Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:49, контрольная работа
Александр Первый, император всероссийский, старший сын императора Павла Петровича и Марии Федоровны, родился 12 декабря 1777 года. Имя свое Александр получил в честь св. Александра Невского. Более всех была обрадована его рождением Екатерина Вторая, которая решилась сама воспитывать внука. В дело воспитания Екатерина вложила много ума, сердца и любви, привлекла к этому делу лучшие научные и педагогические силы тогдашней России
ГБОУ ВПО Алтайский государственный медицинский университет
Факультет экономики и управления в здравоохранении
Кафедра социологии и истории Отечества
Контрольная работа по истории Отечества
вариант №____8___
Выполнил студент _1___курса 191____группы
Ф.И.О.: Золотухина Анна Александровна
№ зачетной книжки__________________
Проверил:_____________________
Барнаул – 2015 __ г.
Александр Первый, император всероссийский, старший сын императора Павла Петровича и Марии Федоровны, родился 12 декабря 1777 года. Имя свое Александр получил в честь св. Александра Невского. Более всех была обрадована его рождением Екатерина Вторая, которая решилась сама воспитывать внука. В дело воспитания Екатерина вложила много ума, сердца и любви, привлекла к этому делу лучшие научные и педагогические силы тогдашней России. С 1786 года воспитанием Александра по большей части занимался Ф.Ц. Лагарп, он был Александру не только воспитателем-учителем, но и верным другом.
Как представитель либерального, пожалуй, даже республиканского направления, Лагарп внедрил в Александра начала правды, справедливости и глубокое уважение к человеческому достоинству. На престол Александр вступил в 23-летнем возрасте, но уже со сложившимися взглядами и намерениями. В изданном 12 марта 1801 года Манифесте он подчеркнул свою приверженность политическому курсу Екатерины Второй, однако он так же не мог не считаться с новым « духом времени », в первую очередь, с влиянием французской революции на умы своих подданных. В первые годы царствования перед ним стояли задачи усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда всем европейским монархам приходилось считаться с ростом прогрессивных сил, проводить гибкую политику либеральных преобразований. В новых условиях он стремился найти такие способы решения назревших политических проблем, которые соответствовали бы духу времени. Александр провозглашал, что отныне в основе его политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов. Казалось, для России наступает золотой век.
Александр Первый пытался дать стране конституцию. Идя навстречу обществу, он решился произвести коренную реформу. России начала 18-го века недоставало очень многого, но главная причина ее внутренних бед и неурядиц заключалась в отсутствии законности тогдашней русской жизни. Оно сказывалось наверху – в произволе управления, внизу – в крепостном праве. Верховная власть в России 18-го века стала утрачивать общенародный характер, обращаясь в сословную монархию. Устранить произвол управления и упразднить крепостное право – это значило бы вернуть верховной власти прежнее, истинное ее положение. Внимание Александра обращается на эти два вопроса.
5-го июня 1801 года указ, признавший, что « умаление прав Сената привело к ослаблению силы самого закона » , произвел сильное впечатление в обществе. Около государя образовался тесный кружок лиц ( Кочубей, Строганов, Новосильцев, Чарторыйский ), эти люди принадлежали к высшему обществу, образованные, воспитанные на просветительной литературе 18-го века, честные, горевшие желанием работать на пользу родины. Но недостатком их было неполное знакомство с бытом и прошлым России. Сотрудничество их было непродолжительным, они смотрели на государя свысока, находили его неопытным, мягким и ленивым. В связи с этим они считали необходимым поработить Александра. План их состоял в полной реорганизации управления, законного признания прав народа и гарантий нового политического строя. Со стороны внешней политики они считали необходимость восстановления Польши.
