Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:14, контрольная работа
Я считаю важным изучение этих тем и постараюсь раскрыть словосочетание «Крещение Руси», раскрыть весь смысл происходящих в то время событий. В своей работе я опишу с чего всё началось и как происходило. С введением христианства к нам пришли и новые праздники, христианство сливалось с народной культурой славянства, его традициями, мифологией, исторической памятью, создавая ту почву, на которой взойдут первые ростки русской культуры.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения »
(ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
ЧАСТЬ 1 Церковный раскол
ЧАСТЬ 2 Гражданская война в России(1918-1921)
Выполнила: ст-ка 2 курса, фармацевтического факультета, ЗФО __2__ группы
ФИО Чемрова Анжелика Олеговна
Проверил(а): ст. препод. Сиваченко О.Ю.
Новосибирск
2014г.
Я считаю важным изучение этих тем и постараюсь раскрыть словосочетание «Крещение Руси», раскрыть весь смысл происходящих в то время событий. В своей работе я опишу с чего всё началось и как происходило. С введением христианства к нам пришли и новые праздники, христианство сливалось с народной культурой славянства, его традициями, мифологией, исторической памятью, создавая ту почву, на которой взойдут первые ростки русской культуры. Из поколения в поколение переходили традиции, и я считаю важным донести их до наших времен. Молодое поколение мало интересуется историей Древней Руси, а ведь это самое начало, самое интересное и неизведанное в жизни наших предков.
Второй вопрос моей работы посвящен «Серебряному веку» русской культуры. И порой подчас создается впечатление, что в русской истории хаос и порядок, гармония и распад не просто соседствуют друг с другом, развиваясь параллельно, но прямо переплетаются между собой. Подобное можно наблюдать и в период, наступивший вскоре после Крещения Руси, и во время монголо-татарского ига, и в эпоху Московского царства, и в процессе Смуты, и в разгар Петровских преобразований, и в век русского Просвещения… Нет нужды говорить о том, что ХХ век в России отличался исключительной по своей взрывоопасности смесью гармонии и хаоса, в различных пропорциях сочетавшихся в каждое из его десятилетий, порождая в сознании поколений надежды и ужас, восторженные иллюзии и отчаяние, небывалый энтузиазм и решимость обреченных. В моей работе речь пойдет и об истоках культурной истории ХХ века, начавшей складываться еще в конце XIX, ведь именно с 90-х годов XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «Серебряный век».
1. Как и почему была крещена Русь?
Крещение Руси – одно из
важнейших культурных событий в истории
Древней Руси. Оно положило конец языческой
и начало христианской истории России.
Крещение Руси произошло в конце IX века,
усилиями, которые предпринял Князь Владимир
в ходе утверждения христианства как государственной
религии. Крещение Руси не проходило безболезненно
для русского народа и было сопряжено
со значительным сопротивлением новой
православной культуре.
Не смотря на то, что хотя фактически, масштабное
Крещение Руси началось лишь в IX веке,
предпосылки для этого события, появились
уже давно. Земли и народы, объединённые
именем Древняя Русь, узнали христианство
задолго до 988 г., когда его официально
принял Князь Владимир. Существует предположение,
согласно которому русов, находившихся
под властью хазар, впервые крестили просветители
славян Кирилл и Мефодий во время своего
путешествия в Хазарский каганат в 858 г.
Изначально, дорогу христианству к самому
сердцу киевского княжения Руси проложила
княгиня Ольга, вдова убитого древлянами
князя Игоря. Около 955 г. она проникнулась
христианством и приняла крещение в Константинополе.
Оттуда она и привезла греческих священников
на Русь. Однако христианство тогда не
получило широкого распространения. Сын
княгини Ольги Святослав не видел нужды
в христианстве и продолжал чтить старых
богов. Заслуга утверждения православия
на Руси принадлежит одному из его сыновей,
Князю Владимиру.
Принятие христианства князем Владимиром
не было свободно от политических расчётов.
