Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:35, контрольная работа
Менеджмент – вид профессиональной деятельности, направленный на формирование и использование ресурсов организации для достижения конечных целей.
Функция менеджмента – вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами.
1. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ДАЙТЕ ИХ ХАРАКТЕРИСТИКУ 3
2. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЛИБЕРАЛЬНОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ 5
3. Дайте сравнительный анализ научных школ менеджмента (школы научного менеджмента Ф.У. Тейлора; школы административного управления А. Фойля; школы человеческих отношений и поведенческих наук Э. Мейо) 9
- техническая (технологический процесс);
- коммерческая (закупка, продажа и обмен);
- финансовая (поиски денежных средств и эффективное их использование);
- защитная (защита собственности и личности);
- бухгалтерская (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);
- административная (воздействие на работников).
Файоль считал, что в инженерном вузе руководителя подготовить нельзя. Управленческому мастерству учит, прежде всего, практическая работа, причем чем выше положение руководителя на служебной лестнице, тем более важны для него знания и навыки управления. Мы сегодня в определенной степени последовали этим соображениям: важным звеном в подготовке менеджера все больше становятся особые специализированные учебные заведения – институты повышения квалификации руководителей бизнеса.
А. Файолю принадлежит разработка ряда принципов административного менеджмента, которые, по его мнению, являются универсальными для любой организации. Эти принципы, не утратившие своего значения и сейчас, приведем с нашими комментариями.
1. Власть неотделима от ответственности.
Мы привыкли это формулировать так: «Получил права – неси ответственность», что, конечно, верно. По сегодня особенно важна оборотная сторона этого принципа: «Возложили ответственность – дайте права».
2. Разделение труда при специализации.
Польза специализации широко известна. Менее известно, что связанное с ней разделение труда имеет свои пределы, за которыми идет потеря эффективности.
3. Единство распоряжения.
Работник должен получать указания только от одного начальника.
4. Дисциплина.
Главная идея в том, что дисциплина обязательна для всех. Но поскольку руководство всегда идет сверху вниз, то можно сказать, что дисциплина такова, каков руководитель. Файоль связывает дисциплину с уважением, в том числе и с его внешними проявлениями.
5. Единство руководства.
Это раскрывается так: один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель.
6. Подчинение индивидуальных интересов общим.
Это означает, что интересы работника или группы работников не должны преобладать над интересами предприятия в целом. Если интересы расходятся (это явление вполне нормальное), то менеджер должен постараться их примирить.
7. Вознаграждение.
Файоль считает, что вознаграждение и метод оплаты должны быть справедливы и максимально удовлетворять как персонал, так и предпринимателей.
8. Централизация.
Новая мысль о том,
что централизация имеет
9. Иерархия.
Проводится актуальная сегодня мысль о необходимости минимума иерархических ступеней, а также о полезности горизонтальных связей в системе управления (не нарушающих иерархию).
10. Порядок.
Файоль подразделяет порядок на «материальный» - порядок вещей и «социальный» - порядок людей. Применительно к вещам порядок означает: всему свое место, и все на своем месте; применительно к людям: каждому свое место, и каждый на его месте. Речь идет о необходимости точного знания производства и работников с их возможностями и потребностями.
11. Справедливость.
Она обеспечивается лояльностью и преданностью персонала – с одной стороны; добром и объективностью менеджеров – с другой.
12. Устойчивость персонала.
Файоль рассматривает текучесть кадров как причину и одновременно как следствие плохого управления. Стабильность персонала – верный признак хорошего руководства.
13. Инициатива.
Упор делается на то, что менеджер, «поступись личным тщеславием», должен поощрять инициативу снизу. Вполне современный принцип.
14. Корпоративный дух.
Речь идет о важности коллективизма в работе предприятия, о том, что принцип «разделяй и властвуй» в менеджменте не применим, об общности интересов работающих на предприятии людей.
К середине XX века для
решения задач менеджмента все более привлекаются
достижения паук, изучающих человека и
общество,- психологии и социологии. Социально-
Видную роль в создании «школы человеческих отношений» сыграли так называемые хоторнские эксперименты, проводившиеся на предприятиях компании «Вестерн электрик» в городе Хоторне (США) под руководством заведующего отделом промышленных изысканий Гарвардского университета Джорджа Элтона Мейо. Эти опыты длились с 1927 по 1939 год. Были получены ценнейшие экспериментальные данные, публикация которых заняла 10 лет. Смысл экспериментов заключался в изучении влияния на производительность труда условий, организации и оплаты работы, а также отношений членов трудового коллектива между собой и с руководством предприятия. Главным выводом из хоторнских экспериментов было доказательство того, что, создав на предприятии благоприятный социально-психологический климат, можно существенно увеличить производительность труда (в эксперименте это увеличение достигало 40%).
Дальнейшим развитием «школы человеческих отношений» стала так называемая «школа поведенческих наук», по-другому – «бихевиористское направление» (от английского «бихевиор» - поведение). Известнейшим представителем «поведенческой школы» менеджмента является уже упоминавшийся американский психолог Абрахам Маслоу, прославившийся благодаря разработанной им так называемой «пирамиде потребностей».
«Школа человеческих отношений» вызвала к жизни важнейшее направление современного менеджмента, известное под названием «персонал-менеджмент», т. е. управление персоналом. Главная задача персонал – менеджмента – повышение эффективности деятельности организации за счет наиболее рационального использования потенциала руководителей и работников предприятия, налаживания между ними продуманных и наиболее продуктивных, с точки зрения достижения целей предприятия, отношений.
1. Булыгина А. Этика делового общения. – Новосибирск, 2007г.
2. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007г.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008г.
4. Генов Ф. Психология управления. Основные проблемы. – М.: Прогресс, 2007г.
5. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008г.1. Дмитриев А.В. Конфликтология – М.: Гардарики, 2007г.
6. Кузьмин И. А. Психотехнология и эффективный менеджмент. – М.: Наука, 2007г.
7. Макарова И. К. Управление персоналом. – М.: Юриспруденция, 2007г.
8. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2004г.
9. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2006г.
10. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. – М.: Высшая школа, 2008г.
Информация о работе Контрольная работа по "История управленческой мысли"