Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:18, контрольная работа

Описание работы

1. Во второй половине 19 века Российская Империя являлась лидирующим мировым государством по количеству населения. Общая численность, состоянием на 1897 год составляла более 125 млн., что превышало общее количество населения Германии, Англии и Франции.
2. Земская реформа.
3. Русско-турецкая война 1877-1878: причины, события, итоги

Файлы: 1 файл

история9.docx

— 56.72 Кб (Скачать файл)

Более 50% расходов в государственном  бюджете шло на содержание армии  и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и прочее. Расходы  на народное образование, медицину, призрение  составляли менее 1/10 государственного бюджета.

Военная реформа

Подготовка реформ на флоте  началась ещё до Крымской войны. Глава  морского ведомства великий князь  Константин Николаевич и его соратники  разработали ряд проектов, по которым  в 60-е гг. было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями.

Но поражение в крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более  современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами.

В 1857 г. была ликвидирована  система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет.

В течение 12 лет осуществлялись преобразования в армии (1862-1874).Инициатором  и руководителем военной реформы  был генерал Милютин, возглавлявший военное министерство с 1861 по 1881 год. В 1862 году началась реформа военного управления. Для оперативного руководства войсками страна была разделены на 15 военных округов. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. За три года – с 1864 по 1867 год – численность армии снизилась с 1132 тыс. чел. до 742 тыс. при сохранении военного потенциала. В 1865 году началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса.

В 60-е, по настоянию Военного министерства, были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные  войска. В течение 70-х гг. в основном завершилось техническое перевооружение армии.

Военные теоретики М. И. Драгомиров, Д. А. Милютин, Г.А. Леер внесли качественные изменения в военную науку . В армии появились новые уставы, в которых основное внимание уделялось боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища. В них принимались лица всех сословий.

Ключевым элементом реформы  стал закон 1874г. о всесловной воинской повинности . В Высочайшем  манифесте  по  этому  поводу  говорилось:  «Защита престола  и  Отечества   есть   священная   обязанность   каждого   русского подданного….». По новому  закону, призываются  все молодые  люди,  достигшие 21  года,  но  правительство  каждый  год   определяет   необходимое   число новобранцев, и   по   жребию   берет   из   призывников   только  это  число (обычно на службу призывалось  не  более  20-25%  призывников).  Призыву  не подлежали единственный сын у родителей, единственный  кормилец  в  семье,  а также, если старший брат призывника отбывает или  отбыл  службу.  Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте - до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза.   Окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию – 1,5 года, а лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.

В 60-х гг. началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии - Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и д.р. Улучшилась система  управления вооружёнными силами.

Всё это позволило сократить  численность армии в мирное время  и вместе с тем поднять её боеспособность.

Забота о защитниках  Родины  проявлялась  во  всем,  даже  в  мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без  различия правой и левой ноги. Считалось,  что  при  боевой  тревоге  солдату  некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.    

 Особое отношение было  к пленным. Военнослужащие, взятые  в  плен  и  небывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от  государства жалование  за  все  время  нахождения  в  плену.  Пленный   считался   лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали  воинские  награды.  Ордена России ценились особенно высоко.  Они  давали  такие  привилегии,  что  даже меняли положение человека в обществе.

Реформы в сфере  образования.

Реформы управления, суда и  армии логически потребовали  изменения системы образования. Социальное и экономическое развитие страны не обеспечивалось существовавшей системой народного образования. Низкий уровень грамотности основной части  населения и нехватка образованных специалистов в государственном  аппарате и народном хозяйстве диктовали  необходимость перемен.

Особенно важное значение имело в  этом  отношении  издание  нового  и  общего  устава российских  университетов  18  июля  1863  г.,  в  выработке  которого,   по инициативе  министра  народного  просвещения  А.В.  Головкина,   участвовала особая комиссия при главном правлении училищ,  составленная  преимущественно из   профессоров    Петербургского    университета.    Устав    предоставлял университетам довольно  широкую  автономию:  вводилась  выборность  ректора, деканов, профессоров, университетский  Совет  получил  право  самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в  связи с  развитием   университетов,   соответственно   быстрыми   темпами   начала развиваться наука.

14 июня 1864 г. принимается  "Положение о начальных народных  училищах". Этим "Положением" создавались, кроме государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища. Их учебные программы, а также земские учителя выгодно отличались от казенных и церковно-приходских.

