Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:56, контрольная работа
Эпоха Петра Первого в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке. Изучение этой эпохи имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку. Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории
2.Введение………………………………………………………………….3
3.Политическая борьбы в верхах российского общества, предшествовавшая приходу к власти Петра I. Необходимость преобразования…………………………………………………………….4
4.Реформы в экономической, социальной и административной сферах общества. Оформление абсолютизма…………………………………….6
5.Реформы в области культуры и быта…………………………………..13
6.Содержание, характер, методы проведения и значение петровской модернизации………………………………………………………...........16
7. Тест ……………………………………………………………………...20
8.Заключение………………………………………………………………21
9.Список литературы………………………………………………………21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«
(РГТЭУ)
КУРСКИЙ ФИЛИАЛ
Регистрационный номер______
Факультет: коммерции и маркетинга
Курс: 1КТ-Б-С
Шифр: 646
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: История
Вариант : 11
Студент: Туркова К.В
Резидент: Печурин О.А
Дата получения________________
Дата возврата_________________
Оценка________________________
Подпись преподавателя__________
Курск 201_
Содержание
1.План………………………………………………………………
2.Введение……………………………………………………
3.Политическая борьбы в верхах
российского общества, предшествовавшая
приходу к власти Петра I. Необходимость
преобразования…………………………………………
4.Реформы в экономической, социальной и административной сферах общества. Оформление абсолютизма…………………………………….6
5.Реформы в области культуры и быта…………………………………..13
6.Содержание, характер, методы
проведения и значение петровской модернизации………………………………………………
7. Тест ……………………………………………………………………...
8.Заключение………………………………………………
9.Список литературы……………………………
План:
1. Предпосылки преобразований. Личность Петра I.
2. Основные направления
и содержание петровских
- политические реформы,
реорганизация
- военная реформа;
- социально-экономические преобразования.
-реформы в сфере культуры и просвещения;
3. Значение петровских реформ, их историческая судьба.
Введение
Эпоха Петра Первого в
истории России, личность этого выдающегося
государственного деятеля, полководца,
дипломата пользуется вниманием
как в отечественной, так и
в зарубежной исторической науке.
Изучение этой эпохи имеет богатую традицию
- ведь началось оно еще при жизни самого
великого реформатора; сейчас же литература
о Петре Великом и его времени может составить
целую библиотеку.
Большие достижения во многих областях
общественной и государственной жизни,
превращение России из расположенной
на задворках Европы страны в великую
мировую державу, ставшее своего рода
феноменом истории
Центральное место в истории России первой половины XVIII в. занимают петровские преобразования. Вместе с тем реформы, осуществленные Петром I, оказали глубокое влияние на последующее развитие России.
Политическая борьбы в верхах российского общества, предшествовавшая приходу к власти Петра I. Необходимость преобразования
Необходимость преобразований.
Россия на рубеже XVII - XVIII
веков переживала переломный период
своего развития. Обладая обширной
территорией, начиная с Восточно-
Это проявлялось в неразвитости
капиталистических отношений (о
чем свидетельствовало
Технико-экономическая
Но уже во второй половине
XVII века в России появляются предпосылки
преобразований, подготовившие новые
реформы. К ним следует отнести
объективную потребность в
Их реализация связана
с деятельностью: Петра I (1672-1725 гг.),
царя-реформатора и
Петр I родился 30 мая 1672 г. от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Почти все детство протекало в период сложной династической борьбы за власть между кланами Милославских (из рода которых была первая жена царя Алексея Михайловича) и Нарышкиных, особенно обострившаяся после смерти в
1676 г. отца и недолго
правившего сводного брата,
В 1682 г. в Москве вспыхнуло
стрелецкое восстание, которое удалось
направить против сторонников Нарышкиных.
Они были отстранены от власти. Правительницей
была провозглашена умная и
Вдовствующая царица Наталья и Петр были удалены в подмосковное село Преображенское, где и прошло петровское обучение и воспитание, и где важную роль играли игры "в войну" с помощью "потешных войск", ставших впоследствии элитными гвардейскими Преображенским и Семеновским полками русской армии.
По мере того как Петр
подрастал и уже мог
Реформы в экономической, социальной и административной сферах общества. Оформление абсолютизма
Развитие промышленности
и торговли, создание регулярных армии
и флота, перестройка государственного
аппарата требовали подготовки большого
числа собственных
В 1715 г. В Петербурге была создана Морская академия. Кроме того, в петровскую эпоху была открыта Медицинская школа, также кораблестроительные, инженерные, горные и ремесленные школы. В провинции существовало три типа школ. В епархиальных готовили священников, в цифирных - мелких чиновников, а в гарнизонных школах обучались солдатские дети.
