Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:52, контрольная работа
Русская Православная Церковь (РПЦ) еще недавно представлялась жертвой государственного атеистического тоталитарного режима. В условиях демократизации нашего общества РПЦ получила более широкие возможности для проповеднической и социальной деятельности, устранение всякой дискриминации по отношению к священнослужителям и верующим. Происходит процесс возвращения ранее изъятых ценностей, строятся новые храмы и монастыри. Государство осуществляет более взвешенную церковную политику, соблюдая суверенитет РПЦ, а в решении многих общественных проблем выступает в качестве ее партнера. Сейчас церковь воспринимается как одна из естественных основ в приобретении обществом и людьми моральных и жизненных ориентиров. Сегодня отношения государства и церкви регламентированы Законом РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97, основанном на разрешительной политике и определяющим административно-правовые нормы взаимодействия.
Введение.
1. Взаимоотношения государства и церкви в 20-30-е годы.
2.Патриотическая деятельность церкви в 1941-1945 г.
Заключение.
В посланиях обновленческого
митрополита Александра (Введенского),
распространяемых в августе 1942 г. на
Северном Кавказе, где велись ожесточенные
бои и где действовали
Старообрядческий архиепископ
Московский и всея Руси Иринарх в
Рождественском (1942 г.) послании призывал
верующих оказывать всяческое
Руководители абсолютного
большинства религиозных
22 июня 1941 года глава Православной
Церкви в России патриарший
местолюбитель Сергий
За годы войны было множество подобных этому посланий, призванных поднять боевой дух (они печатались в государственных типографиях и распространялись с помощью государства).(4) Но уже в этом, самом первом, Русская Православная Церковь обозначила свою позицию во время войны. Церковь неотрывна от государства и наравне с остальными она должна трудиться на благо общей победы. «Малодушного - ободрить и вразумить; огорчённого - поддержать и утешить; колеблющемуся - напомнить о долге...»(3) - в этом заключалась моральная помощь Церкви в годы войны. Репрессированные в 30-е годы священники теперь работали на благо общей победы. Так, на 1946 год из 21 представителей духовенства в Красноярском крае только двое не подвергались репрессиям.
Результаты патриотической деятельности Церкви были и материально ощутимы. Хотя на восстановление храмов после их массового разрушения требовались немалые средства, Церковь посчитала неправильным во время войны и в период послевоенной разрухи заботиться о своём благополучии, а не народном. К примеру, за 1944-1946 церкви Красноярского края внесли в фонд обороны и на другие патриотические цели 965000 рублей. Однако встречались среди церковнослужителей и такие, которые не понимали необходимость общей народной жертвы. Так, один из настоятелей Канской церкви Красноярского края требовал в 1946 году выдачи государственного кредита на восстановление храма, увеличения пайка для служащих церкви, допускал в своих проповедях выпады о том, что комсомолки - женщины испорченные, умрут рано.(5) На оккупированных территориях, в начале войны, немцы разрешали церквям их деятельность. Некоторые священники принимали фашистскую культуру, мотивируя это тем, что в России Церковь подвергается гонениям. И всё же большинство церковнослужителей проявили себя во время войны смиренно, забывая прошлые обиды. Фашисты прекратили практиковать открытие церквей, потому что священники проводили патриотические проповеди среди населения. Теперь священников избивали и расстреливали.(2) Религия, которую они проповедовали, учит смирению и любви к ближним. Кроме того, церковнослужители в определённой степени боялись Сталина и возобновления гонений на православие.
Ярким примером целителя души
и тела можно назвать священника,
бывшего в ссылке, В.Ф.Войно-Ясенецкого,
хирурга Красноярского
Показательна судьба красноярского священника Н.В.Попова. Бывший репрессированный, он за 1943-1945 годы собрал на нужды фронта 620 тысяч рублей. Его стараниями вновь открылась Покровская церковь. Своё прошение об её открытие Н.В.Попов мотивировал тем, что много людей смогут попасть в храм и послушать проповеди о том, «чтобы сплочённо, дружно и единодушно встать на защиту нашей дорогой Родины от общего врага». Позже Н.В.Попов стал настоятелем вновь открытой Покровской церкви. Римма Александровна Жукова, очевидец событий военного времени, вспоминает, что в этой церкви всегда, особенно на религиозные праздники, было много посетителей.(8) В 1945 г. церковный совет Покровской церкви включился в фонд помощи детям и семьям фронтовиков. За этот год только для детей погибших воинов и инвалидов войны эта церковь собрала 247 тысяч рублей. Н.В.Попов был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»(9)
Владыка Варфоломей, архиепископ Новосибирский и Барнаульский, призывал людей к пожертвованиям на нужды армии, совершая богослужения в храмах Новосибирска, Иркутска, Томска, Красноярска, Барнаула, Тюмени, Омска, Тобольска, Бийска и других городов. Сборы шли на приобретение тёплых вещей для бойцов, содержание госпиталей и детских домов, на восстановление районов, пострадавших во время немецкой оккупации и помощь инвалидам войны.
К началу 1943 г. общая политическая
обстановка в стране и положение
на фронтах, широкая патриотическая
деятельность религиозных организаций,
а также причины внешние: стремление
сузить возможности немецкой пропаганды
по использованию религиозных
Прежде всего, намечалось
изменение политики в отношении
самой крупной и авторитетной
религиозной организации —
Материал из "Журнала Московской патриархии":
Положение нашей Церкви в
предвоенные годы трудно выразить в
краткой характеристике. Это было
время местоблюстительства
Словом, Русская Православная Церковь была далека от внутреннего устройства в то время, когда наша страна подверглась внезапному нападению гитлеровских полчищ. Этот бедственный момент сразу же выявил подлинное отношение нашей Церкви к своей гражданской родине. Собственные болезни и неустройства были на время забыты, и в
первый же день войны Патриарший
Местоблюститель Митрополит Сергий
обратился к православному
Это послание вызвало в верующем народе огромное воодушевление, и вся нравственная мощь Русской Православной Церкви в одно мгновение оказалась направленной к спасению и благу Родины. Навязанная нашему народу война стала для православных людей священной войной, и никакие временные успехи фашистских захватчиков не смогли: уже ослабить общей уверенности в победе.
Заключение.
Склоняя головы перед великим
подвигом советского народа, сокрушившего
фашизм, будем же помнить, изучать, приумножать
бесценный и благородный вклад
в Победу Русской Православной Церкви,
более чем тысячелетие
Стало уже доброй традицией участие православных и католических священнослужителей в торжественных церемониях на воинских мемориалах.
"Воинский подвиг, совершенный
христианином по воле Божией,
всегда считался подвигом
Список используемой литературы:
1. Одинцов М. И. Государство и Церковь в России. ХХ век. М., 2004.
2. Русская Православная Церковь. ХХ век / Беглов А. Л, Васильева О. Ю., Журавский А. В. и др.. М., 2008.
3. Солоухин В.А. “При свете дня”. - М., 1992.
4. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. 1917 - 1997. М., 1997.
5. Шкаровский М. В Русская
Православная Церковь при
6. Журнал Московской Патриархии №10 октябрь 1954
7. Большая советская энциклопедия В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
Информация о работе Контрольная работа по «Отечественная история»