Византийский император Василий II (976—1025
гг.), искавший союзника против претендента
на престол военачальника Варды Фоки,
обратился за помощью к Владимиру Киевскому,
соглашаясь выдать за него сестру Анну.
Не приняв крещения, Владимир не мог жениться
на принцессе, а такой союз высоко поднимал
политический статус киевских князей.
Союз с Византией был необходим для укрепления
растущего авторитета древнерусского
государства. Для славян Византия была
таким же символом мощи, богатства и державного
блеска, как и для других сопредельных
государств, только начинавших строить
и укреплять свою государственность. Союз
с Византией открывал необходимые перспективы
как для дальнейшего военного, так и экономического
роста.
Наиболее распространённая версия обстоятельств Крещения Руси такова. Владимир отправил в помощь Василию II дружину, численностью около 6 тыс. человек, но греки не спешили выполнять обещания. Князь «поторопил» их, взяв город Корсунь (Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им как вено — выкуп за невесту. Империи оставалось тешить самолюбие лишь тем, что формально она приобретала нового подданного. Киевский князь получал третьестепенный придворный титул, автоматически вводящий тем не менее его в иерархическую систему империи. «Дипломатический» брак русского князя и византийской принцессы мог к тому же надолго обезопасить северные границы Византии, а преобладание на первых порах греческих священнослужителей на Руси предоставляло Царьграду (Константинополю) возможность воздействия на непредсказуемых русов авторитетом Православной Церкви.
В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.
Русские летописи содержат легендарные сведения о выборе веры князем Владимиром. Предания по-своему отразили реальную картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора. Помимо Византии он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими странами, мусульманскими народами, южными славянами. Эти отношения были связаны и с поиском пути государственного развития, и с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева.
Среди причин, определивших выбор именно Византии образцом государственного строительства, важную роль сыграло великолепие православного священнодействия. В летописи приводятся впечатления русского посольства о богослужении: в Царьградском храме послы, по их словам, не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская Церковь. Незадолго до этого, рассказывает «Повесть временных лет» под 986 г., князь Владимир беседовал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» — православным миссионером. Особенно князю понравилась речь философа, и он стал склоняться к православию.
После крещения, которое, по преданию, Владимир принял в Корсуни, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестокой междуусобной борьбе, имевший шесть жён (не считая порядка восьмиста наложниц), не препятствовавший ранее человеческим жертвоприношениям, искренне принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Крещение преобразило Владимира. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.
Многие историки считают, что выражение "крещение Руси" относится к числу не просто неудачных или неточных, а глубоко ошибочных, вводящих в заблуждение. Это словосочетание как бы предполагает наличие одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого события история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской, а затем и Московской державы.
Христианство стало проникать на Русь задолго до её "крещения". Первая попытка обратить в христианство киевлян была предпринята в 867 году князем Аскольдом. Считается вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или средине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 866 году. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. Этот факт не очень популярен в историографии, привыкшей относить христианизацию нашей страны к 988 г. Правда, достоверность самого события не вызывала сомнений и не отрицалась в литературе. Но его значение для развития Руси слишком преуменьшалось и затушевывалось. В советской историографии стала популярной точка зрения, которую можно назвать ”сословной”. Ее смысл заключается в том, что в 60-е годы IX в. крестилась не вся Киевская Русь, не народ, не государство и не страна, а лишь определенная часть общественной верхушки во главе с киевским каганом. Государство же в целом продолжало оставаться языческим, что и определило его идеологический статус.
Как
религия классового общества
христианство не могло
Лишь после того, как феодальные отношения достаточно укрепились, возникли реальные предпосылки для перехода от язычества к христианству. А такие предпосылки возникли лишь к концу X века.
Таким образом, основные причины принятия христианства обуславливались не "Божественным актом", как утверждает церковь, а ходом исторического развития Руси, её политических и экономических отношений с европейскими государствами, в которых христианство было общепринятой религией. Кроме того, необходима была религия, способная повысить авторитет киевских князей, содействовать их объединению.
