Контрольная работа по «Отечественная история»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Русская Православная Церковь (РПЦ) еще недавно представлялась жертвой государственного атеистического тоталитарного режима. В условиях демократизации нашего общества РПЦ получила более широкие возможности для проповеднической и социальной деятельности, устранение всякой дискриминации по отношению к священнослужителям и верующим. Происходит процесс возвращения ранее изъятых ценностей, строятся новые храмы и монастыри. Государство осуществляет более взвешенную церковную политику, соблюдая суверенитет РПЦ, а в решении многих общественных проблем выступает в качестве ее партнера. Сейчас церковь воспринимается как одна из естественных основ в приобретении обществом и людьми моральных и жизненных ориентиров. Сегодня отношения государства и церкви регламентированы Законом РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97, основанном на разрешительной политике и определяющим административно-правовые нормы взаимодействия.

Содержание работы

Введение.
1. Взаимоотношения государства и церкви в 20-30-е годы.
2.Патриотическая деятельность церкви в 1941-1945 г.
Заключение.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 32.32 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский  государственный 

торгово-экономический  университет

Кафедра истории

 

 

 

Контрольная работа

по учебному курсу

«Отечественная  история»

 

 

 

Выполнил

студент группы 4412 "С"

Колесников Д.И.

Проверил 

Рогозин И.И.

 

Санкт-Петербург

2013

Тема 41/91. Церковь в СССР накануне и в годы Великой Отечественной  войны.

План

Введение.

1. Взаимоотношения государства  и церкви в 20-30-е годы.

2.Патриотическая деятельность  церкви в 1941-1945 г.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вступление России в новое  тысячелетие происходит в сложное  и противоречивое время, когда она  оказалась перед актуальной проблемой  выбора модели общественного развития. Современные политики, определяющие путь движения общества в цивилизованном направлении, обязаны учитывать  опыт прошлого, основанного на исторической памяти народа. Именно поэтому исследование государственно-церковных отношений  в советское время заставляет нас обратиться к церковной истории  прошедших столетий, которая убедительно  свидетельствует: церковь, независимо от ее желания, неизменно втягивается  в решение проблем социально-экономического и политического устройства общества.

Русская Православная Церковь (РПЦ) еще недавно представлялась жертвой государственного атеистического тоталитарного режима. В условиях демократизации нашего общества РПЦ  получила более широкие возможности  для проповеднической и социальной деятельности, устранение всякой дискриминации  по отношению к священнослужителям и верующим. Происходит процесс возвращения  ранее изъятых ценностей, строятся новые храмы и монастыри. Государство  осуществляет более взвешенную церковную  политику, соблюдая суверенитет РПЦ, а в решении многих общественных проблем выступает в качестве ее партнера. Сейчас церковь воспринимается как одна из естественных основ в  приобретении обществом и людьми моральных и жизненных ориентиров. Сегодня отношения государства  и церкви регламентированы Законом  РФ «О свободе совести и о религиозных  объединениях» от 26.09.97, основанном на разрешительной политике и определяющим административно-правовые нормы взаимодействия.

Одним из основных пунктов  Закона является возможность преподавания религиозных учебных дисциплин  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях.

Отношения РПЦ с государством складывались веками. От государственной  политики зависело положение самой  церкви и доля ее участия в решении  социальных и нравственных проблем. Последние десятилетия значительно  изменили наше общество, изменилась и  роль церкви в нем.

В истории взаимоотношений  государства и церкви есть много  «белых пятен» и одно из них – 20-30-е  годы ХХ века. Отношения новой власти в первые десятилетия ее существования  с традиционным институтом церкви складывались неоднозначно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Взаимоотношения  государства и церкви в 20-30-е  годы.

В дореволюционной России господствующее положение занимала православная церковь, являвшаяся частью государственного аппарата и возглавлявшаяся  Синодом.Православная и другие религии  в течение многих столетий служили  российскому самодержавию и эксплуататорским классам, активно боролись против освободит. движений рабочего класса и крестьянства, демократических и социалистических идей.

Положение религии и церкви в Советской стране было установлено  декретом СНК РСФСР от 20 января (2 февраля) 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви и определяется Конституцией СССР и  др. законодательными актами. В целях  обеспечения за гражданами свободы  совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви.

В результате глубоких социально-экономических  преобразований, ликвидации эксплуататорских классов, победы социализма, развития научно-технической революции и  общего роста уровня культуры большинство  населения СССР освободилось от религиозных  пережитков. Ослабло влияние религии  на верующих, что выражается в угасании некоторых церквей, потере ими своих  приверженцев, сокращении сети молитвенных  домов и т. д.

