Контрольная работа по «История Белоруси»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Причины Октябрьской социалистической революции. Февральская буржуазно-демократическая революция превратила Российскую империю в республику, дала демократические права и свободы, но не решила ряд важных вопросов её породивших: страна находится в состоянии войны; продолжается обнищание масс; усиливается экономический кризис; нет чёткости в решении аграрного вопроса; правительство нерешительно действует, борясь с леворадикальными идеологиями.

Содержание работы

Начало создания нового уклада жизни. Политика военного коммунизма.
Переход к новой экономической политике. Ее суть, меры и особенности осуществления в БССР.
Причины сворачивания НЭПа.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 71.07 Кб (Скачать файл)
    1. Причины сворачивания НЭПа.
 

     НЭП — это период, когда функционирование рыночных отношений между городом  и деревней неминуемо создавало  кризисные явления.

     Первый  кризис развился осенью 1923 г. В экономической  истории его называют «кризис  сбыта». Начиная с лета 1922 г. стали  создаваться так называемые «ножницы цен», их размер увеличивался и к  осени 1923 г. достиг кульминационной  точки, когда цены на промышленные изделия  превысили цены на сельскохозяйственную продукцию по сравнению с довоенным уровнем более чем в 3 раза.

     Нарушение рыночного равновесия было вызвано, во-первых, более быстрым восстановлением  сельского хозяйства, по сравнению  с промышленностью, в связи с  чем продукция первого была дешевле. Во-вторых, чрезмерным кредитованием Госбанком государственных и кооперативных организаций, которое вызывало, «агонию» совзнака. В-третьих, монопольным поднятием цен на промышленные изделия со стороны трестов и синдикатов. В-четвертых, условиями сдачи сельхозналога, который по желанию крестьян собирался деньгами или натурой. Осенью 1923 г. (кстати, урожайного) крестьяне отдали предпочтение денежной форме расчета, в связи с чем на рынок поступила огромная масса хлеба, что при слабом развитии инфраструктуры и несвоевременном финансировании хлебозаготовок вызвало резкое снижение цен на него. В-пятых, неразвитостью торгового аппарата и уменьшением кредитования торговли в сентябре — октябре 1923 г. Торговые организации иногда не могли перевезти промтовары к месту продажи.

     Для исправления ситуации в ценообразование  вмешалось государство. Были установлены  более низкие директивные цены на предметы потребления. Позитивно повлияла и денежная реформа 1922—1924 гг. Однако установление цен сверху, нехарактерное  для рыночной экономики, привело  в следующем году к товарному  голоду, но так и не было отменено и стало элементом административной экономики.

     Второй  кризис имел место на рубеже 1925—1926 гг. В отличие от предыдущего в  республике возник острый дефицит товаров. Характерно, что он развился не в  результате разрушения производительных сил, а на стадии их быстрого роста. Объясняется этот кризис, во-первых, просчетами в планировании, когда  государству не удалось закупить хлеб у крестьян, по низким ценам  (1925 г. был неурожайным), в результате чего экспорт оказался значительно меньшим, намеченные темпы развертывания промышленности не были достигнуты. Во-вторых, зависимостью рынка промтоваров БССР от их поступления из-за рубежа. В-третьих, значительным ростом покупательной способности сельского и городского населения, которую промышленность не успевала удовлетворять. Государство довольно быстро отреагировало на этот кризис: был сокращен импорт, заморожены новостройки, увеличены косвенные налоги. С 1925 г. была введена государственная монополия на водку, увеличены заготовительные цены на зерно, использованы все резервы и даже пущены в строй законсервированные старые, технически отсталые предприятия. Однако, что этих резервов надолго хватить не могло.

     Кризис 1925 г. показал, что очень тяжело направить  накопления, созданные в частном секторе, на цели, избираемые государством. Требовалось умение владеть экономическими рычагами, проводить такую политику, которая не нарушала бы рыночное равновесие, что в свою очередь ограничивало темпы индустриализации.

     Если  первый и второй кризисы были чисто  экономическими, то третий кризис на рубеже 1927—1928 гг. был уже социально-политическим. Он также был связан с невыполнением  плана хлебозаготовок и нехваткой  средств для начавшейся индустриализации. Но если в предыдущих двух случаях  государство искало выход на путях  развития НЭПа с помощью рыночных механизмов, хотя не исключался и государственный  нажим, то теперь обратилось к чрезвычайным мерам. Любая же попытка преодолеть противоречия рынка неэкономическими средствами приводила в своем  логическом развитии к методам «военного  коммунизма». Таким образом, система  НЭПа стала нежизнеспособной.

     Причина частых кризисов НЭПа в том, что в  едином процессе восстановления объединялись город, стремившейся к расширенному воспроизводству, и ориентированная  главным образом на простое воспроизводство  деревня. Кроме того, партийно-государственное  руководство стремилось к ускоренной модернизации общества под флагом «рывка в социализм», что не могло не вести к постоянным сбоям в  процессе воспроизводства.

