Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:42, контрольная работа
Крепостное право (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.
Крепостное право зародилось на заре феодальной эпохи, как альтернатива, причем более прогрессивная, рабовладельческому строю. Истоки его возникновения кроются, как мне кажется, в резком разделении населения на воинов и земледельцев, причем никто не оставался без работы: воины воевали, что по тем временам было очень почетно (конечно, если жив останешься), а земледельцы в свою очередь кормили себя и воинов, что было намного менее почетно, но как-то спокойнее.
Крепостное право на Руси: понятие, причины и этапы установления, развитие, последствия существования. Этапы решения крестьянского вопроса…………………………………...........................................................3
Сравнительная характеристика Отечественной войны1812 года и Крымской войны 1853-1856 года……………………………………………7
Сравнение аграрные реформ России ХХ века……………………………………………………………………………13
Причины и предпосылки распада СССР………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………………………………...25
3.Сравнение аграрных реформ России ХХ века
Столыпинская аграрная реформа 1905-1911 годы | |
Суть реформы |
Закрепление правового статуса крестьянского сословия через личную земельную собственность. Реформа предполагала превратить крестьянина в собственника
земли путем серии мероприятий
по ликвидации архаичных крепостнических
методов ведения сельского общины. Предполагалось. что экономическое укрепление крестьянского хозяйства. создание слоя зажиточных мужиков укрепит и политический строй России. |
Задачи |
Необходимо было. повысить товарность крестьянского хозяйства. поднять покупную способность крестьян. ускорить процесс дифференциации крестьянства путем экономической конкуренции. увеличить
приток рабочей силы в город из
деревни. расширить емкость внутреннего
рынка и ускорить темпы развития
индивидуального |
Результат реформы |
Столыпинская аграрная реформа освобождало общество от феодально-крепостнических пережитков и объективно содействовала развитию производственных сил. Рост производства продукции на хуторах привел к конкуренции и разорению отсталых помещичьих хозяйств. Увеличился вывоз сельскохозяйственной продукции. возросла урожайность хлебов. В городах стали больше потреблять мяса. Аграрная реформа не только оживила внутренний рынок. но и способствовала развитию промышленности. Также реформа оказала большое влияние на изменение социальной структуры общества. Процесс дифференциации в деревне привел к наплыву в город чернорабочих. а цена не квалифицированной рабочей силы была низка. Но эти реформы не могли быть полностью реализованы по ряду причин. Во-первых. нельзя было обеспечить собственников-фермеров земельной
площадью. достаточной для организации
рационального хозяйства. оставили
в неприкосновенности монопольное
землевладение крупных вторых. фермеры были оставлены практически без финансовой помощи государства. Пособия от 100 до 260 рублей. которые им выдавали. были явно недостаточными для приобретения техники. И. в-третьих. свободное фермерство не могло родиться при отсутствии демократии. В результате. в канун революции 1917 г.. земельный вопрос продолжал оставаться нерешенным. |
|
Хрущевские реформы 50-х – начала 60-х годов |
Суть реформы |
Реформы были направлены на постепенный вывод колхозов из-под государственного диктата и создания условий для их развития как самостоятельных хозяйств, действующих в условиях регулируемого рынка. |
Задачи |
Обеспечить мощный подъем сельскохозяйственного производства. максимальное удовлетворение советских людей в продуктах питания: З программы Хрущева: 1. Целина; 2. Кукурузная эпопея – в сжатые сроки насытить животноводство ценным кормом; 3. подъем животноводства - за 3-4 года догнать США по производству молока, мяса, масла на одну душу населения. |
Результат реформы |
1 программа: была проведена
наскоком без научной С начала 50-х годов началось укрепление маломощных колхозов и совхозов. Производилось оно директивными методами, при полном нарушении принципа добровольности. К концу 1953 года вместо 254 тыс. колхозов, бывших 1950 г., осталось 93 тыс., а к 1963 году - всего 39,5 тыс. Эффективность производства в укрупненных колхозов резко упала и стала самой низкой из всех колхозов.
