Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:18, контрольная работа

Описание работы

1. Во второй половине 19 века Российская Империя являлась лидирующим мировым государством по количеству населения. Общая численность, состоянием на 1897 год составляла более 125 млн., что превышало общее количество населения Германии, Англии и Франции.
2. Земская реформа.
3. Русско-турецкая война 1877-1878: причины, события, итоги

Файлы: 1 файл

история9.docx

— 56.72 Кб (Скачать файл)
  1. Во второй половине 19 века Российская Империя являлась лидирующим мировым государством по количеству населения. Общая численность, состоянием на 1897 год составляла более 125 млн., что превышало общее количество населения Германии, Англии и Франции.

Социальный строй общества

Большинство граждан, как и раньше, относилось к крестьянскому сословию. Однако, после проведения Крестьянской реформы классификация общества уже не являлась объективным показателем реальной картины. В этот период происходило формирование нового сословия городского пролетариата.

Множество крестьян бросали занятие  земледелием и перемещались в  большие города, в которых трудились  на промышленных предприятиях. В 70-х  годах, общее количество представителей рабочего класса достигло 5 млн. человек.

Некоторые крестьяне, которым удалось  накопить капитал, сформировали в это  время слой сельской буржуазии. Многие из них начинали вкладывать свои средства в промышленность, и в итоге  становились крупными промышленными  магнатами Российской империи.

В класс крупной буржуазии постепенно переходили купцы и дворянство, которые  приобретали фабрики и заводы в промышленных регионах. 

Тенденции капиталистического развития русского общества способствовали росту  городов. Во второй половине 19 века городское  население составляло более 16% от общей  численности.

Внутренняя структура городов  была неравномерная: многоэтажные особняки купцов и предпринимателей соседствовали  с убогими трущобами, в которых  проживали представители рабочего класса.

Именно в это время в русских  городах появляется новый класс  общества люмпены, бродяги, которые  не смогли приспособиться к темпу  общественной жизни. 

