Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит задачи по дисциплине "История" и ответы на них

Файлы: 1 файл

Контрольная (ИГиП Зарубежных стран).doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Новое дворянство (джентри) и буржуазия  поддерживали борьбу королевской власти против феодалов и церкви. Союз между джентри и буржуазией содействовал укреплению парламента и сделал его впоследствии главным орудием в борьбе с королевской властью. Он содействовал сохранению «самоуправления» в графствах и не позволил королевской власти, используя рознь сословий, обессилить парламент.

Высшими органами власти и управления в период абсолютной монархии были король, Тайный совет и парламент. Однако реальная власть в Англии сосредоточивалась  в руках короля. Он осуществлял  законодательную, исполнительную и судебную власть через многочисленные, только ему подчинённые органы. Короля можно назвать абсолютным монархом, но при этом необходимо иметь в виду, что данное название охватывает далеко не все свойства королевской власти, но лишь какую-то часть их. Король обладал лишь некоторыми правомочиями действовать по своему усмотрению или произволу, но в целом и в общем его власть не являлась произвольной или абсолютной. Абсолютная власть английского короля, хотя и предполагала за Его Величеством свободу действовать по своему усмотрению, не была по своей природе властью, неограниченной правовыми формами. Она вполне вписывалась в юридическую конструкцию государственного ________________________________

1 Лавровский В.М. Английская буржуазная революция. Некоторые проблемы английской буржуазной революции 40х годов XVII века / В.М. Лавровский, М.А. Барг. – М., 1958. – с. 180.

строя Англии. Полномочия короля были весьма широки, но все они основывались на праве того или иного рода и обрамлялись соответствующей идеологической оболочкой.

Тайный совет короля возник ещё  в предшествующий период, но окончательно сложился в период абсолютной монархии. Он состоял из высших должностных  лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя личной печати, лорда-адмирала и др.

Во время установления абсолютной монархии Генрих VII, чтобы подорвать окончательно военную мощь старой аристократии, издал закон о запрещении феодалам иметь свиту и установил монопольное право короны использовать артиллерийские орудия, которые позволяли сокрушать любые крепости. Несмотря на успехи в уничтожении вооруженных сил отдельных феодалов, в Англии ещё не было создано крупной постоянной армии, а следовательно, и не существовало обременительных налогов на её содержание. Стража крепостей и королевская гвардия оставались малочисленными. Основой вооруженных сил Англии являлся морской флот. Кроме того, в Англии сохранялось и ополчение в виде отрядов милиции.

Установление абсолютной монархии в Англии не сделало её королей полностью независимыми в финансовом отношении от парламента. Доходы государственной казны складывались из поступлений с владений королями лесных заповедников и из феодальных сборов и налогов, взимание которых разрешал парламент.

Постоянная нужда в деньгах  и упорное противодействие парламента установлению новых налогов вынуждали  английских королей прибегать к  займам, к введению пошлин на ввозимые и вывозимые товары и к выдаче за крупные денежные выплаты монополий (привилегий лица или группы лиц на исключительное право торговать теми или иными товарами с другими странами). Однако эти действия королевской власти встретили решительное сопротивление в палате общин, которая добилась в 1601 году обещания от королевы Елизаветы отмены выданных на монополии патентов.

В Англии была проведена религиозная  реформа с целью учреждения в  стране церкви, подчинённой королевской  власти. Реформированная церковь  сохраняла своё классовое назначение, являясь духовным орудием порабощения  трудящихся масс. Проведённая секуляризация церковных земель подорвала экономическое могущество духовенства и привела к обогащению джентри. Парламент Англии при Генрихе VIII с 1529 по 1536 год принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. После этого английская церковь перестала находиться под влиянием римского папы и превратилась в часть государственного аппарата.

Окончательное оформление англиканская церковь получила при королеве Елизавете I, религиозная политика которой носила компромиссный характер. Во время её правления государство всеми силами поддерживало реформированную церковь и преследовало как тех, кто поддерживал католическую церковь, так и сторонников наиболее радикальных и демократических форм протестантизма.

