Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:39, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Охарактеризуйте основные варианты периодизации всемирной истории (формационная теория, теория стадий роста, теория трех волн, теория локальных цивилизаций). Какой из них Вам представляется наиболее целесообразным? Почему?
Задание 2. Назовите ведущие факторы и базовые закономерности развития человечества в средневековую эпоху. Какие из них представляются Вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.
Задание 3. Перечислите важнейшие современные глобальные проблемы человечества. Охарактеризуйте основные направления их решения. Приведите конкретные примеры.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по истории (вариант № 7).doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Специалисты сводят глобальные проблемы к трем группам. К первой группе относятся проблемы, связанные с внешнеполитической деятельностью стран, великих держав, обладающих ядерным оружием:

- проблемы разоружения  и конверсии;

- проблемы терроризма;

Ко второй группе относят  проблемы, связанные с системой «человек-природа»:

- проблемы нищеты, голода;

- проблемы болезней;

- проблемы народонаселения;

В третью группу входят проблемы, связанные с системой «человек-природа»:

- экологическая проблема;

- сырьевая проблема;

- энергетическая проблема;

- проблема освоения  Мирового океана и космоса.

Пути решения проблемы разоружения и терроризма стали  обсуждаться еще в ХХ в. Было принято  несколько путей решения разоружения: установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием; сокращение обычных вооружений и торговли оружием; общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил. Были подписаны такие международные соглашения как Договор о нераспространении ядерного оружия в 1968 г., Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) в 1972 г. между США и СССР, Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) в 1991 г. По проблеме терроризма пути решения: укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни, создание благоприятных условий для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечение реализации их интересов для предотвращения конфликтов на национальной почве, выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия, принятие мер по повышению безопасности. Так в России был принят Федеральный закон «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и закон «О противодействии терроризму».

Решение проблем сохранения среды обитания человека: оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства; охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности; создание особо охраняемых территорий; сокращение вредных выбросов промышленных предприятий; переработка и использование вторичного сырья. Так, например, в 1997 г. был принят Киотский протокол, который обязывает 38 развитых стран сократить выбросы углекислого газа на 5% от уровня 1990 г. Также принимаются меры по использованию альтернативных источников энергии, таких как ветряные, солнечные электростанции, создание техники работающей на солнечных батареях и так далее.

Проблемы народонаселения  приобретают в ХХ в. глобальный характер. Статистически данные показывают, что в промышленно-развитых странах прирост численности населения невысок, а порой даже отрицательный, в отличие от развивающихся стран, стран Среднего Востока и Африки, где наблюдаются высокие темпы прироста населения. Для решения демографической проблемы, например, в Китае проводилась жесткая демографическая политика государства с твердой позицией: «Одна семья — один ребенок», но это политика привела к невиданному общему сокращению прироста населения, его структурному постарению, еще большему перекосу в пользу мужчин (исключительное поощрение рождения мальчика). В России были приняты меры по повышению рождаемости путем выдачи материнского капитала на второго и каждого последующего ребенка.

Задание 4. Охарактеризуйте процесс оформления самодержавно-крепостнического строя в России.  Выделите его важнейшие этапы, причины и последствия.

Ответ:

Процесс формирования крепостного права был длительным. Оно порождено феодальным общественным строем и являлось его главнейшим атрибутом. В эпоху политической раздробленности не было общего закона, определявшего положение крестьян и их обязанности. Еще в XV в. крестьяне свободно могли оставлять землю, на которой они жили и переходить к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину за пользование двором и земельным наделом − пожилое. Но уже в то время князья стали издавать грамоты в пользу землевладельцев, ограничивая крестьянский выход, то есть право сельских жителей «переходить из волости в волость, из села в село» одним сроком в году − неделей до Юрьева дня.

