Контрольная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко - персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя.
Государственный аппарат афинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Содержание работы

1. Государственный строй Афин в V в. до н. э. 2
2. Реформы Солона. 4
3. Реформы Клисфена 7
4. Сущность и основные черты рабовладельческой демократии в Афинах 8
5. Упадок Афинской демократии 11
6. Конституционное законодательство Великой Французской буржуазной революции в XVIII. 12
7. Конституция 1793 года 17
9. Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_2.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

      Вторую группу  составляли рабовладельцы, связанные  с ремеслом и торговлей и,  следовательно, заинтересованные в развитии товарно-денежного обращения. Это была наиболее динамичная часть господствующего класса, заинтересованная в проведении активной внешней политики и в реализации умеренной демократической программы внутри страны.

            Наименее устойчивым было имущественное положение свободных бедных горожан, и государство принимало меры для обеспечения прожиточного минимума этой прослойки своих граждан, стремясь обеспечить их работой.

      В целом же состав  класса свободных мелких производителей был довольно пестрым. Основные его группы образовывали: а) мелкие землевладельцы; б) ремесленники и торговцы, обладавшие гражданскими правами, и в) метеки, не имевшие статуса гражданина. Соответственно и политическая ориентация различных групп этого класса могла быть различной.

      Главное, чего  лишалось некоренное население  Афин, составлявшее 15-20 % от общего  числа их жителей - так это  статуса полноправного гражданина. Подобное положение сковывало  экономическую и социальную активность  этой группы населения, создавало известную напряженность. Однако государство имело возможность периодически предоставлять - в виде исключения - права гражданства отдельным метекам за особые заслуги. Так, после свержения господства олигархов и восстановления демократии в Афинах в 403 г. до н. э. часть метеков, активно помогавшая сопротивлению так называемой тирании 30, по решению Народного собрания получила права афинского гражданства.

      Таким образом,  свободное население Афин было  неоднородно. Полноправными гражданами признавались лишь те лица, у которых, как уже отмечалось, оба родителя были гражданами Афин. По достижении 18 лет дети коренных жителей полиса зачислялись в списки членов дома.

      Обязанности граждан  Афин заключались в том, что  каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; в чрезвычайных обстоятельствах - приходить на помощь полису, защищать его от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни. “Только мы одни считаем, - писал Фукидид, - не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности”. Военнообязанными граждане Афин считались с 18 до 60 лет.

      Совокупность гражданских  прав составляла честь гражданина Афин. За совершение преступления гражданин мог быть ограничен в правах, т. е. - подвергнуться бесчестью.

      Наконец,  рабы, составлявшие 33-35 % всего населения  Афин, были абсолютно бесправными  членами древнегреческого государства.  Труд рабов широко использовался в сельском хозяйстве, в работах по дому, в ремесленных мастерских, в горном деле, морских перевозках, строительстве и пр. Основной контингент афинских рабов в V в. до н. э. составляли люди негреческого происхождения - фракийцы, скифы, лидийцы, сицилийцы и т. п.

      Зачастую  рабов сдавали в аренду, получая  плату за их труд. Наиболее  деловитых и сообразительных рабов господа нередко поселяли отдельно - выделяли им самостоятельное хозяйство, снабжали инструментами и небольшими средствами. Такие рабы в основном занимались ремесленными работами и выплачивали своему хозяину определенную ренту - оброк. В целом же эксплуатация рабского труда по тем временам приносила довольно большой доход: в среднем до 2 оболов в день - средства, на которые можно было прокормить семью из 2-3 человек.

      Характеризуя  в целом систему афинской демократии, можно прибегнуть к высказыванию противника афинской политической системы древнегреческого историка Ксенофонта, который писал: ”Избрав себе такой строй, они избрали такой порядок, чтобы простому народу жилось лучше, чем благородным. ” Утверждение это, безусловно, нельзя принимать безоговорочно, но даже Ксенофонт вынужден был признать, что именно народ “дает силу государству” в Афинах.

