Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:24, контрольная работа
В.И Сергеевич высказал точку зрения, согласно которой призвание варяжских конунгов имело решительные последствия для всей Руссой земли: оно положило начало особой породе людей, которые в силу своего происхождения от призванного князя считались способными к отправлению высшей судебной и правительственной деятельности.
Глава 1. Объяснить, какую роль в образовании Древнерусского государства сыграли варяжские дружинники и покажите альтернативные варианты образования государства у восточных славян.
Глава 2. Раскрыть итоги преобразовательной деятельности Петра I с позиций теории модернизации.
Глава 3. Раскрыть причины широкого распространения идей марксизма в России в конце XIX века.
Список литературы
К 30—40-м гг. крепостнические порядки проникли и в промышленность. Указ 1736 г. прикреплял навечно к мануфактурам и пришлых работников, и их семьи.
В итоге преобразований
Преобразования, охватившие хозяйственную жизнь страны и социальные отношения в ней, а также государственное устройство, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения. Бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; на строительстве крепостей, каналов и мануфактур нужны были люди с техническими знаниями.
Все это вызвало расширение сети учебных заведений и реорганизацию системы обучения.
В первый период преобразований был открыт ряд учебных заведений узкоспециализированного профиля (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище).
На втором этапе в действие были
введены так называемые «цифирные
школы» для подготовки местных чиновников
и гарнизонные школы для
Подводя итоги преобразовательной деятельности Петра I, следует подчеркнуть, что в это время фактически происходит революция сверху, которая определила ход русской истории примерно на полтора века вперед.
Петровская эпоха – это время достижений в политической и экономической сферах, воинских побед, усиления национального самосознания, победы светского начала в культуре, время включения России в общеевропейскую семью народов.
С другой стороны, петровские реформы – это развитие тоталитарного государства, время роста бюрократической системы всеобщего контроля. Отметим, что ядро российской жизни, внутренняя суть российского общества осталась прежней – феодальной.
Петр I брал у Запада и безжалостно внедрял в России лишь внешние проявления европейской цивилизации. Именно здесь заключается главный парадокс российского реформаторства.
Стараясь одной рукой «подтянуть» Россию до западноевропейского уровня, он другой рукой закладывал основы еще большего отставания страны от Запада в будущем.
Петр I ставил и решал задачи большого политического и общенационального характера, но на крепостнической основе и крепостническими методами. Оформление абсолютизма завершилось появлением нового титула у русского монарха: с 1721 г. он стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю.
Глава III. Раскрыть причины широкого распространения идей марксизма в России в конце XIX века.
Начало широкого распространения марксизма в России связано с именем Г. В. Плеханова и с группой "Освобождение труда". Эта группа возникла в 1883 г. в Женеве. В ее состав вошли эмигрировавшие из России народники из народнической организации "Черный передел" П. Б. Аксель-род, Л.Г.Дейч, В.И.Засулич, В.Н.Игнатов.
Переход «чернопередельцев» к марксизму был связан с кризисом народнической доктрины. Оставаясь на социалистических позициях, они вели теоретические поиски не на пути использования особенностей страны, общинных традиций, а на пути признания прогрессивности капиталистического развития России. В это время в Западной Европе марксизм как идеология рабочего класса завоевывал все большее влияние. Целью группы "Освобождение труда" являлось распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, анализ русской общественной жизни с точки зрения марксизма и интересов трудящегося населения России, критика народнических теорий.
Г. В. Плеханов и его
группа перевели на русский язык многие
произведения К. Маркса и Ф. Энгельса.
Г. В. Плеханов первым из русских марксистов
подверг критике ошибочные
Г. В. Плеханов считал, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, а через завоевание пролетариатом политической власти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна возглавить революционную борьбу против самодержавия. Важное значение имело утверждение о том, что социалистическая революция возможна только после свершения буржуазно-демократической революции.
Политические взгляды группы "Освобождение труда" были сформулированы в ее программе (1884), в проекте программы русских социал-демократов (1887). Группа "Освобождение труда" много сделала для распространения и пропаганды идей марксизма в России, идеи революционного перехода к социализму путем социальной революции и диктатуры пролетариата. Благодаря ее теоретическим трудам марксизм стал важным течением русской общественной и революционной мысли конца XIX — начала XX в. Подобные позиции занимали и марксистские группы и кружки в России, возникшие в 80—90-х гг. в Москве, Вильно, Ростове-на-Дону, Киеве, Харькове, Риге и других городах. Эти организации сыграли большую роль в борьбе с народничеством и в распространении марксистской теории революционной борьбы, но все они, как и группа "Освобождение труда", не были связаны с практическим революционным движением.
Большой интерес представляет вопрос о роли в общественной жизни страны так называемого "легального марксизма", который получил широкое распространение в 90-е гг. XIX в. "Легальные марксисты" представляли собой небольшую группу интеллигентов, которые начали излагать марксистское учение в книгах и статьях в такой форме, которая позволяла обойти русскую цензуру. Целая плеяда ведущих мыслителей России в молодости испытала сильнейшее увлечение марксизмом и активно работала в рядах социал-демократии. Среди них П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев, С.Н.Булгаков, Б. А. Кистяковский, С. Л. Франк и др. Практически все они полностью порвали с социал-демократией накануне революции 1905 г. Взгляды "легальных марксистов" были противоположны взглядам народников. Видимо; этим объясняется, что власти, которые в народниках видели главную революционную силу, проявляли к ним терпимость. В отличие от народников "легальные марксисты" признавали прогрессивность капитализма и считали его обязательной ступенью на пути к социализму.