Крещение было встречено народами Киевской Руси без особого энтузиазма. Старая вера не сразу уступила место новой. Киевлян крестили привезённые Владимиром из Херсонеса (близ нынешнего Севастополя) греческие священники. По описанию летописцев, "жителей загоняли в реку как стада", "иные и не по любви, а из страха перед повелителем крестились". Таким же было крещение и в Новгороде. О нём сообщает Иоакимовская летопись. До наших дошла поговорка: "Путятя крестил мечём, а Добрыня огнём".
И после принятия христианства многие держали у себя богов-идолов, приносили жертвы источникам, молились в священных пещерах.
Восстания и волнения, сопровождающие распространение христианства, были стихийными, неосознанными протестами против усиления эксплуатации и социального гнёта, освещаемых новой религией. Эта религия использовалась киевскими князьями в качестве духовной узды для народа, в качестве одного из главных орудий укрепления своей власти.
Подводя итог всему вышеизложенному,
можно выделить ряд причин крещения Руси.
Ну, во-первых, это необходимость укрепления
власти киевского князя и потребность
государственного объединения на новой
духовной основе. Во-вторых, принятие христианства
способствовало развитию отношений с
окружающими христианскими странами.
В-третьих, ещё одной немаловажной причиной
было стремление приобщиться к византийской
культуре.
Значение принятия христианства на Руси
трудно переоценить. Это и укрепление
государства и власти князя. К тому же,
произошло ускорение объединения древнерусской
народности, повышение международного
статуса, развитие русской культуры.
2. " Серебряный» век русской культуры.
Конец XIX – начало XX века в истории русской
культуры принято называть Русским Ренессансом
или, в сравнении с золотым пушкинским
веком, серебряным веком русской культуры.
Этот период в развитии русской культуры
связан с подъемом во всех сферах духовной
жизни русского общества: отсюда и термин
«духовный ренессанс». Возрождение лучших
традиций русской культуры в самом широком
спектре: начиная от науки, философской
мысли, литературы, живописи, музыки и
кончая искусством театра, архитектуры,
декоративно-прикладного искусства.
Неповторимость культуры серебряного
века обусловлена «пограничностью» ситуации
в России, сложившейся к тому времени в
России с конфликтом эпох, который с одной
стороны представлялся закатом европейской
цивилизации (О.Шпенглер «Закат Европы»,
Н.Бердяев «Кризис искусства»), кризисом
христианского сознания, с другой – выходом
в обновленную жизнь и искусства, возможно,
достичь небывалых творческих достижений.
И все это отягощено эсхатологическими
настроениями ожидания конца XIX – начала
нового XX века – как конца света, как неминуемой
катастрофы исчерпавшей себя цивилизации.
Но именно благодаря этим настроениям
культура «Серебряного века» необычайно
драматична, показательна и неповторима.
Серебряный век русской культуры стремится
синтезировать все достижения культуры:
искусство – философия, религия – все
взаимосвязано - тенденции к взаимопроникновению
различных видов не только художественной,
но и духовной деятельности в целом налицо.
Глобализация истории, глобализация культуры
– таковы главные характеристики культуры
Серебряного века.
Чаще всего используется в сочетании «поэзия Серебряного века», — в понятии, охватывающем не только поэтов первой величины, но также десятки и сотни любителей, которые создали среду, необходимую для их появления. Вообще, для Серебряного века характерно появление широкого слоя образованного общества, появление многочисленных просвящённых любителей искусств. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию — были зрителями, слушателями, читателями, критиками.
Границы этого периода тоже определяют по-разному. Собственно с началом «Серебряного века» расхождения практически нет – это 1892 год (манифесты модернистов и сборник Д.Мережкоского «Символы»). А вот концом Серебряного века одни считают переворот 1917 года, другие – 1922 год (год после гибели Гумилева, смерти Блока, волна эмиграции).
Так чем же замечательно и интересно это время?
Серебряный век в России был отмечен культурным многообразием во всех направлениях культурной жизни общества.