На территории СССР существуют христианство, ислам, буддизм, а также  некоторые мелкие церковные и  вероисповедные группы. В СССР в 1976 действовало около 20 тыс. православных церквей, костёлов, синагог, лютеранских  кирх, старообрядческих храмов, мечетей, буддийских дацанов, молитвенных домов  евангельских христиан-баптистов, адвентистов 7-го дня и т. д. Вся внутрицерковная  деятельность осуществляется на основании  уставов и положений, принятых самими верующими на своих съездах и  совещаниях.

Наиболее распространённой среди верующих религией является христианство, которое имеет свыше 10 самостоятельных, независимых друг от друга церквей

Русская православная церковь  — самая крупная религиозная  организация, как в СССР, так и  среди всех 15 автокефальных православных церквей мира. Высшая власть в ней  принадлежит Поместному собору, созываемому  по мере надобности, в составе всех епископов, в том числе и зарубежных, находящихся в юрисдикции Московского  патриархата, а также представителей белого духовенства и верующих. Последний  собор состоялся 30 мая — 2 июня 1971. В промежутках между соборами возглавляет эту церковь патриарх Московский и всея Руси (с июня 1971 Пимен, в миру Сергей Михайлович Извеков), резиденция которого находится в  Москве. Патриарх управляет церковью совместно со священным Синодом, состоящим из 8 постоянных членов. Административно  русская православная церковь разделяется  на 4 экзархата, 76 епархий, 11 викариатств. В это число входят и зарубежные епархии и викариатства, объединённые 3 патриаршими экзархатами (Западная Европа, Средняя Европа, Центральная  и Южная Америка). На территории СССР русская православная церковь имеет 2 духовные академии и 3 семинарии по подготовке служителей культа; 16 монастырей; издаёт ежемесячный "Журнал Московской патриархии" на русском и английском языках, а также богословские труды, богослужебную литературу, церковные  календари.

Старообрядчество исторически  разделено на 3 самостоятельных течения: церковь белокриницкого согласия, возглавляемая  архиепископом Московским и всея Руси; беглопоповского согласия, т. е. церковь, приемлющая священников, перешедших из греко-восточной (православной) церкви, возглавляется архиепископом Новозыбковским, Московским и всея Руси; беспоповского  толка, не признающая церковную иерархию, действует в различных районах страны самостоятельно, а в Литовской ССР объединяется Высшим старообрядческим советом.

Грузинская православная церковь управляется католикосом-патриархом (с 1972 Давид V, резиденция в Тбилиси), под руководством которого функционирует  духовная семинария в г. Мцхета.

Армяно-григорианская церковь  объединяет епархии и религиозные  общества верующих армян, проживающих  в СССР и за рубежом. Возглавляет  её верховный патриарх-католикос  всех армян (с 1955 Вазген I, резиденция —  Эчмиадзин, близ Еревана). Под его  руководством находится духовная академия.

Римско-католическая церковь  имеет объединения различного типа. Так, в Литовской ССР католическими  приходами руководят 6 религиозных  центров: Вильнюсская архиепархия, Вилкавишкская, Каунасская, Кайшадорская, Паневежская и Тельшяйская епархии. В Латвийской ССР католические приходы  объединяет Рижская архидиоцезия. В  Закарпатье существует викариат римско-католической церкви (резиденция — Ужгород). Католические приходы функционируют также  в РСФСР, БССР, УССР, Грузинской ССР, Казахской ССР. Единого центра, как  и в дореволюционное время, у  этой церкви нет.

Евангелическо-лютеранская  церковь (аугсбургского вероисповедания) действует в районах Прибалтики, имеет 3 независимых друг от друга  центра-консистории. В Латвийской ССР  и Эстонской ССР они возглавляются  архиепископами, а в Литовской  ССР — председателем-президентом  консистории.

Церковь евангельских христиан-баптистов  возглавляется Всесоюзным советом (резиденция в Москве), избираемым на съездах верующих.

В Литовской ССР действуют  объединения верующих евангелическо-реформатской церкви во главе с консисторией и  её президентом; в Эстонской ССР — методистской церкви, возглавляемые председателем её правления суперинтендентом; в Закарпатской области — реформатской (кальвинистской) церкви во главе с епископом.

В отдельных районах СССР действуют религиозные секты: последователи  старых форм русского сектантства (духоборы, молокане, духовные скопцы), почти утратившие своё влияние и не получающие пополнения, а также секты западноевропейского  происхождения протестантского  типа распространившиеся на территории Российской империи в конце 19 —  начале 20 вв. Существуют также отдельные  группы адвентистов-реформистов, пятидесятников-сионистов, последователей крайне реакционного антиобщественного  течения. Единых центров секты не имеют.

