Контрольная работа по «Отечественная история»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Русская Православная Церковь (РПЦ) еще недавно представлялась жертвой государственного атеистического тоталитарного режима. В условиях демократизации нашего общества РПЦ получила более широкие возможности для проповеднической и социальной деятельности, устранение всякой дискриминации по отношению к священнослужителям и верующим. Происходит процесс возвращения ранее изъятых ценностей, строятся новые храмы и монастыри. Государство осуществляет более взвешенную церковную политику, соблюдая суверенитет РПЦ, а в решении многих общественных проблем выступает в качестве ее партнера. Сейчас церковь воспринимается как одна из естественных основ в приобретении обществом и людьми моральных и жизненных ориентиров. Сегодня отношения государства и церкви регламентированы Законом РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97, основанном на разрешительной политике и определяющим административно-правовые нормы взаимодействия.

Содержание работы

Введение.
1. Взаимоотношения государства и церкви в 20-30-е годы.
2.Патриотическая деятельность церкви в 1941-1945 г.
Заключение.

Файлы: 1 файл

История.docx

— 32.32 Кб (Скачать файл)

В посланиях обновленческого  митрополита Александра (Введенского), распространяемых в августе 1942 г. на Северном Кавказе, где велись ожесточенные бои и где действовали многочисленные обновленческие общины, говорилось: «Братья  и сестры! В этот час, когда враг грозит не только нашей свободе, но и всей жизни, своим безумием и  надменностью уподобясь Сатане, мы не только должны молиться, но и действовать. Православные! Все, от священства и  до малейшего мирянина, все способные  братья, боритесь! Боритесь, побеждайте! Врагу не уступайте, священный пример великого Александра Невского, небесного  покровителя нашей Родины, пусть  воодушевляет всех вас. С мечом в  руках, с огнем веры в сердце пусть  верующие исполнят свой великий воинский долг. Те, кто работает в тылу, пусть  самоотверженно, с полным напряжением  сил исполняют свои обязанности перед Родиной"16.

Старообрядческий архиепископ  Московский и всея Руси Иринарх в  Рождественском (1942 г.) послании призывал верующих оказывать всяческое противодействие  врагу на оккупированной территории в рядах партизан, и доблестно  служить в отрядах Красной  Армии17.

Руководители абсолютного  большинства религиозных организаций  в Советском Союзе осудили  тех служителей культа, которые осознанно  перешли на сторону врага, добровольно  стали орудием идеологической пропаганды, помогая насаждать «новый порядок» на оккупированной советской территории.

22 июня 1941 года глава Православной  Церкви в России патриарший  местолюбитель Сергий обратился  к пастырям и верующим с  посланием, собственноручно напечатанным  на машинке и разосланным по всем приходам. В этом послании он выражает уверенность в том, что «с Божиею помощью, и на сей раз он (русский народ - прим. авт.) развеет в прах фашистскую вражескую силу». Митрополит вспоминает имена Александра Невского, Дмитрия Донского и былинных богатырей. Вспоминает он «неисчислимые тысячи наших православных воинов», которые жертвовали своей жизнью ради веры и родины. Сергий призывает в «тяжкий час испытания» всякого помочь Отечеству тем, чем сможет. Говорит о том, что Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа, и сейчас Церкви нужны пастыри, несущие службу «ради Иисуса, а не ради куска хлеба». «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу» - такими словами заканчивается его обращение. В посланиях духовенства к народу, так же, как в обращениях светской власти (Молотова, Сталина), заключена идея о том, что «наше дело правое», война русских с фашистами - священная война народа с единой Родиной, единой верой против языческих сатанистов.(3) Гитлеровцы объявили свой поход на русскую землю «крестовым», но Русская Православная Церковь опровергала это.(2)

За годы войны было множество  подобных этому посланий, призванных поднять боевой дух (они печатались в государственных типографиях  и распространялись с помощью  государства).(4) Но уже в этом, самом  первом, Русская Православная Церковь  обозначила свою позицию во время  войны. Церковь неотрывна от государства  и наравне с остальными она  должна трудиться на благо общей  победы. «Малодушного - ободрить и вразумить; огорчённого - поддержать и утешить; колеблющемуся - напомнить о долге...»(3) - в этом заключалась моральная  помощь Церкви в годы войны. Репрессированные в 30-е годы священники теперь работали на благо общей победы. Так, на 1946 год из 21 представителей духовенства  в Красноярском крае только двое не подвергались репрессиям.

