Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:42, контрольная работа

Описание работы

1. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века: новые тенденции в экономике России
2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Различные точки зрения на данную проблему в исторической литературе

Файлы: 1 файл

екатерина 2.docx

— 41.42 Кб (Скачать файл)

Однако, несмотря на удачные первые шаги, в конце  концов все-таки Екатерина II никакой правильной финансовой системы не вела, при ней состояние финансов оставалось таким же плачевным, как и прежде. Впрочем, такого напряжения народных средств, как при Петре I, при Екатерине II все-таки не было. В экстренных случаях, когда встречалась необходимость в крупных чрезвычайных расходах (начиная с первой турецкой войны), она пользовалась основанным еще до ее вступления на престол ассигнационным банком. Государственного кредита до тех пор не существовало. Во время Семилетней войны Елизавета пыталась прибегнуть к внешнему займу всего в 2 млн. руб., но попытка потерпела полное фиаско. Екатерина при помощи ассигнационного банка получила возможность делать крупные внутренние займы. Сначала эта операция сошла довольно удачно. В 1769 году было уже выпущено ассигнаций на 17 млн. 841 тыс. руб., и курс ассигнаций стоял al pari, т.е. бумажный рубль был равен серебряному. Последующие, сравнительно небольшие выпуски также сходили благополучно. Даже когда вслед за объявлением войны сразу начался огромный выпуск ассигнаций на 53 млн. руб., - почти равный тогдашнему годовому бюджету, то и этот выпуск не повлиял сколько-нибудь заметно на падение курса ассигнаций: общее количество выпущенных ассигнаций достигло в это время 100 млн. руб., и курс их упал лишь на 97 коп. серебром за рубль ассигнаций. Но следовавшие затем выпуски ассигнаций влекли уже постоянное дальнейшее падение курса. За все царствование Екатерины II ассигнаций было выпущено на 157 млн. руб., и курс их к концу ее царствования упал ниже 70 коп. Такое положение вещей грозило в будущем государственным банкротством. Между тем расходы росли с огромной быстротой. За царствование Екатерины II государственные расходы возросли (номинально) почти в пять раз: в начале ее царствования они равнялись 16,5 млн. руб., а в конце - уже 78 млн. руб.

Таково было положение  финансов при Екатерине II. Это положение  ухудшалось благодаря страшному  воровству высших чиновников. (Позднее это вызовет у молодого великого князя Александра Павловича вопль в письме к Лагарпу: "Непостижимо, что происходит, все грабят, почти не встретишь честного человека".)

Внешняя политика. Во внешних отношениях и столкновениях Екатерина II не стремилась подражать своим предшественникам, но в то же время умела понять исконные задачи российской политики.

Из трех вопросов, стоявших еще при Петре I - шведского, польского и турецкого, Петр разрешил только первый. Два других решила Екатерина II, хотя и с лишними жертвами и  отклонениями с прямого пути. При  Екатерине Россия завоевала Крым и берега Черного моря от Днестра  до Кубани, возвратила от Польши все  русские области (кроме Галиции). Южнорусские степи вошли в  сельскохозяйственный оборот, открылись  для оседлой колонизации и  культуры.

К экономическим  выгодам прибавилась и новая  политическая сила: возникший с присоединением Крыма военный флот в Севастополе  обеспечивал приморские владения и  служил опорой русского протектората над восточными христианами. В 1791 году Ушаков успешно дрался с турецким флотом ввиду Босфора, и в голове Екатерины II засветилась мысль идти прямо на Константинополь. С другой стороны, была воссоединена почти вся  Западная Русь, и титулярная форма  всея Руси получила значение, соприкасающееся  с действительностью.

Дипломатическая победа России на Тешенском конгрессе 1779 года способствовала установлению дипломатических связей с Венгрией, Генуей, Мальтой, торговых отношений с Австрией, Францией, Османской империей, Данией, Португалией.

За внешнеполитическими  успехами России стояла деятельность самой Екатерины II и ее советчиков - Панина, Румянцева, Обрескова, Потемкина, Орлова, Репнина... Помощников и проводников своего внешнеполитического курса Екатерина выбрала умело. Основной его опорой был Никита Иванович Панин. Отношения Панина с императрицей складывались следующим образом: из дипломатической почты он выбирал наиболее важные бумаги и отправлял их с замечаниями на полях к императрице, которая обычно с ними соглашалась. Затем в Коллегии составлялся рескрипт, который Екатерина, как правило, утверждала.

