Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:52, контрольная работа
Русская Православная Церковь (РПЦ) еще недавно представлялась жертвой государственного атеистического тоталитарного режима. В условиях демократизации нашего общества РПЦ получила более широкие возможности для проповеднической и социальной деятельности, устранение всякой дискриминации по отношению к священнослужителям и верующим. Происходит процесс возвращения ранее изъятых ценностей, строятся новые храмы и монастыри. Государство осуществляет более взвешенную церковную политику, соблюдая суверенитет РПЦ, а в решении многих общественных проблем выступает в качестве ее партнера. Сейчас церковь воспринимается как одна из естественных основ в приобретении обществом и людьми моральных и жизненных ориентиров. Сегодня отношения государства и церкви регламентированы Законом РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97, основанном на разрешительной политике и определяющим административно-правовые нормы взаимодействия.
Введение.
1. Взаимоотношения государства и церкви в 20-30-е годы.
2.Патриотическая деятельность церкви в 1941-1945 г.
Заключение.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный
торгово-экономический университет
Кафедра истории
по учебному курсу
«Отечественная история»
Выполнил
студент группы 4412 "С"
Колесников Д.И.
Проверил
Рогозин И.И.
Санкт-Петербург
2013
Тема 41/91. Церковь в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.
План
Введение.
1. Взаимоотношения государства и церкви в 20-30-е годы.
2.Патриотическая деятельность церкви в 1941-1945 г.
Заключение.
Введение
Вступление России в новое
тысячелетие происходит в сложное
и противоречивое время, когда она
оказалась перед актуальной проблемой
выбора модели общественного развития.
Современные политики, определяющие
путь движения общества в цивилизованном
направлении, обязаны учитывать
опыт прошлого, основанного на исторической
памяти народа. Именно поэтому исследование
государственно-церковных
Русская Православная Церковь
(РПЦ) еще недавно представлялась
жертвой государственного атеистического
тоталитарного режима. В условиях
демократизации нашего общества РПЦ
получила более широкие возможности
для проповеднической и социальной
деятельности, устранение всякой дискриминации
по отношению к священнослужителям
и верующим. Происходит процесс возвращения
ранее изъятых ценностей, строятся
новые храмы и монастыри. Государство
осуществляет более взвешенную церковную
политику, соблюдая суверенитет РПЦ,
а в решении многих общественных
проблем выступает в качестве
ее партнера. Сейчас церковь воспринимается
как одна из естественных основ в
приобретении обществом и людьми
моральных и жизненных
Одним из основных пунктов
Закона является возможность преподавания
религиозных учебных дисциплин
в государственных и
Отношения РПЦ с государством
складывались веками. От государственной
политики зависело положение самой
церкви и доля ее участия в решении
социальных и нравственных проблем.
Последние десятилетия
В истории взаимоотношений государства и церкви есть много «белых пятен» и одно из них – 20-30-е годы ХХ века. Отношения новой власти в первые десятилетия ее существования с традиционным институтом церкви складывались неоднозначно.
1. Взаимоотношения
государства и церкви в 20-30-
В дореволюционной России
господствующее положение занимала
православная церковь, являвшаяся частью
государственного аппарата и возглавлявшаяся
Синодом.Православная и другие религии
в течение многих столетий служили
российскому самодержавию и эксплуататорским
классам, активно боролись против освободит.
движений рабочего класса и крестьянства,
демократических и
Положение религии и церкви в Советской стране было установлено декретом СНК РСФСР от 20 января (2 февраля) 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви и определяется Конституцией СССР и др. законодательными актами. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви.
В результате глубоких социально-экономических
преобразований, ликвидации эксплуататорских
классов, победы социализма, развития
научно-технической революции
На территории СССР существуют христианство, ислам, буддизм, а также некоторые мелкие церковные и вероисповедные группы. В СССР в 1976 действовало около 20 тыс. православных церквей, костёлов, синагог, лютеранских кирх, старообрядческих храмов, мечетей, буддийских дацанов, молитвенных домов евангельских христиан-баптистов, адвентистов 7-го дня и т. д. Вся внутрицерковная деятельность осуществляется на основании уставов и положений, принятых самими верующими на своих съездах и совещаниях.
Наиболее распространённой среди верующих религией является христианство, которое имеет свыше 10 самостоятельных, независимых друг от друга церквей
Русская православная церковь
— самая крупная религиозная
организация, как в СССР, так и
среди всех 15 автокефальных православных
церквей мира. Высшая власть в ней
принадлежит Поместному собору, созываемому
по мере надобности, в составе всех
епископов, в том числе и зарубежных,
находящихся в юрисдикции Московского
патриархата, а также представителей
белого духовенства и верующих. Последний
собор состоялся 30 мая — 2 июня 1971.