Итогом достижений Петра в области науки и образования стало создание Петербургской Академии наук. Она была открыта после смерти Петра I.
Реформы в армии и военные
успехи базировались на экономическом
фундаменте России. В первой четверти
XVIII века в стране произошел резкий
скачок с мануфактурной
Особенность экономического бума этого периода в России заключалась в определяющей роли государства в экономике, его тотальном проникновении во все сферы хозяйственной жизни. При этом Петром активно проводилась политика меркантилизма и протекционизма , нацеленная на поощрение промышленности, производящей товары, в первую очередь, для внешнего рынка.[10]
Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли - с этой целью вводилась монополия на заготовку и сбыт определенных товаров. Одной из первых, с 1 января 1705 г., была введена монополия на соль и табак. Среди товаров, взятых в казенную торговлю, так же были: лен, хлеб, смола, икра, сало, воск, парусное полотно, железо и др.
Участие казны в торговле,
приобретшее при Петре огромный
размах, неизбежно вело к ограничению,
регламентации частной
Петровская эпоха была тяжелейшим временем для отечественного купечества. Монополии, службы, повинности, принудительные переселения, искусственные ограничения торговой деятельности - все это не прошло даром для купцов: многие состоятельные группы купечества просто разорились.
Усиление крепостничества, разорение крестьянства и других слоев населения вызывали острый протест. В петровское царствование происходило немало народных восстаний. Самым крупным из них стало Булавинское восстание (весна 1708 г.).
Петр поощрял производство,
но крепостническая промышленность
не могла быть конкурентоспособной.
Основанные в начале петровской эпохи
мануфактуры обеспечивались рабочей
силой по-разному. Это были и наемные
работники: гулящие, питые, бездомные,
неимущие, выбывшие из привычной среды
люди, немало среди них было и
отходников из крепостных крестьян - помещики
отпускали своих подданных, чтобы
получить от них оброчные платежи, нередко
в повышенном размере. 19 января 1721 г.
Петр подписал указ о "посессионных"
(купленных) крестьянах, согласно которому
владельцам мануфактур разрешалось
к своим заводам покупать крепостных
крестьян, что имело очень серьезные
последствия для экономики
Владельцы мануфактур сохраняли
крепостнические навыки и поддерживали
абсолютизм. Промышленное строительство
при Петре привело к двум основным
результатам: к созданию стабильной
экономической базы необходимой
для развивающейся нации; и одновременно
к существенному
В связи с этим экономические преобразования в эпоху Петра носили противоречивый характер.[10]
Реформаторство Петра I привело к изменению в социальной структуре общества.
На смену старому делению дворян на чины думные (бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки - все они заседали в Боярской думе, высшем законосовещательном органе при царе), столичные (стольники, спальники и т.д., вплоть до дворян московских) и провинциальные (дворяне и дети боярские по "городам", т.е. по уездам) пришло новое иерархическое деление. Оно окончательно было зафиксировано в "Табели о рангах", обнародовано 24 января 1722 г. Все чины делились на 4 категории: воинские (в том числе сухопутные, гвардейские, артиллерийские), морские, штатские и придворные, разбитые на 14 классов. Получив чин VIII класса, всякий становился дворянином вместе со своими потомками.
Чины VIII-IX классов тоже давали дворянство, но только личное, не потомственное. Вместе с тем эта структура давала возможность делать карьеру и представителям других сословий.
В 1723-1724 гг. было образовано новое сословие - государственные крестьяне, куда вошли лично свободные однодворцы юга, черносошные крестьяне севера, так называемые ясашные крестьяне Поволжья, Сибири и др. Объединялись они по тягловому (налоговому) принципу и составляли около 20% податного населения. В 1718-1724 гг. была введена подушная подать, смысл которой заключался в том, что вместо десятков различных мелких налогов и повинностей вводился единый прямой денежный налог, шедший непосредственно на нужды армии.
Был проведена и областная реформа, созданы дополнительные единицы - губернии и провинции. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды. Всего было образовано восемь губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская. Во главе их были поставлены губернаторы, обладавшие в своих владениях неограниченной властью. В результате проведения областной реформы резко возросло количество чиновников на местах. Они бесчинствовали на управляемых территориях, взимая в свою пользу различные сборы и придумывая все новые и новые налоги.
Унифицировал Петр и социальную структуру города, перенеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха, гильдии.