Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:25, контрольная работа
Задание 1. Перечислите основные закономерности развития мировой цивилизации в эпоху Средневековья. Охарактеризуйте наиболее важные, с вашей точки зрения, достижения этого периода.
Задание 2. Перечислите наиболее важные, с вашей точки зрения, события в истории восточных цивилизаций в Новое время. Аргументируйте свой ответ.
Задание 1 .....................................................................................................3
Задание 2......................................................................................................6
Задание 3 .....................................................................................................8
Задание 4......................................................................................................11
Задание 5…………………………………………………………………..18
Список литературы ....................................................................................19
Федеральное
государственное
бюджетное учреждение
высшего профессионального
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Учетно-статистический факультет
Кафедра «Теория и история экономики»
История мировых цивилизаций
Контрольная работа
Вариант 9
Выполнила студентка Стратеева Оксана Петровна
Факультет финансово-кредитный
Направление бакалавр экономики
Группа (поток) 4
номер зачетной книжки 11ФЛБ00657
Преподаватель Бершадская О. В.
Краснодар 2013
План работы
Стр.
Задание 1 .............................. |
|
Задание 2............................. |
|
Задание 3 .............................. |
|
Задание 4.............................
Задание 5…………………………………………………………………..18 |
|
Список литературы .............................. |
Задание 1. Перечислите основные закономерности развития мировой цивилизации в эпоху Средневековья. Охарактеризуйте наиболее важные, с вашей точки зрения, достижения этого периода.
Эпоха Средневековья начинается в V веке н.э. в связи с падением Римской империи и заканчивается в XVII веке формированием капиталистического уклада в европейской экономике.
Эпоха Средневековья делится на 3 этапа:
В исторической науке эпоху Средневековья также называют феодализмом. Этот термин образовался от латинского слова «феод» - земельное владение, пожалованное за службу. Но в Европе феод являлся частной собственностью владельца, а на Востоке по-прежнему был условным владением.
Термин «феодализм» в большей степени отражает социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в Средние века в Европе. Для Востока основные черты феодализма были характерны не только в Средние века, но и в другие исторические эпохи.
В период Средневековья происходит зарождение и формирование большинства современных европейских народов.
Средневековое общество – это аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основой экономики являлось замкнутое натуральное хозяйство, а в последние века – мелкотоварное производство.
Труд был ручным, что предопределяло медленные темпы технико-экономической эволюции. Роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.
Раннее Средневековье – это период слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов определял развитие главным образом внешней торговли, которая была ориентирована в основном на высшие слои общества.
Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.
Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.
Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю.
Классическое Средневековье охватывает период с XI по конец XV века. В это время в жизни западноевропейского общества произошли значительные изменения по сравнению с периодом Раннего Средневековья.
Завершился процесс формирования феодальных отношений, и все структуры феодального общества достигли наиболее полного развития. Получает практическое осуществление принцип разделения властей – возникают сословно-представительные органы власти. Организуются первые политические партии, возникают первые университеты.
В XIV – XV вв. появляется новая форма организации промышленного производства – мануфактура, которая предполагала специализацию труда между работниками, что значительно повышало его производительность.
Период XV – XII вв. является временем, когда происходило разложение феодализма и зарождались капиталистические отношения. На этом этапе значительно возрос уровень производительных сил, изменялись формы организации производства, благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда и ускорились темпы экономического развития.
В этот период произошли Великие географические открытия, благодаря которым сложился мировой рынок, торговые связи охватили практически все континенты.
XVI – XVII вв. принадлежат такие явления общественного развития, как первая научная революция, заложившая основы современного знания в области естественных и точных наук, гуманитарных и политических, философских воззрений.
Задание 2. Перечислите наиболее важные, с вашей точки зрения, события в истории восточных цивилизаций в Новое время. Аргументируйте свой ответ.
В XIX в. идет процесс образования мирового рынка, в котором огромное значение имел экономический и территориальный раздел мира. Ряд восточных государств были колониями европейских стран, полностью лишенными экономической и политической самостоятельности. Существовали также полуколонии (Иран) и протектораты (Египет), где сохранялась самостоятельность государства при решении незначительных внутренних проблем. А такие важнейшие отрасли, как финансы, сельское хозяйство, промышленность и торговля, находились под контролем иностранцев. Такая ситуация стала возможной в результате заключения неравноправных договоров.
Колонии и зависимые страны имели аграрно-сырьевую специализацию и являлись источником дешевой рабочей силы. Западные инвесторы вкладывали капиталы в развитие выгодных для них отраслей: производство экспортных культур, перерабатывающую, добывающую промышленность, развитие инфраструктуры. В результате экономика Востока развивалась неравномерно.
