Контрольная работа по «Истории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2013 в 08:59, контрольная работа

Описание работы

К середине ХIХ века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферы. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешне политической области. Поэтому главной целью в внутренней политики правительства во второй половине ХIХ века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствии с потребностью времени одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия господствующего положения дворянства.

Содержание работы

Внутренняя политика царизма во второй половине ХIХ в.

АлександрII и начало преобразований.

2. Подготовка крестьянской реформы.

3. Основное содержание реформы отмены крепостного права.
Манифест и «Положения» 19.02.1861г.

4.1 Историческое значение реформы.

4.2 Роль отдельных личностей в осуществлении реформы.

Файлы: 1 файл

отмена крепостного права.docx

— 45.18 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Московская Государственная  академия

коммунального хозяйства  и строительства

 

 

 

Кафедра истории, философии, социологии

 

Контрольная работа по истории:

«»

 

 

 

 

 

Выполнил:

 студент ЭГХ

Горностаев Е.Н.

Проверил:

Коновалов Н.Ф.

 

 

 

 

План:

 

    1. Внутренняя политика царизма во второй половине  ХIХ в.

 

    1. АлександрII и начало преобразований.

 

2.   Подготовка крестьянской реформы.

 

3.   Основное  содержание реформы отмены крепостного  права.

      Манифест и «Положения» 19.02.1861г.

 

4.1 Историческое  значение реформы.

 

4.2 Роль отдельных личностей в осуществлении реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Внутренняя  политика царизма во второй  половине  ХIХ в.

К середине ХIХ века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферы. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешне политической области. Поэтому главной целью в внутренней политики правительства во второй половине ХIХ века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствии с потребностью времени одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия господствующего положения дворянства.

Во внутренней политики России второй половины XIX века выделяются 3 этапа. 1 – вторая половина 50–начало 60 годов – подготовка и осуществление крестьянской реформы. 2 – 60–70 годы – проведение либеральных реформ. 3 – 80-90 годы – экономическая модернизация укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно административными методами.

Аграрно-крестьянский вопрос стал острейшей политической проблемой  в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политической развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями Российского самодержавия которое с момента образования Русского государства и укрепление абсолютизма опиралось исключительно на дворянство а потому должно было учитывать его интересы.

Чем сильнее подрывались  основы самодержавно-крепостнического строя,

тем яснее становилась  реакционность политики царизма. Николай I упорно

охранял господство дворян в хозяйственной, общественной и политической жизни страны на всем протяжении своего 30-летнего царствования (1825-1855). Это был убежденный и властный крепостник, «самодовольная посредственность, с кругозором ротного командира, человек, принимавший жестокость за энергию и капризное упрямство за силу воли...».

В начале 30-х годов министр  просвещения С. Уваров сформулировал  основы крепостнической идеологии - теорию «официальной народности». Он утверждал, что началами общественно-политического  строя России являются «самодержавие, православие, народность». Заявляя, что  самодержавие составляет «главное условие  политического существования России», Уваров приписывал русскому народу якобы  искони присущую религиозность и  неизменную покорность самодержавно-крепостническому строю.

Реакционная теория «официальной народности» возникла под непосредственным впечатлением обострившейся в 1830-1831 гг. классовой борьбы в России и в связи с подъемом революционного движения в Западной Европе. Она была призвана обосновать и оправдать отживающий самодержавный режим. Правительственная система образования имела целью широкое распространение этой теории.

На протяжении 30-40-х годов, в зависимости от остроты политического  положения внутри России и за рубежом, правительство Николая I то усиливало  репрессии, то пыталось законодательным  путем несколько смягчить в интересах  помещиков-дворян наиболее жесткие  крепостные порядки. Сущность политики царизма при этом оставалась неизменной. Учреждая для рассмотрения проектов правительственных реформ так называемые секретные комитеты  (всего их было создано около десятка), Николай I добивался сохранения и упрочения самодержавно-крепостнического строя. Подлинный замысел царизма выдал постоянный участник этих комитетов барон Корф, который признался, что было бы лучше «не трогать ни части, ни целого», и цинично добавил: «Так мы, может быть, долее проживем». Царское правительство последовательно укрепляло материальную базу дворян-крепостников - помещичье землевладение. В связи с частыми волнениями крестьян крестьянский вопрос систематически обсуждался при Николае I почти во всех секретных комитетах. Но результаты этого обсуждения сводились к предупреждению лишь наиболее вопиющих злоупотреблений крепостников. Так, было запрещено дробление крестьянских семей при продаже, ограничено приобретение крестьян беспоместными дворянами - они могли покупать крепостных только с землей. В конце 40-х годов в юго-западных губерниях, где было много польских пощиков, начали вводиться «инвентари», в которых определялся размер феодальных повинностей крестьян.

Иногда делался шаг  назад даже по сравнению с законодательством  о крестьянах начала XIX в. В 1842 г. закон  об «обязанных крестьянах» подтвердил право помещиков освобождать  крестьян по соглашению с ними за выкуп, но при условии, что надельные  земли остаются собственностью помещиков. «Обязанные крестьяне» в отличие  от «свободных хлебопашцев» (по закону 1803 г.) получали свои прежние наделы не в собственность, а только во временное  пользование.

В правительственных кругах рисовали себе Россию и в будущем  аграрной страной, так как правительство  Николая I опасалось социальных последствий  развития фабричной промышленности. Но, несмотря на это, оно само вынуждено  было в ряде случаев поощрять развитие капиталистического производства.

