Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:28, контрольная работа

Описание работы

1.Личность в эпоху Древней Руси (Ольга, Святослав).
2.Военная реформа Петра I: создание регулярной армии и флота.
3.Первый опыт российского парламентаризма (1906-1917 гг.).
4.Смягчение политического режима в стране после смерти Сталина.

Файлы: 1 файл

Контрольная№1.docx

— 44.33 Кб (Скачать файл)
  1. Военная реформа Петра I: создание регулярной армии и флота.

 

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного  царя еще до того, как он стал полновластным  государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной. Василий Осипович Ключевский писал: "Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы".

"Игра в солдатики", которой  отдавал все свое время юный  Петр, с конца 1680-х гг. становится  все более и более серьезной.  В 1689 г. Петр строит на Плещеевом  озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей  под руководством голландских  мастеров. Весной 1690 года создаются  знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Петр  начинает вести настоящие военные  маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".

Семеновский и Преображенский полки  стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет  флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В  казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям светских и  духовных землевладельцев. С началом  Северной войны основное внимание переключается  на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется  почти исключительно там. К концу  царствования Петра, Россия стала одной  из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

Начало Северной войны стало  толчком к окончательному созданию регулярной армии. До Петра армия  состояла из двух главных частей - дворянского  ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки  иноземного строя) . Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов) . Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен.

Офицерский состав российской армии  пополнялся за счет дворян, обучавшихся  в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.) . В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось  широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков) , которая  позволила России одержать победу в  изнурительной, растянувшейся почти  на четверть века войне.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем: 
- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;

- появление целой плеяды талантливых  полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

- создание мощного военного флота;

- гигантский рост военных расходов  и покрытие их за счет жесточайшего  выжимания средств из народа.

  1. Первый опыт российского парламентаризма (1906-1917 гг.).

 

После подавления восстания, проведения выборов в Думу Николай II 23 апреля 1906 г. подписал и в день открытия Думы, 27 апреля, опубликовал  «Основные государственные законы Российской империи», которые считают  первой русской Конституцией. Конституция  провозгласила, что «императору  всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». В прежней редакции Основных законов, созданной Сперанским, было указание на «неограниченную» власть, теперь оно убрано по решению конституционного совещания, т.к. противоречило Манифесту 17 октября. К компетенции императора относились: назначение и смещение правительства, созыв и роспуск Государственной думы, объявление войны и заключение мира, командование армией и флотом, внешняя политика, чеканка монеты. Гарантировались неприкосновенность личности, собственности, жилища, свобода передвижения, вероисповедания, слова, печати, собраний, союзов, но в установленном законом пределах. Они не действовали в условиях военного или исключительного положения, которое вводилось или отменялось царем.

Государственный совет превратился  из совещательного органа в равноправную с Думой законодательную палату. Половина его членов назначалась  царем, другая половина избиралась от губернских и дворянских собраний с  участием церкви и предпринимательских  организаций. Законопроекты получали силу законов после одобрения  их обеими палатами и утверждения  царем. Между сессиями Думы царь издавал  указы, которые затем утверждались Думой. Как видно, царь мог Думу обходить и этим широко пользовался.

Закон от 11 октября 1905 г. установил  сложную избирательную систему, основанную на многопартийности, сословности  и имущественном цензе. Избирательные  права получили мужчины с 25-летнего  возраста. Не могли участвовать в  выборах военнослужащие, полицейские, студенты, кочевники, лица, состоявшие под следствием. 20-25 миллионов избирателей делились на четыре курии: земледельческую, городскую, крестьянскую, рабочую. В первых двух куриях учитывался имущественный ценз и в них выборы были двухстепенными, для рабочих - трех-, для крестьян - четырехстепенными. Выборщики от всех курий сходились в губернских собраниях и избирали депутатов Думы в соответствии с установленными нормами для каждой курии. Один голос землевладельца приравнивался к 3 голосам горожан, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих. Землевладельцы избирали 32%, крестьяне - 43%, горожане - 22%, рабочие - 3% выборщиков. Власти хотели видеть Думу помещичье-крестьянской, считая эти сословия наиболее преданными монархии.

Выборы в I Думу, проведенные  весной 1906 г., отражали настроения общества революционной обстановки. Победила на выборах оппозиционная партия кадетов, получив 34% мест, на втором месте  были «трудовики», представлявшие крестьянство и рабочих - 24%. Черносотенцы не прошли, эсеры и большевики выборы бойкотировали. Кадеты и трудовики вступили в  открытую конфронтацию с царизмом и  увлекли за собой всю Думу, отражая  тем самым всеобщее недовольство в обществе с самодержавной властью.

Депутаты в принятом на имя государя адресе потребовали  предоставить Думе право формировать  правительство, упразднить Государственный  совет, отменить чрезвычайное положение, объявить всеобщую амнистию, провести отчуждение части помещичьих земель. Требования, похожие на ультиматум, были отвергнуты главой правительства  Горемыкиным. По аграрному вопросу  трудовики предложили национализировать  все земли, превышающие «трудовую  норму», передать их в пользование  сельским жителям, распределив поровну. Кадеты были за частичный выкуп изъятых  земель. Был и проект «социализации земли».

