Контрольная работа по "История управленческой мысли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент – вид профессиональной деятельности, направленный на формирование и использование ресурсов организации для достижения конечных целей.
Функция менеджмента – вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами.

Содержание работы

1. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ДАЙТЕ ИХ ХАРАКТЕРИСТИКУ 3
2. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЛИБЕРАЛЬНОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ 5
3. Дайте сравнительный анализ научных школ менеджмента (школы научного менеджмента Ф.У. Тейлора; школы административного управления А. Фойля; школы человеческих отношений и поведенческих наук Э. Мейо) 9

Файлы: 1 файл

Копия история упр-ой мысли.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: История  управленческой мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Назовите основные  функции управления и дайте их характеристику

 

Менеджмент – вид профессиональной деятельности, направленный на формирование и использование ресурсов организации для достижения конечных целей.

Функция менеджмента – вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами.

В общем виде функции, выполняемые персоналом, можно разделить  на основные (производственные) и не основные (непроизводственные). Производственные функции, в основном, присущи персоналу предприятий сферы материального производства. Непроизводственные – персоналу непромышленных организаций.

Непроизводственные функции, в свою очередь, подразделяются на организационные, экономические, инженерно-технические  и другие вспомогательные функции. Организационные функции (функции управления) - это функции прогнозирования, планирования, организации, мотивации, учета и контроля.

Прогнозирование и планирование – определение целей деятельности, средств и методов их достижения. Составление планов-прогнозов, планов экономического, научно-технического и социального развития.

Организация – формирование структуры управления. Обеспечение связи (коммуникации) между объектом и субъектом управления.

Координация и регулирование – обеспечение согласованности в работе всех звеньев системы управления (подразделений, руководителей, управленческого персонала). Поддержание стабильной работы производства.

Мотивация – активизация работающих с целью побуждения их трудиться для выполнения целей, поставленных в планах, создание условий для творческой работы и поддержания постоянной заинтересованности персонала в результатах труда.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов труда путем проверки и анализа всех сторон деятельности и анализа их.

Характерной особенностью функций управления являются их взаимосвязь  и взаимопроникновение

Каждая функция характеризуется  целевой направленностью и имеет  свои особенности, однако все они  взаимозависимы. Составляя определенную, тесно увязанную систему. Только совокупность всех функций полностью раскрывает процесс управления, поэтому выполнение их обеспечивает комплексное и системное управление организацией и эффективность ее хозяйственной деятельности.

 

2. Дайте характеристику либерального стиля управления

 

Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно  означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось  в значении «почерк». Отсюда можно  считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера.

Стиль руководства можно  рассматривать как частную форму  стиля вообще. Учение о стилях в  психологии относительно молодое, поэтому  не существует общепринятого определения  стиля. Самое общее определение  стиля делает акцент на способе взаимодействия личности с миром – как предметным, так и социальным. Можно связать стиль с конкретными формами жизнедеятельности, при этом он станет атрибутом личности в этой конкретной деятельности. А. В. Либин определяет стиль как устойчивый и интегральный паттерн индивидуально-личностных проявлений человека через предпочитаемую форму взаимодействия с социальной и предметной средой. Общим для существующих представлений о стиле является акцент на устойчивости и целостности поведения и деятельности человека в определенных условиях среды. Руководство и управление – это особые формы профессиональной деятельности, которые требуют адаптации социально-психологических свойств субъектов этих форм деятельности. В связи с этим очевидна возможность формирования стилей в профессиональной управленческой деятельности как устойчивых и интегральных систем личностно-детерминированных способов управления и руководства.

Возникновение понятия  «Стиль руководства» и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К. Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами, происходившими в тридцатые – сороковые годы XX века. «Классический эксперимент проведен под руководством К. Левина. Группа детей – подростков (мальчики 11-12 лет) под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (взрослые руководители, а не лидеры, стихийно выдвинувшиеся из среды детей) демонстрировали разный стиль руководства, а экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Именно этот эксперимент позволил выделить три основных стиля руководства / лидерства:

- авторитарный (директивный);

- демократический (коллегиальный);

- либеральный (разрешительный, попустительский).

Стиль руководства является способом, с помощью которого руководитель управляет подчиненными, достигая удовлетворенность работой. Рассмотрим каждый стиль отдельно, выделим их особенности:

Либеральный (разрешительный, попустительский) стиль руководства.

Данный стиль характеризуется  отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом, таким образом, позиция лидера – в стороне от группы. Работники предоставлены сами себе, имеют полную свободу принимать самостоятельные решения по основным производственным задачам. Похвала и порицания со стороны руководителя почти отсутствуют. Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще больше. Ориентация на человеческие отношения, наоборот, может повысить его влияние и улучшить отношения с подчиненными.

Этот стиль руководства  опирается на высокую сознательность и преданность общему делу, компетенция и ответственность за действия передается сотрудникам, которые и принимают решения, предварительно согласовав их с руководителем. При таком делегировании полномочий поддерживается собственная инициатива работников, руководитель лишь создает необходимые организационные условия для их работы, которые предопределяют конечный результат, обеспечивает необходимой информацией, а сам отходит на второй план.

