Контрольная работа по отечественной
истории.
Факультет пищевых технологий
ЮУрГУ
Вариант - 1
- Прочтите отрывок из летописи: Укажите события и исторического
деятеля, о которых идёт речь? Ответ обоснуйте.
«И стал воевать царь … окаянный
Рязанскую землю, и пошёл ко
граду Рязани. И осадил град, и
бились, пять дней неотступно…
Войско переменилось, а горожане
бессменно бились. И многих горожан
убили, а иных ранили, а иные
от великих трудов изнемогли.
А в шестой день спозаранку
пошли поганые на город –
одни с огнями, а другие с
пороками, а третьи с бесчисленными
лестницами – и взяли град
Рязань месяца декабря в двадцать
пятый день».
Ответ: осада и взятие
г. Рязани монголо-татарами. (1237 г. 13 в.)
Упоминание в произведении древнерусской
литературы – « Повесть о разорении Рязани
Батыем». Созданного на основе рязанского
летописного свода составленного и разновременно
пополнявшегося в скриптории Никольского
храма в г. Заразске, датируемая серединой
14 в.. Изначальным автором, считается священник
этого храма – Евстафий Второй (Корсунский).
Обоснование
ответа: приведён отрывок из «Повести о разорении
Рязани Батыем». Повесть описывает события
1237 г. На курултае в 1235 г. (съезде потомков
Чингисхана) было принято решение об общемонгольском
походе в Европу до «последнего моря».
Предводителем похода был Батый. Поход
длился до 1238 г., в результате которого
Батый завоёвывает земли восточной Булгарии,
проходит через целый ряд городов древнерусских
княжеств в бассейне Волги и Оки, уничтожает
Рязань, Владимир, Суздаль, Козельск, Коломну
и множество мелких городов. Следовательно,
описанные события в повести относятся
к походу хана Батыя внука Чингисхана.
Также в данном отрывке упоминается
г. Рязань, окаянный царь ставший воевать
Рязанскую землю. Основываясь на сообщениях
древнерусских летописей, статус – «окаянного»,
«поганого» был закреплён за Бату ханом
(Батыем) древнерусскими летописцами,
за жестокость и вероломство во времена
монгольских набегов. Следовательно, речь
идёт о походе Батыя на Северо-Восточную
Русь, осада г. Рязани (16 декабря 1237 г.) и
взятии града месяца декабря в 21 –й день
(1237 г.). ( В 25-й день был взят малый
град Заразск ныне (Зарайск), входивший
в Рязанское княжество). Период татаро-монгольского
нашествия на Русь, первый поход Батыя
на Севере - Восточную Русь.(1237 – 1238
гг.)
Батый (Бату – хан, 1208 – 1255 гг.) монгольский
полководец и государственный лидер,
чингизид, сын Джучи и внук Чингисхана.
Анализируя содержание отрывка
повести – летописи, можно, несомненно,
утверждать, что описываемые события
относятся к периоду феодальной
раздробленности Руси. В чём это
проявляется? Феодальные разногласия
и отсутствие единого руководства
борьбой, русских князей с иноземными
захватчиками, нежелание помочь друг другу,
(так как речь идёт о борьбе одного княжества).
- Прочтите отрывок из папского послания, датированного серединой XIII в. Кому было адресовано данное
послание, и в какой исторической обстановке
оно было создано? Ответ обоснуйте.
«Вот о чем светлость твою
просим, напоминаем и ревностно
увещеваем, дабы ты матерь Римскую
церковь признал и её папе
повиновался, а также со рвением
поощрял твоих подданных к
повиновению апостольскому престолу,
чтобы вкусить тебе от неувядаемых
плодов вечного блаженства. Да
будет тебе ведомо, что, коль скоро
пристанешь ты к людям, угодным
нам, более того – Богу, тебя
среди других католиков первым
почитать, а о возвеличении славы
твоей неусыпно радеть будем.
Ведомо, что от опасностей легче
бежать, прикрывшись щитом мудрости.
Потому просим тебя об особой
услуге: как только проведаешь, что
татарское войско на христиан
поднялось, чтоб не преминул ты
немедля известить об этом
братьев Тевтонского ордена, в
Ливонии пребывающих, дабы, как только
это (известие) через братьев оных
дойдёт до нашего сведения, мы
смогли безотлагательно поразмыслить,
каким образом, с помощью Божией,
сим татарам мужественное сопротивление
оказать».
Ответ: первое послание
папы Иннокентия IV князю Александру Ярославичу
Невскому. Датированное 23. 01. 1248 г.
(писано в Лионе X дня февральских календ,
в год V.).
Обоснование
ответа: о контактах между Александром Невским
и Иннокентием IV, занимавшим в 1243 -1254 гг.
папский престол свидетельствуют три
источника - две буллы Иннокентия IV и Житие
Александра Невского.
