Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:10, контрольная работа

Описание работы

Изучение дисциплины «История» ориентировано на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений студентов;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

Содержание работы

Пояснительная записка…………………………………………………….3

1.Методические указания по выполнению контрольной работы……….5
2. Вопросы контрольной работы…………………………………………..6
3. Ответы на вопросы………………………………………………………7
10.Становление западноевропейской средневековой цивилизации….7
27. Индустриальное общество в 19 веке………………………………10
35. Культура России на рубеже Х1Х-ХХ веков………………………12

Список использованной литературы……………………………………..16

Файлы: 1 файл

ДКР по Истории..doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

основы современной науки и  системы образования; готовится  почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному  обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания  основных структур, характерных для  Средневековья;

классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и  в этой сфере было занято подавляющее  большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода  Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

Западноевропейское Средневековье  – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется  исключительно сильной ролью  церкви и высокой степенью идеологизации  общества.

Если в Древнем мире каждый народ  имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Нравы, обычаи. Еще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.

 

Вопрос 27. Индустриальное общество в 19 веке

XIX век стал временем перехода ведущих европейских стран от аграрного общества к индустриальному. В разных странах эти процессы шли с различной степенью интенсивности. К концу века основы индустриального обществ были созданы в «первом эшелоне» — в Англии, США : Франции. Во «втором эшелоне» оказались Германия, России Италия, Япония, где приобретенные важные элементы нов: го общества существовали рядом с пережитками аграрного общества. В России переход к индустриальному обществу отличался заметной спецификой. 
Основу экономики страны по-прежнему составляла феодально-крепостническая система хозяйства. К концу XVIII — началу XIX в. она вступила в фазу своего разложения, стал: зарождаться новые экономические отношения. Об этом свидетельствовали многие факты: 
Во-первых, все больше набирали силу новые явления, : свойственные феодально-крепостнической системе хозяйство, развитие мануфактурной промышленности; тенденция к увлечению удельного веса предприятий с использованием наемного труда; разрешение крестьянам создавать собственное предприятия с использованием наемного труда (к начала XIX в. их было уже несколько десятков); расширение прослойки крестьян (некоторые из них имели у: в XVIII в. до 120 тысяч р.); рост численности городов и городского населения (если к началу XVIII в. в стране было н» многим более 200 городов, а к середине века — 232, то ли: в царствование Екатерины II их число возросло до 400); увлечение числа отходников, что было главным источники: формирования рынка рабочей силы. 
Во-вторых, отживающие феодальные порядки тормозила развитие нового, более прогрессивного экономического строя были по-прежнему ограничены источники формирования рынка рабочей силы («свободных» крестьян не было); формирование наемных квалифицированных кадров было, затру но тем, что помещик в любое время мог вернуть крестьян из города; порой капиталисты, крестьяне вкладывали имеющиеся средства в производство, так как помещик мог их отнять; технические новинки и новые мет работы (такие, как паровая машина И. И. Ползунова, многие технические открытия И. П. Кулибина и др.) не использовались в условиях бесплатного крепостного труда; низкая покупательная способность крестьян (в начале XIX в. среднестатистический житель России тратил на покупки лишь 17 к. в год) тормозила развитие рыночных отношений. В то же время, как полагают некоторые историки (Б. Н. Миронов), крепостное право к этому времени не исчерпало себя в полной мере. 
В-третьих, снижение эффективности крепостнического хозяйства неизбежно вызывало со стороны помещиков и государства дополнительное экономическое давление на основного производителя — крестьянина: в нечерноземных губерниях оброк с крестьян вырос в течение XVIII в. в 5 раз; барщина в черноземных губерниях составляла 4, а порой и 6 дней в неделю; в несколько раз увеличились налоги с населения; 25% всех поступлений в казну шло от продажи спиртного (на которое государство имело монополию), а до 10% — от продажи соли (на что также существовала государственная монополия). 
В-четвертых, все названное вело к разорению и упадку многих крестьянских хозяйств, остававшихся главной экономической ячейкой общества. Несмотря на то, что 80% крестьянских хозяйств были середняцкими, хозяйства крепостных крестьян испытывали серьезные проблемы. Главной их причиной был подневольный, лишенный материальных стимулов труд крепостных. 
Все это требовало от властей радикального реформирования экономической системы страны.

Становление индустриального  общества: Девятнадцатое столетие называют «веком капитализма и индустриальной цивилизации», «веком национализма и революций», «веком цивилизации и культуры». Этот век развивался под знаком двух революций -- Великой французской и Английской промышленной.

В период расцвета капитализма  формируется адекватная ему материальная база -- система машин и фабрика как ее организационное воплощение, т.е. происходит становление индустриального общества. По мнению Ю.В. Яковца, оно пережило фазы подъема, и зрелости до начала Первой мировой войны, после чего началась фаза заката, с последней четверти XX в. трансформировавшаяся в переходный период к постиндустриальной цивилизации.

С точки зрения И.М. Дьяконова, Западная Европа и Северная Америка  вступают в капиталистическую фазу в конце XVIII -- середине XIX в. Политическое господство буржуазии в ведущих странах Западной Европы утверждается после парламентской реформы в Англии в 1832 г. и революций 1848 г. во Франции и Германии. Рубежом, определившим конец капитализма, он считает испытание первых водородных бомб в США в 1952 г. и в СССР в 1953 г.

