Контрольная работа по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Реформа Сервия Тулия (шестого Рекса по римской исторической традиции) в середине VI века до н.э., нанесла мощный удар родовой организации патрициев. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

Файлы: 1 файл

зарубеж.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Три следующие поправки (тринадцатая, четырнадцатая и пятнадцатая) были приняты сразу после Гражданской войны и имели своей целью ликвидацию рабства и его последствий (таких, как расовая дискриминация). Тринадцатая поправка запрещала собственно рабство (этой же поправкой был изменён раздел 2 статьи IV, которым ранее запрещалось содействовать побегу рабов), Четырнадцатая поправка содержала сразу несколько важных положений, часть из которых затрагивала бывших рабов (в том числе, предоставление гражданства любому лицу, родившемуся на территории США, и запрет на лишение прав иначе как по приговору суда), а Пятнадцатая поправка запрещала ограничение активного избирательного права по признаку расы, цвета кожи или в связи с прежним положением раба. Четырнадцатая поправка фактически отменила действие нормы раздела 2 статьи I, которая при определении количества представителей от штата в палате представителей учитывала только три пятых от общего числа рабов.

В 1913 году вступила в силу шестнадцатая поправка, которая дала конгрессу право устанавливать и взимать федеральный подоходный налог, что стало важным источником доходов бюджета. До того попытки законодательно установить подоходный налог терпели неудачу.

В том же году была ратифицирована и семнадцатая поправка, которая ввела прямые выборы сенаторов. До того сенаторов избирали законодательные собрания штатов. После Гражданской войны выборы сенаторов часто сопровождались скандалами, иногда разногласия между партиями мешали избранию сенатора в течение нескольких лет. За сорок лет (с 1866 по 1906 год) девять сенаторов были обвинены в даче взяток. Поправка регулярно предлагалась с 1893 года, но так же регулярно отклонялась сенатом. В 1907 году прямые выборы сенаторов были введены в Орегоне, а к моменту принятия поправки его примеру последовало ещё двадцать восемь штатов. Принятие поправки может объясняться и тем, что на тот момент в Сенате преобладали сенаторы, избранные на прямых выборах.

В 1919 году была принята восемнадцатая поправка, которой запрещались производство, продажа, перевозка, экспорт и импорт алкогольных напитков на территории США («Сухой закон»). Антиалкогольные меры были непопулярны, контрабанда и нелегальное производство алкоголя приносили огромные доходы организованной преступности, поэтому уже в 1933 году была принята двадцать первая поправка, отменившая восемнадцатую поправку. При этом допускались ограничения оборота алкоголя на уровне штатов, и некоторые штаты воспользовались этим правом. Двадцать первая поправка стала единственной поправкой, которая была ратифицирована не легислатурами штатов, а специально созванными конвентами.

В 1920 году женщины получили активное избирательное право (девятнадцатая поправка). В самой конституции не установлены требования для избирателей. В конституции указано, что избиратели в каждом штате должны отвечать требованиям, предъявляемым к избирателям более многочисленной палаты законодательного собрания штата. По этой причине активное избирательное право (в том числе на общенациональных выборах) на протяжении всей истории США оставалось в ведении штатов, а федеральное регулирование осуществлялось только в виде поправок, запрещавших дискриминацию той или иной группы населения (в 1870 году пятнадцатой поправкой была запрещена дискриминация по цвету кожи).

Двадцатая поправка была предложена в марте 1932 года. Целью поправки было сокращение срока, который проходит между выборами президента и конгресса и истечением полномочий соответственно уходящего президента и конгресса предыдущего созыва. По прежнему порядку новый президент вступал в должность через четыре месяца после выборов — в марте следующего года, и поэтому в течение всего этого периода могло существовать двоевластие. Дважды это приводило к кризисам: в 1861 году избранный президент Авраам Линкольн не имел возможности своевременно отреагировать на сецессию Южных штатов, а в 1933 году (уже во время ратификации поправки) избранный президент Франклин Делано Рузвельт не имел возможности проводить свою программу «Нового курса». Аналогичная ситуация складывалась с конгрессом, выборы в который проходили в декабре, а первое заседание нового созыва — в марте. Поправкой обе даты были перенесены на январь (3 января для конгресса, 20 января для президента).

