Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:49, контрольная работа
Александр Первый, император всероссийский, старший сын императора Павла Петровича и Марии Федоровны, родился 12 декабря 1777 года. Имя свое Александр получил в честь св. Александра Невского. Более всех была обрадована его рождением Екатерина Вторая, которая решилась сама воспитывать внука. В дело воспитания Екатерина вложила много ума, сердца и любви, привлекла к этому делу лучшие научные и педагогические силы тогдашней России
По сравнению с проектом М. М. Сперанского «Уставная грамота» Новосильцева являлась шагом назад: система назначения в Думу вместо выборности; дополнение имущественного ценза у Сперанского сословным принципом у Новосильцева, так как большая часть депутатов избиралась от дворянства. Однако на реализацию этого проекта Александр I не решился, не чувствуя поддержки своим начинаниям в кругах поместного дворянства.
Противодействие большинства дворян преобразовательным намерениям царя развивалось на фоне нарастания революционного движения в Европе. Характерной чертой «аракчеевщины» являлись жесткие меры против движения угнетенных масс. Александр I опасался, что усиление массового движения в стране повлечет за собой революционный взрыв, аналогичный тому, что потряс в 1820 г. многие страны Западной Европы. После донского движения началась полоса реакции. Были изданы подряд (в 1822, 1823 и 1824 гг.) три указа, подтверждавшие прежнее право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Правительство разрешило помещику ссылать крестьян через губернские правления, не производя никаких судебных расследований и без ограничения лет ссылки. Помещик имел право возвратить сосланных, когда хотел.
Ряд законодательных актов укреплял положение дворянства. Только дворянство имело право владеть населенными имениями, в 1814 г. запрещалось покупать населенные земли личным дворянам, запрещалась покупка крестьян разночинцами, купцами, мещанами. В 1817 г. безземельное дворянство было отстранено от участия в дворянских выборах. Началось попятное движение в области просвещения и цензуры. Для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях увеличилось количество часов, отводимых на религиозное обучение. Усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1819–1821 гг. подверглись разгрому Казанский, Харьковский и Петербургский университеты, многие профессора были уволены за вольнодумство. В 1822 г. Александр I запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов. В армии была восстановлена палочная дисциплина, что привело к волнениям 1820 г. в Семеновском полку. В 1821–1823 гг. вводится секретная гражданская полиция и сеть тайной полиции в гвардии и в армии.
После 1822 г. царь окончательно утратил интерес к государственным делам, передал их в ведение Аракчеева. Личные переживания Александра I (утрата дочерей и сестры, тяжесть при воспоминании о гибели отца ), наводнение 1824 г. в Петербурге, неприятие дворянством реформаторской деятельности усилили у императора склонность к религиозности и мистицизму. « Призывая к себе на помощь религию, − говорил Александр, − я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира». Современники отмечали, что царь стал мрачным и все чаще уединялся.
Перемены во внутренней политике царя были связаны с его боязнью разделить участь Павла I, который в своей политике не считался с интересами большинства дворян. Он не нашел поддержки своим замыслам, в подавляющей массе помещики не хотели либеральных преобразований. Победа над Наполеоном усилила позиции России, дворяне не понимали, почему освободительница Европы должна резко менять социально-экономические и политические порядки. В проведении реформ Александр I опирался только на узкий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства.
Помешала осуществлению реформ сложная внешнеполитическая обстановка. Россия вынуждена было вести постоянные войны, причем на нескольких направлениях одновременно: коалиционные войны 1805–1807 гг., русско-шведская война 1808–1809 гг., война с Турцией 1806–1812 гг., война с Персией 1804–1813 гг., Отечественная война 1812 г. и заграничные походы 1813–1814 гг.
Немалую роль в отказе от реформ играли и личные качества императора − неустойчивость его настроения, двуличие, развившаяся с годами склонность к мистицизму. Имела значение и противоречивость общего замысла преобразований: сочетать либеральные реформы с сохранением основ самодержавного строя, освобождение крестьян с интересами большинства дворян было невозможно. Хотя многие реформаторские начинания царя не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований подготовили почву для экономического и политического реформирования России во второй половине XIX в
Смерть Александра Первого наступила 1 декабря 1825 года. Ее причиной стал брюшной тиф. Император Александр оставил потомкам богатое и неоднозначное наследие. Его нерешительность в проведении реформ и боязнь волнений и возмущений дворянства не позволили до конца претворить задуманное. Но он заложил богатый фундамент в будущее России. Реформы, которые были проведены в царствование Александра Первого несомненно были шагом вперед. Эти реформы стали позитивным этапом развития государства Российского. Это и начало разрешения вопроса о крепостном праве, он не уничтожил его, но первым положил конец к распространению этого ужасного явления русской жизни. И за время правления Александра территория Российской империи значительно расширилась: в российское подданство перешли Восточная и Западная Грузия, Мингрелия, Имеретия, Гурия, Финляндия, Бессарабия, большая часть Польши (образовавшая царство Польское).И величайшая победа над Наполеоном. Именно при Александре Россия и стала той великой европейской и мировой державой, которая вплоть до гибели империи являлась мощным и долговременным фактором мировой
политики, несмотря на свое общее цивилизационное отставание.
1. Безотосный В.М. Антинаполеоновские коалиции и их противник//Вопросы истории,- 2009. - № 1.
2. Власть и интеллект в
3. Деревянко А.П. История России: учеб. для вузов. – М.: Проспект, 2009. – 567 с.
4. Долгих А.Н. Законодательство
о вольных хлебопашцах и его
развитие при императоре
5. Захаров В.Ю. Конституционализм
как вариант модернизации
6. История государственного
7. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов/ Под ред. Н.И.Павленко. – М.: Высшая школа. 2000. – 560 с.
8. История России. В 2 т. Т.1: С древнейших времен до конца XVIII века/ под ред. А.Н. Сахарова; - М. : АСТ, 2005.- 943 с.
9. Мироненко с.В. Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история России первой половины XIX столетия. М., Мысль, 1990 - 235 с.
10. Писарькова Л.Ф. Власть и общество в 1803–1809 гг.: на пути к реформам государственного управления 1810-1811 гг. // Российская история. – 2011. – № 6.
11. Россия XIX век: Курс лекций / Троицкий Н.А. – М., 2003.
12. Христофоров И. А. От Сперанского
до Столыпина: крестьянская реформа
и проблема землеустройства // Российская
история. – 2011. – № 4
Информация о работе Контрольная работа по "Истории Отечества"