Прекратив приготовление для войны с Данией и сохранив нейтралитет в Семилетней войне, Екатерина II уничтожила прусское влияние при русском дворе и постаралась поставить себя вне всяких союзов и дипломатических обязательств. Она хотела мира, чтобы упрочить свое положение, и избегала обязательств, чтобы развязать себе руки в отношении Польши. "Со всеми государствами Европы я веду себя как искусная кокетка"10, - говорила Екатерина. Она стремилась быть l'arbitre de l'Europe - третейским судьей Европы. Но в Европе того времени было трудно разыгрывать такую роль. За 34 года своего царствования Екатерина умудрилась перессорить Россию почти со всеми крупными государствами Западной Европы. Она заключила союз с Пруссией, вела войну с Польшей, была вынуждена принять войну с Турцией. Однако политический мир признавал за Екатериной II "великое имя в Европе и силу, принадлежащую ей исключительно"11.

Екатерина II не руководствовалась  лишь случайностями и мимолетными  соображениями. С первых же лет правления  у нее выработалась определенная политическая система. Она родилась в голове у русского немца - дипломата  Корфа, разработана была Паниным  и принята Екатериной. Она известна под названием "Северного аккорда" и являлась весьма утопической. При постоянном воздействии западных держав, очень сложных политических затруднениях дипломатия России не всегда могла достигнуть того, к чему стремилась. Простейшее общее впечатление от внешней политики Екатерины II выразил Безбородко, самый видный дипломат того времени после Панина. Уже в конце своей карьеры он говорил, наставляя молодых дипломатов: "Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела"12.

Сословия. Становясь привилегированным сословием, дворянство до правления Екатерины II не имело еще сословной организации. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и управляло всеми делами уезда. В руках дворян находились и полиция, и администрация. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками верховной власти. Таким образом, с 1775 года вся Россия - от высших до низших ступеней управления - оказалась под руководством дворянства. Реформы 1775 года дали дворянству сословную организацию и главенствующее административное положение в стране.

В 1785 году была принята "Жалованная грамота". Основным новшеством в этой грамоте было то, что целым  обществом с характером юридического лица признавалось дворянство не одного уезда, но и целой губернии. Этой грамотой был закончен процесс сложения и возвышения дворянского сословия, наблюдавшийся на протяжении всего XVIII века.

Политика Екатерины II привела к тому, что дворянское сословие получило исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние  на местное управление.

При Екатерине II, взошедшей на престол с помощью  дворянства и его поддерживавшей, крепостное право росло. Но вместе с  тем росли и думы о его уничтожении  в самой императрице и в  людях, шедших за течением века. Во время  правления Екатерины крестьяне  практически не имели никаких  прав и считались полной собственностью дворянства. Но в глазах закона крестьянин одновременно оставался и частным  рабом, и гражданином. Такая двойственность законодательства указывала на отсутствие твердого взгляда на эту проблему у правительства. В правительстве  существовало два вопроса о крестьянстве: Екатерина хотела освобождения крестьян, а правительство было за усиление помещичьих прав.

Исследователи отмечают, что в эпоху Екатерины II крепостное право достигло своего расцвета и в то же время общественная мысль обратилась к яростному осуждению крепостного права.

Екатерина II хотела создать в России "среднего рода людей", подобно среднему сословию на Западе. Этот класс также называли мещанами. В него, согласно Наказу, входили  люди, занимающиеся художествами, науками, мореплаванием, торговлей и ремеслами, а также дети приказных людей.

"Наказ" и  "Комиссия Уложения" (1767-1768). В  1762 году советник Екатерины II граф Никита Панин подал на  рассмотрение императрицы обстоятельно  мотивированный проект утверждения  императорского Совета. Но он  предлагал старые средства - "верховные  места" (Верховный Тайный совет  и Кабинет), которые не предохраняли  от фаворитов и не охраняли  законности. С другой стороны, "верховное  место" стесняло бы верховную  власть, для защиты которой его  предназначал Панин. Подписав  этот проект, Екатерина заколебалась  и, опросив государственных людей,  не увидела к нему большого  сочувствия. Ей высказали (Вильбуа) мнение, что Панин таким образом склоняется к более аристократическому правлению. Обязательный и государственным законом установленный императорский совет и влиятельные его члены могут с течением времени подняться до значения соправителей13. Таким образом, Екатерине указали, что, приняв этот проект, она может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию, управляемую олигархическим советом чиновной аристократии. Екатерина не могла пойти на такой шаг и отклонила проект Панина.

Но, отклонив проект Панина, Екатерина II приняла весьма оригинальное решение. Она стремилась создать новые законодательные  нормы, которые содействовали бы установлению законности и порядка  в государстве. Екатерина желала создать новое законодательство, а не приводить старое в систему.

Уже с 1765 года Екатерина II принялась за изложение законодательных  принципов и работала, не говоря о том полтора года ни слова (как  сообщает сама императрица). "Преуспев, по мнению моему, довольно в сей работе, я начала казать по частям статьи, мною заготовленные, людям разным, всякому  по его способностям"14. Эти статьи были ее известным "Наказом". Большая  часть статей "Наказа" является пересказом сочинения Монтескье "О  духе законов".

