Содержание
Государственный строй Афин в V в. до н.
э.
В первую
половину V в. до н.э. Афины превращаются
в одно из ведущих государств
греческого мира. Этому способствовали
победа греческих государств
в греко - персидских войнах, интенсивное
экономическое развитие Афин
и укрепление в них демократического строя.
Государственный
аппарат афинской демократии
состоял из следующих органов
власти: Народного собрания, коллегии
стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание
Народное
собрание являлось главным органом. Право участия в Народном собрании
имели все полноправные афинские граждане
(мужчины), достигшие двадцатилетнего
возраста, независимо от их имущественного
положения и рода занятий. Полномочия
Народного собрания были очень широки
и охватывали все стороны жизни Афин. Народное
собрание принимало законы, решало вопросы
войны и мира, избирало должностных лиц,
заслушивало отчеты магистратов по окончании
сроков полномочий, решало дела по продовольственному
снабжению города, обсуждало и утверждало
государственный бюджет, осуществляло
контроль за воспитанием юношей. В компетенцию
Народного собрания входило такое мероприятие,
как остракизм. Специфическое значение
имели права Народного собрания по охране
основных законов. Была учреждена специальная
коллегия для охраны законов (номофилаков),
которая, получив полномочия от Народного
собрания, наблюдала за строгим выполнением
правительственными органами всех основных
законов Афинского государства. Кроме
того, любой член Народного собрания имел
право выступить на нем с чрезвычайным
заявлением о государственных преступлениях,
в том числе с письменными жалобами на
лиц, внесших в Народное собрание предложения,
которые нарушают существующие законы.
Институт «жалобы на противозаконие»
оберегал незыблемость основных законов
от попыток изменения или ограничения
их в ущерб правам народа путем законодательных
актов. Право каждого афинского гражданина
возбуждать «жалобы на противозаконие»
стало подлинной, основной опорой афинской
демократической Конституции.
Народное
собрание работало по довольно демократически
правилам. Выступить мог любой его участник.
Но в своей речи он должен был повторяться,
оскорблять своего оппонента, и говорить
не по существу.
Созывалось
оно весьма часто. Четыре Народных
собрания через 8-9 дней.
Среди
органов исполнительной власти
в Афинах следует отметить
две коллегии - стратегов и архонтов.
Коллегия стратегов
Стратеги
занимали особое положение среди
других должностей. Они были не
только военачальниками, но и
дипломатами, финансистами. Поскольку стратеги не получали
жалованья, и потому занимать эту должность
могли только весьма состоятельные люди.
Война с персами требовала сосредоточения
власти в одних руках. Так выдвигается
должность первого стратега, ставшего
и первым должностным лицом в государстве.
Стратегом можно было быть много лет подряд.
Коллегия архонтов
В ведении
коллегии архонтов находились
религиозные и семейные дела,
а также дела, касающиеся нравственности.
Девять архонтов и секретарь
избирались с помощью жребия. Затем все архонты, кроме
секретаря, подвергались проверке в Совете
пятисот. Вторую проверку архонты проходили
в гелиэе, где голосование происходило
путем подачи камешков. Под руководством
коллегии архонтов действовал высший
судебный орган - гелиэя. Помимо чисто
судебных функций, она выполняла функции
в области законодательства.
Афинская
демократия в V - VI вв. до н.э.
представляла собой хорошо разработанную
политическую систему. Замещение
государственных должностей строилось
на принципах выборности, срочности, коллегиальности,
подотчетности, возмездности, отсутствия
иерархии.
При
всех недостатках афинской демократии
она имела для своего времени
самое передовое государственное
устройство, изучение которого имеет
большое историческое значение.
Реформы Солона
Решающее
значение для оформления классового
общества и государства в Афинах
имели реформы знаменитого политического
деятеля той эпохи Солона. К
VI веку до н.э. в Афинах складывается
крайне сложная обстановка. Развитие
товарно-денежных отношений привело к дальнейшему
социальному расслоению свободного населения.
В среде свободных возникает целый комплекс
противоречий - между богатыми и обедневшими
эвпатридами, все еще удерживающими власть,
и богачами из землевладельцев, торговцев
и ремесленников, стремящимися к власти
и использующими недовольство бедноты
и средних и мелких собственников. Эти
противоречия кристаллизовались как противоречия
между богатой родовой аристократией
и народом (демосом), возглавляемым богачами.