Когда же отношения кружка и Александра изменились в худшую сторону, недавние друзья стали отзываться о нем, как о « совокупности слабости, неверности , страха и несправедливости » . Между тем, Александр хотел восстановить общенародный характер государственной власти. В конечном счете большая часть планов данного кружка не была реализована, все ограничилось частными преобразованиями. Правительство не могло поставить вопрос об уничтожении крепостного права и пошло лишь на незначительные преобразования. Указ от 12 февраля 1801 г., разрешил купцам, мещанам, и государственным крестьянам приобретать и продавать земли. Он отменял монополию государства и дворянства на владение недвижимостью, простолюдины получили право покупать ненаселённые земли, тем самым, открывались некоторые возможности для развития буржуазных отношений в недрах феодального строя. Наиболее значимым стал указ " О вольных хлебопашцах" (1803 г.). Помещики получили право отпускать крестьян на волю с землёй за выкуп (таких крестьян стали называть "вольными хлебопашцами"). Практические результаты этого указа были ничтожны (только 47 тыс. крестьян смогли выкупить себе свободу к концу царствования Александра I). Основная причина заключалась не только в нежелании помещиков отпускать своих крестьян, но и в неспособности крестьян заплатить назначенный выкуп. Ряд указов (1804-1805 гг.) ограничил крепостное право в Латвии и Эстонии (Лифляндской и Эстляндской губерниях); указы 1809 г. - отменяли право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительные проступки; разрешали крестьянам с согласия помещиков заниматься торговлей, брать векселя и подряды. Но все это лишь незначительные уступки крестьянству со стороны правительства, которое не посягало на права и привилегии помещиков.
Система высшего государственного управления, созданная при Александре I, функционировала практически без изменений до 1906 г., а с изменениями (учреждение Государственной думы), до 1917 г.
• 1802 г., 8 сентября – подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», как высшего судебного органа России.
• 1801–1803 гг. – заседания Негласного комитета (Александр I, П.А. Строганов,
B.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев), выяснение состояния всех сторон российской действительности, желательность конституционных реформ и отмены крепостного права, при осознании невозможности быстрых кардинальных реформ по этим направления ввиду резко отрицательного отношения к ним дворянского общества.
• 1802–1811 – министерская реформа, замена устаревших коллегий министерствами.
Манифест от 8 сентября 1802 г. учреждал Комитет министров (для координации правительственной деятельности) и 8 министерств (иностранных дел, военное, морских дел, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения). Дела теперь решались единолично министром, отчетным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты – на отделения во главе с начальниками
отделений; отделения – на столы во главе со столоначальниками.
12 июля 1810 г. вышел подготовленный
М.М. Сперанским манифест «О
• 25 июня 1811 – принято «Общее учреждение министерств».
• 1811 – впервые начали составлять единый государственный бюджет.
• 1809, 3 апреля – указ «О придворных званиях» объявлял целый ряд придворных чинов просто почетными званиями. Они теперь не считались государственной службой. Проект разработал Сперанский, но по прямому указанию Александра I. Царь, с одной стороны, удешевлял содержание двора, с другой – лишал этот «пережиток старины» прежнего влияния.
• 1809, 6 августа – указ «Об экзаменах на чин» требовал для получения чинов коллежского асессора (давал право не дворянам на личное дворянство) и статского советника (давал право на потомственное дворянство) предъявлять диплом об университетском образовании или сдавать экзамен в объеме программ университета. Указ принуждал дворян идти учиться в университеты, облегчал карьеру выпускников университетов из разночинцев, повышал образовательный профессиональный уровень государственных служащих.
• 1810, 1 января – создание Государственного совета, заменившего Непременный совет.
Состоял из общего собрания членов и 4-х департаментов: военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии, законов. Была также Государственная канцелярия во главе с государственным секретарем, им стал М.М. Сперанский. В Государственный совет входили все министры и лица, пожизненно назначенные туда императором. Император имел право не выполнять рекомендаций Совета, но Александр не склонен был так
поступать. Когда Государственный совет выразил сомнение относительно полезности преобразований, заложенных в проект Сперанского, царь, сам давший задания писать данный проект и уже утвердивший его, отложил (получилось – навсегда) его внедрение в жизнь.
• Реформа Синода предусматривала рост прав обер-прокурора Синода. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора. С 1803 по 1824 г. должность обер-прокурора исполнял князь А.Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.
Конституционные проекты
• 1809 – Созыв финского сейма в Борго, признание старой Финляндской конституции, которой Финляндия обладала, будучи в составе Швеции, объявление Александра великим князем Финляндским. Все это означало
появление в составе Российской империи – автономного княжества с конституционной монархией. В 1815 г. в составе России появится вторая конституционная монархия – царство Польское.