19 ноября 1864 г. был утвержден  Устав гимназий и прогимназий.  Этим уставом средние учебные  заведения - гимназии - разделялись  на классические и реальные  с 7-ми летним сроком обучения. Создавались такие прогимназии,  программа которых соответствовала  четырем классам гимназии. В гимназии  принимались дети всех сословий  и вероисповеданий. В классической  гимназии преобладали предметы  гуманитарного цикла, велась подготовка  к поступлению в университеты. Реальные училища готовили специалистов  для промышленности и торговли, усиленно преподавались точные  науки и естествознание. Их выпускники  могли поступать в высшие технические  учебные заведения. В 1871 г. дифференциация  усилилась: в классических гимназиях  был введен восьмилетний срок  обучения, реальные гимназии были  переименованы в училища с  шестилетним сроком обучения. Обучение  было платным и довольно высоким.

В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, а в середине 90-х годов - около 600.

К началу 60-х годов в  университетах страны обучалось  около 3 тыс. студентов. В 1863 г. был утвержден  новый устав для университетов. Восстанавливалось университетское  самоуправление. Были открыты новые  университеты в 4-х городах России, Петровская земледельческая и лесная академия в Москве, Политехнический  институт в Риге и др. К концу  века в 63 высших учебных заведениях обучалось около 30 тыс. студентов.

В 1858 г. появились женские  гимназии, однако поступать в университет женщинам было запрещено (их допускали туда только на правах вольных слушательниц).

В 60 - 70 годы были созданы высшие женские курсы с университетской  программой в Москве, Петербурге, Казани и Киеве. 

Реформы в области  печати.

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного  самосознания оказала также и  реформа печати. В 1857 году правительство  поставило на  очередь  вопрос  о  пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати  проблемы общественной жизни и деятельность правительства  резко  возросло  количество периодических изданий (1860 год – 230) и  наименований  книг  (1860  год  –2058).  

 Уже в 1862 г. главное  управление цензуры  было  закрыто  и  часть  его обязанностей  возложено  на  Министерство  внутренних  дел,   а   другая - непосредственно на министра народного просвещения. 

6 апреля 1865 г. были утверждены  «Временные правила о печати»,  которые освобождали от предварительной  цензуры  оригинальные  сочинения  объемом  не менее  десяти,  а  переводные  –  не  менее  двадцати  листов  и   некоторые периодические  издания  по   усмотрению   министра   внутренних   дел.   Для периодических  изданий  дополнительно  требовалось   и   внесение   крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания. 

«Временные правила о  печати» действовали практически  без  изменений  в течение 40 лет.

Значение буржуазных реформ

Проведённые преобразования имели прогрессивный характер. Они  начали закладывать основу для эволюционного  пути развития страны. Россия в определённой степени приблизилась к передовой  для того времени европейской  социально-политической модели. Был  сделан первый шаг по расширению роли общественной жизни страны и превращении  России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он, прежде всего, обуславливался традиционной слабостью российской буржуазии  и политической инертностью народных масс. Выступления радикалов лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили  реформаторские устремления правительства. Инициатором реформ были некоторые  высшие государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Этим объяснялась  непоследовательность, незавершенность  и узость большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60 – 70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных  предложений, разработанных в январе 1881 г. министром внутренних дел, графом М. Т. Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов к обсуждению общегосударственных вопросов. Однако убийство народовольцами императора Александра П 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.


start="3"

