Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:39, контрольная работа
Задание 1. Охарактеризуйте основные варианты периодизации всемирной истории (формационная теория, теория стадий роста, теория трех волн, теория локальных цивилизаций). Какой из них Вам представляется наиболее целесообразным? Почему?
Задание 2. Назовите ведущие факторы и базовые закономерности развития человечества в средневековую эпоху. Какие из них представляются Вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.
Задание 3. Перечислите важнейшие современные глобальные проблемы человечества. Охарактеризуйте основные направления их решения. Приведите конкретные примеры.
Задание 1. Охарактеризуйте основные варианты периодизации всемирной истории (формационная теория, теория стадий роста, теория трех волн, теория локальных цивилизаций). Какой из них Вам представляется наиболее целесообразным? Почему?
Ответ:
Одной из важнейших проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. Два наиболее распространенные в истории и социальной философии подходы определения этапов общественного развития – формационный и цивилизационный. К. Маркс исходя из принципа материалистического понимания истории разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства и, прежде всего, экономические отношения, которые, по его мнению, определяются формами собственности и определяют экономическую, социальную структуру общества. В соответствии с этой теорией история человечества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.
Эпоха первобытно-общинного строя характеризовалась крайне низким уровнем развития производительных сил, когда еще не было частной собственности, люди полностью зависели от природы и могли выжить лишь при условии совместного, коллективного труда и потребления.
Переход к рабовладельческой формации связывался с совершенствованием орудий труда, появлением возможности производства прибавочного продукта и его единоличного присвоения, возникновением частной собственности. При этом собственнику - рабовладельцу принадлежали не только земля и средства труда, но и сами работники, рабы, которые рассматривались как «говорящие орудия».
Феодальное общество характеризовала частичная личная зависимость работников от собственников земли - феодалов. Крестьяне, составляющие основную массу трудящегося населения, обладали личной собственностью на орудия труда, могли распоряжаться частью произведенного продукта. Это определяло их заинтересованность в повышении производительности труда, которой не было у рабов.
В рамках формации, которую
марксизм определял как
Следующая, коммунистическая, формация виделась как общество, где с отмиранием частной собственности человек приобретет подлинную свободу, будет трудиться исключительно на себя и нужды общества в целом, сам станет хозяином своей жизни.
В рамках каждой исторически
протяженной эпохи в
В отличие от Маркса западные ученые ХХ в. Рассматривали исторический процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейших представитель этой теории – англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель. Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями. Выделяются три основных типа цивилизации:
1) Народы без идеи
развития, т.е. вне исторического
времени. К этому типу
2) Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин, которые не будучи связанными друг с другом, опираются на сильно централизованную власть. Прогресс в таком обществе идет циклами, замедленно;
3) Европейский (прогрессивный).
В его основе – идея
Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное же общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.
Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, экономист, историк) в 60-е годы XX в. разработал теорию стадий экономического роста. Тогда он выделил пять стадий экономического роста:
1) традиционное общество – все общества до капитализма, характеризующееся низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства; общество, которое регулируется традицией, сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Традиционное общество - аграрное общество;
2) период предпосылок
или переходного общества –
совпадающее с переходом к
домонополистическому
3) период «взлета»
или сдвига –
4) период зрелости
– характеризующийся
5) эра высокого массового потребления.
Ростоу считает, что он дал теорию истории в целом, являющуюся современной альтернативой марксизма. Общественно-экономическим формациям, выдвинутым Марксом, Ростоу противопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признает «английско-американский образец». В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.
Элвин Тоффлер (американский социолог и футуролог) выделил три основных стадии (волны) развития человечества — аграрная, индустриальная и постиндустриальная. Волна у Тоффлера — это рывок в науке и технике, который приводит к глубинным сдвигам в жизни общества. Таким рывком для первой волны стало внедрение сельского хозяйства, для второй волны — промышленный переворот. Волна «прокатывается» постепенно, при этом одновременно на планете существуют все три стадии. Периоды между волнами постепенно сокращаются: тысячелетия для первой волны, 300 лет для второй. Третья волна, по оценке Тоффлера, полностью сменит вторую к 2025 году.