Причины возникновения самодержавно-крепостнического строя:

- в стране была сырьевая  экономика, для которой крепостное  право выгодно;

- это был один из элементов адаптации к мировой экономической системе;

- Уложение 1649 г. представляло собой уступку буржуазии при попытке предотвратить процессы революционного типа по европейской аналогии;

- крепостное поместье создавало, условно говоря, формирующимся капиталистическим, буржуазным отношениям в России важнейшие конкурентные преимущества;

- крепостной труд в России был, с одной стороны, формой субсидирования дорогого ручного, а с другой стороны - формой эффективного вписывания в международное разделение труда. И собственно, именно поэтому крепостное право великолепно уживалось с модернизацией.

В процессе становления  крепостничества и становления самодержавного строя в России можно выделить несколько этапов юридического закрепощения крестьян:

1 этап: Юридическое оформление крепостного права началось в правление Ивана III с принятием свода законов единого российского государства − Судебника 1497 г. Статья 57 Судебника «О христианском отказе» ограничивала право крестьянского перехода от одного землевладельца к другому одним сроком для всей страны: неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). Условием перехода была уплата пожилого − компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук.

2 этап: Судебник 1550 г., принятый при Иване IV в условиях политики социального компромисса, сохранил право перехода крестьян в Юрьев день, хотя служилые люди настойчиво требовали ликвидации этого права. Была лишь увеличена плата за «пожилое».

3 этап: введение заповедных лет в 80-х гг. XVI в. С 1581 г. на территориях, где проводилась перепись, стали вводиться «заповедные годы», в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день. Режим заповедных лет вводился правительством в тот или иной год не по всей стране, а в пределах отдельных земельных владений или административных единиц и распространялся как на сельскую местность, так и на город.

4 этап: Указ 1592 г., изданный  после переписи вотчинных и помещичьих хозяйств, который вообще запрещал переход крестьян.

5 этап: введение урочных лет в конце XVI − начале XVII в. Лишившись права перехода, крестьяне стали бежать, оседая на «вольных» землях на окраинах российского государства или в вотчинных хозяйствах. Хозяевам крестьян предоставлялось право сыска и возвращения беглых в течение так называемых «урочных лет». В 1597 году царь Федор ввел Указ, который установивший пятилетний срок возвращения беглых и насильственно вывезенных крестьян прежним хозяевам. В том же году был издан указ, по которому кабальные холопы лишались юридической возможности выйти на свободу до смерти холоповладельца. Владельцы холопов получили, кроме того, право превращать в кабальных тех своих холопов, которые служили у них добровольно не менее полугода.

6 этап: Соборное Уложение 1649 г.

В XVII веке в экономическом  развитии России, с одной стороны, появились такие явления, как товарное производство и рынок, а с другой – продолжали развиваться феодальные отношения, постепенно приспосабливавшиеся к рыночным отношениям. Это время характеризовалось также усилением самодержавия и складыванием предпосылок для перехода к абсолютной монархии. В 1613 г. царем становится Михаил Федорович Романов. С 1625 г. в официальный царский титул вводится слово «самодержец». Его царствование ознаменовалось дальнейшим закрепощением крестьян. Для некоторых землевладельцев, в виде частной льготы, увеличивался срок сыска беглых крестьян с 5 до 10 лет, а с 1642 г. десятилетний срок становится уже общей нормой для розыска беглецов. Более того, для крестьян, насильственно вывезенных владельцами других земель, устанавливается пятнадцатилетний срок сыска. Одновременно входит в практику уступка или продажа крестьян без земли.

По Соборному Уложению 1649 г. крепостное право получило законодательное оформление: Юрьев день отменялся совсем, феодалы полностью могли распоряжаться собственностью, трудом и личностью крестьянина. В целом Соборное Уложение свидетельствовало о централизации государственной власти, повышении роли дворянства в управлении государством и движении России от сословной монархии к абсолютной монархии.

Последствия оформления самодержавно-крепостнического строя: консервация отсталых форм общественных отношений, консервативный, медленный  путь социально-экономического развития.

 

Задание 5. Тест:

Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

1. формирование индустриального  общества

2. Древний мир

2. активные процессы  глобализации

3. Средневековье

3. формирование племенных  союзов

4. Новое время

4. закрепощение крестьян

5. Новейшее время

5. формирование первых  государств


 

Ответ: 1-3, 2-5, 3-4, 4-1, 5-2.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Истории"