Контрольная работа по «Истории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:56, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Петра Первого в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке. Изучение этой эпохи имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку. Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории

Содержание работы

2.Введение………………………………………………………………….3
3.Политическая борьбы в верхах российского общества, предшествовавшая приходу к власти Петра I. Необходимость преобразования…………………………………………………………….4
4.Реформы в экономической, социальной и административной сферах общества. Оформление абсолютизма…………………………………….6
5.Реформы в области культуры и быта…………………………………..13
6.Содержание, характер, методы проведения и значение петровской модернизации………………………………………………………...........16
7. Тест ……………………………………………………………………...20
8.Заключение………………………………………………………………21
9.Список литературы………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

история ответ.docx

— 44.56 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

(РГТЭУ)

КУРСКИЙ ФИЛИАЛ

Регистрационный номер______

Факультет: коммерции и маркетинга

Курс: 1КТ-Б-С

Шифр: 646

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: История

Вариант : 11

Студент: Туркова К.В

Резидент: Печурин О.А

Дата получения_________________

Дата возврата___________________

Оценка_________________________

Подпись преподавателя__________

Курск 201_

Содержание

1.План………………………………………………………………………3

2.Введение………………………………………………………………….3

3.Политическая борьбы в верхах российского общества, предшествовавшая приходу к власти Петра I. Необходимость преобразования…………………………………………………………….4

4.Реформы в экономической, социальной и административной сферах общества. Оформление абсолютизма…………………………………….6

5.Реформы в области культуры и быта…………………………………..13

6.Содержание, характер, методы проведения и значение петровской модернизации………………………………………………………...........16

7. Тест ……………………………………………………………………...20

8.Заключение………………………………………………………………21

9.Список литературы………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

1. Предпосылки преобразований. Личность Петра I.

2. Основные направления  и содержание петровских реформ:

- политические реформы,  реорганизация государственного  аппарата;

- военная реформа;

- социально-экономические  преобразования.

-реформы в сфере культуры и просвещения;

3. Значение петровских  реформ, их историческая судьба.

 
Введение

Эпоха Петра Первого в  истории России, личность этого выдающегося  государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием  как в отечественной, так и  в зарубежной исторической науке. 
Изучение этой эпохи имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку. 
Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории

Центральное место в истории  России первой половины XVIII в. занимают петровские преобразования. Вместе с  тем реформы, осуществленные Петром I, оказали глубокое влияние на последующее  развитие России.

 

 

 

 

Политическая  борьбы в верхах российского общества, предшествовавшая приходу к власти Петра I. Необходимость преобразования

 

 

Необходимость преобразований.

Россия на рубеже XVII - XVIII веков переживала переломный период своего развития. Обладая обширной территорией, начиная с Восточно-Европейской  равнины и кончая сибирскими просторами, имея огромные природные богатства, она, тем не менее, серьезно отставала  от ведущих европейских держав.

Это проявлялось в неразвитости капиталистических отношений (о  чем свидетельствовало незначительное количество мануфактур, где использовался, в основном, труд крепостных), в недостаточности  изысканий и добычи полезных ископаемых, что приводило к необходимости  импорта изделий из них, в слабом развитии международной торговли ввиду  невозможности выхода к Балтийскому  и Черному морям, в частых военных  неудачах России во второй половине XVII века вследствие отсутствия регулярной армии и флота, в низком уровне науки и просвещения.

Технико-экономическая отсталость России явилась следствием тяжелых  испытаний, выпавших на ее долю. Надолго  затормозило ее развитие монголо-татарское  иго, когда вектор исторического  развития был, повернут на восток и  страна на столетия оказалась оторванной от естественного общения с Европой. Усугубляло положение и феодально-крепостная система, которая стремилась не допустить  появления каких-то новых явлений, способных хоть немного поколебать ее господство.

Но уже во второй половине XVII века в России появляются предпосылки  преобразований, подготовившие новые  реформы. К ним следует отнести  объективную потребность в развитии промышленности и внешней торговли, науки и образования; стремление не только отстоять свои земли от посягательств Швеции, Речи Посполитой, Турции, но и утвердиться в ранге сильной европейской державы.