Как известно
XIII в. Для Руси стал ”чёрным
веком”. С востока Русь подверглась
жестокому порабощению со стороны Орды,
которой управлял род Чингизидов (основатель
рода Чингисхан, Батый, с которым Александр
Ярославич выстраивал свои отношения,
был его внуком). С Запада – крестоносцы,
под руководством римской курии. Интересы
татаро – монгол сводились к откровенному
грабежу, захвату пленных и последующему
взиманию дани. К русскому православию
они относились спокойно, даже поддерживали
его, освободив духовенство от уплаты
дани и объявив впоследствии полную веротерпимость.
Напротив западные феодалы стремились
к территориальным приобретениям за счёт
русских владений, а римская церковь –
распространению католицизма на территории
Руси.
После того как крестоносцы
потерпели поражения на р. Неве
(1240 г. невская битва), Чудском озере
(1242 ледовое побоище), в папской
курии был выбран план, в соответствии
с которым решено одновременно
вести переговоры и с русскими
и татаро – монголами. Путём
соглашения с монгольскими ханами,
установившими на Руси своё
владычество, папство стремилось
получить в свои руки управление
русской церковью и добиться
тем самым политического влияния
на Руси.
Папа Иннокентий IV отправляет к монгольским
правителям несколько посольств – Плано
Карпини, Асцелина и др. Ведя двойную игру,
курия пыталась, завязать отношения
и с русскими князьями обещая им помощь
против монгольских захватчиков. А именно,
Иннокентий IV. отправляет два посольства
– в 1246 г. к Даниилу Романовичу в
Галич, который принял предложение папы,
(за что впоследствии поплатился). И в 1248
г. к Александру Ярославичу в Новгород
(в это время князь находился в Орде). Только
в 1251 г. кардиналы вручили послание
папы И.IV Александру с предложением признания
Римской церкви, и просьбой в случае татарского
наступления на христиан известить об
этом «братьев Тевтонского ордена,
в Ливонии пребывающих, дабы, ….. сим татарам
мужественное сопротивление оказать».
На что в ответ князь написал о верности
русских Христовой Церкви, и вере Семи
Вселенских Соборов «Сии все добре сведаем,
а от вас учение не приемлем». Это был выбор
религиозный и политический. Не доверяя
Западу, ещё ранее, между Александром
и правителями Орды был заключён договор
о том, что Русь платит татаро – монголам
дань, а они в свою очередь, защищают
Русь от экспансий Запада. Так князь, Александр
Невский отказавшись от всякого сотрудничества
с Западом, избрал для Руси путь вынужденной
покорности Орде, принятию всех её условий,
но сохранив при этом православие.
- Прочтите отрывок из средневековой духовной
грамоты (завещания): Кто автор данного завещания?
Какой след он оставил в русской истории?
Ответ обоснуйте.
«Во имя отца и сына и святого духа. Я грешный,
ничтожный раб божий ..., пишу духовную
грамоту, идя в Орду, никем не принуждаем,
в здравом своём уме, в полном здоровье.
На случай, если бог что решит о моей жизни,
даю завещание сыновьям моим и княгине
моей. Завещаю сыновьям своим отчину свою
Москву, а раздел учинил им такой. Дал я
сыну старшему Семёну: Можайск со всеми
волостями, Коломну со всеми Коломенскими
волостями... 4 цепи золотых, 3 пояса золотых,
2 чаши золотых с жемчугами, блюдце золотое
с жемчугом, с драгоценными камнями, 2 ковша
золотых больших... Даю сыну моему Ивану:
Звенигород... 4 цепи золотых, пояс золотой
большой с жемчугом, с драгоценными камнями...
Я дал сыну моему Андрею: Лопасню, Северскую,
Нарунижское... А из золота я дал сыну моему
Андрею: 4 цепи золотых, пояс золотой фряжский
с жемчугом... А княгине моей с меньшими
детьми даю: Сурожик, Мушкину гору...»
Ответ: Иван I Данилович Калита (гр. предположительно
1288 - ум. 31.03. 1341, Москва) – Московский князь
в 1325-1341 гг. Великий князь Владимирский
в 1328- 1341 гг. Новгородский князь в 1328- 1337
гг. Сын удельного московского князя Даниила
Александровича. Отрывок из второй «Духовной
грамоты» написанной в 1328 г., напечатанной
в «Собрании государственных грамот и
договоров», т №22.
Обоснование
ответа: описываемые в отрывке данной
грамоты (завещании), данные, несомненно,
относятся ко времени роста и возвышения
Московского княжества, Москва упоминается
как отчина (т. с земельное владение князя,
которым владел его отец и на которое он
имеет право, распределяется меж тремя
сыновьями князя). Далее перечисляются
города и волости составляющие удел каждого
сына в отдельности. Такое территориальное
преимущество и значимость по сравнению
с другими княжествами Руси Московское
княжество обрело при правлении Ивана
I Даниловича Калиты. Начало объединений
земель вокруг Москвы, началось с Даниила
Александровича отца Ивана I (Коломна,
Можайск)- который был первым самостоятельным
князем и родоначальником Московского
княжества. Первое письменное упоминание
Коломны отображено в духовной грамоте
И. Калиты.
Деятельность
И. Калиты способствовала тому, что была
заложена основа политического и экономического
могущества Москвы. В чём это проявлялось?
