразования.
Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая
революция, растёт значение городов и
численность городского населения.
Эра “высокого массового потребления”.
Наблюдается значительный рост сферы
услуг, производства товаров потребления
и превращение их в основной сектор экономики.
В 70-е годы Ростоу дополнил свою
схему шестой стадией – на этой стадии
общество занято поиском путей качественного
улучшения жизненных условий человека.
- Теория трех
волн. Автор - Элвин Тоффлер. Научная концепция основывается на идее сменяющих друг
друга волн-типов общества.
Для
возникновения первой волны, по словам
Тоффлера, потребовались тысячелетия,
но она в конце концов позволила большей
части человечества перейти от племенного
этапа (простых приматов, занимающихся
охотой-собирательством) к этапу развитых
аграрно-феодальных цивилизаций.
Вторая волна произошла гораздо быстрее - за несколько
столетий она перевела почти все человечество
от аграрно-феодально-сельской экономики
к индустриально-рыночной городской.
Третья волна, как утверждает Тоффлер, продолжает
набирать силу и достигнет кульминации
всего через несколько десятилетий. Мы называем ее "информационным взрывом",
"постиндустриальной экономикой"
и т.п.
Скорость
каждой волны в десять раз выше скорости
предыдущей; кроме того, каждая новая волна
более тотальна - в том смысле, что она изменяет больше
людей, изменяет их более полно, а заодно
трансформирует нашу концепцию человеческой
природы и человеческого общества.
4) Западные ученые XX в. рассматривали
исторический процесс как чередование
одних и тех же «циклов» круговорота локальных
цивилизаций. Крупнейший представитель
этой теории – англичанин А. Тойнби. Несмотря
на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций
развиваются независимо друг от друга,
все они проходят в своем развитии одни
и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.
Цивилизационный подход
в поиске общих закономерностей исторического
процесса основан на выявлении общности
черт в политической, духовной, бытовой,
материальной культуре, общественном
сознании, сходных путях развития. Кроме
того, здесь учитываются различия, порожденные
географической средой обитания, историческими
особенностями.
Каждая цивилизация представляет собой
локальную систему,
обладающую специфическими
характеристиками, отличающими ее от
других цивилизаций. Единой,
общечеловеческой цивилизации, по мне-
нию Тойнби, не существует.
Я считаю, что ни одна из данных
теорий не является абсолютно истинной,
а наоборот, одна дополняет другую. Сейчас
историки занимаются сведением известных
теорий в единую. Из данных вариантов периодизации
мне бы хотелось выделить концепцию локальных
цивилизаций, так как именно она, по моему
мнению, в отличие от других, наиболее
точно представляет процесс исторического
развития. К тому же в современной науке
за основу принят именно цивилизационный
подход.
Задание 2. Назовите
ведущие факторы и базовые закономерности
развития человечества в средневековую
эпоху. Какие из них представляются Вам
наиболее важными? Обоснуйте свою точку
зрения и приведите конкретные примеры.
Ответ: Временные
рамки Средневековья – V–XV вв., от падения
Западной Римской империи до Великих географических
открытий.
История средних веков сложная
и противоречивая эпоха. Это и нашествие
варварских племен, когда были уничтожены
достижения высокой римской культуры,
шли кровопролитные междоусобные войны,
подавлялась свободная мысль. В тоже время
в этот период человечество сделало очередной
значительный шаг в своем развитии:
- Появились города, что дало огромный
толчок развитию хозяйства и культуры.
- В средние века образовались
государства, существующие и поныне: Англия,
Франция, Россия, Польша и др. В Западной
Европе возникли выборные представительные
органы – парламент. Генеральные штаты,
сейм. Возник суд присяжных, который применяется
и поныне в ряде стран.
- Получили развитие мировые
религии, которые повлияли на складывание
современной морали, нравственных правил
поведения людей.
- Феодализм, пришедший на смену рабовладению.Феодализм характеризуется:
- наличием натурального хозяйства;
- наделением непосредственных производителей (крестьян) землей и другими средствами производства;
- личной зависимостью крестьян в виде прикрепления к земле;
- низким уровнем техники.