Либералам было предложено сформировать коалиционное правительство  вместе с бюрократами из окружения  царя, но Милюков не согласился на подчиненную  роль, а предложения сформировать кадетский кабинет не было. Дело шло к развязке. Николай II по традиции, как во времена Московского царства, продолжал считать Россию своей собственностью и видел свой долг в передаче государственной власти своему сыну в неограниченном виде.7 июля 1906 г. он распустил I Думу и установил дату созыва II Думы 20 февраля 1907 г. Одновременно царь назначил председателем Совета министров П.А.Столыпина.

220 депутатов из числа  кадетов, трудовиков, социал-демократов  собрались в Выборге и призвали  народ к протесту, пассивному  сопротивлению - не платить налоги, бойкотировать военную службу. Призыв  думцев не дал каких-либо .результатов.  Зато самих этих депутатов  привлекли к суду и лишили  возможности участвовать в выборах  во II Думу. Но революционный террор  в стране продолжался: в 1906 г. было совершено 2 600 террористических  актов. В том числе 12 августа  1906 г. на даче премьер-министра  Столыпина прогремел взрыв огромной  силы, 27 человек погибло, 30 ранено, в  т.ч. дочь и сын Столыпина,  сам он не пострадал. Покушение  совершили эсеры, исполнители  погибли во время теракта, их  вожаки затем были схвачены  и казнены. 19 августа указом царя  было объявлено военное положение  и на основе 87-й статьи Основных  законов учреждены военно-полевые  суды. Их практика во многом  предвосхитила работу сталинских  судов 30-х годов, в эпоху  большого террора. Суды из офицеров рассматривали дела террористов по законам военного времени, при закрытых дверях, без адвокатов, в течение двух суток, приговоры обжалованию не подлежали и исполнялись в течение суток. По приговорам военно-полевых судов были казнены 1 102 чел., а от рук террористов погиб 4 131 человек.

Заботясь о повышении  своей популярности, правительство  по инициативе Столыпина упразднило круговую поруку в общинах, уравняло крестьян в правах с другими сословиями, начало аграрную реформу. С 1 января 1907 г. были отменены выкупные платежи, Решение  правительства отменить дискриминирующие евреев законы не были утверждены царем.

Во II Государственной думе число кадетов сократилось до 97, но их место заняли социалисты. Самой  крупной фракцией стали трудовики - 104 места, у эсеров было 37 мест, большевики и меньшевики имели 65 мест. Имелись 22 крайне правых депутата. II Дума оказалась  более левой, чем первая. В правительственной декларации, с которой выступил Столыпин, предусматривалось: превращение России в правовое государство, установление равноправия сословий, свобода вероисповедания, создание волостных земств, узаконение экономических стачек, осуществление аграрной реформы. На левое большинство Думы такая программа не произвела впечатления. Социалисты особо не дорожили парламентом, не боялись его разгона, обостряли обстановку, открыто призывали к революции. Столыпин старался сотрудничать с кадетами, предложил Милюкову осудить террор. Однако большинство Думы мешало такому сотрудничеству и совместная работа правительства и парламента вновь стала невозможной. Правительство обвинило социал-демократическую фракцию в заговоре против существующего строя, потребовало лишить некоторых депутатов неприкосновенности и, не дождавшись ответа Думы, 3 июня 1907 г. арестовало социал-демократических депутатов.

Царским указом 3 июня Дума была распущена, и был обнародован  новый избирательный закон. По Конституции 23 апреля 1906 г. законы о выборах не позволялось менять без согласия Думы. Царь и правительство, нарушив  её, 3 июня совершили государственный  переворот. Это означало и окончание революции.

Целью нового избирательного закона 3 июня 1807 г. было обеспечение  лояльного императору состава Думы. Решили долю крестьян в числе выборщиков снизить с 42 до 22%, рабочих - с 4 до 2%, долю помещиков увеличить с 32 до 43%. Теперь один голос помещика приравнивался  к 4 голосам городских богачей, 60 голосам мещан, 240 голосам крестьян и 480 голосам рабочих. Была лишена представительства  Средняя Азия, втрое сокращалось  представительство Польши и Кавказа.

В III Думе из 442 мест у октябристов  было 154, умеренных правых 70, независимых  националистов - 26, крайне правых - 50. Правительство  опиралось на большинство из октябристов  и умеренных националистов. III Дума встраивалась в систему государственных  органов. Россия превращалась в конституционную  монархию. В послереволюционный период Госдума стала постоянно действующим  органом высшей власти. Но ее законодательные  права были ограничены, некоторые  законы, предлагаемые Думой, отвергались  Госсоветом или не утверждались императором, а правительство нередко игнорировало ее работу. Среди решений Думы наиболее значимой была столыпинская аграрная реформа.

 

  1. Смягчение политического режима в стране после смерти Сталина.

 

В октябре 1952 г. состоялся XIX съезд  ВКП(б), на котором она была переименована  в КПСС. Отчетный доклад делал Маленков, с докладом об изменениях в Уставе выступал Хрущев. После съезда Сталин предложил избрать узкое бюро Президиума, в состав которого не вошли ни Молотов, ни Микоян. Затем внутри Бюро создана неуставная пятерка - Сталин, Маленков, Берия, Булганин, Хрущев. Готовился новый тур репрессий. Опалу чувствовали Молотов, Ворошилов, и даже Берия. Однако в январе 1953 г. здоровье Сталина ухудшилось. Он умер 5 марта 1953 г.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности - таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим  личной власти Сталина, ужесточилась административно-командная  система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась  мысль о необходимости перемен  в обществе. Смерть Сталина облегчила  поиски выхода из противоречий, опутавших  все сферы общественной жизни.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"