Контрольная работа по " История"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Охарактеризуйте основные варианты периодизации всемирной истории (формационная теория, теория стадий роста, теория трех волн, теория локальных цивилизаций). Какой из них из них Вам представляется наиболее целесообразным? Почему?

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории.docx

— 39.32 Кб (Скачать файл)

Ответ: Самодержавие - монархическая форма правления в России, при которой носителю верховной власти — царю, императору — принадлежали верховные права в законодательстве (утверждение законопроектов), в верховном управлении (назначение и увольнение высших чиновников, верховное руководство центральными и местными учреждениями и органами управления, верховное командование армией и флотом, заведование финансами и др.), в высшем суде (утверждение приговоров, помилование). В истории самодержавия прослеживаются два этапа: 16—17 вв., когда монарх осуществлял свои права вместе с Боярской думой и боярской аристократией; 18 — начало 20 вв. — абсолютная монархия. Самодержавие просуществовало до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. 
Крепостное право - совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости.

Включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли. 
Хронология закрепощения крестьян в России: 
1497 г. — Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день. 
1581 г. — Отмена Юрьева дня — «заповедные лета». 
1597 г. — Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета». 
1607 г. — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет. 
1649 г. — Соборное Уложение отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян. 
1718—1724 гг. — податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле. 
1747 г. — помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу. 
1760 г. — помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь. 
1765 г. — помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы. 
1767 г. — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императору. 
1783 г. — распространение крепостного права на Левобережную Украину. 
В процессе становления крепостничества в России можно выделить несколько этапов юридического закрепощения крестьян: 
1) Судебник 1497 г.; 
2) Судебник 1550 г.; 
3) введение заповедных лет в 80-х гг. XVI в.; 
4) Указ 1592 г.; 
5) введение урочных лет в конце XVI − начале XVII в.; 
6) Соборное Уложение 1649 г. 
Крепостничество в России было унижающей человека системой, которая не только лишала его права распоряжения собой и свободы выбора, но и приучала к мысли о его вековом бесправии. Крепостничество, с одной стороны, порождало в русском народе установку на терпение, необходимость «нести свой крест» в крестьянском менталитете охлократических стремлений к «бунту бессмысленному и кровавому». 
Кроме того, крепостничество консервировало неэффективные социально-экономические отношения в России, отличавшиеся очень низким уровнем производительности сельскохозяйственного труда, поскольку крепостные не были заинтересованы в результатах своего труда на господина. Вместе с тем крепостничество в условиях мобилизационного пути социального развития давало возможность государству контролировать экономическую деятельность разных сословий в стране и концентрировать необходимые финансовые ресурсы при решении внешнеполитических задач. 
Ликвидация крепостного права, которое наряду с самодержавием являлось главной опорной конструкцией социального строя России, его административной системы, поставила вопрос о замене прежних институтов и механизмов управления новыми. В связи с этим необходимо было начать преобразование и в других сферах общественной жизни.

 

Задание 5. Тест:

Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

1. формирование индустриального  общества

2. Древний мир

2. активные процессы глобализации

3. Средневековье

3. формирование племенных союзов

4. Новое время

4. закрепощение крестьян

5. Новейшее время

5. формирование первых государств


 

 

Ответ: 1-3, 2-5, 3-4, 4-1, 5-2.

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

                                           Список литературы

  1. http://maxbooks.ru
  2. Wikipedia.org
  3. http://www.big-soviet.ru/
  4. История средних веков под ред. Н. Колесницкого. 2-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, 1986.
  1. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов.

  1. Глобальные проблемы современности. Нижников С.А. Философия: курс лекций.

  1. Шофман, А. С. 1984 (ред.). Периодизация всемирной истории. Казань: Изд-во Казанского университета.

     8) Стариков Валерий. Интересное обществознание. Учебное пособие для       10–11 класса полной средней школы. - Березники, 2009.


Информация о работе Контрольная работа по " История"