Для
смягчения этих противоречий и сплочения
всех свободных в единый господствующий
класс требовались глубокие социальные
и политические преобразования. Начало
им положил Солон, избранный архонтом
в 594 году до н.э. Главной целью реформ Солона
было примирение интересов различных
враждующих группировок свободных. Поэтому
они носили компромиссный, половинчатый
характер.
В это
время в городе было три
партии: горцы, которые хотели
все изменить; паралии, которые
хотели изменить немногое; педиеи,
которые не хотели ничего изменять. Подкупленные беспристрастием
Солона, все эти партии дали ему неограниченную
власть, предоставили в его распоряжение
все должности и доходы; словом, провозгласили
его неограниченным властителем на все
время, нужное для устройства государства.
Друзья Солона убеждали его удержать эту
власть навсегда и сделаться тираном вместо
того, чтобы быть только законодателем;
но он отвечал им едкими насмешками и продолжал
свою работу.
Прежде
чем мечтать об устройстве
государства, нужно было искоренить настоящее зло – долги, и остановить
распространение этого зла. К тому времени,
когда Солон стал первым архонтом (594 г.
до н.э.), задолженность мелких землевладельцев
приняла устрашающие размеры. За неуплату
долга владельца клера, его жену, детей
разрешалось продавать в рабство за границу.
Над основной массой общинников нависла
угроза всеобщего закабаления. "Некоторые
в отчаянии бежали от кредиторов и бродят
из страны в страну", - горестно отмечал
Солон [1]. Алчность эвпатридов не знала
пределов. Разорение земледельцев, всеобщая
задолженность бедноты, политическое
бесправие народа вызвали острейший политический
кризис. Росло недовольство торговцев
и ремесленников; дело шло к восстанию.
Солон был первым из знати, кто заметил
опасность (выходец из небогатых эвпатридов,
он был избран в 594 г. до н.э. архонтом). Надо
отдать должное его проницательности
и смелости. Преодолевая сопротивление
верхушки аристократов, он решительно
провел крупные реформы, которые затронули
многие стороны общественной жизни. Фактически,
ущемляя интересы знати и делая уступки
демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое
государство.
Земельная реформа Солона
Особое
значение имела земельная реформы.
Солон отменил часть залоговой
кабалы. Все долговые камни с
полей убирались, проданные в рабство должники
подлежали выкупу. Эти реформы получили
название сисахфия [1]. Самозаклад должника
запрещался. Взыскание любого долга нельзя
было обращать на личность ответчика.
Многим крестьянам были возвращены их
участки земли. Считается, что Солон установил
максимум земельного надела, однако, произвести
перераспределение земли он не решился.
Ссудные проценты не были уменьшены, что
было на руку ростовщикам. Отмена долговой
кабалы нанесла сильный удар по интересам
крупных рабовладельцев из числа знати.
Она удовлетворила насущные интересы
средних и мелких землевладельцев. Впервые
была узаконена свобода завещания. Любые
виды имущества, в т. ч. и земельные участки,
можно было продавать, закладывать, делить
между наследниками и т. д. Такой свободы
обращения с земельным наделом родовое
общество не знало. Солон также содействовал
развитию ремесла, торговли. Он унифицировал
систему мер и весов, провел денежную реформу,
создал благоприятные условия для внешней
торговле Афин [1].
Политические реформы Солона
К политическим
реформам Солона следует отнести
деление жителей по имущественному
цензу. Это был еще один удар
по пережиткам родового общества.
Все свободные граждане Афин
разделялись на 4 разряда граждан:
получавшие со своей земли не менее 500 медимнов зерна, масла или
вина вошли в первый разряд, 300 - во второй,
200 - в третий, меньше 200 медимнов - в четвертый
[5]. Одновременно предусматривалось, что
только лица из первого разряда могли
избираться военачальниками и архонтами.
Из представителей второго разряда формировалось
конное войско (всадники), из остальных
- пешее войско. Ополченцы обязывались
иметь свое оружие и находиться в походах
на собственном иждивении.
Солон
значительно повысил значение
и авторитет народного собрания, которое стало созываться чаще
и на нем рассматривались наиболее важные
государственные вопросы: принимались
законы, избирались должностные лица.
