Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит задачи по дисциплине "История" и ответы на них

Файлы: 1 файл

Контрольная (ИГиП Зарубежных стран).doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Задача 1. Франк  Хильдеберт, разбойничая на лесной дороге, ограбил и убил римлянина  Гортензия, сопровождавших его лита Ариовиста и раба. Хильдеберт впоследствии был пойман и уличен в своих  преступлениях. Каково будет решение  суда по Салической правде? Что будет, если имущества Хильдеберта не хватит для возмещения ущерба?

 

Салическая правда является одной  из древнейших правд, представляющих собой  запись обычаев салических франков. Основной текст Салической правды представляет собой разрозненную и бессистемную запись обычаев, сложившихся в основном ещё до образования Франкского государства, а также тех обычаев, которые возникали в период формирования классового общества и образования государства. Поэтому её содержание отражает тот социальный и правовой строй, который характеризует переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Она раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и возникновения частной собственности, рост имущественного неравенства. Одна из её основных задач – защита частной собственности, шедшей на смену коллективной собственности.

Как и другие «варварские» правды, Салическая правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий правонарушений и соответствующих им наказаний. Её язык носит казуистический характер, то есть предусматривает конкретные случаи правонарушений и соответствующие им наказания1. Характерной чертой Салической правды является её формализм, то есть все правовые действия и акты совершались в строго установленной форме, нарушение которой лишало эти действия и акты законной силы. Огромную роль при этом играли всевозможные символы. Например, кусок земли, дерн, соломина, стебель, ветви и т.п. символизировали земельные участки или имущество; длинные волосы на голове – свободное состояние человека и т.д.

Территориальная сельская община (марка), социально-экономическая единица  франкского общества, сохраняла значительные пережитки первобытнообщинного  строя. Это нашло отражение в  Салической правде. Так, члены рода связаны между собой многочисленными кровнородственными узами: сородичи принимают участие в наследовании, в уплате штрафа за убийство и в получении части штрафа за убийство сородича.

В то же время  Салическая правда рисует картину разложения первобытнообщинного строя. Она  свидетельствует о появлении частной собственности и о возникновении имущественного неравенства среди свободных общинников. Этой собственностью (аллодом) можно было __________________________________

1 См.: История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое и феодальное государство и право): учеб. пособие / под ред. П.Н. Галанзы и Б.С. Громакова. – М., 1980. – с. 244.

распоряжаться и передавать по наследству по мужской и женской  линии. С возникновением частной  собственности возникает и имущественное  неравенство. Кроме того, Салическая правда свидетельствует о процессе распада кровнородственных связей, поскольку предусматривает возможность отказаться от родства путем специального символического обряда, совершаемого в судебном собрании1.

Ранее не было известно наследование по завещанию. Однако развитие частной собственности привело к появлению у собственника права передавать своё имущество после смерти определённому лицу путём дарения (так называемая «аффатомия»), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме, с соблюдением определённых процедур и использованием определённых символов2. Суть «аффатомии» сводилась к тому, что даритель фиктивно передавал своё имущество или его часть какому-либо доверенному лицу с обязанностью последнего не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

В области обязательных отношений Салическая правда знает  только такие простейшие формы сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, мена и дарение. Передача права собственности  при этих сделках осуществлялась публично путём простой передачи вещи. Неисполнение обязательства влекло по Салической правде имущественную ответственность. В случае отказа должника уплатить сумму долга или вернуть полученную вещь кредитор мог через суд получить не только положенное ему, но и дополнительный штраф за просрочку. Истребование долга происходило в строго установленной форме3.

Брак заключался в форме покупки  женихом невесты. Насильственное похищение (умыкание) Салическая правда карала. Не признавались браки между свободными и рабами: в случае заключения такого брака свободный человек становился рабом. Не признавались законными браки с кровными родственниками.

Особое внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает4. Однако из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что под этим термином понималось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского «мира», а под _________________________________

1 См.: Титул LX Салической правды. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / под ред. В.М. Корецкого. – М., 1961. – с. 24.

2 См.: Титул XLVI Салической правды. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / под ред. В.М. Корецкого. – М., 1961. – с. 19.