Их реализация связана  с деятельностью: Петра I (1672-1725 гг.), царя-реформатора и преобразователя.

Петр I родился 30 мая 1672 г. от второго брака царя Алексея Михайловича  с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Почти все детство протекало  в период сложной династической  борьбы за власть между кланами Милославских (из рода которых была первая жена царя Алексея Михайловича) и Нарышкиных, особенно обострившаяся после смерти в

1676 г. отца и недолго  правившего сводного брата, Федора  Алексеевича (1661-1682 гг.). В этой  борьбе активно использовались  стрелецкие бунты 80 - 90 годов XVII века. Стрельцы представляли реальную  военную силу в тот период  времени в России и серьезно  влияли на расстановку политических  сил у вершины власти.

В 1682 г. в Москве вспыхнуло  стрелецкое восстание, которое удалось  направить против сторонников Нарышкиных. Они были отстранены от власти. Правительницей была провозглашена умная и энергичная царевна Софья (1657-1704 гг.), дочь царя Алексея Михайловича от первого  брака, но формально царями были провозглашены  ее младшие братья Иван (1666-1696 гг.) и  Петр (1672-1725 гг.), которые оставались совместно царями с 1682 по 1696 гг.[10]

Вдовствующая царица Наталья  и Петр были удалены в подмосковное село Преображенское, где и прошло петровское обучение и воспитание, и где важную роль играли игры "в  войну" с помощью "потешных войск", ставших впоследствии элитными гвардейскими Преображенским и Семеновским полками  русской армии.

По мере того как Петр подрастал и уже мог претендовать на реальную власть (формальный соправитель  Петра - его сводный брат Иван - был  болезненным и неспособным к  правлению), отношения между ним  и Софьей стали напряженными и  даже враждебными. Сторонники Софьи  опять пытались заручиться поддержкой стрельцов, чтобы предотвратить переход власти к Петру. В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. Петр получил известие о сборе стрельцов в Кремле и, якобы, об их намерении "извести" его. Перепуганный Петр спешно уезжает из Преображенского под защиту стен Троице-Сергиева монастыря. По его призыву туда прибывают его мать, царица Наталья, бояре, "потешные полки", служилые иноземцы и часть стрельцов. Перевес сил оказался на стороне Петра, и Софья, увидев свою беспомощность, отказалась продолжать борьбу. Она была заточена в Новодевичий монастырь. Власть вновь перешла к сторонникам Нарышкиных, но Петр не сразу стал управлять государством, так как у него были свои намерения, которыми он занялся (кораблестроение, Азовские походы 1695-1696 гг. и заграничное путешествие 1697-1698 гг., после чего и начинаются петровские преобразования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформы в экономической, социальной и административной сферах общества. Оформление абсолютизма

Развитие промышленности и торговли, создание регулярных армии  и флота, перестройка государственного аппарата требовали подготовки большого числа собственных специалистов. С этой целью в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа. А в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась "Школа математических и навигацких наук". Выпускников Навигацкой школы  посылали затем преподавателями  в другие школы.

В 1715 г. В Петербурге была создана Морская академия. Кроме  того, в петровскую эпоху была открыта  Медицинская школа, также кораблестроительные, инженерные, горные и ремесленные  школы. В провинции существовало три типа школ. В епархиальных готовили священников, в цифирных - мелких чиновников, а в гарнизонных школах обучались  солдатские дети.

Итогом достижений Петра  в области науки и образования  стало создание Петербургской Академии наук. Она была открыта после смерти Петра I.

Реформы в армии и военные  успехи базировались на экономическом  фундаменте России. В первой четверти XVIII века в стране произошел резкий скачок с мануфактурной промышленности, за 1695-1725 гг. возникло не менее 200 мануфактур разного профиля, т.е. в 10 раз больше, чем их было в конце XVII века, и  это при огромном росте производства.

Особенность экономического бума этого периода в России заключалась  в определяющей роли государства  в экономике, его тотальном проникновении  во все сферы хозяйственной жизни. При этом Петром активно проводилась  политика меркантилизма и протекционизма , нацеленная на поощрение промышленности, производящей товары, в первую очередь, для внешнего рынка.[10]

Создание собственной  промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли - с этой целью вводилась монополия  на заготовку и сбыт определенных товаров. Одной из первых, с 1 января 1705 г., была введена монополия на соль и табак. Среди товаров, взятых в казенную торговлю, так же были: лен, хлеб, смола, икра, сало, воск, парусное полотно, железо и др.

