Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2013 в 08:59, контрольная работа
К середине ХIХ века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферы. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешне политической области. Поэтому главной целью в внутренней политики правительства во второй половине ХIХ века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствии с потребностью времени одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия господствующего положения дворянства.
Внутренняя политика царизма во второй половине ХIХ в.
АлександрII и начало преобразований.
2. Подготовка крестьянской реформы.
3. Основное содержание реформы отмены крепостного права.
Манифест и «Положения» 19.02.1861г.
4.1 Историческое значение реформы.
4.2 Роль отдельных личностей в осуществлении реформы.
Министерство образования и науки РФ
Московская Государственная академия
коммунального хозяйства и строительства
Кафедра истории, философии, социологии
Контрольная работа по истории:
«»
Выполнил:
студент ЭГХ
Горностаев Е.Н.
Проверил:
Коновалов Н.Ф.
План:
2. Подготовка крестьянской реформы.
3. Основное
содержание реформы отмены
Манифест и «Положения» 19.02.
4.1 Историческое значение реформы.
4.2 Роль отдельных личностей в осуществлении реформы.
1.1 Внутренняя политика царизма во второй половине ХIХ в.
К середине ХIХ века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферы. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешне политической области. Поэтому главной целью в внутренней политики правительства во второй половине ХIХ века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствии с потребностью времени одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия господствующего положения дворянства.
Во внутренней политики России второй половины XIX века выделяются 3 этапа. 1 – вторая половина 50–начало 60 годов – подготовка и осуществление крестьянской реформы. 2 – 60–70 годы – проведение либеральных реформ. 3 – 80-90 годы – экономическая модернизация укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно административными методами.
Аграрно-крестьянский вопрос стал острейшей политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политической развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями Российского самодержавия которое с момента образования Русского государства и укрепление абсолютизма опиралось исключительно на дворянство а потому должно было учитывать его интересы.
Чем сильнее подрывались основы самодержавно-крепостнического строя,
тем яснее становилась реакционность политики царизма. Николай I упорно
охранял господство дворян в хозяйственной, общественной и политической жизни страны на всем протяжении своего 30-летнего царствования (1825-1855). Это был убежденный и властный крепостник, «самодовольная посредственность, с кругозором ротного командира, человек, принимавший жестокость за энергию и капризное упрямство за силу воли...».
В начале 30-х годов министр
просвещения С. Уваров сформулировал
основы крепостнической идеологии
- теорию «официальной народности». Он
утверждал, что началами общественно-политического
строя России являются «самодержавие,
православие, народность». Заявляя, что
самодержавие составляет «главное условие
политического существования
Реакционная теория «официальной народности» возникла под непосредственным впечатлением обострившейся в 1830-1831 гг. классовой борьбы в России и в связи с подъемом революционного движения в Западной Европе. Она была призвана обосновать и оправдать отживающий самодержавный режим. Правительственная система образования имела целью широкое распространение этой теории.
На протяжении 30-40-х годов, в зависимости от остроты политического положения внутри России и за рубежом, правительство Николая I то усиливало репрессии, то пыталось законодательным путем несколько смягчить в интересах помещиков-дворян наиболее жесткие крепостные порядки. Сущность политики царизма при этом оставалась неизменной. Учреждая для рассмотрения проектов правительственных реформ так называемые секретные комитеты (всего их было создано около десятка), Николай I добивался сохранения и упрочения самодержавно-крепостнического строя. Подлинный замысел царизма выдал постоянный участник этих комитетов барон Корф, который признался, что было бы лучше «не трогать ни части, ни целого», и цинично добавил: «Так мы, может быть, долее проживем». Царское правительство последовательно укрепляло материальную базу дворян-крепостников - помещичье землевладение. В связи с частыми волнениями крестьян крестьянский вопрос систематически обсуждался при Николае I почти во всех секретных комитетах. Но результаты этого обсуждения сводились к предупреждению лишь наиболее вопиющих злоупотреблений крепостников. Так, было запрещено дробление крестьянских семей при продаже, ограничено приобретение крестьян беспоместными дворянами - они могли покупать крепостных только с землей. В конце 40-х годов в юго-западных губерниях, где было много польских пощиков, начали вводиться «инвентари», в которых определялся размер феодальных повинностей крестьян.
Иногда делался шаг назад даже по сравнению с законодательством о крестьянах начала XIX в. В 1842 г. закон об «обязанных крестьянах» подтвердил право помещиков освобождать крестьян по соглашению с ними за выкуп, но при условии, что надельные земли остаются собственностью помещиков. «Обязанные крестьяне» в отличие от «свободных хлебопашцев» (по закону 1803 г.) получали свои прежние наделы не в собственность, а только во временное пользование.
В правительственных кругах рисовали себе Россию и в будущем аграрной страной, так как правительство Николая I опасалось социальных последствий развития фабричной промышленности. Но, несмотря на это, оно само вынуждено было в ряде случаев поощрять развитие капиталистического производства.