1809, октябрь – проект М.М. Сперанского «Введение
к уложению государственных законов» подписан
царем. Проект преследовал цель модернизировать и европеизировать государственное управление путем введения буржуазного принципа разделения властей, предполагал также социальные реформы. Намекал на возможность в будущем отменить крепостное право. Население России делилось на 3 «состояния»: 1) дворянство,
2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне ) 3) «народ рабочий».
Дворянство сразу наделялось всеми политическими и гражданскими правами. «Среднее состояние» имело гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде), а при приобретении недвижимости получали и политические права.
«Народ рабочий» не имел ни гражданских, ни политических прав, но проект признавал: такое положение не может быть бесконечным. В первом варианте проекта было положение о постепенной отмене крепостного права. Однако информация об этом просочилась в дворянскую среду, вызвав крайне негативную реакцию, вплоть до слухов о возможном свержении императора Александра I.
Все органы управления были разделены на законодательные, исполнительные и судебные. Вводилась ответственность исполнительных органов от законодательных и независимость судебных органов. Законодательные органы избирались, вводился имущественный ценз. Законодательные органы избирались на 4-х уровнях: Государственная дума, губернские думы, окружные думы, волостные думы. Исполнительные органы: Министерства, губернские управления, окружные управления, волостные управления. Судебные органы были представлены Сенатом, губернскими судами (внутри гражданское и
уголовное отделение), окружными судами (гражданское и уголовное отделение).
Высшим органом, призванным объединять деятельность всех трех ветвей власти, должен был стать Государственный совет. Этого органа не было в первом варианте проекта, потом он появился как компромиссная мера в отношении высших сановников, которые могли опасаться за свое влияние на государственные дела.
Однако выше всех с прежней неограниченной властью стоял император. Он мог прервать и даже распустить сессии Государственной думы, назначив новые выборы. Император назначал министров и состав Сената.
Хотя все высшие сановники знали, что проект Сперанского написан по прямому указанию императора Александра I, проект вызвал упорное противодействие сенаторов, министров из круга «Екатерининских орлов», а также других высших чиновников и генералитета. Александр I не решился его реализовать.
Однако отдельные части проекта были реализованы: имеется в виду реформа Сената и создание 1 января 1810 г. Государственного совета.
2. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии в 1813–1814 гг.
12 июня 1812г. более чем 400-тысячная армия Наполеона перешла Неман и вторглась в Россию. Началась Отечественная война 1812 г. Она была
вызвана стремлением французского императора Наполеона к мировому господству. В Европе только Россия и Англия сохраняли свою независимость. Несмотря на Тильзитский договор ( 1807 г, по которому Россия присоединилась к континентальной блокаде, обязавшись прервать торговые отношения с Англией. Участие в континентальной блокаде противоречило экономическим интересам России и вызывало недовольство дворянства и купечества.), Россия продолжала противодействовать расширению наполеоновской агрессии. Особо раздражило Наполеона нарушение Россией континентальной блокады Англии. С 1810 г. обе стороны готовились к войне. Агрессором стал Наполеон. Для русского народа война стала освободительной и отечественной. В ней приняли участие как кадровая армия, так и широкие народные массы. Стратегический замысел французского императора состоял в том, чтобы в ряде приграничных сражений разбить поодиночке русские армии, овладеть Москвой, заставить Александра I капитулировать и тем самым вывести Россию из войны.
Русское командование начало разработку генерального плана военных действий в 1810 г. На западных рубежах России были сосредоточены три армии: 1-я армия под командованием М. Б. Барклая де Толли прикрывала петербургское направление; 2-я армия под командованием П. И. Багратиона стояла на московском направлении; 3-я армия под командованием А, П. Тормасова — на киевском (общая численность 214 тыс. солдат). Замысел состоял в том, чтобы, уклонившись от генерального сражения, отступить и вынудить Наполеона растягивать тылы, удаляться от складов и баз. Ослабив «великую армию», русское командование планировало перейти затем в контрнаступление. Следует отметить, что данный план был одобрен лишь весной 1812 г. и не имел полной поддержки (в частности, против него выступал ряд влиятельных генералов, придерживавшихся мнения о необходимости дать Наполеону сражение вблизи границы).
Информация о работе Контрольная работа по "Истории Отечества"