3 См.: Титул L и LII Салической правды. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / под ред. В.М. Корецкого. – М., 1961. – с. 19.

4 История государства и права зарубежных стран / под ред. К.И. Батыра. – М., 2004. – с. 184

 

наказанием – возмещение вреда  потерпевшему или членам его рода (композиция) и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Для преступлений и наказаний по Салической правде характерны следующие черты:

  • как правило, кровная месть и изгнание из общины в виде основного средства принуждения при первобытнообщинном строе заменяются системой штрафов (композиций). Тем не менее ещё сохраняются пережитки первобытнообщинного строя: если убийца не

в состоянии уплатить штраф за убийство (вергельд), то он расплачивается своей жизнью;

  • ближайшие родственники принимают участие в уплате вергельда и в его получении; в случае объявления человека вне закона он подлежит изгнанию из общины с запрещением кому бы то ни было принимать его.
  • размер штрафа устанавливается в зависимости от социального и правового положения преступника и пострадавшего, а также от пола и возраста пострадавшего, что отражает классовое расслоение общества. Там, где для раба предусматривалась смертная казнь, свободный человек платил штраф (вергельд) в пользу родных убитого. Если за убийство свободного франка-общинника устанавливался вергельд в размере 200 солидов, а землевладельца-римлянина, не приближенного к королю, - 100 солидов, то за убийство представителей королевской администрации (графов, сацебаронов), королевских дружинников вергельд предусматривался в тройном размере (600 солидов), за убийство римлянина, приближенного к королю (королевского «сотрапезника»), - 300 солидов. Если раб или лит убивали свободного человека, то убийца отдавался родственникам в качестве половины вергельда, а остальное платил его хозяин. Свободный человек за убийство раба оплачивал его стоимость (35 солидов) хозяину раба.
  • Салическая правда не устанавливает общих принципов для квалификации преступлений и назначения наказаний. Однако анализ её статей позволяет выделить некоторые общие принципы:
    1. субъектами преступлений являлись не только свободные, но и зависимые люди (литы), и рабы;
    2. ответственность перед королем за нарушение королевского «мира» наступала с 12-летнего возраста;
    3. наказание, как правило, не зависело от вины и назначалось лишь за конечный результат действия, причиняющего вред личности или имуществу. Но в ряде случаев при назначении наказания учитывается характер умысла и тяжесть причинённого вреда. Проявление «злого» умысла влечет более тяжкое наказание. Например, за кражу из закрытого помещения предусматривали штраф в три раза больший, чем за кражу из открытого помещения. На убийцу, пытающегося скрыть следы преступления, налагался штраф в тройном размере. Наказанию подлежало не только само причинение вреда, но и покушение на это. Каралось также подстрекательство к краже или убийству. Отягчающим обстоятельством, свидетельствующим о «злом» умысле, являлось убийство «скопищем».
      • Обращает на себя внимание чрезмерная тяжесть материального наказания. Самый низкий штраф за кражу составлял 3 солида, а за убийство – 20 солидов. Если иметь в виду, что стоимость быка составляла 2 солида, а коровы – 3 солида, то эти штрафы были весьма обременительными. Возникнув при родовом строе, штрафы в условиях перехода от коллективной собственности к частной становятся эффективным средством защиты частной собственности и личности имущих людей, феодализирующейся власти.

Салическая правда предусматривает следующие виды преступлений и наказаний:

        1. Преступления против личности: убийство, изнасилование, нанесение увечий, клевета, оскорбление, похищение свободных людей, посягательства на честь, достоинство и свободу.
        2. Преступления против собственности: кража, грабеж, поджог, причинение вреда имуществу. Особой защитой пользуется имущество, находящееся в доме и на огороженном участке.
        3. Преступления против порядка отправления правосудия: неявка в суд, лжесвидетельство.
        4. Нарушение предписаний короля.

Основным видом наказания, применявшимся  к свободным людям, являлся штраф. Он делился на две части: одна шла  потерпевшему или его ближайшим  родственникам, а другая в размере  1/3 штрафа поступала в пользу государства в лице короля. Кроме того, во всех случаях, связанных с преступлениями против собственности, предусматривалось возвращение украденного, уплата стоимости уничтоженного и возмещение убытков. В случае наказания в виде объявления вне закона предусматривалась также конфискация имущества. Согласно основному тексту Салической правды такого вида наказаний, как смертная казнь, членовредительные и телесные наказания для свободных не существовало, они применялись только к рабам.