Высшим церковным органом страны была Высокая комиссия. В её состав входили наряду с епископами члены  Тайного совета и другие должностные  лица. Компетенция комиссии была чрезвычайно  обширной. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах, об «единообразии» в церковном богослужении, об еретиках и т.п. Реформированная церковь, сохранив немало черт католицизма как по структуре, так и в богослужении, превратилась в орган, задачей которого стали пропаганда учения о божественном происхождении власти короля и содействие утверждению абсолютизма.

С установлением абсолютизма система  местных органов управления стала  более стройной. Возросла их зависимость  от центральных органов власти. Окончательно сложилась низшая административная единица Англии – приход.

Приходы стали не только и не столько  единицами местного церковного управления, сколько низшими территориальными единицами государственного самоуправления. Светский характер они получили в результате учреждения в них новых должностей и введения новых налогов. Приходы, как низшие административные единицы, через мировых судей были тесно связаны с органами управления графствами и с центральными органами власти. Вся деятельность приходов ставилась под контроль мировых судей, которые в период абсолютной монархии ведали всеми вопросами управления на местах.

Установившийся порядок назначения королем на все должности в  местных органах и право контроля центральных органов власти за деятельностью должностных лиц на местах обусловили создание в период абсолютной монархии аппарата управления, угодного господствующему классу.

Компетенция Вестминстерских судов (суда королевской скамьи, суда общих  тяжб, суда казначейства и канцелярского  суда) не изменялась и при установлении абсолютной монархии. Однако в этот период создаются чрезвычайные суды, такие, как, например, «Звездная палата» и судебные советы в тех районах Англии, где часто нарушалось «общественное спокойствие». Советы эти подчинялись непосредственно Тайному совету и были призваны вести борьбу против мятежников, разбойников и всех тех, кто нарушал общественную безопасность на территории, где был создан совет.

В период абсолютизма значительно  расширилась компетенция мировых  судей за счет усиления их роли в управлении, преследовании преступников и судебных делах. К этому времени присяжные заседатели окончательно включаются в состав суда.

Во второй половине XVII века интересы дальнейшего развития капиталистического уклада хозяйства приходят в острое, непримиримое противоречие с существующим в стране феодально-абсолютическим строем, и этот конфликт влияет на все сферы жизни. В области экономической он выразился в резком снижении экономического «эффекта» торгово-промышленной деятельности и тем самым в замедлении темпов развития капиталистической мануфактуры, в области политической – в усилении парламентской оппозиции, в области идеологической – в пуританизме1.

Английская революция XVII в. явилась первой в истории буржуазной революцией. Она провозгласила принципы более прогрессивного общества и установила новый социально-экономический порядок в стране. В результате «славной революции» на английский престол был возведен штатгальтер Нидерландов Вильгельм Орланский. С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия.

Сущность нового компромисса заключалась  в том, что политическая власть как  в центре, так и на местах оставалась в руках землевладельцев, обязующихся  соблюдать интересы буржуазии. «Победные  трофеи» революции – высокие должности, синекуры и большие оклады достались на долю знатных родов земельной аристократии, но с условием: последние должны были соблюдать экономические интересы буржуазии»2. Успешное развитие внешней и внутренней торговли, банковского дела, возникновение в конце XVII и начале XVIII века новых отраслей промышленности обусловили превращение буржуазии в признанную часть господствующих классов Англии. Землевладельцы и капиталисты довели до колоссальных размеров расхищение государственных земель, владений церкви, общинных земель крестьян. Буржуазия оказывала покровительство этому расхищению. Это привело к тому, что крестьянин-землевладелец сменился капиталистическим фермером, берущим в аренду значительные участки господской земли, которую он обрабатывал, используя наёмных сельскохозяйственных рабочих.

Основные принципы конституционной  монархии, равно как и присущие ей приёмы управления, сложились не сразу. То, что может быть названо  английской конституцией, представляет собой совокупность определённых законов и устных (неписаных) соглашений, получивших значение прецедента. Первым из английских конституционных законов рассматриваемого периода является «Билль о правах» 1689 года.

Первая часть билля перечисляет  нарушения законов и вольностей, которые допустил Яков II при содействии «советников, судей и чиновников, состоявших у него на службе». Во второй части билля, содержащей постановления, цель которых «восстановить и подтвердить древние права и вольности», имеются важные конституционные положения, установившие зависимость

________________________________

1 Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права: учеб. пособие / К.Е. Ливанцев. – Л., 1986. – с. 36.