В промежутках между соборами
возглавляет эту церковь
Старообрядчество исторически
разделено на 3 самостоятельных течения:
церковь белокриницкого согласия, возглавляемая
архиепископом Московским и всея
Руси; беглопоповского согласия, т.
е. церковь, приемлющая священников, перешедших
из греко-восточной (православной) церкви,
возглавляется архиепископом
Грузинская православная
церковь управляется
Армяно-григорианская церковь объединяет епархии и религиозные общества верующих армян, проживающих в СССР и за рубежом. Возглавляет её верховный патриарх-католикос всех армян (с 1955 Вазген I, резиденция — Эчмиадзин, близ Еревана). Под его руководством находится духовная академия.
Римско-католическая церковь
имеет объединения различного типа.
Так, в Литовской ССР католическими
приходами руководят 6 религиозных
центров: Вильнюсская архиепархия,
Вилкавишкская, Каунасская, Кайшадорская,
Паневежская и Тельшяйская
Евангелическо-лютеранская
церковь (аугсбургского
Церковь евангельских христиан-баптистов возглавляется Всесоюзным советом (резиденция в Москве), избираемым на съездах верующих.
В Литовской ССР действуют объединения верующих евангелическо-реформатской церкви во главе с консисторией и её президентом; в Эстонской ССР — методистской церкви, возглавляемые председателем её правления суперинтендентом; в Закарпатской области — реформатской (кальвинистской) церкви во главе с епископом.
В отдельных районах СССР
действуют религиозные секты: последователи
старых форм русского сектантства (духоборы,
молокане, духовные скопцы), почти утратившие
своё влияние и не получающие пополнения,
а также секты
Второй религией (после христианства) по численности своих последователей является ислам. Он имеет 2 направления: суннизм, распространённый преимущественно в республиках Средней Азии, Казахской ССР, Закавказье, автономных республиках Северного Кавказа, Поволжья и в ряде областей РСФСР, и шиизм (Азербайджанская ССР). Управление духовными делами мусульман осуществляют 4 независимых друг от друга религиозных центра — духовные управления мусульман Средней Азии и Казахстана; Европейской части СССР и Сибири; Северного Кавказа; Закавказья.
Буддизм в форме ламаизма
распространён в Бурятской
Иудаизм — религия, распространённая в основном среди еврейского населения в РСФСР, УССР, БССР, Грузинской ССР и в некоторых других районах страны.
Все вопросы своей деятельности религиозные объединения и их центры решают самостоятельно, в духе своего вероучения, канонических требований и традиций, учитывая при этом требования советского законодательства о культах. Верующие граждане СССР могут объединяться для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей в религиозные общества при наличии 20 верующих, достигших 18-летнего возраста, или же образовывать группы, если число верующих менее 20 чел. Верующие, составившие религиозное объединение (общество или группу), могут: совершать религиозные обряды, устраивать молитвенные и другие собрания, связанные с отправлением культа; нанимать или избирать служителей культа и других лиц, обслуживающих их потребности; пользоваться молитвенным зданием и другим культовым имуществом; собирать добровольные пожертвования в молитвенном здании на цели, связанные с содержанием служителей культа, молитвенного здания и другого культового имущества, а также служителей религиозных объединений.
Советское государство предоставляет в бесплатное пользование религиозных обществ молитвенные здания и культовое имущество, являющиеся в СССР народным достоянием.
В СССР существует государственный
орган — Совет по делам религий
при Совете Министров СССР, образованный
в целях последовательного
Коммунистическая партия
рассматривает религиозную
2.Патриотическая
деятельность церкви в 1941-
С началом 1-го сентября 1939 г.
Второй мировой войны Русская
православная церковь за рубежом, как
и в целом антисоветски настроенная
часть русской эмиграции, достижение
своих политических целей увязывала
с ходом войны, с перенесением
военных действий на территорию СССР
и победой Германии. Нападение
фашистской Германии на Советский Союз
было расценено иерархией и
В первые же месяцы Отечественной
войны выявилась пагубность сформировавшейся
в 30-х годах советской
Тем не менее, несмотря на духовную несвободу, руководители практически всех религиозных центров поддержали освободительную борьбу народов СССР против агрессора. Чувство патриотизма оказалось сильнее обид. Обращаясь к верующим с патриотическими посланиями, они призывали их достойно выполнить свой религиозный и гражданский долг, оказать всю возможную материальную помощь нуждам фронта и тыла. В первый же год войны, к примеру, православные церкви Москвы передали в фонд обороны более 3 миллионов рублей, церкви Горького — более 4 миллионов рублей, церкви Куйбышева — более 2 миллионов рублей, церкви Ленинграда — более 1,5 миллиона рублей.
Информация о работе Контрольная работа по «Отечественная история»