Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:42, контрольная работа

Описание работы

1. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века: новые тенденции в экономике России
2. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Различные точки зрения на данную проблему в исторической литературе

Файлы: 1 файл

екатерина 2.docx

— 41.42 Кб (Скачать файл)

В подробностях устройства Комиссии и порядка ведения дел  образцом служили парламентские  обычаи конституционных стран Западной Европы.

Народное  образование. Для того чтобы создать новое общество, надо "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, нравственно совершенных". Для достижения этой цели были открыты учебные заведения, где дети воспитывались изолированно от семьи, - Воспитательные дома в Москве (1763) и Петербурге (1767), закрытые институты отдельно для девиц дворянок и девиц горожанок (с 1764 г.) и кадетские корпуса. Екатерина II также заботилась о распространении открытых училищ. В каждом уездном городе должны были появиться малые народные училища, в каждом губернском городе - главные народные училища, в Екатеринославле, Пензе, Чернигове и Пскове должны были быть учреждены университеты.

Этот план не был  осуществлен вполне из-за нехватки средств, но все же Екатерина сделала  очень много для развития народного  образования в России.

Крестьянская  война 1773-1775 годов под предводительством  Е. И. Пугачева. Пугачев Емельян Иванович (1742-1775) был родом из простых казаков  станицы Зимовейской на Дону (она была родиной и С. Т. Разина). С 17 лет он принимал участие в войнах с Пруссией и Турцией, имел младший офицерский чин хорунжего за храбрость в боях. Е. И. Пугачев постоянно выступал в защиту простых казаков и крестьян, за что и был арестован властями, но в 1773 году, когда ему был всего 31 год, он бежал из казанской тюрьмы на Яик, где местным казакам он представился как император Петр III. С отрядом в 80 казаков он двинулся на Яицкий городок - центр местного казачьего войска. Спустя две недели войска Пугачева уже насчитывали около 3 тыс. человек, с артиллерией в несколько десятков пушек.

Крестьянская  война началась с захвата небольших  крепостей и осады Оренбурга. Однако эта крупнейшая крепость на юго-востоке России оборонялась  в течение шести месяцев и  не была взята восставшими. Власти забили тревогу и двинули против Пугачева войска, но они дважды потерпели поражение. В числе царских войск находилась конница башкир во главе с Салаватом Юлаевым, но он перешел на сторону Пугачева. Армия восставших была организована по образцу казачьего войска. Под Оренбургом сложился штаб восставших - Военная коллегия. Дисциплина и организация в войске Пугачева были сравнительно высокими, однако в целом движение, как и в предыдущих крестьянских войнах, оставалось стихийным. В Оренбургском крае, на Урале, в Башкирии действовали большие отряды сподвижников Е. И. Пугачева-И. Н. Зарубина-Чики, И. Н. Белобородова, Хлопуши и др., которые захватили Кунгур, Красноуфимск, Самару, осадили Уфу, Екатеринбург, Челябинск.

Весной 1774 года пугачевцы понесли тяжелые поражения от царских войск под командованием бывшего руководителя Уложенной Комиссии генерала А. М. Бибикова. Сама Екатерина II объявила себя "казанской помещицей", подчеркнув близость интересов царской власти и дворянства. После поражения Пугачев из Оренбургского края ушел на Урал, где к нему примкнули новые отряды восставших. Его армия опять стала грозной силой.

С Урала войска Пугачева направились к Волге, где  в июле 1774 года была взята Казань. Правительственные войска во главе  с полковником И. И. Михельсоном здесь нанесли Пугачеву жестокое поражение. Начался третий, заключительный этап восстания. Повстанцы переправились на правый берег Волги, где их армия пополнилась местным населением - государственными крестьянами из татар, чувашей, марийцев и мордвы, а также крепостными. Восстания охватывали сотни селений, пылали помещичьи усадьбы. Взяв несколько городов на правобережье Волги, войска Пугачева направились, теснимые правительственными войсками, на юг в донские степи, чтобы получить поддержку донского казачества. По пути они захватили Алатырь, Саранск, Пензу, Саратов. Последнее поражение Пугачев потерпел после неудачной попытки взять Царицын у Сальникова завода. Сам он с небольшой группой повстанцев перебрался через Волгу. Но среди его окружения возник заговор группы богатых казаков, которые, стремясь получить награды Екатерины II, схватили Пугачева и выдали его властям. В кандалах и в железной клетке он был доставлен в Москву, где 10 января 1775 года вместе с ближайшими своими сторонниками он был казнен на Болотной площади. Жестоко расправился царизм и с рядовыми участниками восстания.