 Контрреформы Александра III  
3.1 Образование  
Новый министр народного образования И.Д. Делянов делал все возможное, чтобы ограничить само «народное образование». Получив поддержку Делянова, обер-прокурор Синода Победоносцев по правилам 13 июня 1884 г. подчинил церковному ведению «школы грамоты» - низшие начальные учебные заведения. Победоносцев неоднократно замахивался и на земские школы, но у правительства хватило все же мудрости оставить их в покое. Здесь необходимо вспомнить, что земская школа – школа, существовавшая при земских органах самоуправления, - была по качеству обучения и по материальному обеспечению лучшей в России начальной школой, в то время как церковноприходские школы часто влачили самое жалкое существование. Передача земской школы в ведение Святейшего Синода могло похоронить систему начального образования для простого народа.  
Другая мера коснулась гимназий. Министр внутренних дел Толстой еще в бытность свою главой народного образования сделал немало, чтобы ввести классическое образование и становить между гимназическим начальством и учениками полицейские отношения. Однако доступ в гимназии (хотя бы теоретически) по-прежнему оставался открыт даже для выходцев из самых низов. Делянов быстро восполнил «пробелы», оставленные его предшественниками. 5 июня 1887 г. был издан циркуляр, печально известный как «Циркуляр о кухаркиных детях». Им предписывалось ограничить доступ в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». «Каждый сверчок знай свой шесток» - так расценила общественность «заботу» правительства об образовании народа. Само же правительство исходило из убеждения, что для народа образование «сверх меры» не только не полезно, но и вредно и способно «развратить» подрастающее поколение.  
Толстой и Делянов убедили императора, что следует вплотную заняться и университетами, где угнездилась «революционная зараза». 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, который уничтожил традиционное для всего образованного мира университетское самоуправление. И преподаватели, и студенты попали в зависимость от чиновников – попечителей учебных округов. Хуже всего пришлось студентам. Они не только лишились возможности слушать лекции прекрасных профессоров, которые покинули университеты, но и вынуждены были платить намного больше за свое обучение, а поступление в университет и получение стипендии определялись главным образом политической благонадежностью. В случае неповиновения начальству студент быстро оказывался за стенами университета и по всеобщей воинской повинности его ждала служба в армии в качестве рядового. Тогда же в России была введена обязательная форма для студентов. Форма была красивой, нравилась девушкам-гимназисткам, демонстрировала принадлежность молодого человека к престижной социальной группе. Но введение ее диктовалось чисто утилитарными соображениями: при каких-либо «сборищах», митингах, уличных беспорядках по форме очень легко было отличить студента в толпе людей.  
Консервативный публицист М.Н.Катков в «Московских ведомостях» приветствовал новый университетский устав как символ поворота правительственной политики. Если, как считал Катков, либеральный устав 1863 г. был «началом системы упразднения государственной власти», то устав 1884 г. ознаменовал ее возрождение. «Итак, господа, - возвещал Катков, - встаньте, правительство идет, правительство возвращается!»  
Университетский устав 1884 года похоронил автономию университетов, введенную Александром II, и отдал всю внутривузовскую жизнь под контроль правительственных чиновников. Согласно этому уставу, политически неблагонадежные, хотя бы и с мировым именем, ученые изгонялись из университетов (как это случилось, например, с М.М. Ковалевским, С.А. Муромцевым, В.И. Семевским, В.С. Соловьевым, Ф.Г. Мищенко, И.И. Дитятиным, О.Ф. Миллером, Ф.Ф. Эрисманом), либо их выживали (как Д.И. Менделеева, И.И. Мечникова, А.С. Пескова).  
3.2 Печать  
По временным правилам от 27 августа 1882 г. правительство создавало специальный контрольный орган, ведавший прессой, - Особое совещание четырех министров (внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода). По этим новым Правилам, во-первых, вводилось такое положение, что те органы печати, которые были временно приостановлены после трех предостережений, могли вновь начать выходить исключительно только под особого рода предварительной цензурой, именно: для газет устанавливалось, что каждая подвергшаяся этой каре газета вновь может выходить только с таким условием, чтобы каждый ее номер накануне выхода в свет, не позже 11 часов вечера, представлялся в цензуру. Это, разумеется, было почти совершенно неосуществимо для ежедневных газет, потому что газеты, на обязанности которых лежит именно сообщать самые последние новости, печатаются ночью, вплоть до самого момента рассылки, и, таким образом, не могут быть готовы к 11 часам вечера накануне или же должны поступаться новизной сведений. Поэтому, как только это правило было применено к «Голосу» Краевского и «Стране» Полонского, которые выходили в Петербурге и являлись тогда наиболее резкими либеральными газетами, то этим газетам пришлось прекратить свое существование. Вторым правилом, которое было вновь введено, являлось учреждение особого ареопага из четырех министров: министра народного просвещения, министра внутренних дел, министра юстиции и обер-прокурора Святейшего Синода, которым предоставлялось право в случае обнаружения вредного направления какого-нибудь журнала или газеты навсегда прекращать это издание, причем они могли вместе с тем и совершенно лишать права также навсегда редактора этой газеты или журнала издавать какие бы то ни было органы печати.  
С особенной строгостью применялись к журналам и газетам, в особенности в первые годы толстовского режима, все те драконовские меры, которые устанавливались и новым и прежним законодательством о печати. Так, на органы-печати сыпались такие кары, как лишение права печатать объявления, как многочисленные предостережения, которые вели в конце концов к приостановке и затем, по новому закону, к отдаче под предварительную цензуру, как лишение права розничной продажи, что больно било газеты в экономическом отношении. Очень скоро применен был и новый способ окончательного прекращения журнала по решению четырех министров: именно таким образом были прекращены «Отечественные записки» с января 1884 г. и некоторые другие либеральные органы печати того времени.  
В конце толстовского режима, именно в 80-х годах, в последние два-три года жизни Толстого число таких кар значительно уменьшилось, и можно было, как замечает К.К.Арсеньев, даже подумать, что это являлось симптомом смягчения режима; но такое уменьшение числа кар на деле, как объясняет тот же историк цензуры, зависело от того, что не на кого и не за что было их налагать, так как значительное число либеральных зависимых органов печати было или совершенно прекращено, или поставлено в такое положение, что они не смели пикнуть, и в случаях сомнения сами редакторы наперед объяснялись с цензорами и выторговывали себе ту небольшую область свободы, которая им представлялась самою цензурою. В таких обстоятельствах выжили в этот трудный момент лишь немногие из либеральных органов печати, как, например, «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости», которые, впрочем, постоянно чувствовали над собой дамоклов меч, и их существование висело также все это время на ниточке.  
3.3 Суд  
Не отвечал представлениям правительства о сильной центральной власти и независимый суд, учрежденный уставами 1864 г. «Судебная республика», по определению М.Н. Каткова, или «безобразие судов», как считал сам государь, были для либерального общества символом общественной и частной независимости. Правительство не устраивала «непокорность» судов, случаи, когда судебные учреждения, даже вопреки законам, выгораживали государственных преступников (как в нашумевшем случае с революционеркой В.З асулич, совершившей покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и при очевидной уголовной квалификации ее деяния оправданной судом присяжных в 1878 г.). Более всего раздражал администрацию тот дух свободы, который царил в новом суде. Но ни прежний министр юстиции Д.Н. Набоков, ни новый (с1885 г.) министр А.Н. Манасеин не провели судебной контрреформы по примеру земской и городской, так как понимали, что без эффективного суда невозможно само существование государства. Суд эпохи «Великих реформ» подвергся только частичным ограничениям: везде, за исключением шести крупных годов и столиц, был упразднен мировой суд (впрочем, его эффективность и так оставляла желать лучшего), ограничивалась гласность судебного процесса, повышался ценз для присяжных, из ведения общих судов изъяли политические дела, Сенат получил более реальные права увольнять с должности судей-правонарушителей.  
 
