Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:28, контрольная работа
1.Личность в эпоху Древней Руси (Ольга, Святослав).
2.Военная реформа Петра I: создание регулярной армии и флота.
3.Первый опыт российского парламентаризма (1906-1917 гг.).
4.Смягчение политического режима в стране после смерти Сталина.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –
УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»
Факультет Дистанционного обучения
по дисциплине «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Вариант № 2
Работу выполнил(а) студент(ка) Костин Андрей Геннадьевич группа 1-1УК г. Орел |
Замечания по работе
|
Работу проверил(а) Петров С.И. |
Отметка о зачете
Подпись преподавателя ________________
г. Орел, 20 г.
О характере и личности этой княгини
существует так же много мнений,
как и ее происхождении. Одни её считают
хитрой и очень мстительной, по -
язычески жестокой. Это мнение историков.
Другие - святой, справедливой, благочестивой
и чистой сердцем княгиней. Это
преимущественно писания о
История её начинается во Пскове, где, судя по всему, она и родилась. Одни историки говорят, что она была из рода князей Изборских, потомков Гостомысла (первого русского государственника , призвавшего некогда варяг на Русь). Другие источники утверждают, что она была из варяжкского народа, была удочерена Олегом. Но все же чаще всего придерживаются мнения о ее славянском происхождении. Даже известно, что она сначала носила имя Прекрасна. И только потом, когда выходила замуж за Игоря получила имя Ольги (от имени Олега).
Вот как с пафосом описывается молодая Ольга в одной из церковных проповедей: «Будущей великой княгине поначалу дали имя Прекрасна. Она действительно поражала всех и внешней, и душевной красотой. С юности Прекрасна была чужда суеты и суетности. Но, любя уединение среди полей и дубрав, хранила в сердце торжественный строй высоких и непраздных мыслей. Еще не зная истинного Бога, она в силу своей чистоты и невинности тянулась к нему всем существом. На ней сбылись слова священного писания: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Ей был уготован поистине божественный путь. »1.
Однажды она встретила князя
Игоря, заблудившегося в псковских
лесах. После недолгого разговора
с ней, Игорь влюбляется в неё
же в церковных писаниях чистота
и нравственность Ольги. А вскоре,
с согласия и с помощью Олега,
женится на ней. Но их брак продолжился
не долго. В 94618 году, при повторном
сборе дани с древлян Игорь
был убит, стал жертвой собственной
алчности. Ольга, по языческим обычаям,
взялась отомстить за мужа. Эта
месть была очень жестокой, даже
по тем временам. Именно в этот период
проявились все ее дурные наклонности,
вся изощренность ума ее была направлена
во зло. Она жестоко казнила
Князь Игорь мало занимался делами правления, а его воинственный наследник Святослав вообще не заботился о внутренней жизни государства, предоставив все эти заботы матери. Историки называют Ольгу первой истинной правительницей Руси: главным делом всех её предшественников на престоле была война, а она начала упорядочивать жизнь народа: делить землю на погосты, устанавливать справедливые размеры оброков, давать простые и ясные указы о том, как люди должны относиться к государству и друг к другу. Великая Княгиня, провождаемая воинскою дружиною, вместе с юным Святославом объехала всю Древлянскую область, уставляя налоги в пользу казны государственной2; но жители Коростена долженствовали третью часть дани своей посылать к самой Ольге в ее собственный Удел, в Вышегород, основанный, может быть, героем Олегом и данный ей в вено, как невесте или супруге Великого Князя: чему увидим и другие примеры в нашей древней Истории. Сей город, известный Константину Багрянородному и знаменитый в Х веке, уже давно обратился в село, которое находится в 7 верстах от Киева, на высоком берегу Днепра, и замечательно красотою своего местоположения. - Ольга, кажется, утешила Древлян благодеяниями
мудрого правления; по крайней мере все ее памятники - ночлеги и места, где она, следуя обыкновению тогдашних Героев, забавлялась ловлею зверей - долгое время были для сего народа предметом какого-то особенного уважения и любопытства.
В следующий год, оставив Святослава
в Киеве, она поехала в северную
Россию, в область Новогородскую;
учредила по Луге и Мсте государственные
дани; разделила землю на погосты,
или волости; сделала без сомнения
все нужнейшее для
Утвердив внутренний порядок Государства, Ольга возвратилась к юному Святославу, в Киев, и жила там несколько лет в мирном спокойствии, наслаждаясь любовию своего признательного сына и не менее признательного народа. - Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела ее государственного правления; но здесь начинается эпоха славы ее в нашей Церковной Истории.
Как женщина, Ольга была
способнее ко внутреннему
Наставленная в святых правилах Христианства самим Патриархом, Ольга возвратилась в Киев. Император, по словам Летописца, отпустил ее с богатыми дарами и с именем дочери; но кажется, что она вообще была недовольна его приемом: следующее служит тому доказательством. Скоро приехали в Киев Греческие Послы требовать, чтобы Великая Княгиня исполнила свое обещание и прислала в Грецию войско вспомогательное; хотели также даров: невольников, мехов драгоценных и воску. Ольга сказала им: "Когда Царь ваш постоит у меня на Почайне столько же времени, сколько я стояла у него в Суде (гавани Константинопольской): тогда пришлю ему дары и войско" - с чем Послы и возвратились к Императору. Из сего ответа должно заключить, что подозрительные Греки не скоро впустили Ольгу в город и что обыкновенная надменность Двора Византийского оставила в ее сердце неприятные впечатления.