Упадок Афинской демократии

      Формальное  равноправие афинских граждан  сочеталось с их имущественным  неравенством, которое резко возросло  к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам Афин) землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан - мелких земледельцев, ремесленников и люмпенов. Выросли противоречия и между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису.

      Кризисная  ситуация резко обострилась в  результате начавшейся в 431 году  до н.э. Пелопоннесской войны  между Афинами и фактически  подвластными им государствами Афинского морского союза, с одной стороны, и Спартой, стоявшей во главе Пелопоннесского союза. Поражение в войне, приведшее к большим материальным и людским потерям, распаду морского союза и, следовательно, к утрате возможности пользоваться ресурсами входивших в него государств, имело своим следствием олигархический переворот крупных рабовладельцев, тяготившихся демократическими порядками и особенно возлагавшимися на них финансовыми обязанностями по отношению к бедноте и государству. Правда, вскоре демократия была восстановлена, но после капитуляции Афин в войне в 404 году до н.э. последовал новый олигархический переворот. Его успех также оказался недолговременным. Демократический строй был восстановлен, но от былого величия Афин не осталось и следа. Страна была разорена, государственная казна опустела, торговля пришла в упадок, морская гегемония ушла в прошлое. Крестьяне разорялись, продавали свою землю и пополняли ряды городской бедноты, не получавшей уже достаточной помощи от государственной казны. Недовольство охватило и богатых рабовладельцев, вынужденных теперь только из своих средств поддерживать свободную бедноту - единственного союзника перед лицом угнетаемых рабов.

      Раздираемая  внутренними противоречиями, ослабленная  всеобщим недовольством, афинская демократия оказалась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а затем одного из государств, образовавшихся после ее распада. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской Державы.

Конституционное законодательство Великой Французской буржуазной революции в XVIII в.

      Великая  францу́зская револю́ция (фр. Révolution française) — крупнейшая трансформация  социальной и политической систем  Франции, произошедшая в конце  XVIII века, в результате которой был уничтожен Старый порядок и   Франция из монархии стала республикой де-юре свободных и равных граждан. Девиз — Свобода, равенство, братство.

      Процесс  становления государства подразумевает  становление формы правления  и формы государственного строя. Во Франции эти два процесса шли параллельно друг другу.

      Можно  выделить четыре основных документа  периода становления буржуазного  государства:

      1. "Декларация  прав и свобод человека и  гражданина" 1789 года.

      2. "Конституция  Франции" 1791 года.

      3. "Декларация  прав и свобод человека и  гражданина" 1793 года.

      4. "Конституция  Франции" 1793 года.

      Франция  является страной конституционного  строительства или страной конституционализма. Конституция 1791 года появилась  во Франции впервые, собственной практики конституционного строительства у французов не было.

      Конституционное  строительство охватывает период  с 1794 года вплоть до XX века. В  рамках этого периода была  принята целая масса конституций,  являющихся правовой основой организации и деятельности всех государственных органов, являющихся гарантией прав и свобод французских граждан. Чтобы сократить процесс изучения тринадцати конституций Франции, принятых за этот период, нужно остановиться только на основных моментах: анализ самой конституции; характеристика органов государственной власти; характеристика принципов государственного строительства; способ и порядок формирования органов государственной власти; режим и форма государственного устройства.

      Первая  конституция была принята 3 сентября 1791 года. Её основные принципы:

      1. Принцип  национального суверенитета, это  основополагающий принцип. 

      2. Принцип  представительного правления. 

      3. Принцип  конституционного правления. 

      4. Принцип  разделения властей.

      5. Принцип  провозглашения прав и свобод, и их гарантий.

      Эти  принципы, так или иначе, присутствуют  во всех конституциях, на всём  протяжении конституционного строительства,  хотя иногда они видоизменялись  и исключались. Они отражают  весь ход исторического развития конституционного строительства во Франции.