После смерти Рузвельта, который занимал пост президента на протяжении рекордных четырёх сроков (Рузвельт умер через несколько месяцев после инаугурации на четвёртый срок), была предложена двадцать вторая поправка (вступила в силу в 1951 году). Поправка законодательно закрепляла правило, по которому ни одно лицо не могло занимать пост президента более двух сроков. Ранее такое ограничение существовало на уровне традиции, которую, по сути, нарушил Рузвельт. Ещё Джордж Вашингтон отказался выдвигаться на третий срок, а Томас Джефферсон писал, что «если ограничение на длительность службы в качестве главы исполнительной власти не будет закреплено в Конституции или соблюдаться на практике, должность, формально срочная, может фактически стать пожизненной».

В 1961 году была принята двадцать третья поправка, которая позволила округу Колумбия избирать выборщиков в коллегию выборщиков. Тем не менее, до настоящего момента округ Колумбия, как не являющаяся штатом территория, не имеет представительства в конгрессе за исключением одного делегата в палате представителей без права голоса.

Двадцать четвёртая поправка запретила ставить возможность участия в федеральных выборах в зависимость от уплаты или неуплаты налога. Необходимость принятия поправки объяснялась политикой ряда штатов, которые стремились не допустить к выборам бедное население (значительную часть которого составляли афроамериканцы и иммигранты). Примерно в тот же период законы штатов, которыми устанавливались подобные налоги, неоднократно рассматривались верховным судом США. Через два года после вступления в силу поправки верховный суд в решении по делу Харпер против Департамента выборов Виргинии признал неконституционным аналогичные запреты на участие в выборах на уровне штата, поскольку они противоречили четырнадцатой поправке.

Поскольку Конституция США устанавливает фиксированные сроки переизбрания президента и конгресса, при досрочном прекращении полномочий президента не проводятся досрочные выборы, а его пост занимает вице-президент. Формулировка первоначальной редакции Конституции оставляла неясным вопрос о том, становится ли вице-президент новым президентом или он просто исполняет его обязанности до новых выборов. Для того, чтобы урегулировать этот вопрос на конституционном уровне (раньше вице-президент тоже становился президентом, но в силу обычая), была принята двадцать пятая поправка (предложена в 1965 году, ратифицирована в 1967 году). Она закрепила порядок замещения должностей президента и вице-президента, в том числе при временной невозможности исполнять обязанности. Значительную роль эта поправка сыграла в карьере Джеральда Форда: сначала он был назначен вице-президентом после отставки Спиро Агню, а потом после Уотергейта и импичмента Никсона стал президентом.

Двадцать шестая поправка ввела активное избирательное право по всей стране с 18 лет. Требование о понижении возраста, с которого можно принимать участие в выборах, приобрело популярность во время войны во Вьетнаме, так как ситуация, когда воинская обязанность наступает раньше, чем приобретаются гражданские права, казалась многим несправедливой. Поправка была принята конгрессом в марте 1971 года и уже к 1 июля набрала нужное число ратификаций.

Последней на данный момент была принята двадцать седьмая поправка, предложенная ещё в 1789 году и ратифицированная необходимым количеством штатов только в мае 1992 года. Она установила, что закон, меняющий размер жалованья сенаторов и представителей, может вступить в силу только после следующих выборов в палату представителей.

Задание 7:

Дайте характеристику государственного строя, закрепленного Веймарской  конституцией.

Решение:

31 июля 1919 года в Веймаре  Национальное собрание приняло  Конституцию, которая вошла в  историю под названием Веймарская  конституция (Конституция Германской империи).

Итак, рассмотрим Веймарскую конституцию и дадим характеристику государственного строя Германской империи, который закрепила данная конституция.

Германская империя  стала буржуазной парламентской  республикой во главе с президентом.