Развитие торговли в  России  
В конце XIX века заметно изменился внутренний рынок. Пореформенные годы отмечены быстрым ростом внутреннего товарооборота: с 2,4 млрд. руб. до 11-12 млрд. руб. в год.  
По мере общего развития крупной промышленности и железнодорожного транспорта менялись и формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в основном в менее развитых регионах. В крупных городах создавались торговые фирмы с разветвленной сетью стационарных магазинов, складов. Сформировались товарные биржи с огромным торговым оборотом. Как правило, биржи функционировали по специализированному признаку: продажа леса, хлеба, строительных материалов и т.д. 
Еще в 1820-е годы зародилась практика проведения промышленных выставок. В 1829 году в Санкт-Петербурге была открыта I Всероссийская мануфактурная выставка, в работе которой участвовали сотни российских предпринимателей с самой разнообразной продукцией. И вплоть до революции подобные выставки проходили раз в четыре года попеременно в разных городах страны. Во второй половине XIX века Россия являлась непременным участником Всемирных выставок, где текстиль, парча, продукция машиностроения, продовольственные товары, ювелирные изделия, продукция фарфоровых и стекольных заводов, изделия художественных промыслов неизменно получали высокие награды. 
Усиление товарного характера сельского хозяйства привело к быстрому росту хлебного рынка, который увеличился за 30 пореформенных лет более чем в два раза. Из общего количества продаваемого хлеба примерно 60% потреблялось внутри страны, а 40%— вывозилось за границу.  
Еще быстрее развивался рынок промышленных товаров как производительного, так и личного потребления. В стране сформировался устойчивый спрос на машины, орудия сельскохозяйственного труда, продукты нефтепереработки, и, прежде всего, керосин, ткани, обувь промышленного изготовления. Крупным потребителем становилось не только городское, но и сельское население. 
Во вторую половину XIX века значительно возросли объемы внешнеторгового оборота, страна быстро втягивалась в мировой рынок. Совокупный объем экспортно-импортных операций за 1861 - 1900 годы увеличился в три раза — с 430 до 1300 млн. руб., причем стоимость вывозимых товаров на 20% превышала стоимость ввозимых.  
В структуре экспорта конца века 47% занимал хлеб. В то время как за эти пореформенные годы общий объем экспорта увеличился почти в три раза, вывоз хлеба увеличился за эти же годы в 5,5 раз. В конце века на внешний рынок ежегодно поступало до 500 млн. пудов зерновых. Среди других экспортируемых товаров были лен, лес, пушнина, сахар. В эти же годы значительно вырос экспорт сырой нефти и керосина. 
Основными статьями импорта были машины, оборудование для промышленности и сельского хозяйства. Немалую долю импорта составляли металлы, хотя собственная российская металлургия постоянно развивалась. В числе импортируемых были чай, кофе, какао-бобы, пряности.  
По-прежнему подавляющая часть внешнеторгового оборота — 75-80% — приходилась на европейские страны — Англию, Германию, а остальные 20-25% — на азиатские страны и США. 
Промышленный подъем 90-х годов 
В 1893г. в России начался небывалый промышленный подъем. Он охватил, прежде всего, те отрасли, которые получали правительственную поддержку,— черную металлургию и машиностроение. Именно тогда окончательно сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России. Новые машиностроительные заводы строились в Петербурге, Москве и Подмосковье. 
Новые предприятия, создававшиеся с участием иностранного капитала, заимствовали сложившиеся на Западе передовые организационно-технические формы производства. На русской почве возникали невиданные здесь промышленные чудовища, “молохи”, как называл их писатель А. И. Куприн. Отсутствие у русского рабочего достаточной сноровки и дешевизна рабочей силы заставляли предпринимателей нанимать больше рабочих, чем на таких же заводах в западных странах. В России сложился завышенный уровень концентрации производства на крупнейших фабриках и заводах. На этих предприятиях, в пределах нескольких промышленных районов (Петербург, Москва и Подмосковье, Юг, Урал и Баку) сосредоточились огромные массы промышленных рабочих. Правительство слишком поздно поняло, какую западню оно себе устроило, допустив превращение Петербурга в мощный индустриальный центр.  
Особый сектор русской промышленности составляли казенные предприятия. Правительство считало, что в деле вооружения армии оно не должно зависеть от частного капитала. Производство стрелкового оружия было сосредоточено на казенных Ижевском, Тульском и Сестрорецком заводах. Броню для кораблей выпускал В результате промышленного подъема 1890-х гг. в России была создана современная крупная промышленность. Повысился удельный вес нашей страны в мировом промышленном производстве. По выплавке чугуна Россия обогнала Бельгию, Австро-Венгрию и Францию. Ее доля в мировом производстве чугуна поднялась до 7%. Значительно расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения. 
Но они имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений, правительство израсходовало огромные средства на военные нужды. К тому же в годы подъема при резком увеличении тяжелой промышленности снизилась доля легкой промышленности, что привело к хозяйственной диспропорции.  
В результате в конце 1899г. на бирже резко упал курс акций ведущих компаний. Вмешательство правительства не восстановило равновесия. С 1900г. началось снижение темпов роста, а затем и объемов производства в ряде отраслей тяжелой промышленности, разразился мощный экономический кризис.  
Сельское хозяйство. Во второй половине XIX в. Россия оставалась страной преимущественно крестьянской, аграрной. Вместе с тем, в сельскохозяйственном производстве произошли глубокие перемены. Были освоены новые земледельческие районы, начиналась специализация сельскохозяйственного производства, наряду с традиционной конно-ручной техникой на полях стали появляться рабочие машины, увеличились валовые сборы сельскохозяйственных культур, повысилась их урожайность. Самым значимым новшеством явилась смена натурального, потребительского земледелия земледелием торговым, работающим на рынок, на продажу.  
Повсюду, не только в глубинах, но и в центральных районах страны, сохранялись хозяйства почти не производившие, как и прежде, продукции для продажи, ограничивавшиеся личным, внутрисемейными потреблением. Но основной тенденцией эпохи становится рыночное хозяйствование. 
Главной причиной роста торгового земледелия была возросшая в стране роль денег. Применение наемного труда с его денежной оплатой увеличивало рыночный спрос на предметы питания и определяло новые черты в экономике сельского хозяйства. Взимание лежащих на деревне налоговых платежей исключительно в денежной форме тоже подстегивало этот переворот. 
Первые пореформенные десятилетия 1860-е 1870-е гг. – были для сельского хозяйства переходным этапом, еще мало отличавшимся от крепостного времени.  
Явственные перемены произошли в 1880-х - 1890-х гг. Они обозначились, прежде всего, в зерновом хозяйстве. Хлеб был всегда главным продуктом российского сельского хозяйства. После отмены крепостного права, в 60-70-е гг., его производство по-прежнему сосредотачивалось в старинных губерниях Центра. Господствовали здесь рожь, давняя потребительская культура, и овес, основная фуражная культура.  
Начиная с 80-х гг. и особенно стремительно в 90-е гг. произошло перемещение центров зернового производства на окраины Европейской России. На Европейских окраинах имелось обилие почти нетронутых черноземных массивов, и реформа способствовала их быстрому освоению.  
Личное освобождение крестьянства развязывало массовую миграцию из старинных, обжитых районов на новые земли. Пшеница становится ведущей торговой культурой. 
На путь торгового земледелия переключились, наряду с зерновым производством, и другие отрасли сельского хозяйства. Формируется специализация и районирование производства.  
К отраслям торгового земледелия относились также табаководство, винокурение и ряд других менее значимых промыслов. 
По общему уровню развития сельского хозяйства и урожайности сельскохозяйственных культур Россия отставала от многих стран Западной Европы. 