Чем можно объяснить такое быстрое распространение марксизма в среде российской интеллигенции? Н. А. Бердяев писал, что "по сравнению с марксизмом старый русский социализм представлялся явлением провинциальным. Марксизм конца 90-х гг. был, несомненно, процессом европеизации русской интеллигенции, приобщением ее к западным течениям, выходом на большой простор".
Современный английский
ученый советолог Эдвард Карр считает,
что быстрое распространение
марксизма в России среди интеллигенции
было обусловлено интенсивным
В то же время "легальные марксисты" отказались от марксистской революционной идеи. Они выступали за реформистский путь развития, против социалистической революции и диктатуры пролетариата.
Н. А. Бердяев писал, что в данный момент капитализм непосредственно нельзя устранить, не подвергая опасности само существование общества. Он утверждал, что общественный прогресс мыслим только на основе и в рамках капитализма, что в истории "социальных катастроф и революций, строго говоря, никогда не было и не будет, бывает лишь социальная эволюция большей или меньшей интенсивности". Отстаивая идею исторической закономерности и неизбежности победы капитализма, "легальные марксисты" затушевывали его антагонистические противоречия.
"Легальные марксисты" отвергали идеи революции и диктатуры пролетариата. Они считали, что в борьбе за изменения в политическом строе страны необходимо основываться на принципах права и законности, легальности, легитимности. "Легальные марксисты", и прежде всего П. Б. Струве, по существу раньше, чем западноевропейские социал-демократы, чем Э. Бернштейн,[18] стали развивать ревизионистские идеи. "Легальные марксисты" поняли значение капитализма, необходимость экономической европеизации России. Вспомним знаменитый призыв П. Б. Струве пойти на выучку к капитализму. "Легальные марксисты" успешно разрабатывали идеи русского демократического конституционализма, стояли за переход от натурального, преимущественно земледельческого быта к современному индустриальному денежному хозяйству.
Таким образом, марксизм оказал серьезное влияние на различные течения в общественном движении России, став серьезным толчком для развития буржуазно-либерального движения, идей конституционной демократии.
С конца 80-х гг. в России появляются марксистские кружки (1883 г. — группа Дмитрия Благоева в Петербурге, 1885 г. — кружок П. В. Точисского "Товарищество санкт-петербургских мастеровых", 1899 г. — группа М. И. Бруснева "Социал-демократическое общество" и кружки Н. Е. Федосеева в Казани).
Эти кружки стояли на позициях революционного марксизма и начали первые попытки вести пропаганду марксизма среди рабочих. В период подъема рабочего движения социал-демократы стремились возглавить рабочее движение, создать партию рабочего класса.
В решении этой задачи большую роль сыграл В. И. Ленин. Одним из первых шагов на пути к созданию партии было объединение разрозненных социал-демократических кружков Петербурга в единый "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", состоявший из центральной группы и районных групп. Среди руководителей "Союза борьбы" были В. И. Ульянов (Ленин), Мартов (Ю. О. Цедербаум), В. В. Старков, Г. М. Кржижановский и др. Союз вел пропаганду на фабриках и заводах, руководил стачечным движением. Рабочие союзы возникали в Москве, Владимире, Киеве, Самаре и ряде других городов страны.
Активная деятельность петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" и рост массового рабочего движения столкнулись с серьезными правительственными репрессиями. В декабре 1895 г. были арестованы руководители "Союза борьбы". Однако "Союзы борьбы", существовавшие в других крупных городах России, продолжали вести политическую агитацию и руководить борьбой пролетариата.
Российская социал-
Съезд избрал ЦК, провозгласил создание РСДРП. После съезда был выпущен "Манифест Российской социал-демократической рабочей партии". В «Манифесте» отмечалось, что российский рабочий класс "совершенно лишен того, чем свободно и спокойно пользуются его заграничные товарищи: участия в управлении государством, свободы устного и печатного слова, свободы союзов и собраний", подчеркивалось, что эти свободы являются необходимым условием в борьбе рабочего класса "за свое конечное освобождение, против частной собственности и капитализма — за социализм".
В «Манифесте» была ясно
выражена мысль о необходимости
двух этапов революции — буржуазно-
Манифест не был программой партии, в нем не были поставлены конкретные задачи. Съезд не принял и устава партии. Создание партии рабочего класса продолжало оставаться важнейшей задачей революционного движения.
Большую роль в подготовке. созыва II съезда РСДРП сыграла газета «Искра», первый номер которой вышел в 1900 г. В состав редакции «Искры» вошли Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов и др. Редакция «Искры» осуществила организационную работу по созыву съезда, был подготовлен проект программы РСДРП. До созыва II съезда РСДРП и окончательного оформления социал-демократической партии было проведено идеологическое размежевание с народниками, "легальными марксистами" и "экономистами".[19]
Против позиции «экономистов» выступили такие видные российские социал-демократы, как Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов и др. Накануне II съезда РСДРП позиция «экономистов» была отвергнута большинством социал-демократических организаций России.