2 История буржуазного государства и права (1640-1917 гг.) / под. ред. З.М. Черниловского. – М., 1964. – с. 45.

 

 

королевской власти от парламента.

Провозгласив верховенство парламента в области законодательства, билль  запретил королю приостанавливать действие законов или их исполнение без  согласия парламента1. Признавались противоречащими закону всякие сборы в пользу короны, взимаемые без согласия парламента2. Только с согласия парламента разрешались производить набор в армию и содержать постоянное войско3.

Билль о правах запрещал королю освобождать  кого бы то ни было из-под действия законов, учреждать суды по церковным делам и всякие другие учреждения4. Устанавливалось право подданных обращаться с ходатайством к королю. Преследования или задержания за такие ходатайства объявлялись незаконными5.

Для обеспечения независимости  членов парламента билль устанавливал свободу выборов и предусматривал свободу слова и прений. Преследования за выступления в парламенте запрещались. В целях «пресечения всяких злоупотреблений» и для улучшения, укрепления и охранения законов «Билль о правах» устанавливал, чтобы парламент созывался достаточно часто. «Трехгодичный акт» 1694 года, уточняя это положение, предусматривал, что парламент должен созываться «по крайней мере раз в три года». Им устанавливался также трехлетний срок полномочий парламента.

Следующим важным конституционным законом явился «Акт об устроении» 1701 года. Вследствие того, что Вильгельм Орланский и его жена не имели потомства, вопрос о замещении престола занял важное место в названном акте. Он устанавливал, что вступившие на английский трон обязаны присоединиться к англиканской церкви; так как при вступлении на трон иностранца можно было опасаться наплыва его соотечественников. Постановлялось, что никакое лицо, рожденное за пределами Англии, Шотландии или Ирландии, не может стать членом Тайного совета, или членом какой-либо из палат парламента, или занимать военную и гражданскую должность, соединенную с оказанием доверия.

Весьма важное значение имело включение  в Акт правила контрасигнатуры: согласно этому ________________________________

1 См.: ст. 1 Билля о правах. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. З.М. Черниловского. – М., 1984. – с. 165.

2 См.: ст. 4 Билля о правах. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. З.М. Черниловского. – М., 1984. – с. 165.

3 См.: ст. 6 Билля о правах. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. З.М. Черниловского. – М., 1984. – с. 165.

4 См.: ст. 2, ст. 3 Билля о правах. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. З.М. Черниловского. – М., 1984. – с. 165.

5 См.: ст. 6 Билля о правах. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. З.М. Черниловского. – М., 1984. – с. 165.

правилу, издаваемые королем акты были недействительны, если они не были скреплены подписью соответствующего министра.

Дополнением к этому правилу  служило принятое в 1811 году постановление, согласно которому король ни при каких  обстоятельствах не может нести  ответственность за действия своих  министров. Последние отвечают сами, в том числе и тогда, когда скрепляют своей подписью королевский акт.

Важное конституционное  значение имело провозглашение принципа несменяемости  судей. Судьи, назначенные короной, могли отправлять свои обязанности  до тех пор, пока они «ведут себя хорошо». Отстранение их от должности могло произойти только по представлению обеих палат парламента1.

Таким образом, в указанных актах  получили известное оформление важнейшие  институты буржуазного государственного права: 1) верховенство парламента в  области законодательства; 2) признание за парламентом исключительного права в решении бюджетных вопросов и в определении военного контингента; 3) принцип «несменяемости судей». Кроме того, были провозглашены некоторые буржуазно-демократические свободы: «свобода слова», «свобода выборов» и т.п. То есть можно сказать, что английская Конституция построена на идее разделения властей, хотя и проводит его недостаточно последовательно.

Итак, к началу XVIII века в Англии были приняты важные конституционные законы (Билль о правах, Трехгодичный акт, Акт об устроении), составившие писаную часть английской Конституции. Особенность её заключается в том, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами важной частью английской Конституции являются неписаные, условные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. Именно установление этих правил и определяет развитие английской Конституции в XVIII веке. К основным из них относятся: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из членов партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"