Земская реформа.

В реорганизации системы  государственного управления одним  из первых шагов стала земская  реформа. В марте 1859г. при Министерстве внутренних дел под председательством  Н.А. Милютина была создана комиссия для разработки закона «О хозяйственно-распорядительном управлении в уезде». Уже заранее  предусматривалось, чтобы вновь  создаваемые органы местного управления не выходили за рамки чисто хозяйственных  вопросов местного значения. В апреле 1860г. Милютин представил Александру II записку о «временных правилах» местного управления, которое строилось по принципу выборности и бессословности. В апреле 1861г. под давлением реакционных придворных кругов Н.А. Милютина и министерства внутренних дел С.С. Ланского как «либералов» уволили в отставку. Новым министром внутренних дел был назначен П.А. Валуев. Им была изменена система выборов в проектируемые земские учреждения, которая ограничивала представительство основной массы населения страны - крестьянства, совсем исключала представительство рабочих и ремесленников и давала преимущества дворянам-землевладельцам и крупной буржуазии.Валуеву было поручено подготовить проект «нового учреждения Государственного совета». По этому проекту предполагалось образование при Государственном совете «съезда государственных гласных» из представителей губернских земств и городов для предварительного обсуждения некоторых законов перед внесением их в Государственный совет. К марту 1863г. был выработан проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», который после обсуждения его в Государственном совете 1 января 1864г. был утверждён Александром II и получил силу закона.

Новыми органами местного самоуправления в губерниях и  уездах стали всесословные выборные учреждения - земства. Это были выборные организации из представителей всех сословий. Высокий имущественный  ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. В  первую курию входили все землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, лица, обладавшие недвижимой собственностью на сумму свыше 15 тыс. руб. или же получавшие годовой доход свыше 6 тыс. руб., а также уполномоченные от духовенства и землевладельцев, имевших менее 200 десятин земли. Эту  курию представляли преимущественно  землевладельцы-дворяне и отчасти  крупная торгово-промышленная буржуазия.  Вторую курию составляли купцы всех трёх гильдий, владельцы торговых и промышленных заведений в городах с годовым доходом свыше 6 тыс. руб., а также владельцы городских недвижимых имуществ стоимостью не менее как на 500 руб. в мелких и на 2 тыс. руб. - в крупных городах. Эта курия была представлена главным образом крупной городской буржуазией, а также дворянами.  Третья курия состояла из представителей сельских обществ, главным образом крестьян. Однако по этой курии могли баллотироваться также и местные дворяне и духовенство. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, то по третьей - многостепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором выбирались выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков избирал гласных в уездное земское собрание. Многостепенность выборов по третьей курии преследовала цель провести в земства наиболее состоятельных и «благонадёжных» гласных из крестьян и ограничить самостоятельность сельских сходов при выборе представителей в земства из своей среды.

Важно отметить, что по первой, землевладельческой курии избиралось такое же количество гласных в  земства, как и по остальным двум, что обеспечивало преобладающее  положение в земствах дворянства.

Земства избирались на три  года. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства. Земские собрания избирали исполнительные органы - земские управы - в составе председателя и нескольких членов. Собрания гласных проходили  раз в год. В их компетенцию  входило распределение государственных  и утверждение местных налогов, местное хозяйство, медицина, образование. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний. В 1865-1867 гг. дворяне составляли 46,7% гласных, крестьяне - 34,3%, купцы - 10,2 % духовенство - 6,1 % представители других сословий - 2,7%.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских  школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и  местной властей, которые имели  право приостанавливать любое постановление  земского собрания.

Уже в 1866г. последовала серия  циркуляров и «разъяснений» Министерства внутренних дел и Сената, которые  предоставляли губернатору право  отказывать в утверждении всякого  избранного земством должностного лица, ставили земских служащих в полную зависимость от правительственных  учреждений, ограничивали возможности  земств облагать сборами торговые и  промышленные заведения. (что существенно подрывало их финансовые возможности).

В 1867г. последовали запреты земствам разных губерний сносится друг с другом и сообщать друг другу свои решения. Циркуляры и указы ставили земства в ещё большую зависимость от власти губернатора, стесняли свободу прений в земских собраниях, ограничивали гласность и публичность их заседаний, оттесняли земства от заведования школьным образованием.

И всё же земства сыграли  немалую роль в решении местных  хозяйственных и культурных вопросов: в организации местного мелкого  кредита, путём образования крестьянских судо-сберегательных товариществ, в  устройстве почт, дорожном строительстве, в организации медицинской помощи в деревне, народного образования. К 1880г. на селе было создано 12 тыс. земских  школ, которые считались лучшими.

Городская реформа.