Таким образом, переходный период социально-экономического развития России во второй четверти XIX в. наложил на политику правительства Николая I отпечаток некоторой противоречивости. В целом эта политика являлась реакционной и была направлена на укрепление самодержавно-крепостнического строя. Вместе с тем правительство вынуждено было считаться с развитием в стране буржуазных отношений и частично отражало их в законодательных мероприятиях, которые, однако, непосредственно не угрожали господствующему положению дворян-крепостников.
1.2 АлександрII и начало преобразований. Старший сын Николая I вступил на российский престол 19 февраля 1855 года в отличии от отца он был достаточно подготовлен к управлению государства. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Его наставником был поэт В.А. Жуковский составленный им «План учения» цесаревича был нацелен на «образование для добродетели». Нравственные принципы, заложенные В.А. Жуковским значительно повлияли на формирование личности будущего царя. Как и все российские императоры, Александр с юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал полным генералом. Путешествия по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. Привлекая цесаревича к решению государственных вопросов, Николай ввёл его в Государственный совет и Комитет Министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу. Таким образом. 36-летний Император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошёл как царь «Освободитель». По словам умиравшего Николая I, Александр II получил «команду не в добром порядке». Исход крымской войны был ясен – Россия шла к поражению. Общество, недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая, скало причины провала его внешней политики. Участились крестьянский волнения. Активизировали свою деятельность радикалы. Всё это не могло не заставить нового хозяина Зимнего дворца задуматься о направлении своей внутренней политики.
2.Подготовка крестьянской реформы. При разработке и проведении реформ правительству, чтобы не оказаться в абсолютном одиночестве без общественной поддержки, необходимо было лавировать между различными интересами социальных слоев. Желая дать свободу крестьянам, оно должно было неизбежно ущемить интересы помещиков, лишая их бесплатной крестьянской рабочей силы. В самом правительстве не было единства: в нем были и либералы, единомышленники Александра, и консерваторы, настаивавшие на несвоевременности освобождения крестьян. Александром II был найден компромисс, прежде всего в среде самой высшей бюрократии, состоявшей из тех же помещиков: к подготовке реформ были привлечены либерально настроенные чиновники (после выработки проектов они были удалены), а реальное их проведение было поручено гораздо более умеренным консерваторам. 3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П.Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Комитет не дал результатов, и правительство прибегло к широкому обсуждению предстоящей реформы в губернских комитетах с представителями дворянства, а затем в Главном комитете по крестьянскому делу... Сообщение о начале крестьянской реформы вызвало взрыв энтузиазма в русском обществе, и даже эмигрант-революционер Герцен, издававший в Лондоне журнал «Колокол» для нелегального распространения в России, приветствовал царя-освободителя восторженной статьей.
Проекты освобождения крестьян.
Без земли за выкуп личности крестьянина |
С землей за выкуп личности крестьянина и выкуп земли |
С землей за выкуп земли |
С землей без всякого выкупа |
В освобождении крестьян без земли или с небольшими наделами были заинтересованы помещики черноземной полосы, где производство товарного хлеба было выгодно, и земля стоила дорого, поскольку приносила большой доход. В степной полосе помещики более стремились к сохранению на длительный срок крестьянских повинностей, с тем, чтобы крестьяне не разбежались на свободные земли. |
Помещики нечерноземной полосы, где производство товарного хлеба было невыгодным, а урожаи — относительно небольшими, были заинтересованы в большой сумме выкупа, так, чтобы при вложении этой суммы в банк получать значительные проценты. |
Сами крестьяне были, естественно, заинтересованы в освобождении без всякого выкупа, считая землю и так своей. Радикальный революционный лагерь настаивал на освобождении крестьян без всякого выкупа. |
Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства помещиков поддерживающих предложение освобождения без земли, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюрократии».
Проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен в конце
августа 1859 года, но какое-то время подвергался небольшим исправлениям и
уточнениям. В октябре 1860 года «Редакционные комиссии» (причем комиссии вносили в дворянские проекты естественные поправки в пользу крестьян) под председательством Я.И. Ростовцева, составив все основные документы крестьянской реформы, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел изменения в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела.
3.Основное содержание
реформы отмены крепостного
Манифест и «Положения» 19.02.1861г.
а) Отмена крепостного права (1861).
19 февраля 1861 года
были изданы «Положение о
крепостной зависимости» и манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости. «Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений.
Крестьяне объявлялись лично свободными от власти помещика. Они становились юридическими лицами, то есть могли совершать от своего имени сделки, владеть движимым и недвижимым имуществом, открывать торговые и промышленные заведения, предъявлять иски, переходить в иное гражданское состояние (мещан, купцов).
Прежде всего, была объявлена обязательность для помещика, наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Крестьянские надельные земли не были собственностью отдельных крестьян или крестьянских «дворов» (семейств) , но были переданы во владение крестьянским обществам, которые «уравнительно» распределяли полевые земли между своими членами и сообща пользовались общими угодьями (пастбищами, сенокосами и др.). Выкупные платежи и все подати (государственные, земские и мирские) крестьяне платили сообща, миром, который был связан «круговою порукою», т. е. коллективной ответственностью, и потому должен был платить подати за своих неисправных или несостоятельных членов.