     Большинство современных исследователей НЭПа приходят к выводу, что его свертывание  в конце 20-х гг. — это не акт  субъективного самоуправства, а  закономерное следствие обострения противоречий НЭПа. Отказ от политики был подготовлен сложным взаимодействием экономических, политико-идеологический и социально-психологических причин.

     Бесспорно, что основным противоречием данного  периода было несоответствие между  авторитарной политической системой и  рыночными методами экономики. Но сущность проблемы этим не исчерпывается. НЭП  нельзя рассматривать как законченную  систему, в нем было много элементов  как рыночных, так и «военно-коммунистических». Во-первых, до 1924 г. существовала натуральная  форма налога, продолжалось огосударствление простой кооперации, в результате чего она все более утрачивала свою хозяйственную независимость.

     Во-вторых, госпромышленность, хотя и приобрела  элементы рыночной конкуренции, в основном продолжала руководствоваться общим  государственным планом экономического регулирования. Трестирование было проведено механически, в большинстве  случаев не вело к созданию единого  хозяйственного организма, повышению  технического уровня производства. Тресты стали не итогом естественного развития экономики, а временным объединением национализированных предприятий.

     В-третьих, отсутствовал рыночный механизм в отношениях между легкой и тяжелой промышленностью; последняя работала на государственных  заказах и дотациях. Оплата труда  работников госсектора по-прежнему формировалась  с помощью норм, тарифов, причем сдельной форме оплат труда не уделялось  должного внимания. Отсутствовала реальная конкуренция между государственными и кооперативными предприятиями.

     В-четвертых, не была остановлена инфляционная кредитно-денежная эмиссия, так как государственная банковская система была вынуждена финансировать практически все затраты трестов. Не дала долговременного эффекта и денежная реформа. Твердая валюта продержалась не более двух лет. Слабым местом червонца оказалась недостаточная величина золотого запаса, которая составляла только 1/7 дореволюционного, нереальный курс и недостаточный объем советского экспорта. Уже с марта 1926 г. торговля валютой на фондовых торговых биржах была запрещена, даже частичная конвертируемость червонца была ликвидирована. В-пятых, НЭП осуществлялся при отсутствии нормальных связей с мировой экономикой. Сохранялась монополия внешней торговли, ставшая крупнейшей преградой для расширения внешнеэкономических связей, без которых долговременный экономический подъем был невозможен.

     Нельзя  не сказать и о некоторых политических и социальных факторах, которые способствовали свертыванию НЭПа: 1) вся хозяйственная стратегия 20-х гг. подчинялась интересам внутрипартийной борьбы, отсутствовал демократический контроль за деятельностью партии и правительства; 2) НЭП получил в наследство от «военного коммунизма» некомпетентность аппарата управления. Так, на 1 января 1928 г. в правлениях трестов и синдикатов лиц с начальным образованием насчитывалось соответственно 45,6 и 60 %; 3) непрерывно разрастался административно-бюрократический аппарат, который в условиях НЭПа лишался чрезвычайных полномочий, распределяющих функций, видел в возрождении свободного рынка смертельную опасность для своих привилегий; 4) НЭП своеобразно преломлялся в массовом сознании. Резкий контраст между реальностью и ожидаемым «земным раем» отталкивал от этой политики в сторону «военно-коммунистических» предпочтений, создавал социально-психологический тип работника, ориентированного на всеобщее равенство. Сказался низкий уровень политической культуры большинства населения, партийного и советского аппарата 20-х гг.

     Таким образом, благодаря НЭПу, сочетавшему  государственные и личные интересы, было успешно восстановлено сельское хозяйство республики, промышленность получила стимул для развития, возросла численность промышленных предприятий  и работающих на них. Потребительский  рынок был наполнен, торговля увеличивала  обороты. Но Беларусь всё еще оставалась слабо развитой в индустриальном плане, удельный вес ее в промышленности СССР был крайне низким: в 1923/24 хозяйственном году — 0,7 % в 1925/26 — 0,7 %. Несмотря на бесспорный потенциал для дальнейшего движения вперед, это было невозможно без модернизации экономического комплекса как всего СССР, так и нашей республики. В конце 20-х гг. перед политическим руководством встали нелегкие вопросы выбора путей такой модернизации.

 

    1. Список используемой литературы
 

1. Экономическая  история Беларуси /Современная школа — Минск, 2007.

2. Становление  советской тоталитарной системы  в Беларуси (1917—1941гг.) /Под ред.  Т.С. Протько. — Минск, 2002.

3. Очерки  истории Беларуси /Под ред. П.Г.  Чигринова — Минск, 2000.

4. Электронный  вариант курса лекций по истории  беларуси.


Информация о работе Контрольная работа по «История Белоруси»