Результаты патриотической деятельности Церкви были и материально  ощутимы. Хотя на восстановление храмов после их массового разрушения требовались немалые средства, Церковь посчитала неправильным во время войны и в период послевоенной разрухи заботиться о своём благополучии, а не народном. К примеру, за 1944-1946 церкви Красноярского края внесли в фонд обороны и на другие патриотические цели 965000 рублей. Однако встречались среди церковнослужителей и такие, которые не понимали необходимость общей народной жертвы. Так, один из настоятелей Канской церкви Красноярского края требовал в 1946 году выдачи государственного кредита на восстановление храма, увеличения пайка для служащих церкви, допускал в своих проповедях выпады о том, что комсомолки - женщины испорченные, умрут рано.(5) На оккупированных территориях, в начале войны, немцы разрешали церквям их деятельность. Некоторые священники принимали фашистскую культуру, мотивируя это тем, что в России Церковь подвергается гонениям. И всё же большинство церковнослужителей проявили себя во время войны смиренно, забывая прошлые обиды. Фашисты прекратили практиковать открытие церквей, потому что священники проводили патриотические проповеди среди населения. Теперь священников избивали и расстреливали.(2) Религия, которую они проповедовали, учит смирению и любви к ближним. Кроме того, церковнослужители в определённой степени боялись Сталина и возобновления гонений на православие.

Ярким примером целителя души и тела можно назвать священника, бывшего в ссылке, В.Ф.Войно-Ясенецкого, хирурга Красноярского госпиталя  № 1515. В операционной у него висели иконы, а перед операцией он разрешал больным целовать крест, висевший у  него на груди. До болезни в 1942 году Святой Лука делал по 4-5 операций в  день, работая по 8-9 часов, но после  болезни он был вынужден сократить  свой рабочий день.(6) В.Ф.Войно-Ясенецкий  писал медицинские и философские  работы, в 1946 г. был награждён сталинской премией первой степени за фундаментальный  труд «Очерки гнойной хирургии».(7) В своём письме Лука писал «За  мною исключительно ухаживают... поистине стремительная эволюция!»(6), подразумевая изменение отношения к церковнослужителям до войны и во время неё. Синод назначил Святого Луку епископом Енисейским и Красноярским. В первый день принятия сана он отслужил молитву о даровании победы над немецко-фашистскими захватчиками, призвал прихожан к пожертвованиям на танковую колонну. В.Ф.Войно-Ясенецкий делал патриотические воззвания, учил паству милосердию и соблюдению заповедей.(7) Сейчас в Красноярске поставлен памятник Святому Луке, на здании школы № 10 установлена мемориальная доска.

Показательна судьба красноярского  священника Н.В.Попова. Бывший репрессированный, он за 1943-1945 годы собрал на нужды фронта 620 тысяч рублей. Его стараниями вновь  открылась Покровская церковь. Своё прошение об её открытие Н.В.Попов мотивировал  тем, что много людей смогут попасть  в храм и послушать проповеди  о том, «чтобы сплочённо, дружно и  единодушно встать на защиту нашей  дорогой Родины от общего врага». Позже  Н.В.Попов стал настоятелем вновь  открытой Покровской церкви. Римма  Александровна Жукова, очевидец событий  военного времени, вспоминает, что в  этой церкви всегда, особенно на религиозные  праздники, было много посетителей.(8) В 1945 г. церковный совет Покровской церкви включился в фонд помощи детям  и семьям фронтовиков. За этот год  только для детей погибших воинов и инвалидов войны эта церковь  собрала 247 тысяч рублей. Н.В.Попов  был награждён медалью «За  доблестный труд в Великой Отечественной  войне 1941-1945 гг.»(9)

Владыка Варфоломей, архиепископ  Новосибирский и Барнаульский, призывал людей к пожертвованиям на нужды  армии, совершая богослужения в храмах Новосибирска, Иркутска, Томска, Красноярска, Барнаула, Тюмени, Омска, Тобольска, Бийска и других городов. Сборы шли на приобретение тёплых вещей для бойцов, содержание госпиталей и детских  домов, на восстановление районов, пострадавших во время немецкой оккупации и  помощь инвалидам войны.