Таким образом, переходный период социально-экономического развития России во второй четверти XIX в. наложил на политику правительства Николая I отпечаток некоторой противоречивости. В целом эта политика являлась реакционной и была направлена на укрепление самодержавно-крепостнического строя. Вместе с тем правительство вынуждено было считаться с развитием в стране буржуазных отношений и частично отражало их в законодательных мероприятиях, которые, однако, непосредственно не угрожали господствующему положению дворян-крепостников.

1.2 АлександрII и начало преобразований. Старший сын Николая I вступил на российский престол 19 февраля 1855 года в отличии от отца он был достаточно подготовлен к управлению государства. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Его наставником был поэт В.А. Жуковский составленный им «План учения» цесаревича был нацелен на «образование для добродетели». Нравственные принципы, заложенные В.А. Жуковским значительно повлияли на формирование личности будущего царя. Как и все российские императоры, Александр с юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал полным генералом. Путешествия по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. Привлекая цесаревича к решению государственных вопросов, Николай ввёл его в Государственный совет и Комитет Министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу. Таким образом. 36-летний Император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошёл как царь «Освободитель». По словам умиравшего Николая I, Александр II получил «команду не в добром порядке». Исход крымской войны был ясен – Россия шла к поражению. Общество, недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая, скало причины провала его внешней политики. Участились крестьянский волнения. Активизировали свою деятельность радикалы. Всё это не могло не заставить нового хозяина Зимнего дворца задуматься о направлении своей внутренней политики.

 

2.Подготовка крестьянской реформы. При разработке и проведении реформ правительству, чтобы не оказаться в абсолютном одиночестве без общественной поддержки, необходимо было лавировать между различными интересами социальных слоев. Желая дать свободу крестьянам, оно должно было неизбежно ущемить интересы помещиков, лишая их бесплатной крестьянской рабочей силы. В самом правительстве не было единства: в нем были и либералы, единомышленники Александра, и консерваторы, настаивавшие на несвоевременности освобождения крестьян. Александром II был найден компромисс, прежде всего в среде самой высшей бюрократии, состоявшей из тех же помещиков: к подготовке реформ были привлечены либерально настроенные чиновники (после выработки проектов они были удалены), а реальное их проведение было поручено гораздо более умеренным консерваторам. 3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П.Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Комитет не дал результатов, и правительство прибегло к широкому обсуждению предстоящей реформы в губернских комитетах с представителями дворянства, а затем в Главном комитете по крестьянскому делу... Сообщение о начале крестьянской реформы вызвало взрыв энтузиазма в русском обществе, и даже эмигрант-революционер Герцен, издававший в Лондоне журнал «Колокол» для нелегального распространения в России, приветствовал царя-освободителя восторженной статьей.

Проекты освобождения крестьян.

Без земли за выкуп личности крестьянина 

С землей за выкуп

личности крестьянина  и выкуп земли

С землей за выкуп

земли

С землей без всякого выкупа

В освобождении крестьян без  земли

или с небольшими наделами были  

заинтересованы помещики    

черноземной полосы, где       

производство товарного  хлеба было

выгодно, и земля стоила дорого, 

поскольку приносила большой     

доход. В степной полосе помещики

более стремились к сохранению на

длительный срок крестьянских    

повинностей, с тем, чтобы       

крестьяне не разбежались  на     

свободные земли.    

Помещики        

нечерноземной   

полосы, где     

производство    

товарного  хлеба 

было невыгодным,

а урожаи —      

относительно    

небольшими, были

заинтересованы  

в большой   сумме

выкупа, так,    

чтобы при       

вложении этой   

суммы в банк    

получать        

значительные    

проценты.  

Сами          

крестьяне были,

естественно,  

заинтересованы 

в освобождении

без всякого   

выкупа,       

считая землю и 

так своей.    

Радикальный   

революционный 

лагерь        

настаивал на  

освобождении  

крестьян без  

всякого выкупа.


 

Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства помещиков поддерживающих предложение освобождения без земли, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюрократии».

Проект «Положений о крестьянах»  был практически подготовлен  в конце

августа 1859 года, но какое-то время подвергался небольшим  исправлениям и

уточнениям. В октябре 1860 года «Редакционные комиссии» (причем комиссии вносили в дворянские проекты естественные поправки в пользу крестьян) под председательством Я.И. Ростовцева, составив все основные документы крестьянской реформы, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел изменения в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела.

 

3.Основное содержание  реформы отмены крепостного права.

Манифест и  «Положения» 19.02.1861г.

      а) Отмена  крепостного права (1861).

   19 февраля 1861 года  были изданы «Положение о крестьянах, вышедших из

крепостной зависимости» и манифест «О всемилостивейшем даровании  крепостным людям прав состояния  свободных сельских обывателей», в  котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости. «Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений.

Крестьяне объявлялись лично  свободными от власти помещика. Они становились юридическими лицами, то есть могли совершать от своего имени сделки, владеть движимым и недвижимым имуществом, открывать торговые и промышленные заведения, предъявлять иски, переходить в иное гражданское состояние (мещан, купцов).

  Прежде всего, была объявлена обязательность для помещика, наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Крестьянские надельные земли не были собственностью отдельных крестьян или крестьянских «дворов» (семейств) , но были переданы во владение крестьянским обществам, которые «уравнительно» распределяли полевые земли между своими членами и сообща пользовались общими угодьями (пастбищами, сенокосами и др.). Выкупные платежи и все подати (государственные, земские и мирские) крестьяне платили сообща, миром, который был связан «круговою порукою», т. е. коллективной ответственностью, и потому должен был платить подати за своих неисправных или несостоятельных членов.

Информация о работе Контрольная работа по «Истории»