Наряду с общим  либерализмом Екатерина II поставила  и мотивировала в "Наказе" ясное  утверждение, что единственной возможной  для России формой власти является самодержавие - как по обширности страны, так и потому, что одной власти лучше повиноваться, чем разным господам. Она писала: "Россия есть Европейская держава. Доказательство сему следующее: перемены, которые в России предпринял Петр Великий, тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие в то время, совсем не сходствовали с климатом и принесены к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей. Петр I, вводя нравы и обычаи европейские в европейском народе, нашел тогда такие удобности, которых он и сам не ожидал"15.

Издана была лишь четвертая часть "Наказа". Часть  статей Екатерина II уничтожила сама в  процессе работы над "Наказом". Когда  же в Москву съехались депутаты Комиссии Уложения, она призвала "нескольких персон, вельми разномыслящих", для  предварительного обсуждения "Наказа". "Тут при каждой статье родились прения, я дала им волю чернить и  вымарывать все, что они хотели, они  более половины того, что написано было мною, помарали, и остался "Наказ  Уложения" яко напечатан"16.

Более всего было уничтожено глав о крепостном состоянии, где было сказано об освобождении крестьян. Этого-то больше всего и  боялись цензоры-депутаты из дворян. Екатерина, воспитанная на освободительных  теориях XVIII века, не могла не желать освобождения крестьянам. В ее бумагах  находили интересные проекты постепенного уничтожения крепостной зависимости. Но на полное освобождение крестьян Екатерина  не имела ни смелости, ни желания. Она  была как бы вынуждена изменить свои взгляды, уступая своим консервативным советникам. Но это "отступничество" не было искренним. Впрочем, "Наказ", даже рецензированный, вызвал сильнейшее волнение как в России, так и за границей. Во Франции он даже был запрещен для распространения.

"Наказ" содержит  в себе двадцать глав (двадцать  первую и двадцать вторую главы  Екатерина приписала уже после  1768 года) и более пятисот параграфов. "Наказ", как того и желала  Екатерина, есть только изложение  принципов, коими должен руководствоваться  государственный человек, пишущий  законы.

По результатам  исследования Академии наук (1907 год), "Наказ" - это компиляция, составленная по некоторым  произведениям просветительской литературы того времени. Главные из них - "О  духе законов" Монтескье и сочинения  итальянского криминалиста Беккариа "О преступлениях и наказаниях" (1764 год). Всего в "Наказе" 655 статей, из них 294 заимствованы у Монтескье. Также некоторые статьи "Наказа" заимствованы из французской "Энциклопедии" и сочинений немецких публицистов того времени Бильфельда и Юсти.

Приступая к созданию "Наказа", Екатерина ставила  перед собой две цели. Она хотела создать свод принципиально новых  законодательных принципов (в общих  чертах), а затем приступить к  выработке "подробностей". Однако первую часть своего плана ей не удалось выполнить полностью  из-за консерватизма ее советчиков, а вторую его часть - выработку  подробностей - и вовсе постигла неудача: они так никогда и  не были выработаны.

Первая Комиссия Уложения была составлена еще в 1700 году для пересмотра Уложения 1649 года. С  тех пор над этой проблемой  неудачно работали несколько комиссий, но она так и не была разрешена. Депутатов, выбранных специальными комиссиями 1754 и 1761 годов, в 1763 году распустили, но Комиссия просуществовала вплоть до созыва новых депутатов в 1767 году. Екатерине II предстояло закончить давнее дело. Во многих отношениях она поступала  иначе, чем раньше. Начала она решение  этой проблемы манифестом от 14 декабря 1766 года о созыве депутатов для  сочинения проекта нового Уложения.

Сенат, Синод, коллегии и главные канцелярии центрального управления посылали по одному представителю. От каждой провинции выдвигались  четыре депутата из различных слоев  населения. Число депутатов от казаков  определялось их высшими командирами.

Таким образом, в  Комиссии были представлены центральные  правительственные учреждения, некоторые  сословия, инородческие племена и  места жительства. Комиссия не захватывала  всех слоев тогдашнего населения  империи.

Пропорциональное  соотношение представительств по классам

- правительственные  учреждения около 5%

- дворянство 30%

- города 39%

- сельские обыватели  14%

- казаки, инородцы, остальные классы 12%

Депутатам было назначено  жалованье. Они находились под "собственным  охранением" императрицы, на всю  жизнь освобождались от смертной казни, пытки и телесного наказания, имущества лишались только за долги. Никто из подданных в те времена не пользовался такими привилегиями. Самым важным новшеством Комиссии 1767 года были депутатские наказы. В них избиратели должны были внести свои "общественные нужды и отягощения"17. Депутат мог ходатайствовать и сверх наказа, не мог только противоречить ему. В случае несогласия с наказом он был обязан сложить с себя полномочия.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"