Высшим законодательным  органом был объявлен рейхстаг, его  депутаты избираются  всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах  пропорционального представительства, мужчинами и женщинами,  достигшими 20-летнего возраста. Рейхстаг избирался на 4 года.

Конституция вводила  пропорциональную систему выборов. Вся Германская империя была поделена на 35 избирательных округов.

Парламент состоял из двух палат: нижняя палата – рейхстаг, верхняя палата – рейхсрат. Рейхсрат (Имперский совет) состоял из представителей 18 земель (15 республик и 3 вольных городов, пользовавшихся автономией), на которые делась Германия. Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария – 10, Саксония – 7, Баден – 3 и т.д.6

При несогласии палат  решение спорного вопроса принадлежало президенту республики. Он либо присоединялся к рейхсрату (и этим решался спор), либо поручал решение референдуму.

Федеративность Германии была по большей части строго дозированной. Все важные вопросы находились в  ведении империи, но каждая из земель имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, свой законодательный орган – ландтаг и собственное правительство.

Президент республики избирался  всеобщим голосованием. Избранным мог  быть каждый немец, которому исполнилось 35 лет. Избирался президент сроком на 7 лет. Переизбрание допускалось. До истечения срока президент империи мог  быть  смещен  народным  голосованием  по предложению  рейхстага.  Для постановления рейхстага об этом требовалось большинство –  2/3 голосов. Постановлением  этим  президент империи отстранялся от дальнейшего исполнения должности. Отклонение народным голосованием предложения о смещении считалось переизбранием и влекло за собой роспуск рейхстага. Президент империи не мог быть подвергнут уголовному преследованию без согласия рейхстага. Власть президента во многом походила на монархическую. При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Президенту разрешалось распускать рейхстаг, если он находил это нужным, и назначать новые выборы. Так же в компетенции президента находилось командование вооруженными силами, назначение на высшие военные  гражданские должности, назначение министров правительства и его главы.

Глава правительства  – канцлер республики, формулировал основные принципы политики руководимого им правительства.

В Веймарскую Конституцию  были внесены немаловажные нормы, касающиеся отношений между правящими классами, с одной стороны, и трудящимися - с другой. Конституция провозглашала  и узаконивала свободу слова, печати, ассоциации и т.д. Отделив школу от церкви, Конституция предусматривала обязательное религиозное воспитание детей.7  

Особое значение Конституция предавала созданию рабочих советов на предприятиях и в округах. Рабочие и служащие призваны были на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда, а также и в хозяйственном развитии организации предпринимателей и рабочих. Защита социальных и хозяйственных интересов рабочих и служащих возглавлялась на их представительные органы – рабочие советы предприятий. Были узаконены 8-часовой рабочий день, право на заключение коллективных договоров, введение пособий по безработице, избирательное право.

Так же конституция  содержала раздел о гарантии личных и гражданских прав и свобод немцев: полного гражданского равенства, свободы передвижения, вероисповедования, свободы личности, печати, слова, митингов, собраний, союзов и общинного самоуправления.

Веймарская  Конституция провозглашала независимость  судебной власти, которая реализовывалась в рамках независимых и самостоятельных судов и Верховного суда Германии.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Батыр, К.И. История государства и права зарубежных стран / К.И. Батыр. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Проспект, 2007. – С. 83.

2 Кузищин, В.И. Хрестоматия по истории Древнего Рима/ В.И. Кузищин В.И. – М.: Остожье, 1987. – С. 233.

3 Батыр, К.И. Указанное сочинение. С. 83.

4 Черниловский, З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / З.М. Черниловский. – М.: Поспект, 2002. – С. 126.

5 Черниловский, З.М. Указанное сочинение. С. 128.

6 Батыр, К.И. Указанное сочинение. С. 423.

7 Глазова, Е.В. История государства и права зарубежных стран / Е.В. Глазова, Л.Н. Терехова. – СПб.: Питер, 2008. – С. 173.

8 Севастьянов, А.В. История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах: учебное пособие / А.В. Севастьянов. – М.: Проспект, 2008. – С. 98. 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»