В работе собрания участвовали также малоимущие
граждане. Одновременно был учрежден Совет
четырехсот - по 100 человек из каждой филы.
В его состав могли избираться все свободные,
кроме батраков и нищих. Со временем Совет
оттеснил ареопаг на второй план. Его роль
возросла в связи с тем, что народное собрание
созывалось. Проекты многих решений готовил
Совет, а в необходимых случаях, он действовал
от имени собрания. Солон также учредил
суд присяжных - Гелиэю, при чем в ее состав
избирались граждане всех разрядов. Участие
малоимущих граждан в народном собрании,
в суде присяжных содействовало развитию
Афинской рабовладельческой демократии.
Гелиэя была не только главным судебным
органом Афин, она также контролировала
деятельность должностных лиц [6].
Реформы
Солона явились важным этапом
в образовании государства в
Афинах, и их результаты
можно сравнить с политической революцией. Компромиссный
характер реформ позволил Солону ослабить
противоречия между богатыми и обедневшими
гражданами, не допустить социальных потрясений.
Ущемив имущественные интересы эвпатридов,
он предотвратил возможность массовых
выступлений разорившихся общинников.
Он удовлетворил требования зажиточной
части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников.
Реформы повлияли на демократизацию Афинского
государства, социальной основой которого
стали средние и мелкие земельные собственники,
верхушка ремесленников и купцов.
Сначала
многие были недовольны этими
законами, но впоследствии все
убедились в их мудрости. И
в течение трех веков, пока
существовала афинская демократия,
она ни разу не возвращалась
к этой мере Солона.
Уважение к собственности так глубоко вкоренилось в умы, что
никто не осмеливался требовать прощения
долгов и уменьшения цены монеты.
Реформы Клисфена
Дальнейшая демократизация
афинского общества связана с
именем Клисфена. В 509 г до н.э.
Клисфен осуществил реформы, которые
окончательно ликвидировали остатки родового
строя. Было изменено административное
деление. Аттика была разделена на 10 территориальных
фил, кажда из которых включала три находящиеся
в разных местах территории (триттии) –
городскую, прибрежную и сельскую, Таким
образом, на смену кровно-родственному
пришел территориальный принцип деления,
что подорвало влияние родоплеменной
знати. Совет четырехсот был заменен Советом
пятисот, куда вошли по 50 представителей
от десяти фил. Клисфеном был образован
еще один орган – коллегия стратегов –
коллегию из 10 военачальников, в руки которых
в последующие годы перешла от архонта-полемарха
вся военная власть; в отличие от архонтов,
в которые избирались только представители
двух высших имущественных классов, стратегами
могли стать представители всех классов,
кроме последнего — фетов. Для предупреждения
новых попыток захвата тиранической власти
Клисфен ввёл остракизм - изгнание из города
отдельных лиц по постановлению народного
собрания.
Сущность и основные
черты рабовладельческой демократии
в Афинах
Демократизация государственного
строя не устранила присущих
афинскому обществу социальных
противоречий. Однако, следует заметить,
что среди историков нет единого
мнения относительно того, насколько
существенным было имущественное
неравенство жителей Афин в этот период.
Так, например, одни исследователи утверждают,
что развитие частной собственности привело
к значительной имущественной дифференциации:
среди свободных афинских граждан выделялась
лишь небольшая группа крупных собственников,
но основную массу населения составляла
беднота. Сторонники этой точки зрения
утверждают также, что численность рабов
в Афинах в этот период значительно превышала
число свободных жителей.
В социальной структуре
афинского общества классической
эпохи можно выделить четыре основные
категории населения: 1) зажиточные граждане-рабовладельцы,
2) демос - полноправное в политическом
отношении, но бедное или среднее по своему
имущественному положению население,
3) метеки - свободное, но политически неполноправное
население неафинского происхождения;
4) рабы.
Класс греческих
рабовладельцев, состояния которых
в V в. до н. э. в целом
были довольно скромными, складывался
из собственников земельных владений,
ремесленных мастерских, торговых
кораблей и т. п. По своей политической
ориентации класс рабовладельцев не был
однородным и делился на несколько фракций.
Первую из них составляли представители
старинной земельной аристократии, хранившие
родовые традиции и в политической жизни
стремившиеся к сохранению олигархических
порядков. Они пользовались значительным
социальным престижем и политическим
авторитетом, избирались на должности
высших магистратов.