- Установил мирные отношения с Ордой, путём уплаты дани собранной с населения, тем самым добился покоя «от насилия татарского, и была оттоле тишина велия по всей земли».
- Добился переноса резиденции русских
патриархов из Владимира в Москву, что
сделало её духовным центром Руси и обеспечило московскому князю поддержку церкви.
- Ввёл в действие земледельческий закон,
основанный на византийском праве, и установил новый порядок наследования, сформулированный в его духовной грамоте.
- Появились первые каменные здания –
Успенский собор, Собор Спаса на Бору…,
дубовый Московский Кремль.
- Расширение территории княжества путём «купли» земель.
Прозвище Калита – за щедрость и богатство
(калита – поясной кошель).
4. Прочтите отрывок из
летописи: Назовите события и исторического
деятеля, о которых идёт речь? Ответ обоснуйте.
«…Тоя же зимы, в третий день, царь и великий
князь… со своей царицей и со своими детьми
поехал из Москвы в село Коломенское, а
от Троицы из Сергиева монастыря поехал
в Слободу. Третий день прислал царь к
митрополиту всея Руси список, в нем писаны
измены боярские и воеводские и всех приказных
людей, которые измены делали и убытки
государству. И на них царь великий князь
гнев свой положил…
Царь повелел
учинить ему на своём государстве двор
особый…».
Ответ: опричнина – система чрезвычайных
мероприятий, применённых русским царём
Иваном IV Васильевичем (Грозным) во внутренней
политике в 1565 – 1572 гг. для разгрома боярско
– княжеской оппозиции и укрепления Русского
централизованного государства.
Обоснование ответа: приведён фрагмент из Никоновской летописи
об учреждении опричнины в 1565 г. Описываемые
в летописном отрывке события, можно охарактеризовать
как начало самодержавия на Руси, а
также утверждение царской власти. Основоположником
которой является Иван IV Васильевич Грозный
(1530 – 1584 гг.).
Началом укрепления самодержавной власти
стал новый титул царь. В 1547 г. Иван IV Васильевич
венчается на царство, официально принимая
титул царя и великого князя
всея Руси. Постепенно складывалась
система централизованного управления
страной. С этой целью была проведена серия
реформ. Среди реформ важным событием
было принятие в 1550 г. нового Судебника.
Судебник сохранял за крестьянами право
”Юрьева дня”, упорядочил службу дворян
и определил размер их земельного жалования.
С 1549 г. начали созываться земские соборы.
Желание царя усилить самодержавную власть,
натолкнулось на сопротивление бояр и
княжат, вызванное традиционным представлением
о власти. Проводимые реформы, ограничивающие
власть княжеско – боярской знати, стали
встречать их сопротивление, несогласие
с царской политикой, неподчинение воле
царя. Разногласия с боярами, проблемы
централизации и укрепления власти, неудачи
во внешней политике, требовали от царя
решения об установлении в стране нового
порядка управления государством.
В конце 1564
г., в период военных действий в Ливонии,
царь Иван IV желая получить законную возможность
начать репрессии против всех, кого он
заподозрит в измене, удаляется из Москвы
с семьёй, якобы отрекаясь от царства.
Посетив все близ лежащие монастыри, останавливается
в Александровской Слободе. Отсюда начинает
вести свою политику. 3 января 1565 г. в своём
послании к митрополиту Афанасию объявил
о своём гневе на представителей духовенства,
бояр, дьяков, приказных (напоминал об
их злоупотреблениях, расхищении казны,
бегстве со службы…) и в другой грамоте,
адресованной ко всему московскому люду,
говорилось, что против простого народа
у царя нет ни гнева, ни опалы. Народ потребовал,
чтобы царь не оставлял престола и
в Москве начались волнения. «Боярская
дума» опасаясь междоусобий и беспорядков,
вынуждена принять условия царя.
Условием
Ивана Грозного возвращения на царство
было создание себе особого двора. «Царь повелел учинить
ему на своём государстве двор особый».
По новому порядку центральное управление
разделялось на опричный и земский дворы.
На земщине прежнее управление, а опричниной
полностью распоряжался царь. Бояре
и дворяне, не записанные в опричнину,
лишались родовых вотчин и переселялись
в земщину, получая там новые поместья.
На отобранных землях в опричнине селились
опричные служилые люди преданные царю.
Подобные меры нанесли сильный удар по
экономической и политической мощи ”великих”
боярских родов. Главной мерой стало создание
опричного войска (1- тыс. человек)- личной
охраны царя. Опричникам, которыми становились
среднепоместные дворяне, придавались
чрезвычайно карательные функции: ”грызть”
изменников и выметать из государства
измену (знак опричника – голова собаки
и метла у седла лошади) – т.е. проводить
слежку и расправы по всей стране. Тайный
сыск, пытки, массовые казни, уничтожение
усадеб разграбление имущества опальных,
карательные экспедиции против городов
и уездов стали обычным делом. Вот отсюда
и прозвище царя «Грозный». Время
террора, жестоких расправ против своих
же русских.