Существуют иные подходы  к характеристике Европы и США XIX--начала XX в. Так, В.И. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), предсказывая конец империалистического  строя в 1920-х гг., отмечал, что на закате XIX в. капитализм вступил в последнюю, «загнивающую и умирающую» стадию существования -- империализм. Ошибаясь в оценке империализма как «умирающего» капитализма, он угадал потребность в большем вмешательстве государства в экономику и даже возможность ее огосударствления.

 

Вопрос 35. Культура России на рубеже Х1Х-ХХ веков

Культура страны конца XIX – начала XX вв. переживала бурный расцвет. Новаторское движение охватило литературу и живопись, театр, архитектуру. Большой толчок получают наука и техника. Начало XX столетия вошло в историю России как кратковременный период ренессанса, в ходе которого шло освобождение духовных ценностей человека от обыденности. Это время расцвета поэзии и философии получило название «серебряного века русской культуры».

Литература. Писателей этого периода отличала социальная активность, поиски положительного начала. Вершиной литературы конца XIX в. становится творчество Л.Н. Толстого («Анна Каренина», «Воскресение», «Живой труп»). Мир маленького человека в своих произведениях раскрывал А.П. Чехов. В романтических произведениях А.М. Горького («Старуха Изергиль», «Буревестник») отразились демократические настроения этого времени.

В поэзии появляются новые  течения (символизм, акмеизм, футуризм и др.), которые были объединены общим  понятием – модернизм. Для него характерно стремление встать над обществом, которое лишено чувства красоты.

Изобразительное искусство. Для него также характерно появление новых течений в стиле модернизма, возникновение творческих объединений художников.

В 90-е гг. XIX в. создается творческое объединение «Мир искусства», в которое вошли: А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере и др. Это широкое культурно-эстетическое движение захватило живопись, скульптуру, архитектуру, поэзию. Для живописи мирискусников было характерно: отказ от салонного академизма, а также тенденциозности передвижничества, индивидуализм в творчестве, идеал «чистого», «свободного» искусства. Больших успехов они достигли в театрально-декорационном искусстве.

К 1910-м гг. относят возникновение русского авангарда, в стиле которого написаны произведения К.С. Малевича, В.В. Кандинского, К.С. Петрова-Водкина, Р.Р. Фалька, М.З. Шагала, П.Н. Филонова и др.

Театр. Обновление театрального искусства в этот период связывают с творчеством Московского художественного театра, созданного К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. В театре утверждались новые принципы актерской игры, режиссуры, оформления спектаклей.

Наука. Российские ученые в начале XX в. внесли значительный вклад в развитие научных знаний. В 1904 г. И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за разработку учения об условных рефлексах. Больших успехов в различных областях науки достигли И.И. Мечников (иммунология), П.Н. Лебедев (физика), В.И. Вернадский (биохимия, биогеохимия, радиогеология) и др.

Россия прошла путь из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой.

Большинству же населения страны-крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству — новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в высшем обществе университетское образование стало престижным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умственном труде «барскую забаву», развлечение от безделья и смотрело на интеллигенцию «как на чуждую расу» (Бердяев).

Возник разрыв между  старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья — народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, «почвенное» и «просвещенное». Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской  этнической культуры.

Отделение национального  от этнического, конечно, не было абсолютным. Оно больше проявлялось в различии образа жизни и поведения «верхов» и «низов», в их речи, отношении  к науке и искусству, понимании  и оценке явлений церковной, государственной, общественной жизни. Но, скажем, классическая русская литература или музыка как бы надстраивалась над своим этническим базисом и использовала фольклор, старинные народные напевы. Правда, в произведениях выдающихся писателей, поэтов, композиторов народные мотивы обретали формы и смыслы, выходящие далеко за пределы их исходного звучания (возьмите для примера сказки 

Пушкина или оперы  Мусоргского), а подчас и за пределы  простонародного восприятия (например, в публицистике, в инструментальной музыке). 

«... Образованные и культурные слои оказались чужды народу. Нигде, кажется, не было такой пропасти между  верхним и нижним слоем, как в  петровской, императорской России. И ни одна страна не жила одновременно в столь разных столетиях, от XIV до XIX века и даже до века грядущего, до XXI века».

Разрыв между этнической и национальной культурой наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между «славянофилами» и «западниками». Он обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.

В советское время  этот разрыв был в значительной мере преодолен благодаря развитию индустриальной экономики, введению всеобщего школьного  обучения, созданию многочисленного слоя образованных специалистов, как в городе, так и на селе. Однако при этом были утрачены некоторые этнические традиции русского народа (в том числе религиозно-нравственные), а выезд из страны после революции и гибель от сталинских репрессий многих выдающихся деятелей культуры, а также узкая направленность обучения специалистов существенно снизили культурный потенциал интеллигенции. Последствия пережитого русской культурой разрыва между этническим и национальным ощущаются до сих пор. В течение ХIХ – ХХ веков русская национальная культура стала одной из богатейших национальных культур мира.

«Серебряный век »  стал именно тем знаком, который  предрек грядущие изменения в  государстве и отошел в прошлое  с приходом 1917 года. В двадцатые  годы еще продолжалась инерция (расцвет  имажинизма). Еще живы были поэты, писатели, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан «Серебряный век », но сама эпоха закончилась. На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости и многообразию талантов с блистательным началом 19 века. Это период интенсивного развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства. В литературе развиваются различные направления. В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"