Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:35, контрольная работа
Менеджмент – вид профессиональной деятельности, направленный на формирование и использование ресурсов организации для достижения конечных целей.
Функция менеджмента – вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами.
1. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ДАЙТЕ ИХ ХАРАКТЕРИСТИКУ 3
2. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЛИБЕРАЛЬНОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ 5
3. Дайте сравнительный анализ научных школ менеджмента (школы научного менеджмента Ф.У. Тейлора; школы административного управления А. Фойля; школы человеческих отношений и поведенческих наук Э. Мейо) 9
Контрольная работа
по дисциплине: История управленческой мысли
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Менеджмент – вид профессиональной деятельности, направленный на формирование и использование ресурсов организации для достижения конечных целей.
Функция менеджмента – вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами.
В общем виде функции, выполняемые персоналом, можно разделить на основные (производственные) и не основные (непроизводственные). Производственные функции, в основном, присущи персоналу предприятий сферы материального производства. Непроизводственные – персоналу непромышленных организаций.
Непроизводственные функции, в свою очередь, подразделяются на организационные, экономические, инженерно-технические и другие вспомогательные функции. Организационные функции (функции управления) - это функции прогнозирования, планирования, организации, мотивации, учета и контроля.
Прогнозирование и планирование – определение целей деятельности, средств и методов их достижения. Составление планов-прогнозов, планов экономического, научно-технического и социального развития.
Организация – формирование структуры управления. Обеспечение связи (коммуникации) между объектом и субъектом управления.
Координация и регулирование – обеспечение согласованности в работе всех звеньев системы управления (подразделений, руководителей, управленческого персонала). Поддержание стабильной работы производства.
Мотивация – активизация работающих с целью побуждения их трудиться для выполнения целей, поставленных в планах, создание условий для творческой работы и поддержания постоянной заинтересованности персонала в результатах труда.
Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов труда путем проверки и анализа всех сторон деятельности и анализа их.
Характерной особенностью функций управления являются их взаимосвязь и взаимопроникновение
Каждая функция
Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Стиль руководства можно
рассматривать как частную
Возникновение понятия «Стиль руководства» и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К. Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами, происходившими в тридцатые – сороковые годы XX века. «Классический эксперимент проведен под руководством К. Левина. Группа детей – подростков (мальчики 11-12 лет) под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (взрослые руководители, а не лидеры, стихийно выдвинувшиеся из среды детей) демонстрировали разный стиль руководства, а экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Именно этот эксперимент позволил выделить три основных стиля руководства / лидерства:
- авторитарный (директивный);
- демократический (коллегиальный);
- либеральный (разрешительный, попустительский).
Стиль руководства является способом, с помощью которого руководитель управляет подчиненными, достигая удовлетворенность работой. Рассмотрим каждый стиль отдельно, выделим их особенности:
Либеральный (разрешительный, попустительский) стиль руководства.
Данный стиль характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом, таким образом, позиция лидера – в стороне от группы. Работники предоставлены сами себе, имеют полную свободу принимать самостоятельные решения по основным производственным задачам. Похвала и порицания со стороны руководителя почти отсутствуют. Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще больше. Ориентация на человеческие отношения, наоборот, может повысить его влияние и улучшить отношения с подчиненными.
Этот стиль руководства опирается на высокую сознательность и преданность общему делу, компетенция и ответственность за действия передается сотрудникам, которые и принимают решения, предварительно согласовав их с руководителем. При таком делегировании полномочий поддерживается собственная инициатива работников, руководитель лишь создает необходимые организационные условия для их работы, которые предопределяют конечный результат, обеспечивает необходимой информацией, а сам отходит на второй план.
Таким образом, руководитель находится в роли консультанта и эксперта, оценивающего полученные результаты. Эффективность этого стиля зависит от стремлений подчиненных, их высокой квалификации, преданности делу и справедливостью со стороны руководителя в отношении результатов оценки и вознаграждении. При этом поощрения и наказания остаются на втором плане по сравнению с тем внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей.
Такой стиль руководства
оправдан, если коллектив укомплектован
из высококвалифицированных
Руководитель – либерал должен мастерски владеть принципом делегирования полномочий, поддерживать добрые отношения с неформальными лидерами, уметь корректно ставить задачи и определять основные направления работы, координировать взаимодействие сотрудников для достижения общих целей.
Самое опасное испытание для либерального стиля управления – возникновение конфликтных ситуаций, своеобразная битва амбиций, вероятность которой весьма велика в коллективе, состоящем из одаренных неординарных личностей.
И таким образом, при
отсутствии регламентированной децентрализации
властных полномочий неформальные лидеры
могут присвоить функции
Невысокий уровень требовательности
к подчиненным, может привести к
низкому качеству исполнения производственных
задач. Поэтому эффективность
Несмотря на все историческое и содержательное многообразие подходов, концепций и школ менеджмента, все они представляют собой вариации сочетаний из трех основных способов управления людьми:
- создание отношений
- построение организации;
- выработка системы ценностей.
Свойственные менеджменту
Построение организации
Система ценностей формирует
Одним из первых создателей целостной системы капиталистического рыночного управления производством, получившей название «школы научного управления», был американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856- 1915). «Система Тейлора» закладывала основы научной организации труда, предполагающей, по мнению автора, «выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личное суждение индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен систематический учет, измерение и т. д. их действия». Вот что означает эта система применительно, например, к столь важной производственной проблеме, как заработная плата:
- заработная плата платится человеку, а не месту;
- установление расценок
должно быть основано на
- расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразными;
- благодаря установленным
таким образом расценкам
- заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, дает им возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству.
Тейлору принадлежит плодотворная идея расчленения производственного процесса на отдельные элементы, выявления наилучших способов выполнения каждого из них и обучения этому персонала. Должны отбираться наиболее способные рабочие, с которыми целесообразно проводить занятия и тренировки.
Применение системы
Тейлора потребовало новой
Кстати, мысль о том, что временное отсутствие хорошего директора должно проходить незаметно, не утратила своей свежести и в наши дни.
Система Тейлора, конечно, не свободна от недостатков. Один из них – ослабление единоначалия. И, тем не менее, даже в таком виде она давала поразительные результаты: завод «Тейбор» в Филадельфии, где была внедрена система, из убыточного предприятия превратился в процветающее – объем выпускаемой продукции утроился без увеличения численности рабочих и реконструкции.
Одним из наиболее ярких
представителей «
Информация о работе Контрольная работа по "История управленческой мысли"