Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 12:44, контрольная работа
Прочтите отрывок из летописи: Укажите события и исторического деятеля, о которых идёт речь? Ответ обоснуйте.
«И стал воевать царь … окаянный Рязанскую землю, и пошёл ко граду Рязани. И осадил град, и бились, пять дней неотступно… Войско переменилось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, а другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать пятый день».
5. Прочитайте отрывок из некоего воззвания: Назовите автора и период русской истории, о котором идёт речь? Ответ обоснуйте.
«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится и какой страх впереди, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или татар впасть.
А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале междо главными управителями злоба и ненависть, которые, забыв страх Божий, верность к отечеству и свою честь, и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей в помощь отечества призвали чужестранных государей, тот польского, другой шведскаго. Иные же розличных воров, чернецов, холопей, казаков и всяких бездельников царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют…
Может, кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска и воеводы способнаго? Но я моё намерение скажу. Моё имение, все, что есть без остатка готов я отдать в пользу и сверх того, заложа дом мой…жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу отечества. И готов лучшее со свею моею семьёй в крайной бедности умереть, нежели видеть отечество в поругании и от врагов во обладании…».
Ответ: обращение Кузьмы Минина к народу нижегородскому, с призывом собрать средства на создание войска для борьбы против польских интервентов, в 1612 г. период «Смутного времени».
Обоснование ответа: «Смутное время» - обозначение периода истории России конца XVI и начало XVII вв., ознаменованного стихийными бедствиями, польско – шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. Основные признаки «смуты» - бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданская война, интервенция.
Описываемые в документе события, несомненно, относятся к периоду «Смутного времени» начала XVII в., на что указывают времена борьбы за власть царями – самозванцами (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II) – ставленники Речи Пасполитой, договор со шведами правительства В. Шуйского об оказании «помощи» в борьбе с Лжедмитрием II и Речью Пасполитой, в обмен на право обладания Новгородской землёй г. Корелы с уездами. Новгородская земля оккупирована шведами. После всех междометий Шуйский был свергнут.
На политической арене началось боярское правление «семибоярщина» - (Мстиславский, Трубецкой, Голицын, Оболенский, Романов, Лыков, Шереметьев) с 1610 –по 1613 гг. – Московское правительство.
Московское правительство решило обратиться к польскому королю с просьбой: отпустить на русский престол его сына - королевича Владислава. 20 - 21 сентября польские войска вступили в столицу, привели москвичей к присяге верности Владиславу, а потом разослали по всей стране '' известительные'' грамоты, требуя, чтобы королевичу присягала вся Русь. Сам же Владислав отказывался ехать в Москву, несмотря на то, что польский гарнизон находился в Кремле. Предательство государственных интересов России боярами превзошло все мыслимые пределы. Грабежи и насилия, совершаемые польско - литовскими отрядами в русских городах, а также межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызвали неприятие польского господства - на северо - западе и на востоке ряд русских городов "сели в осаду" и отказывались присягать Владиславу. В других городах и уездах не хотят поступать по примеру “семибоярщины”. Более того, их жители выступают против интервентов.
Польская оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия.
Страна переживала наивысший момент разрушения. Поляки хозяйничали в самой Москве, шведы, выйдя из роли "союзников", разоряли северо - западные русские земли. Не прекращались народные выступления.
В сложившихся тяжёлых обстоятельствах осенью 1611 г. Кузьма Минин обратился к народу. Кузьма Минин начал свою деятельность в должности земского старосты 1 сентября 1611 года. "Муж рода не славного, но смыслом мудр", человек умный и энергичный, он первым бросил клич о необходимости сбора сил и средств для борьбы с интервентами. На его призыв живо отозвалось сначала нижегородское население, а затем и многие другие города. Минин официально назывался "выборным человеком". Он являлся организатором ополчения и распорядителем средств, собираемых для содержания рати.
«Из русских людей XVII века я не знаю человека крупнее и своеобразнее.… Но его не поймёшь сразу: это – довольно сложный характер и прежде всего характер очень неровный. В спокойное время, в ежедневном обиходе он был тяжёл, капризен, вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив. Но это были едва ли его настоящие, коренные свойства. Он умел производить громадное нравственное впечатление, а самолюбивые люди на это не способны…
Вступая на
патриарший престол, он связал
боярское правительство и
Ответ: Никон – Патриарх Московский (в миру Никита Минов). Раскол православной церкви в России. Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно - канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве.