Участие казны в торговле, приобретшее при Петре огромный размах, неизбежно вело к ограничению, регламентации частной деятельности русских купцов и имело следствием удушение свобод, основанных на рыночной конъюнктуре предпринимательства.

Петровская эпоха была тяжелейшим временем для отечественного купечества. Монополии, службы, повинности, принудительные переселения, искусственные  ограничения торговой деятельности - все это не прошло даром для  купцов: многие состоятельные группы купечества просто разорились.

Усиление крепостничества, разорение крестьянства и других слоев населения вызывали острый протест. В петровское царствование происходило немало народных восстаний. Самым крупным из них стало  Булавинское восстание (весна 1708 г.).

Петр поощрял производство, но крепостническая промышленность не могла быть конкурентоспособной. Основанные в начале петровской эпохи  мануфактуры обеспечивались рабочей  силой по-разному. Это были и наемные  работники: гулящие, питые, бездомные, неимущие, выбывшие из привычной среды  люди, немало среди них было и  отходников из крепостных крестьян - помещики отпускали своих подданных, чтобы  получить от них оброчные платежи, нередко  в повышенном размере. 19 января 1721 г. Петр подписал указ о "посессионных" (купленных) крестьянах, согласно которому владельцам мануфактур разрешалось  к своим заводам покупать крепостных крестьян, что имело очень серьезные  последствия для экономики России, это означало решительный шаг  к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический  уклад, в предприятия крепостнической  экономики, разновидность Феодальной собственности.

Владельцы мануфактур сохраняли  крепостнические навыки и поддерживали абсолютизм. Промышленное строительство  при Петре привело к двум основным результатам: к созданию стабильной экономической базы необходимой  для развивающейся нации; и одновременно к существенному приостановлению  тенденции капиталистического развития страны, пути по которому уже давно  шли другие европейские народы.

В связи с этим экономические  преобразования в эпоху Петра  носили противоречивый характер.[10]

Реформаторство Петра I привело  к изменению в социальной структуре  общества.

На смену старому делению  дворян на чины думные (бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки - все они  заседали в Боярской думе, высшем законосовещательном  органе при царе), столичные (стольники, спальники и т.д., вплоть до дворян московских) и провинциальные (дворяне  и дети боярские по "городам", т.е. по уездам) пришло новое иерархическое  деление. Оно окончательно было зафиксировано  в "Табели о рангах", обнародовано 24 января 1722 г. Все чины делились на 4 категории: воинские (в том числе  сухопутные, гвардейские, артиллерийские), морские, штатские и придворные, разбитые на 14 классов. Получив чин VIII класса, всякий становился дворянином вместе со своими потомками.

Чины VIII-IX классов тоже давали дворянство, но только личное, не потомственное. Вместе с тем эта структура  давала возможность делать карьеру  и представителям других сословий.

В 1723-1724 гг. было образовано новое сословие - государственные  крестьяне, куда вошли лично свободные  однодворцы юга, черносошные крестьяне  севера, так называемые ясашные крестьяне  Поволжья, Сибири и др. Объединялись они по тягловому (налоговому) принципу и составляли около 20% податного  населения. В 1718-1724 гг. была введена  подушная подать, смысл которой заключался в том, что вместо десятков различных  мелких налогов и повинностей вводился единый прямой денежный налог, шедший непосредственно на нужды армии.

Был проведена и областная  реформа, созданы дополнительные единицы - губернии и провинции. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды. Всего было образовано восемь губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская. Во главе их были поставлены губернаторы, обладавшие в своих  владениях неограниченной властью. В результате проведения областной  реформы резко возросло количество чиновников на местах. Они бесчинствовали на управляемых территориях, взимая в свою пользу различные сборы  и придумывая все новые и новые  налоги.

Унифицировал Петр и социальную структуру города, перенеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха, гильдии.

Информация о работе Контрольная работа по «Истории»