3.4 Крестьянство  
На первом плане стоял вопрос об облегчении положения тех крестьян, которые уже раньше перешли на выкуп, т.е. вопрос о понижении выкупных платежей. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи.  
Был разработан и проведен ряд мер, направленных к борьбе с крестьянским малоземельем. В этом отношении следует указать три главные меры: во-первых, учреждение Крестьянского банка, при помощи которого крестьяне могли бы иметь дешевый кредит для покупки земель; во-вторых, облегчение аренды казенных земель и оброчных статей, которые отдавались или могли отдаваться в аренду, и, наконец, в-третьих, урегулирование поселений.  
Было постановлено, что Крестьянский банк должен помогать крестьянам независимо от того, какие крестьяне и в каком размере покупают землю.  
В 1884 г. в правилах об аренде казенных земель сказано, что по закону земли отдавались в 12-летнюю аренду и притом без торгов могли их брать только те крестьяне, которые живут не далее 12 верст от арендуемой оброчной статьи.  
Что касается до переселенческого вопроса, который стал в это время заявлять о себе в довольно острых формах, то следует заметить, что были утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889).  
Следует упомянуть о тех законах по рабочему вопросу, которые были изданы начиная с 1882 г. Впервые русское правительство стало с этого времени на путь защиты – если не всех рабочих, то, по крайней мере, малолетних и женщин – от произвола фабрикантов. Законом 1882 г. впервые ограничена была продолжительность рабочего времени малолетних и женщин и более или менее поставлены под контроль правительственных отраслей условия их работы, а для надзора за исполнением этих постановлений были учреждены первые должности фабричных инспекторов.  
Однако эти меры в целом не улучшили благосостояния крестьянского населения.  
3.5 Земская и городская контрреформы  
Были проведены в 1890 и 1892 гг.  
Инициатором земской контрреформы был Д.А.Толстой. Эта контрреформа обеспечила преобладание дворян в земских учреждениях, вдвое сокращала число избирателей по городской курии, ограничивала выборное представительство для крестьян. В губернских земских собраниях число дворян возросло до 90 %, а в губернских земских управах – до 94%. Деятельность земских учреждений ставилась под полный контроль губернатора. Председатель и члены земских управ стали считаться состоящими на государственной службе. Для выборов в земства устанавливались сословные курии, изменялся состав земских собраний за счет назначаемых сверху представителей. Губернатор получал право приостанавливать исполнение решений земских собраний.  
Укреплению «государственного элемента» служила и городская контрреформа. Она устраняла от участия в городском самоуправлении городские низы, значительно повышая имущественный ценз. В Петербурге и Москве в выборах могло участвовать менее одного процента населения. Были города, где число гласных городской думы равнялось числу участвовавших в выборах. Городские думы контролировались губернскими властями. Городская контрреформа находилась в вопиющем противоречии с проходившим процессом бурной урбанизации. Уменьшилось число гласных городских Дум, усилился административный контроль над ними (теперь выборные представители городского самоуправления стали считаться государственными служащими), уменьшился круг вопросов, подлежавших компетенции дум.  
Таким образом, контрреформа в сфере местного управления и суда привели к усилению контроля над выборной властью со стороны государства, увеличению в них дворянского представительства, нарушению принципов выборности и всесословности в их деятельности. 