С легкой руки Н. С. Хрущева в 1957-58 гг. стал изыматься скот личных подсобных хозяйств с целью повышения поголовья общественного стада, практически стала проводиться левацкая концепция отмирания личных хозяйств, как не соответствующих социалистическим производственным отношениям. В результате, важнейший источник прироста продуктов питания в конце 50-х - начале 60-х гг. был практически ликвидирован, что нанесло невосполнимый ущерб решению продовольственной проблемы в стране. |
Постсоветская аграрная реформа Горбачева-Ельцина 80-х - 90-х годов | |
Суть реформы |
Развитие села. Приняты меры по совершенствованию методов управления (повышению трудовой, хозяйственной и финансовой дисциплины, развитию хозрасчета) Повышены закупочные цены, упрощена система планирования закупок, создан Госагропром СССР. Выросла самостоятельность хозяйств, начала разрушаться система жесткого планирования производства сверху. Крестьяне получили право выхода из сельхозпредприятий для создания фермерских хозяйств. При Ельцине: 1992 год особенность этапа — резкий переход от централизованной системы управления экономикой почти к полному самоустранению государства от выполнения функций по управлению сельским хозяйством и другими отраслями. |
Задачи |
В1985 году Горбачев решил в самый короткий срок осуществить задачу о полном обеспечении страны продовольствием. При Ельцине: В 1992 году началась в стране очередная аграрная реформа: этап - либерализация цен |
Результат реформы |
В результате, в области материально-технического и финансового обеспечения хозяйств удалось осуществить крупные сдвиги. К 1991 году по производству основных видов техники для села (тракторов и комбайнов) СССР превзошел США более чем в 4 раза. В целом, была снята проблема снабжения сельхозпредприятий удобрениями и средствами защиты растений. Хозяйствам стал доступен дешевый кредит. При Ельцине: Первые 2 года (1982-1983) темпы прироста выросли почти в 7 раз и составили 11.1 %. В 1983- 1985 темпы прироста, снизились до 0.3 %. С 1986 года начинается новый подъем в сельской экономике. Прирост производства к уровню 1985 года составил 11.1 млрд. руб., или 5.3 %. На 11.1 % выросла урожайность зерновых, а надой молока — на 5.9. Состояние сельской экономики ухудшается. Сокращение объемов производства по основным видам продукции в натуральном исчислении достигло 30-70 %. Крестьяне и коллективные хозяйства разоряются, т. к. нет условий для эффективного хозяйствования (дороговизна ресурсов, острая конкуренция со стороны зарубежных производителей, поборы и .т.д.).. %. В последующие годы реформы эти показатели росли медленнее, или падали. 2-ая реформа 1992 года: в итоге это привело к самому сильному спаду производства за всю историю страны: к 1997 году объемы производства ряда основных видов продукции уменьшились на 30-70 %, в 1.5-2 раза сократилась доля России в мировом производстве зерна, сахарной свеклы, молока, мяса, яиц. |
Заключение: Столыпинская аграрная реформа освобождало общество от феодально-крепостнических пережитков и объективно содействовала развитию производственных сил. Рост производства продукции на хуторах привел к конкуренции и разорению отсталых помещичьих хозяйств. Увеличился вывоз сельскохозяйственной продукции, возросла урожайность хлебов. В городах стали больше потреблять мяса. Аграрная реформа не только оживила внутренний рынок, но и способствовала развитию промышленности. Я считаю, что столыпинские реформы были последним шансом старого режима спасти страну от разрушительного действия революции "снизу", но в то время мы были не готовы к резким переменам.
Три аграрные суперпрограммы Хрущева должны были принести ему благодарность современников и заслуженную память потомков, но масштабы, объемы, а главное сроки и методы их выполнения превратили эти целевые рубежи в иллюзорные фантазии, а самого Н. С. Хрущева - в крупнейшего аграрного утописта современности. Вера в нереальные, не опиравшиеся научные прогнозы пути ускорения сельского хозяйства была путеводной звездой аграрного реформатора, она же лежала в основе многих ошибок, перегибов, грубых просчетов в области сельскохозяйственного производства. Начав в сентябре 1953 г. за здравие, достигнув не малых успехов в первые годы, Н. С. Хрущев и его окружение в последующем сами же и разрушили скоро возводившиеся аграрное здание. Революционное нетерпение, самоуверенность, дилетантизм лидера, поощряемые его соратниками, привели сельское хозяйство страны на грань полного банкротства.
Радикальная реформа 90-х годов прошлого века очень дорого обошлась обществу в целом. Объем производства валовой продукции сельского хозяйства к 2000 г. упал более чем на 40% в сравнении с 1992 г., годом начала проведения реформ. Масштабы аграрного кризиса уже превзошли сокращение производства, последовавшие за первой мировой и гражданской войнами, коллективизацией и второй мировой войной.
Причины распада СССР
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии — Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич — заключили договор о прекращении существования СССР и создании СНГ.
Спустя две недели, 21 декабря 1991 года, на политической карте мира появился новый межгосударственный союз — Содружество Независимых Государств.
С тех пор оценка этого соглашения остается противоречивой: стоящие у власти в то время политики считают его неизбежным, их противники называют произошедшее «преступлением».
В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик, на его территории проживало свыше 270 миллионов человек - представители свыше ста наций и народностей. К 1991 году, после "парада суверенитетов", единый ранее СССР представлял собой разрозненный "набор" бывших республик, объявивших о своей независимости. Пиком политического кризиса стало совещание руководителей трех суверенных государств - России (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и Беларуси (Станислав Шушкевич), прошедшее в Беловежской пуще в декабре 1991 года.
8 декабря было заявлено
о прекращении действия
В конституциях СССР союзные республики были наделены государственным суверенитетом и правом выхода из состава Советского Союза. Данные декларативные и, можно сказать, декоративные конституционные положения стали в дальнейшем успешно использоваться региональными сепаратистами.
В отличие от союзных,
входящие в их состав автономные республики
обладали менее привилегированным статус
РСФСР, являясь политическим
ядром Советского Союза, основным и
почти единственным из республик
донором союзного бюджета, не обладала
рядом признаков союзной
Несменяемость первых секретарей ЦК компартий союзных республик, их незыблемый статус в Политбюро Центрального Комитета и безраздельная власть в собственных республиках вели к постепенной утрате контроля со стороны центральных органов власти. Развитие товарно-денежных отношений в республиках Прибалтики, Закавказья и Средней Азии в 1950-70 гг. привело к появлению полулегального слоя коммерсантов, стремившихся найти поддержку со стороны властей республик. Региональные власти также стремились контролировать ресурсы своих республик без участия теряющего власть Кремля. В итоге, уже в середине 1970-х гг. начинает складываться альянс части партийно-хозяйственной элиты, националистически настроенной интеллигенции и нарождающегося класса предпринимателей.
Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"