Обоснование ответа: в отрывке из сочинения повествуется о патриархе, устроившем церковную диктатуру – кем, несомненно, являлся Патриарх Никон, который в 1653 г. начал проведение церковных реформ. От царя он получил особые полномочия – наблюдать за всем управлением и освобождать, по своему усмотрению, узников из темниц. При поддержке царя Алексея Михайловича, Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным греческим образцам и изменил некоторые обряды, во время служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды, в том числе двоеперстие заменил троеперстием – «…предписывал также креститься тремя перстами». Нововведения были одобрены церковными соборами 1654 -1655 гг. Но перемены поддерживали не все.
Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII в. отделения от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших названия старообрядцев и раскольников. Поводом для раскола послужила так называемая «книжная справа» - процесс исправления и редактирования богослужебных текстов. Раскол защищал старину, отрицал нововведения, проповедовал принятие мученического венца во имя «старой веры», во имя спасения души.
«Ты, злодей, богоотступник и бунтовщик..., забыв страх Божий и присягу на верность его величеству великому государю... и защитнику всея Великия, Малыя и Белыя России, произвёл против него мятеж и, возмутив других казаков, пошёл с ними на реку Волгу, дабы привести там во исполнение злодейский замысел свой. И придя туда, причинил ты великий убыток, множеству людей, захватив насады – большие лодки, груженные солёной рыбой и солью, принадлежащие патриарху и монастырям. И ещё захватил ты насады многих купцов и так грабил и разбойничал повсюду до самых стен Астрахани…
А когда прислали к тебе из Астрахани в город Яик воеводу и двух московских полковников с солдатами, дабы склонить тебя по добру отстать от разбоя и принести повинную государю, ты полковников тех повесил, и вместе с казаками твоими ушёл из Яика, и пошёл от моря на Волгу, и, идучи туда, разорял все рыбные промыслы и сжигал поселения татар».
Ответ: Восстание под предводительством Степана Разина. (1670 -1671 гг.) Смертный приговор, читанный Стеньке Разину на месте казни 6 июня 1671 года в Москве.
Обоснование ответа: приведён фрагмент из смертного приговора «читаного Стеньке Разину на месте казни 6 июня 1671 г.».
В начале 70-х годов XVII в. крупное восстание произошло в южных районах России, где земли по Дону были заселены казаками. Особенности их положения (оборона пограничных земель от крымцев и ногайцев) обусловливали их отношения с центром, который обеспечивал их хлебным жалованием, а также не требовал выдачи беглых крестьян. Нередко казакам для пополнения своего имущественного положения приходилось собирать походы «за зипунами». Однако в 60-х годах правительство стало противодействовать им, тогда начались волнения.
Во
главе восставших стоял
Новый поход Разина, начавшийся в 1670 г., превратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками и русскими крестьянами участвовали народы Поволжья; мордва, татары, чуваши и д. р). Ядром этого движения явилось донское и волжское казачество, заключавшее в своей среде много недовольных московским правительством и московскими порядками. Разин и его сторонники призывали послужить царю, «побить» бояр, дворян, воевод, торговых людей «за измену», дать «черным людям» свободу. Весной отряды восставших овладели Царицыном, а в начале лета – Астраханью. Затем было принято решение продвигаться на север – вверх по Волге. Восстание охватило значительную территорию Поволжья. Через месяц без боя сдались Саратов и Самара. Около месяца повстанцы осаждали Симбирск, но взять его не смогли. Царские войска под командованием князя Юрия Долгорукого разбили восставших. Сам Разин был ранен, бежал на Дон, чтобы собрать новое войско. Но был схвачен казачьими старшинами и выдан правительству.
Степан Разин был привезён в Москву и казнён 6 июня 1671 г. Разина казнили на Красной площади четвертованием. Русский престол в то время занимал царь Алексей Михайлович.
«...Ещё обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит; того ради мы ныне уже учреждённый Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1. Ни с кем войны не всчинять.
2. Миру не заключать.
3. Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4. В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета
5. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6. Вотчины и деревни не жаловать.
7. В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить.
8. Государственные доходы в расход не употреблять – и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать. А. буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».
Ответ: «Кондиции» Верховного тайного Совета для новоизбранной императрицы престола Российского – Анны Иоанновны (1730 г.)
Информация о работе Контрольная работа по "Отечественной истории"