Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 14:15, контрольная работа
1. Означает ли варяжское происхождение первых князей, что государственность была привнесена на Русь иноземцами?
2. Докажите, что на политической карте мира к началу XVI века при Иване III сложилось государство мирового уровня
Не стоит преувеличивать роль варяжского элемента в формировании древнерусского государства. Варяги стали лишь военной силой, объединившей Славию, Арсанию и Куявию в единую территорию, получившей название Киевская Русь и придали власти регулярный государственный характер.
К середине 9 века славяне осознавали необходимость создания жизнеспособного, сильного государства. В 859 году новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами». Из этого послания следует то, что для Руси возникла необходимость обеспечения безопасности своей территории, а варяги (скандинавы) в те времена считались лучшими воинами. Варяжская дружина по сути находилась на службе у славянских князей. Славяне учились у варяг искусству управления государством. Приход варяг на Русь не внес значительных изменений в экономическую, социально-политическую, а также культурную жизнь славян. Следует отметить тот факт, что Русь не была насильно завоевана иноземцами, мы можем судить об этом из того, что не обнаружено никаких данных о колонизации Руси варягами. Следовательно, решение пригласить варяжских князей Рюрика (Новгородский престол), Синеуса (Белое озеро) и Трувора (Псков) было добровольным, осознанным и необходимым к тому моменту. Оно наложило на славян ответственность добровольно содержать князей и дружину, что определило особенность хозяйственной жизни Древней Руси: «налогообложение, а не производство материальных благ»,
Действительно, к началу XVI века на Руси сложилось государство мирового уровня. Доказательств тому много:
Начало XVI века на Руси приходится на время правления Ивана III. Иван III – одна из ключевых фигур нашей истории. Он первым принял титул «Государь всея Руси». Двуглавый орел при нем стал символом государства. Символ государственной власти – скипетр, держава и шапка Мономаха. Был возведен, сохранившийся до наших дней, красный кирпичный Московский Кремль. Официальной столицей становится Москва. Было свергнуто ненавистное золотоордынское иго. В 1497 году создан первый судебник и стали формироваться общегосударственные органы управления страной. При нем в только что отстроенной Грановитой палате принимали послов не из соседних русских княжеств, а от римского папы, германского императора, польского короля. А в отношении нашего государства стали использовать термин Россия. А это говорит о том, что Россия вышла на новый мировой уровень.
В 1468 г. завершилось бескровно
объединение северо-восточной
В 1497 г. был принят новый свод законов Российского государства – Судебник Ивана III. Он состоял из 68 статей и отражал усиление власти в государстве.
Ивану III удалось сделать церковь союзником государства. Церковь стала государственной и национальной. Церковные иерархии провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу.
Для характеристики личности Петра I я бы использовала выражение «российский реформатор». Петр I сделал то, чего не удавалось сделать никому в российской истории от древних времен до наших дней. Время его правления – это невероятный рывок вперед.
Петр основал
В 1722 Петр подписал Табель
о рангах, определившую порядок организации
военной и статской службы и действовавшую
вплоть до 1917. Еще ранее, в 1714, был
издан Указ о единонаследии, уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин.
Это имело важное значение для формирования
российского дворянства как единого полноценного
сословия. В 1719 по приказу Петра губернии
были разбиты на 50 провинций, состоявшие
из дистриктов.
Но первостепенное значение для социальной
сферы имела податная реформа, начатая
в 1718. В России в 1724 году была введена подушная
подать с лиц мужского пола, для чего проводились
регулярные переписи населения ("ревизии
душ"). В ходе реформы была ликвидирована
социальная категория холопов и уточнен
социальный статус некоторых других категорий
населения.
В 1721 году 20 октября, после окончания Северной
войны Россия была провозглашена империей,
а Сенат удостоил Петра титулами "Отец
отечества" и "Император", а также
"Великий".
В 1721 году был учрежден Святейший Синод, государственный орган управления церковью, состоявший из архиереев, но руководимый мирянином (обер-прокурором) и подвластный монарху.
Петр I отчетливо понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники, среди которых наиболее известны Демидовы. Было построено много новых заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности. Россия даже экспортировала оружие в Пруссию.
Приглашались иностранные инженеры (около 900 специалистов прибыли с Петром из Европы), немало молодых россиян отправились за границу изучать науки и ремесла. Под наблюдением Петра были изучены российские рудные залежи; в горном деле был достигнут немалый прогресс. Была спроектирована система каналов, и один из них, соединивший Волгу с Невой, был прорыт в 1711 году. Строились флоты, военный и торговый.