Следующим шагом была  Городская реформа.  Подготовка к ней началась в 1861 г. В 509 городах возникли местные комиссии. Её проект долго обсуждался и переделывался. Министерство внутренних дел составило сводку материалов этих комиссий и на основании её к 1864г. выработало проект «Городового положения». В марте 1866г. проект был внесён на обсуждение Государственного совета, где он пролежал без движения ещё 2 года. Подготовка городской реформы проходила в условиях усиления реакционного курса самодержавия. Лишь 16 июня 1870г. изменённый проект «Городового положения» был утверждён Александром II и стал законом." В городах создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, плачивавшие другую треть налогов, в третью- все остальные. Каждое собрание избирало третью часть от установленного для города числа гласных в городскую думу. Имущественный ценз ограничивал количество избирателей. В наиболее крупных городах они составляли в среднем 5,6 % населения.

В компетенцию городского управления входило благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение. Городские  думы находились под контролем правительственных  чиновников. Городской голова, избранный  думой (сроком на 4 года, как и сама дума), утверждался губернатором или  министром внутренних дел. Они же могли приостанавливать  решение городской думы. К 1892 г. самоуправление было введено в 621 городе из 707.

Несмотря на ограниченность реформы городского самоуправления, она являлась всё же крупным шагом  вперёд, поскольку заменила прежние, феодальные, сословно-бюрократические  органы управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза. Новые органы городского самоуправления сыграли  немалую роль в хозяйственно-культурном развитии пореформенного города.

Судебная реформа.

Наиболее последовательной из реформ 60-х гг. стала судебная реформа.

В 1861г. государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных  положений преобразования судебной части в России».  К подготовке реформы были привлечены крупные юристы страны. Видную роль здесь играл известный юрист статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный, под руководством которого к 1862г. были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам и легли в основу судебных уставов.

Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и  судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного  процесса с участием в нём присяжных  заседателей и адвокатов (присяжных  поверенных).

Это являлось значительным шагом  вперёд по сравнению с феодально-сословным  судом, с его безгласностью и  канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

20 ноября 1864г. Александр  II утвердил судебные уставы. Страна  была разделена на 108 судебных  округов. Вводились два вида  судов: мировые и общие. Мировые  суды в лице мирового судьи  разбирали уголовные и гражданские  дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые  судьи  избирались   уездными   земскими   собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены  только  по  собственному  желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд,  судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали  серьезные  гражданские   иски  и уголовные  (с  участием  присяжных  заседателей)   дела.   Судебные   палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции  для  политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и  мог  отменять решения судов, поданные на кассацию. Присяжные заседатели назначались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза (2 тыс. руб. в столицах) или годового дохода ( не менее 200 руб), ценза за грамотности и оседлости (проживание не менее 2 лет в пределах уезда). Судьи общих судов назначались царем.

По новым судебным уставам  предварительное расследование  было передано из введения полиции  особым чиновникам – судебным следователям . Прокуратура осуществляла судебный надзор, а не общий надзор как раньше. Вводилась  адвокатура  - присяжные поверенные, не состоявшие на государственной службе, но действовавшие под контролем судебных палат.

Эта система дополнялась  сословными волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных и высших чиновников и др. Важнейшие политические преступления находились в ведении  Верховного уголовного суда, который  назначался императором в исключительных случаях.

Судебные уставы распространились на 44 губернии и вводились в течение  тридцати с лишним лет. 

17 (21) апреля 1863 г. был принят  Указ об отмене телесных наказаний,  применялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных каторжных и и штрафных солдат. 

Финансовые реформы

Потребности капиталистической  страны и расстройства финансов в  годы Крымской войны повелительно требовали  упорядочения всего финансового  дела. Проведение в 60-х годах 19в. серии  финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом  аппарата финансового управления.

Указом 1860г. был учрежден Государственный банк, который заменил  собой прежние кредитные учреждения - земский и коммерческий банки, сохраняя казну и приказы общественного  призрения. 

Государственный банк получил  преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений.

Упорядочен был государственный  бюджет. Закон 1862г. устанавливал новый  порядок составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным  распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого  же времени начала публиковаться  во всеобщее сведение роспись доходов  и расходов.

В 1864г был преобразован государственный контроль. Во всех губерниях учреждались отделения  государственного контроля - контрольные  палаты, независимые от губернаторов и прочих ведомств. Контрольные палаты ежемесячно проверяли доходы и расходы  всех местных учреждений. С 1868г. стали  публиковаться годичные отчеты государственного контролера, стоявшего во главе государственного контроля.

Была отменена система  откупов, при которой большая  часть косвенного налога шла не в  казну, а в карманы откупщиков. Однако все эти меры не меняли общей  сословной направленности финансовой политики правительства.

Основная тяжесть налогов  и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные сословия от неё  были освобождены. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи составляли свыше 25% государственных доходов, однако основную часть этих доходов составляли косвенные налоги.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"