Доиндустриальное общество (первая волна) – традиционное или аграрное общество, в котором преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности — земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Для этой стадии также характерна жёстко авторитарная власть и собственность на землю как основа экономики.
Переход к индустриальному обществу (вторая волна) происходит на базе индустриализации, иными словами, развития крупного машинного производства, урбанизации, утверждения рыночной экономики и возникновения социальных групп предпринимателей и наёмных работников.
В концепции Тоффлера после индустриального общества наступает период супериндустриального, или постиндустриального (третья волна). В обществе третьей волны корпорации уже имеют множественные цели (социальные), а не только экономическую выгоду. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. У человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций.
Представляется, что самой целесообразным вариантом периодизации истории человечества является теория трех волн Тоффлера. Ученый считал, что рывком для первой волны стало внедрение сельского хозяйства, для второй волны — промышленный переворот, для третьей волны – увеличение знаний, и что волна «прокатывается» постепенно. И сегодня в мире одновременно существуют все три стадии, многие страны Африки находятся еще в прединдустриальном обществе, многие страны – в индустриальном, и лишь немногие находятся в постиндустриальной стадии. Формационная же теория не выдержала испытания временем, идея развитого социализма не была воплощена.
Задание 2. Назовите ведущие факторы и базовые закономерности развития человечества в средневековую эпоху. Какие из них представляются Вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.
Ответ:
Среди ведущих факторов, оказавших наиболее сильное влияние на темпы и характер исторического развития человечества в средневековую эпоху, можно выделить следующие: фактор религии, народонаселения и национальной психологии, географический фактор, фактор научно-технического прогресса.
Представляется, что одним из наиболее значимых факторов средневековой истории является религиозный фактор. Христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становилось государственной религией, духовной и идеологической основой, на которой впоследствии строился процесс объединения европейцев в единую семью и формирования европейской цивилизации. Христианство определяло культурную жизнь людей, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания, их мышление и образ жизни. Церковь играла исключительно огромную роль во всех сферах жизни общества, определяла во многом и политическое развитие, и экономическое, ведь церковь была крупнейшим земельным собственником. Также в средневековую эпоху возникло новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствовавшее становлению буржуазных отношений, протестантство. Принятие христианства имело большое значение и для развития Древнерусского государства, которое идеологически закрепило единство страны и, что немало важно, способствовало сближению с западными странами.
Теоретической системы, дающей систематизацию закономерностей общественного развития, положения которой разделяло бы все научное сообщество, к настоящему времени не создано. Однако большая часть исследователей считает, что определенные закономерности в развитии общества все же существуют, имеют такой же естественный характер, их можно открыть, но нельзя придумать или утвердить указом. Представляется, что к основным закономерностям развития человечества в эпоху средневековья относятся следующие:
- установление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю, системы вассалитета;
- расширение и усложнение функций государств, изменение структуры власти, политической системы, возникновение парламентов, партий;
- зависимость темпов
развития и специфики
- «аграрная революция», возрастание темпов развития производительных сил, ремесла;
- возрастание темпов
развития с усилением
- улучшение качества
жизни людей, возникновение
- возрастание темпов развития, связанное с великими географическими открытиями;
- развитие внутренней
и внешней торговли и
- формирование колониальных систем;
- появление активных процессов накопления капитала.
Представляется, что одной из наиболее важных закономерностей является улучшение качества жизни людей средневековой эпохи, возникновение университетов, развитие образования, науки, культуры. Университеты способствовали прогрессу в научной мысли, росту общественного самосознания, свободы личности, обмену культурой, опытом и национальными достижениями между странами. Неоценимый вклад в формирование общеевропейской цивилизации внесло изобретение книгопечатания в 1453г. немецким мастером Иоганном Гутенбергом. Развитие науки способствовало стремительному темпу развития человечества; была подготовлена почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.
Задание 3. Перечислите важнейшие современные глобальные проблемы человечества. Охарактеризуйте основные направления их решения. Приведите конкретные примеры.
Ответ:
Глобальные проблемы человечества – это проблемы, которые касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов, социальных слоев; приводят к значительным экономическим и социальным потерям, в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; могут быть решены только при сотрудничестве в общепланетарном масштабе.