Одновременно
колониализм способствовал
Китай в XVIII в. находился под властью маньчжурской династии Дин. В отличие от прежних завоевателей маньчжуры не растворились среди местного населения, а обеспечили себе обособленное и привилегированное положение. С середины XVIII в. началась политика «закрытия» Китая. Изоляция страны и феодальный регламент замедляли развитие Китая по капиталистическому пути.
На положении арабских стран отразился упадок Османской империи в XVIII в. Власть турецкого султана в Северной Африке, включая Египет, была в значительной мере номинальной. В Сирии, Ливане и Ираке она была резко ослаблена народными восстаниями и мятежами местных феодалов. В Аравии возникло широкое религиозно-политическое движение – ваххабизм, поставившее своей целью полное вытеснение турок с Аравийского полуострова.
Индия находилась под британским колониальным гнетом. Ограбление Индии способствовало накоплению огромных богатств в руках английской буржуазии. В 1857-1859 гг. народное восстание в Индии охватило значительную территорию. Повстанцы были разгромлены, для укрепления государства колонизаторы были вынуждены пойти на ряд реформ.
Задание 3. Выделите основные, с вашей точки зрения, факторы, определившие специфику западной цивилизации, охарактеризуйте их.
Цивилизационная парадигма Запада имеет три основополагающих источника: христианство, наука и особенности истории народов Средиземноморья.
Чтобы понять
специфику цивилизационной
Своеобразие Западной цивилизации проистекает не из особенностей каждого источника в отдельности, а дальше по извилистому руслу развития общества, где в городском котле смешались воды христианского критицизма, принципы научного мировоззрения и энергетика буржуазного накопительства.
Безусловно одно - самым главным и определяющим фактором формирования Западного общества является католическое христианство.
На идейной базе христианского критицизма возникла наука (в современном ее понимании), сначала, как методология познания божественного откровения, а в последующем, как изучение причинно-следственных связей материального мира. Ведь мир в представлении ранних христиан и есть создание Бога, его продукт, который надо понимать, а значит – изучать. Следовательно, познавая материальный мир, мы познаем Бога.
Наука стала главным рычагом не только научно технического прогресса и основным фактором формирования цивилизационной парадигмы Запада, но и главным фактором распространения атеистического мировоззрения. Увы, но факт, что научное просвещение есть главный источник распространения атеизма. Ну, и ошибки в деятельности самой католической церкви, конечно.
Урбанизация, техника, рыночные механизмы, демократические формы управления, техника, просвещение, права человека – это вторичные и третичные следствия основных источников развития западного менталитета.
Вернемся к перечисленным истокам. В средние века (1000 – 1500) взрыхленная христианским критицизмом мировоззренческая почва народов Европы дала всходы того продукта, который мы называем научным мировоззрением или просто наукой. Конечно, это научное мировоззрение первоначально касалось небольшой части элиты нового общества, но эта малая часть общества стала зернышком, которое породило могучие всходы, перевернувшие наше представление о мире. Оно (научное мировоззрение) изменило не только материальных мир вокруг нас, но и внутренний духовный мир внутри нас.
Отметим,
что развитие науки, как коренного
фактора развития Запада, произрастало
в среде католических христианских
структур. Бесчисленные факты свидетельствуют,
что фундамент современной
Наука, в том виде как мы ее представляем сегодня, является третьим источником и одной из причин своеобразия Западной цивилизационной парадигмы. Отметим также, что практически все достижения научной мысли Древней Греции, Рима, Египта были уничтожены, утеряны и забыты на территории Западной Европы в период темных веков. Нет необходимости доказывать тот факт, что на территории Западной Европы в период «темных веков» и средневековья все значительные события, которые определили судьбу общества, происходили по воле или с благословения папских священников.
Многие труды древних греков и римлян попали в Европу вторично через византийцев и арабов. Лишь малая часть рукописей сохранилась. Но сохранилась не благодаря, а вопреки – иногда случайно, посредством тайны, с угрозой для жизни хранителей этих рукописей.
История Средиземноморских народов, ее особенности и специфика являются вторым источником возникновения Западной цивилизации. В той мере как древний мир способствовал рождению и становлению христианства, в такой же мере и потребно рассматривать историю Средиземноморья как фактор развития Западной цивилизации. Почему? Потому что христианство является идеологическим (то есть сущностным) истоком Запада. А цивилизационная парадигма пантеистических народов Греции, Рима, Финикии, Египта в большей мере не совпадает (если не сказать - противоположна) с монотеистическими воззрениями Запада.
Возрождение в Европе идей Античности в период Реформации не имеет никакого отношения к связи Западной цивилизации и с Грецией и с Римом. Если провести аналогию с современным Китаем, то вряд ли можно сказать, что прародительницей современного Китая является Запад, потому что Китай пользуется технологиями и идеями Западной цивилизации (например, коммунизм – западная идеологическая модель общества). Однако мы говорим о цивилизационной парадигме, а не о формах ее проявления.