Таким образом, руководитель находится в роли консультанта и эксперта, оценивающего полученные результаты. Эффективность этого стиля зависит от стремлений подчиненных, их высокой квалификации, преданности делу и справедливостью со стороны руководителя в отношении результатов оценки и вознаграждении. При этом поощрения и наказания остаются на втором плане по сравнению с тем внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей.

Такой стиль руководства  оправдан, если коллектив укомплектован  из высококвалифицированных специалистов, и они выполняют творческую или индивидуальную работу.

Руководитель – либерал должен мастерски владеть принципом делегирования полномочий, поддерживать добрые отношения с неформальными лидерами, уметь корректно ставить задачи и определять основные направления работы, координировать взаимодействие сотрудников для достижения общих целей.

Самое опасное испытание  для либерального стиля управления – возникновение конфликтных ситуаций, своеобразная битва амбиций, вероятность которой весьма велика в коллективе, состоящем из одаренных неординарных личностей.

И таким образом, при  отсутствии регламентированной децентрализации  властных полномочий неформальные лидеры могут присвоить функции руководителя себе и пользоваться большим влиянием на членов коллектива. Менеджер может потерять собственный авторитет, свое значение в коллективе, сопутствующих ему благ и статус.

Невысокий уровень требовательности к подчиненным, может привести к  низкому качеству исполнения производственных задач. Поэтому эффективность либерального стиля зависит от стремлений членов коллектива, четкой формулировкой руководителем целей и задач производства и условий их деятельности.

 

 

 

 

3. Дайте сравнительный анализ научных школ менеджмента (школы научного менеджмента Ф.У. Тейлора; школы административного управления А. Фойля; школы человеческих отношений и поведенческих наук Э. Мейо)

 

Несмотря на все историческое и содержательное многообразие подходов, концепций и школ менеджмента, все  они представляют собой вариации сочетаний из трех основных способов управления людьми:

- создание отношений собственности  и связанного с ними обмена  товарами и услугами;

- построение организации;

- выработка системы ценностей.

Свойственные менеджменту отношения  собственности и свободной купли-продажи  товаров соответствуют законам рыночной экономики и при всех различиях базируются на равноправии потребителя и производителя (продавца) и равновесии их интересов.

Построение организации характеризуется, прежде всего, отношениями подчиненности, типами действующей в организации иерархии, способами воздействия на работника, порядком использования всевозможных стимулов.

Система ценностей формирует определенную управленческую культуру, действующие  правовые и этические нормы, характер поведения членов организации.

Одним из первых создателей целостной системы капиталистического рыночного управления производством, получившей название «школы научного управления», был американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856- 1915). «Система Тейлора» закладывала основы научной организации труда, предполагающей, по мнению автора, «выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личное суждение индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен систематический учет, измерение и т. д. их действия». Вот что означает эта система применительно, например, к столь важной производственной проблеме, как заработная плата:

- заработная плата платится человеку, а не месту;

- установление расценок  должно быть основано на точном  знании, а не на догадках;

- расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразными;

- благодаря установленным  таким образом расценкам товары  производятся дешевле, а рабочие  получают более высокую заработную  плату, чем обычно;

- заработная плата,  основанная на точном знании, создает лучших рабочих, дает им возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству.

Тейлору принадлежит  плодотворная идея расчленения производственного  процесса на отдельные элементы, выявления наилучших способов выполнения каждого из них и обучения этому персонала. Должны отбираться наиболее способные рабочие, с которыми целесообразно проводить занятия и тренировки.

Применение системы  Тейлора потребовало новой организации управления, новых обязанностей управляющих. Главным здесь было заменить чисто линейную, «военную» организацию прямого подчинения функциональной. Особое значение придавалось функции планирования. По Тейлору, завод должен управляться не столько директором – распорядителем, сколько плановым отделом. Ежедневная работа всего завода должна направляться различными функциональными лицами так, чтобы, по крайней мере, в теории завод мог работать беспрепятственно даже в том случае, если бы директор-распорядитель, управляющий и их помощники, не входящие в плановый отдел, все сразу отсутствовали в течение месяца.

Кстати, мысль о том, что временное отсутствие хорошего директора должно проходить незаметно, не утратила своей свежести и в  наши дни.

Система Тейлора, конечно, не свободна от недостатков. Один из них – ослабление единоначалия. И, тем не менее, даже в таком виде она давала поразительные результаты: завод «Тейбор» в Филадельфии, где была внедрена система, из убыточного предприятия превратился в процветающее – объем выпускаемой продукции утроился без увеличения численности рабочих и реконструкции.

Одним из наиболее ярких  представителей «административной, или классической, школы управления» является видный предприниматель и руководитель производства французский инженер Анри Файоль (1841-1925гг.). Важнейшей стороной управления предприятием является руководство людьми, административная деятельность. Этой деятельности, ее рационализации Файоль посвятил ряд работ. Тридцать лет он руководил крупной горнодобывающей и металлургической компанией, был ее генеральным управляющим. В момент прихода Файоля на эту должность компания находилась на грани экономического краха, а когда он оставил свой пост, стала мощнейшим концерном мирового значения. Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, прежде всего административными кадрами. Он писал: «Управлять – значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов». Работу предприятия, которым должен управлять руководящий персонал, Файоль сводил к следующим видам деятельности:

Информация о работе Контрольная работа по "История управленческой мысли"