Второй религией (после  христианства) по численности своих  последователей является ислам. Он имеет 2 направления: суннизм, распространённый преимущественно в республиках  Средней Азии, Казахской ССР, Закавказье, автономных республиках Северного  Кавказа, Поволжья и в ряде областей РСФСР, и шиизм (Азербайджанская  ССР). Управление духовными делами мусульман  осуществляют 4 независимых друг от друга религиозных центра — духовные управления мусульман Средней Азии и Казахстана; Европейской части  СССР и Сибири; Северного Кавказа; Закавказья.

Буддизм в форме ламаизма распространён в Бурятской АССР, Тувинской АССР, Калмыцкой АССР, Иркутской и Читинской областях РСФСР. Возглавляет его Центральное  духовное управление буддистов СССР.

Иудаизм — религия, распространённая в основном среди еврейского населения  в РСФСР, УССР, БССР, Грузинской ССР  и в некоторых других районах  страны.

Все вопросы своей деятельности религиозные объединения и их центры решают самостоятельно, в духе своего вероучения, канонических требований и традиций, учитывая при этом требования советского законодательства о культах. Верующие граждане СССР могут объединяться для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей в религиозные общества при наличии 20 верующих, достигших 18-летнего возраста, или же образовывать группы, если число  верующих менее 20 чел. Верующие, составившие  религиозное объединение (общество или группу), могут: совершать религиозные  обряды, устраивать молитвенные и  другие собрания, связанные с отправлением культа; нанимать или избирать служителей культа и других лиц, обслуживающих  их потребности; пользоваться молитвенным  зданием и другим культовым имуществом; собирать добровольные пожертвования  в молитвенном здании на цели, связанные  с содержанием служителей культа, молитвенного здания и другого культового имущества, а также служителей религиозных  объединений.

Советское государство предоставляет  в бесплатное пользование религиозных  обществ молитвенные здания и  культовое имущество, являющиеся в  СССР народным достоянием.

В СССР существует государственный  орган — Совет по делам религий  при Совете Министров СССР, образованный в целях последовательного осуществления  политики Советского государства в  отношении религий. Главными задачами Совета являются: контроль за соблюдением  законодательства в области религии, изучение и обобщение практики применения законодательства о культах, содействие религиозным организациям в международных  связях, участии в борьбе за мир, за укрепление дружбы между народами. Совет также осуществляет связи  между правительством СССР и религиозными организациями в случаях возникновения  вопросов, требующих разрешения правительством СССР.

Коммунистическая партия рассматривает религиозную идеологию  как антинаучную и потому ведет  научно-атеистическую  пропаганду для  освобождения сознания верующих от религиозных  предрассудков, воспитывает население  СССР в духе научного материалистического  мировоззрения. КПСС постоянно требует, чтобы вся антирелигиозная работа велась исключительно методами разъяснения  и убеждения и не сопровождалась бы оскорблением религиозных чувств верующих и ущемлением их прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Патриотическая  деятельность церкви в 1941-1945 г.

С началом 1-го сентября 1939 г. Второй мировой войны Русская  православная церковь за рубежом, как  и в целом антисоветски настроенная  часть русской эмиграции, достижение своих политических целей увязывала  с ходом войны, с перенесением военных действий на территорию СССР и победой Германии. Нападение  фашистской Германии на Советский Союз было расценено иерархией и духовенством церкви, политически активными мирянами как первый шаг на пути к «освобождению  России». Официальный орган Архиерейского  Синода излагал позицию церкви вполне определенно: «По всему земному  шару Русская зарубежная церковь  с напряженным вниманием следит за ходом войны на Востоке, молитвенно поддерживая самоотверженных бойцов против безбожников и всегда готовая  по мере своих сил и возможностей помогать этой борьбе"

В первые же месяцы Отечественной  войны выявилась пагубность сформировавшейся в 30-х годах советской государственной  политики в отношении религии  и церкви. Иллюзии об успешном и  повсеместном «преодолении» религии  и о победе «безбожного движения»  рассеялись, уступив место правде жизни — в стране насчитывались  миллионы верующих, которые были несправедливо  ограничены в возможностях свободно и открыто удовлетворять свои религиозные потребности.

Тем не менее, несмотря на духовную несвободу, руководители практически  всех религиозных центров поддержали освободительную борьбу народов  СССР против агрессора. Чувство патриотизма  оказалось сильнее обид. Обращаясь  к верующим с патриотическими  посланиями, они призывали их достойно выполнить свой религиозный и  гражданский долг, оказать всю  возможную материальную помощь нуждам фронта и тыла. В первый же год  войны, к примеру, православные церкви Москвы передали в фонд обороны более 3 миллионов рублей, церкви Горького — более 4 миллионов рублей, церкви Куйбышева — более 2 миллионов рублей, церкви Ленинграда — более 1,5 миллиона рублей.

Информация о работе Контрольная работа по «Отечественная история»