Однако ж Россияне, во все царствование
Константина Багрянородного, сына его
и Никифора Фоки, соблюдали мир
и дружбу с Грециею: служили при
Дворе Императоров, в их флоте, войсках,
и в 96422 году, по сказанию Арабского
Историка Новайри, сражались в Сицилии,
как наемники Греков, с Аль-Гассаном,
Вождем Сарацинским. Константин нередко
посылал так называемые златые буллы,
или грамоты с золотою печатию,
к Великому Князю, надписывая: Грамота
Христолюбивых Императоров
Дожила Ольга до глубокой старости, передав свою власть сыну, воинственному Святославу, который оказался лишь номинальным правителем и проводил все время в походах, расширяя границы Руси. «В глубокой старости, после многих праведных трудов отошла к возвеличившему ее Господу духовная мать Руси святая равноапостольная Ольга. Господь и по смерти прославил ее останки. Когда ее продолжатель равноапостольный князь Владимир святой, по совету митрополита Леонтия Киевского, вскрыл ее могилу, тело ее оставалось нетленным и благоуханными »
Да, Ольга была Великой Княгиней. Еще долго после кончины Ольги те, кто помнил ее правление, называли ее мудрейшей из всех людей, и поистине разум ее был сильнее, чем у всех русичей того времени, ибо сделал святую княгиню богомудрой. И хотя в начале своего правления мудрость эта была направлена отнюдь не на божественные и благие дела. С дьявольской хитростью и изобретательностью она изводит древлян, творя месть за смерть мужа. Но потом, переосмыслив все сделанное, она раскаивается и становится на праведный путь: принимает христианство сама и пытается принести эту религию на Русь. По словам жития: «начатки просвещения народа нашего Господь соизволил в посрамление жестокосердных мужей явить через блаженную Ольгу».
Святослав. В момент смерти отца Святослав был младенцем. Управление княжеством во время его малолетства находилось в руках его матери Ольги. Воспитателя Святослава звали Асмуд, а воеводу при нем – Свенельд. Святослав самостоятельно начал княжить в 964 году, но почти все время находился в военных походах. Поэтому самое место ему не среди «Первых лиц», а в главе «Полководец».
Возмужав, Святослав обнаружил типичные черты князя – дружинника. Обычные мирные дела его мало интересовали, а тянуло к военным предприятиям в отдаленных землях.
Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников (печенегов) и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справился успешно, что позволяет говорить о нем как о способном деятеле и полководце.
Из славянских племен к востоку от Днепра только вятичи были в ту пору вне влияния киевских князей и платили дань хазарам. Из-за вятичей Святослав вступил в борьбу с хазарами и проник на Волгу и даже в Предкавказье, где столкнулся с ясами и касогами.
С 964 года Святослав начинает
жестокую борьбу против Хазарского каганата,
представлявшего для Киева
Тяжелый характер носила война
Святослава с Византией.
В 967–968 годах в союзе с Византией Святослав
воевал с Болгарией за Подунавье. Все началось
с того, что Византийский император Никифор
Фока пригласил Святослава, чтобы оградить
Византию от опасных соседей – болгар.
По предложению Византии Святослав напал
на Болгарию. Успех похода Святослава
был огромным. Он занял ряд болгарских
городов и стал стремиться к полному обладанию
Болгарией. Греки скоро поняли, что приобрели
в его лице еще более опасного соседа.
Тогда Никифор направил печегонов. Летом
968 года печенеги осадили Киев. Дружины,
способной дать отпор врагу в Киеве не
было. Святослав с войском был далеко,
но на левом берегу Днепра стояла малая
дружина киевского воеводы Претича, способная
непродолжительное время оказывать печенегам
сопротивление. Некому юному киевлянину
удалось пробраться через печенежский
стан, переплыть Днепр и уведомить Претича
о нашествии кочевников. Когда дружина
Претича внезапно появилась у стен Киева,
печенеги, устрашившись воинской доблести
русичей, заключили мир и удалились от
города.
В 969 году Святослав вернулся в Киев. Он
разделил свои владения между своими сыновьями:
Ярополку отдал Киев, Олегу – землю Древлянскую,
Владимиру – Новгород, а сам вновь отправился
в Болгарию, намереваясь перенести столицу
Руси в болгарский город Предславец, куда,
кок он считал, будут «сходиться блага
из разных тран»: шелк, золото, утварь Византии,
серебро и скакуны из Венгрии и Чехии,
воск, мёд, меха и пленные рабы из Руси.
Возвратясь в Болгарию (970 год), Святослав нашел там не подданных, а врагов, приводить к покорности которых пришлось огнем и мечом. Византийский император Иоанн Цимисхий, опасаясь упрочения власти Святослава, потребовал, чтобы он оставил Болгарию. Святослав ответил отказом, и завязалась кровопролитная война. Решительное сражение произошло у города Адрианополя. Малочисленная дружина Святослава бросилась на византийцев с такой яростью, что войско Цимисхия не устояло и бежало. После этого сражения, встретившись на берегу Дуная, Святослав и Иоанн Цимисхий заключили перемирие.
В следующем 971 году византийский император, нарушив перемирие, осадил город Переяславец. После долгой осады и примеров отчаянной храбрости русских воинов, Святослав заключил с Ионном Цимисхием мирный договор и повел свое поредевшее войско к Киеву.
Однако коварный византийский император, желая окончательно погубить Святослава, дал знать печенежскому хану Куре, что «…князь киевский возвращается в свою отчину с малыми силами, но с великими богатствами». Весной 972 года, у днепровских порогов (на острове Хортица), Святослав попал в засаду и погиб вместе с дружиной в неравном бою.