Время Петра I - это время активного проникновения в русскую жизнь элементов светской европеизированной культуры. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования. Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Постепенно в образованной среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений. Были введены арабские цифры, гражданский шрифт, учреждались типографии, появилась первая российская газета. Науки всемерно поощрялись: открывались школы, переводились книги по науке и технике, в 1724 году была основана Академия наук (открылась в 1725).
Как видим, не осталось ни одной сферы жизни, которой бы не коснулись великие реформы Петра. Однако высокой ценой стоило заплатить для воплощения их в жизнь. Бесприкословно, жестко, с потом и кровью русского народа. Поэтому я и назвала Петра «российским реформатором», а не европейским.
Император Александр I (1801-1825).
Основным центром,
в котором разрабатывались
Император Николай I (1825-1855).
Правительство Николая I не решило ни одного важного государственного вопроса. Не были проведены преобразования в экономике ,чтобы спасти хозяйство страны. Финансы были расстроены, вырос внешний и внутренний долг. Цензура свирепствовала, деятельность жандармов и III отделения устрашала всю страну.
Император Александр II (1855-1881).
Главное достижение - Манифест, подписанный 17 февраля 1861 года «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Что по сути своей означало отмену ненавистного крепостного права. После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 году была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (выборные органы из представителей всех сословий).
Судебная реформа. «Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства (всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса, в нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник).
Военная реформа. Ключевой элемент реформы – закон 1874 года о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет).
Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
Император Александр II (1881-1894).
Результатом правления Александра II стало укрепление государственности и достижение определенной социальной стабильности.
Западники, вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости. Видными западниками были: профессор Тимофей Николаевич Грановский , историк и правовед Константин Дмитриевич Кавелин , А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др. В среде западников обсуждались не столько проекты конституции будущей России (в дореформенный период такое обсуждение было опасно),
сколько общие перспективы развития страны в связи с историей других европейских стран.
Первостепенной была
проблема прав личности.
К
концу 30-х гг. оформились в течение общественной
мысли противостоящие западникам славянофилы.
Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья К.С. и
И.С. Аксаковы, И. В. и П.В. Киреевские объединялись
вокруг журналов "Русская беседа"
и "Московитянин". Они порицали западников
за то, что те решали проблемы основ или
начал русской (и вообще славянской) жизни
отрицательно, усматривая особенность
русской жизни в том, что в ней нет чего-то,
что есть в Европе. Славянофилы эту же
проблему стремились решать положительно,
исследуя те особенности русской и славянской
жизни, которых нет у других народов. Такой
подход привел к противопоставлению Западу
России, особенно допетровской Московской
Руси.
Главной особенностью России, отличающей
ее от Запада, славянофилы называли "общинное
начало", "соборность", единодушие
и согласие. В славянском мире личность
органически включена в общность. Славянский
мир выше всего ценит общность и свободу
внутреннюю (свое духовное единство и
единение с богом). Поэтому у России свой,
особый путь, отличный от "ложных начал
исторической жизни Запада".
Общие верования и обычаи славян делают
лишними насильственные законы. Государство
и внешняя свобода, по учению славянофилов,
- ложь и неизбежное зло; славяне для того
и призвали варягов, чтобы избежать государственных
забот и сохранить свободу внутреннюю.
Славянофилы утверждали, что до Петра
I Московская Русь была единой великой
общиной, единением власти и земли. Петр
I разрушил это единство, внедрив в государство
бюрократию и узаконив "мерзость рабства".
Насаждение Петром западных начал, чуждых
славянскому духу, нарушило внутреннюю,
духовную свободу народа, разъединило
верхи общества и народ, разобщило народ
и власть. С Петра I берет начало "душевредный
деспотизм".
Резко осуждая "петербургскую бюрократию",
славянофилы одобряли самодержавие: самодержавие
лучше всех других форм именно по той причине,
что любое стремление народа к государственной
власти отвлекает его от внутреннего,
нравственного пути. Самарин возражал
против дарования народу какой бы то ни
было конституции еще и на том основании,
что такая конституция, не основанная
на народных обычаях, неизбежно будет
чужой, антинародной - немецкой, французской
или английской, но не русской конституции.
Исходя из суждения, что "государство
как принцип - ложь", славянофилы пришли
к своей знаменитой формуле: "сила власти
- царю; сила мнения - народу". Они утверждали,
что в допетровской Руси проявлением единства
власти и народа были Земские Соборы, которые
выражали свободное мнение народа. Прежде
чем принимать решение, власть должна
выслушать землю. Единство власти и народа
в Московской Руси XVII в. понималось как
союз самоуправляющихся земледельческих
общин при самодержавной власти царя.