К началу 1943 г. общая политическая обстановка в стране и положение  на фронтах, широкая патриотическая деятельность религиозных организаций, а также причины внешние: стремление сузить возможности немецкой пропаганды по использованию религиозных проблем, желание снять в общественных кругах стран-союзниц предубеждение  в отношении церковного курса  советского правительства и, наконец, намерение сплотить все антифашистские силы, включая и религиозные организации, — предопределили шаги Верховного Главнокомандующего и председателя Совнаркома СССР И.В. Сталина по дальнейшей нормализации государственно-церковных отношений.

Прежде всего, намечалось изменение политики в отношении  самой крупной и авторитетной религиозной организации — Русской  православной церкви.

Материал из "Журнала  Московской патриархии":

Положение нашей Церкви в  предвоенные годы трудно выразить в  краткой характеристике. Это было время местоблюстительства Митрополита  Сергия, время его мужественного  противостояния обновленческому и  заграничному расколам, время борьбы за церковное единство. Успехами этой борьбы постепенно создавались условия  для приведения в норму отношений  между Церковью и Государством, но полной ясности в этих отношениях еще не было. С трудом налаживались связи с заграничными приходами  и епархиями, сохранившими верность Матери-Церкви. Не было необходимой  полноты и в междуцерковных отношениях.

Словом, Русская Православная Церковь была далека от внутреннего  устройства в то время, когда наша страна подверглась внезапному нападению  гитлеровских полчищ. Этот бедственный  момент сразу же выявил подлинное  отношение нашей Церкви к своей  гражданской родине. Собственные  болезни и неустройства были на время  забыты, и в

первый же день войны Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий обратился к православному духовенству  и пастве с историческим посланием, ясно определившим позицию Церкви: «Православная Церковь, — говорилось в нем, — всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания  несла и утешалась его успехами. Не оставит она своего народа и  теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг»

Это послание вызвало в  верующем народе огромное воодушевление, и вся нравственная мощь Русской  Православной Церкви в одно мгновение  оказалась направленной к спасению и благу Родины. Навязанная нашему народу война стала для православных людей священной войной, и никакие  временные успехи фашистских захватчиков  не смогли: уже ослабить общей уверенности  в победе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Склоняя головы перед великим  подвигом советского народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать, приумножать  бесценный и благородный вклад  в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие ее, поднимавшей на смертный бой  воинов разных национальностей, разных вероисповеданий.

Стало уже доброй традицией  участие православных и католических священнослужителей в торжественных  церемониях на воинских мемориалах.

"Воинский подвиг, совершенный  христианином по воле Божией, всегда считался подвигом религиозным,  подвигом веры и любви, - говорил  об этом Патриарх Алексий. - Каждый  раз, отмечая славный День Победы  нашего народа в Великой Отечественной  войне, мы молимся об упокоении  всех павших на поле брани  воинов, усопших ветеранов и усердно  просим Господа даровать здравие  ныне живущим. Мы с глубокой  скорбью воспринимаем известия  о том, что не всюду чтят  память воинов, положивших свою  жизнь в борьбе с фашизмом. Помнить и с благодарностью  чтить их подвиг - наш священный  долг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Одинцов М. И. Государство  и Церковь в России. ХХ век.  М., 2004.

2. Русская Православная  Церковь. ХХ век / Беглов А.  Л, Васильева О. Ю., Журавский  А. В. и др.. М., 2008.

3. Солоухин В.А. “При  свете дня”. - М., 1992.

4. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. 1917 - 1997. М., 1997.

5. Шкаровский М. В Русская  Православная Церковь при Сталине  и Хрущеве (Государственно-церковные  отношения в СССР в 1939 - 1964 гг.). М., 1999.

6. Журнал Московской Патриархии №10 октябрь 1954

7. Большая советская энциклопедия В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.


Информация о работе Контрольная работа по «Отечественная история»