      3 сентября 1791 года была принята первая  писаная конституция, она была  учредительной, и по способу  принятия и изменения была  жёсткой конституцией. Согласно  этой конституции Франция являлась конституционной монархией, правовой основой в государстве становилась конституция, вернее её текст, зафиксировавший все указанные принципы.

      Смысл  учреждения этой конституции  видели в следующем, Франция  переживала период консолидации  французов в единую нацию, это отражало те изменения, которые происходили в обществе, и экономические изменения тоже, связанные со становлением капиталистического производства. Опорой такой консолидации становится государство - выразитель интересов всей нации. Согласно научной доктрине, народный суверенитет зиждется в самой нации, то есть получается, что нация выступает субъектом права. Признание национального суверенитета, его неделимость, его неотъемлемость, и не отчуждаемость.

      Выразителем  интересов нации внутри государства может быть государственный орган в целом, способ - представительный орган, необходимый элемент всей государственной машины, при абсолютизме выразителем интересов был король. Это явление противоречило тем постулатам, которые существовали, поскольку считалось, что король был во главе по воле бога, а не народа, то есть получается, что он не мог быть выразителем их интересов.

      Принцип  национального суверенитета был  главным элементом, низвергающим  абсолютизм. Интересы нации представляло законодательное собрание, которое сформировалось на базе Генеральных штатов, представительного собрания и учредительного собрания, которое приняло конституцию. Законодательное собрание - это был однопалатный орган, избираемый населением на два года, не могло быть распущено королём. Основные функции - это право на установление законов, право на принятие и издание законов, право за контролем денежных средств и привлечением к суду министров за преступления против общества и конституции, право объявления войны. Противостояло абсолютной власти монарха.

      Монарх  царствовал в силу закона, обязан  был приносить присягу на верность  нации и конституции. Расходы  короля определялись определённым  документом, особа короля была  объявлена священной и неприкосновенной. Титул "божьей милостью король", был заменён на "король французов", что говорит об окончательном падении абсолютной монархии.

      Способ  и порядок формирования высших  органов государственной власти. Это стало сферой законодательства  исполнительной власти (её глава - король), которая в соответствии с конституцией имела право издавать акты и указы, но они нуждались в соответствующей подписи министра. То есть могли издавать указы, определять порядок формирования высших органов государственной власти, а также и представительного органа.

      Декретом  Учредительного собрания было  принято положение, которое делило  всех французов – избирателей  на пассивных и активных. Предполагало  наличие право голоса (активные), либо его отсутствие (пассивные). Для того чтобы реализовать право голоса активных, надо было их организовать в группу, которая бы представляла интересы богатых, поэтому устанавливаются соответствующие цензы: национальной принадлежности; достижение двадцатипятилетнего возраста; проживание в данной местности не менее одного года, и уплата налогов в установленном законом порядке, нельзя также было быть в услужении.

      Избирательный  корпус состоял из граждан  в соответствии с административно-территориальным  делением страны. Департаменты - дистрикты  - кантоны. Активные граждане избирали от своих округов выборщиков, на департаментах выборщики выбирали депутатов в законодательное собрание, то есть получаются двухстепенные выборы. Выборщики ограничивались определёнными цензами, главным из них был имущественный.

      Принцип  разделения властей. Вся власть  делится на законодательную, исполнительную  и судебную. Законодательная –  законодательное собрание, исполнительная  – король, судебная – независимая  от исполнительной и законодательной,  избиралась непосредственно народом на определённый срок, король должен был утвердить избранного на пост. Судей не могли смещать без веских оснований. Суды не могли вмешиваться в осуществление законодательной и исполнительной власти. Этой конституцией также устанавливался суд присяжных.

      В 1793 году - конституция и "Декларация  прав человека и гражданина", но не вступили в действие, поскольку сложилась система,  возглавляемая революционным силами, ядром которых были якобинцы. Были сформулированы следующие  принципы:

Информация о работе Контрольная работа