5.  Б) Присоединение Средней Азии.)На юго-востоке от России располагались обширные среднеазиатские территории. Они простирались от границ с Китаем на востоке до Каспийского моря на западе, от Центральной Азии (Афганистан, Иран) на юге до южного Урала и Сибири на севере. Население этого региона было невелико (около 5 млн. человек). Народы Средней Азии развивались неодинаково в экономическом, социальном и политическом отношениях. Некоторые из них занимались исключительно кочевым скотоводством, другие — земледелием. В ряде районов процветали ремесло и торговля. Промышленное производство фактически отсутствовало.

Социальный строй  этих народов причудливо сочетал  патриархальность, рабство и феодально-вассальную зависимость. В политическом плане  территория Средней Азии делилась на ряд обособленных государственных  образований и независимых племен. Еще в XVIII столетии сложилось три  государства — Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства. Наиболее развитым из них был Бухарский эмират, имевший несколько крупных городов, в которых сосредоточивались ремесло и торговля. Бухара и Самарканд были важнейшими торговыми центрами Средней Азии. Еще в первой половине XIX в.

Россия проявляла  интерес к среднеазиатскому региону, пыталась наладить с ним экономические  связи, изучить возможность его  завоевания и последующего освоения. Активная внешняя политика на данном этапе в то время не велась. Во второй половине XIX в. ситуация кардинально изменилась. Это было вызвано, в первую очередь, стремлением Великобритании проникнуть в эти районы через Северную Индию и превратить их в свою колонию. Россия не могла допустить появления "английского льва" в непосредственной близости от своих южных рубежей. Соперничество с Англией стало основной причиной активизации русской внешней политики на Среднем Востоке. Первоначально в экономическом плане Средняя Азия представляла для России незначительный интерес.

Только в конце XIX в. после окончательного присоединения Средней Азии началось ее хозяйственное освоение русскими промышленниками и торговцами. Туда сбывались русская текстильная продукция, металлические изделия и т.д. В Средней Азии начали производить хлопок, основные сорта которого были завезены из США. В 50-е годы XIX в. Россия предприняла практические шаги для проникновения в Среднюю Азию. Правительство организовало три русские миссии в этот регион: научную под руководством ученого-востоковеда Н.В.Ханыкова, дипломатическое посольство Н.П.Игнатьева и торговую миссию Ч.Ч.Валиханова. Они имели общую задачу — изучение политического и экономического положения государств Среднего Востока, подготовку будущего военно-политического наступления. В 1863 г. на заседании Особого комитета было принято решение начать активные военные действия. Первое столкновение произошло с Кокандским ханством. В 1864 г. войска под командованием М.Г.Черняева предприняли первый поход на Ташкент, который закончился неудачно. Однако Кокандское ханство, раздираемое внутренними противоречиями и ослабленное борьбой с Бухарой, находилось в тяжелом положении.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"