- Оформление народностей.
- В жизнь человека вошли многие
достижения культуры: печатная книга,
университеты, множество школ разных типов.
Создана богатая литература.
- Совершены многие технические
изобретения – механические часы, водяные
двигатели, доменные печи, горизонтальный
ткацкий станок, огнестрельное оружие,
более совершенные корабли.
На мой взгляд, каждый из вышеперечисленных
факторов крайне важен. В совокупности
данные факторы сыграли большую роль в
развитии человечества в средневековую
эпоху.
Задание 3. Перечислите важнейшие современные
глобальные проблемы человечества. Охарактеризуйте
основные направления их решения. Приведите
конкретные примеры.
Ответ:
Глобальные проблемы
— это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит
социальный прогресс человечества и сохранение
цивилизации. Основные глобальные проблемы
современности:
-
Проблема преодоления
экологического кризиса и его последствий. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. В 1982 г. ООН приняла Всемирную хартию охраны природы и создала комиссию по защите окружающей среды. Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играет такая неправительственная организация, как Римский клуб.
Проблема предотвращения
новой мировой войны. Создание ООН, главной целью
которой было развитие межгосударственного
сотрудничества в случае конфликта между
странами, оказание помощи противостоящим
сторонам в урегулировании спорных вопросов
мировым путем. В последующие десятилетия
ведущими ядерными державами мира был
подписан ряд соглашений об ограничении
ядерных вооружений, а некоторые из ядерных
держав взяли на себя обязательства прекратить
ядерные испытания.
- Опасность новых
эпидемий, таких как СПИД, атипичная пневмония и т.д. Опасность таких «болезней цивилизаций», как рак, аллергия и инфаркт. Ведётся работа по поиску новых лекарств и способов лечения. Профилактика «болезней цивилизации» осуществляется с помощью развития спорта, улучшения экологии, борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией и абортами.
- Опасность исчерпания
природных ресурсов: нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов и т.д. Существует два способа решения проблемы с ресурсами:
а) экономное расходование этих
дефицитных ресурсов,
б) поиск заменителей этим ресурсам.
Например, можно делать мебель не из древесины,
а из металла или пластика.
Существуют способы опреснения
солёной морской воды, но эти способы требуют
значительных затрат энергии.
- Опасность энергетического
кризиса. Растут цены на энергоносители,
что заставляет экономить энергию, создавать
более экономичные двигатели внутреннего сгорания.
Расширилось использование альтернативных
источников энергии, которые используют
энергию Солнца, ветра, приливов, подземных
источников горячей воды, но все эти генераторы
являются маломощными и зависят от климата.
Кардинальным решением этой проблемы
могло бы стать создание термоядерных
станций, которые могут иметь неисчерпаемый
источник энергии, но проекты подобных
станций очень далеки от завершения.
- Опасность голода
и перенаселения в развивающихся странах. Проблему голода должна решить
«зелёная» революция – применение орошения,
новой сельскохозяйственной техники,
высокоурожайных сортов растений и дающих
высокую отдачу пород скота. Необходимо,
чтобы фермерские хозяйства вытеснили
примитивные формы организации труда
крестьян. Проблему высокой рождаемости
можно решить с помощью средств ограничения
рождаемости. С этой целью в Китае применили
высокие налоги на второго и последующего
детей.
Все глобальные проблемы взаимосвязаны.
Невозможно решить каждую из них в отдельности,
в отрыве от других, усилиями нескольких
стран. Нужны воля и действия всего человечества. Глобальные проблемы сегодня
находятся в стадии частичного разрешения.
Человечеству рано или поздно удаётся
решить любую проблему, после чего начинают
возникать новые проблемы. Вся история
человечества представляет собой бесконечную
цепь возникновения и разрешения всё новых
и новых проблем.
Задание 4. Охарактеризуйте процесс оформления
самодержавно-крепостнического строя
в России. Выделите его важнейшие этапы,
причины и последствия.