Крестьянская  война под предводительством  Е. И. Пугачева окончилась поражением по тем же причинам, что и другие крупные выступления народных масс - стихийность, локальность движения, неоднородность социального состава, плохое вооружение, наивный монархизм, отсутствие программы и необходимой дисциплины и выучки.

2 «Просвещенный  абсолютизм» Екатерины II. Различные  точки зрения на данную проблему  в исторической литературе

история екатерина просвещенный абсолютизм

Просвещенный  абсолютизм в России характеризуется  такими мероприятиями, в которых  были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время  способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного  абсолютизма, на которую указывают  исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования  политической надстройки.

В целом для  эпохи и идеологии “просвещенного абсолютизма” характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить и усилить  реакционные феодально-крепостнические  учреждения. Во второй половине XVIII в. уже  раздавались голоса о невыгодности земледелия, основанного на подневольном труде; еще со времен Петра I общим  было порицание продажи крепостных в розницу, без семьи и без  земли; нередки были сетования на расточительных и жестоких помещиков. Однако защитить крепостного от помещичьего произвола можно было, только ограничив право собственности и господскую власть помещиков, на что самодержавие не пошло именно из-за его органической связи с крепостничеством; в период завершения строительства военно-бюрократического аппарата феодально-абсолютистскому государству нужны были не столько помещики - “рачительные хозяева”, сколько полновластные надсмотрщики над многомиллионными массами подневольного крестьянства.

В процессе и в  результате “примерки” к общественному  сознанию господствующего класса освободительных  идей выработался особенный тип  вольтерьянца-крепостника, знающего новинки  просветительской литературы Запада, восхищающегося свободой античных республик, конституционными порядками Англии и Голландии, сочувственно следящего  за борьбой народа Соединенных Штатов, осуждающего торговлю неграми в  Америке, но непримиримо враждебного  к самой мысли о признании  человеческого достоинства принадлежащих  ему крепостных, предоставлении им хоть каких-нибудь прав, ослаблении его господской власти и собственности на людей. Если официальной доктриной “просвещенного абсолютизма” были либеральные идеи Просвещения, то подлинной его идеологией стал макиавеллизм: “Во всем должно иметь и лисий хвост и волчий рот”, - поучала Екатерина II своих высших сановников.

Заключение

В эпоху Екатерины II были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, развивавшиеся ранее. Способность  ее доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, которые ей ставила история, заставляет признать в ней первостепенного  исторического деятеля независимо от ее личных ошибок и слабостей.

Конечно, ошибочно было бы утверждать, что личные взгляды  Екатерины II прошли бесследно для  ее правительственной деятельности. Они сказались, с одной стороны, в общих приемах, просвещенных и  либеральных, всей государственной  деятельности Екатерины и во многом отдельных ее мероприятий, а с  другой - отразились на самом русском  обществе и весьма содействовали  распространению образования вообще и гуманно-либеральных идей XVIII века в частности. Отличительной чертой характера Екатерины было то, что  в каком бы обществе она ни вращалась, она всегда чувствовала себя как  бы на сцене и больше думала о  том, что скажут про нее, чем о  том, что выйдет из задуманного дела. Отсюда ее слабость к рекламе, шуму, лести, туманившим ее ум и соблазнявшим ее далеко не мечтательное сердце. Она больше дорожила вниманием современников, чем мнением потомков, и поэтому ее самое помнят дольше, чем ее деяния. Однако из вышесказанного можно сделать вывод, что эти черты характера Екатерины в большей мере определены тяжелыми условиями ее юности, нежели природой. Екатерина никогда не была груба с людьми, даже если они стояли ниже ее. Правда, в старости она ворчала на своих горничных, но почти всегда извинялась, ссылаясь на усталость.

Однако заслуги  Екатерины II перед Россией куда более  значительны, чем недостатки ее характера. Некоторые из екатерининских учреждений функционируют и доселе в старых формах, но в духе новых потребностей и понятий. Екатерина положила начало развитию народного образования, и  не ее вина, что в России никогда  не хватало денег на благие начинания. Благодаря ее заботам о гигиене  в России появились квалифицированные  врачи, которые хоть немного могли  облегчить людские страдания. Многие из предложений и мечтаний Екатерины  были осуществлены после нее, а некоторые  были упразднены самой жизнью за нецелесообразностью.


Информация о работе Контрольная работа по "Истории"