Процесс по Салической правде носит  обвинительный характер. Его основными  чертами являются: 1) осуществление гражданского и уголовного процесса в одинаковых формах; 2) возбуждение дела только по инициативе истца или пострадавшего; 3) равные права сторон и проведение процесса в виде спора (состязания) сторон; 4) строгое соблюдение установленных процессуальных форм (формализм).

Доказательством факта совершения преступления свободным человеком  являлись задержание преступника на месте преступления, его собственное  признание и свидетельские показания. Для того, чтобы с обвиняемого  обвинение, Салическая правда предусматривала три вида доказательств: соприсяжничество («свидетельство доброй славы»), свидетельские показания и ордалии («суд божий») в форме испытания «котелком», упоминая при этом «другие законные способы» доказывания1.

Если обвиняемый соглашался с приговором суда, то ему давался льготный срок для уплаты штрафа, по истечении которого в случае неуплаты штрафа истец (обвинитель) обращался за помощью к графу. Последний вместе с 7 рахинбургами должен был отправиться к дому обвиняемого и конфисковать его имущество на сумму, которую он должен был уплатить. В случае несогласия обвиняемого с решением суда рахинбургов обвиняемый вновь вызывался в сотенный суд через 40 дней, а затем в случае его неявки или отказа исполнить приговор обвинитель должен был в течение 14 дней вызвать его на суд короля. Вызов на суд короля также осуществлялся в строго установленной форме. В случае неявки в суд короля или отказа выполнить его решение король объявлял обвиняемого вне закона и тогда «сам виновный и всё его имущество делаются собственностью истца»2.

 

Решение. Согласно титулу XIV Салической правды «О нападениях и грабежах» франк Хильдеберт за ограбление римлянина Гортензия должен будет уплатить штраф в 35 солидов (об ограблении литов и рабов Салическая правда не упоминает). Кроме того, за убийство римлянина (согласно титулу XLI Салической правды «О человекоубийстве») франку Хильдеберту полагается вергельд размером в 300 солидов, за убийство лита Ариовиста – 100 солидов. За убийство раба франку Хильдеберту не нужно будет платить, поскольку по Салической правде стоимость раба (35 солидов) оплачивалась его хозяину. Хозяина раба франк Хильдеберт убил. Таким образом, сумма штрафа будет составлять 435 солидов. Согласно титулу LVIII Салической правды «О горсти земли» если имущества франка Хильдеберта не хватит, чтобы оплатить штраф, оставшуюся долю должны будут выплатить его родственники. «Если же никто не поручится в уплате виры, т.е. в возмещении того, что он не заплатил, тогда он должен уплатить виру своей жизнью»3.

 

 

 

 

 

__________________________________

1 См.: Титул XLVI Салической правды. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / под ред. В.М. Корецкого. – М., 1961. – с. 19.

2 См.: Титул LVI, §1 Салической правды. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / под ред. В.М. Корецкого. – М., 1961. – с. 22-23.

3 Титул LVIII, §1 Салической правды. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / под ред. В.М. Корецкого. – М., 1961. – с. 24.

Задача 2. Государственный  строй Англии XVII века (абсолютная и конституционная монархии).

 

Абсолютная монархия установилась в Англии, как и в других странах  Западной Европы, в период разложения и упадка феодализма и возникновения  капиталистических производственных отношений. Однако в отличие от абсолютной монархии на континенте Европы английский абсолютизм имел свои особенности, предопределявшие его незавершенный характер.

Основная особенность  английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям английского абсолютизма относится сравнительно развитое местное самоуправление и отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, которые были характерны, например, для Франции. В Англии не было и крупной постоянной армии.

По мнению историков В.М. Лавровского и М.А. Барга, «английский абсолютизм при первых Стюартах представлял собой упадочную форму феодально-абсолютистской монархии, пытавшейся опереться на аристократию, феодальное дворянство и на англиканскую церковь в борьбе с далеко зашедшими притязаниями буржуазии и нового дворянства»1.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"