Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 10:31, реферат
Годы царствования Александра III выдвинули на политическую арену идеи централизации и укрепления принципа самодержавия. "Российское самодержавие, - писал М.Н. Катков, - не может и не обязано вытерпеть никакой неподчиненной ему либо не от него исходящей власти в стране, никакого страны в государстве... Самое основное — устроить на жестких началах и поставить в правильное отношение к центральному правительству земство и местное управление".
12 июня 1890 г. Было опубликовано новое Положение о земских учреждениях, утвержденное Александром III, восстановившее сословность избирательных групп и благодаря изменению ценза еще более усилившее консульство от дворян. По новому Положению в первую избирательную группу входили дворяне потомственные и личные, во вторую - остальные избиратели и юридические лица, в третью - фермеры.
Введение
Формирование уездных и губернских органов в
60-70 гг….........................................................................5 страница
Контрреформы земских учреждений в 90 г. XIX в. …..9 страница
Планы реорганизации земств и попытки их осуществления
в начале XX в……………………………………………...12 страница
Заключение……………………………………………….18 страница
Список использованной литературы……………………20 страница
Введение
60-70 гг…...........................
в начале XX в……………………………………………...12 страница
Годы царствования Александра
III выдвинули на политическую арену
идеи централизации и укрепления
принципа самодержавия. "Российское
самодержавие, - писал М.Н. Катков, - не
может и не обязано вытерпеть
никакой неподчиненной ему либо
не от него исходящей власти в стране,
никакого страны в государстве... Самое
основное — устроить на жестких
началах и поставить в
12 июня 1890 г. Было опубликовано
новое Положение о земских
учреждениях, утвержденное
Новое земское Положение практически отрицало всякую связь с идеей местного самоуправления. По Положению 1890 г. Избирательных прав были лишены: духовенство, церковный притч, крестьянские товарищества, фермеры, владевшие в уезде частной землей, лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торговых и промышленных заведений, а также иудеи. Сельские избирательные съезды были упразднены, гласные назначались губернатором из числа кандидатов, избранных волостными сходами. Был по существу уничтожен принцип выборности управ, вводился порядок утверждения не лишь для председателя управы, но и для всех её членов, причем земские собрания лишались права обжаловать не утверждение.
Из положительных приобретений, привнесенных Положением 1890 г., Нужно отметить: а) расширение круга лиц, подлежавших избранию в председатели и члены управ (ими могли быть не лишь гласные, но и вообще лица, имеющие избирательный ценз); б) некое увеличение компетенции земств, списка предметов, по которым земства могли издавать обязательные постановления (ст. 108); В) восстановление практически в полном объеме прав земств на бесплатную пересылку корреспонденции. К ограничительным мерам, направленным на уменьшение самостоятельности земских органов, относится лишение уездных собраний права непосредственных, кроме губернского земства, ходатайств перед правительством.
Можно сказать, что после реформы 1892 г. Не осталось самоуправления Реформа 1890-1892 гг. Отбросила устройство местной власти в России далеко Положение 1870 г. Во многом напоминало тот порядок, который существовал в городах Западной Европы, то законы 1890-1892 гг. Внесли такое ограничение избирательного права и такое вмешательство со стороны администрации, каких не понимало в то время ни одно цивилизованное правительство. Реально действующее земство не продержалось и 25 лет... Официозные "Московские Ведомства" тех лет писали: "Земство необходимо лишь нашим конституционалистам.
Наступил кризис земских учреждений. Лишенные инициативы, задушенные произволом администрации, земства работали как бы по инерции. Многие из гласных так утратили энтузиазм к собственной публичной обязанности, к тому же достаточно обременительной, что закончили посещать заседания земских собраний. Выполнение земских дел в управах при отсутствии подобающего контроля со стороны гласных воспринимало все более формальные рамки, не связанные с решением настоящих нужд населения. Земства скоро преобразовывались в еще одну «начальственную» надстройку, существовавшую за счет дополнительных поборов с населения.
К концу XIX в. Волнения "смутных" 60-80-х годов были забыты, формальное земство демонстрировало "верноподданичество", крестьянский мир, ведомый земскими участковыми начальниками, заменившими в 1889 г. Разнобой деревенского самоуправления, был освобожден от "тягот" не прижившейся демократии. Государственный механизм работал как часы. По крайней мере, так казалось царскому двору и хотелось правительству. Тем более что источник "смут и потрясений" - местное общество было благодаря усилиям усилиям Александра III сведено «на нет». В таковых условиях мыслить о реформе земского и городского самоуправления, расширении его прав и демократизации вряд ли было плодотворным.
Неожиданный для властей общественный подъем 1904-1905 гг. поставил вопрос о преобразовании всего государственного строя на конституционных началах. 6 августа 1905 г. было издано Положение о законосовещательной Государственной Думе, а 17 октября Высочайшим манифестом Николая II на правительство была возложена задача "установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей".
С открытием деятельности новых законодательных органов вопрос о реформе земского и городского самоуправления был выдвинут на первый план. Отдельными указами 1905-1913 гг. были урегулированы некоторые ее частности (Указ об изменении организации крестьянского представительства в земских учреждениях от 5 октября 1906 г., Указ о введении земства в западных губерниях от 12 марта 1920 г., принятие в 1912 г. Государственной Думой законопроекта о введении Городового Положения в Царстве Польском, так и не рассмотренного Государственным советом), однако в целом вопрос не вышел из стадии составления проектов и их обсуждения. Ни первая, ни вторая Думы не успели дойти до рассмотрения вопроса о земской и городской реформе вследствие их преждевременного роспуска, хотя во вторую Думу правительством был внесен проект положения о поселковом и волостном управлении, а кадетами - о выборах земских гласных. Министерством внутренних дел подготавливался к внесению в Думу также проект общей земской реформы. Все проекты сходились в одном: необходимости учреждения первичной земской единицы (у правительства — поселок, волость, у кадетов - "участковое земство") для включения в самоуправление основного числа граждан Российской Империи. После роспуска второй Государственной Думы правительство переработало (значительно ухудшив) свои проекты о поселковом и волостном управлении и в конце 1908 г. внесло их в третью Государственную Думу. На обсуждение проекта волостного управления ушло в комиссиях и в Думе целых три года; проект поселкового управления так и застрял в комиссии, не поступив на обсуждение Думы. Принятый Думой с большими спорами и волокитой законопроект о волостном земском управлении (как и законопроект о введении Городового Положения в Царстве Польском) перешел затем в Государственный совет, где и пролежал без рассмотрения до 1914 г., когда на первый план вышли совсем другие, военные проблемы.
По реформе городского
и организации поселкового
В итоге реформа охватила следующие основные группы вопросов:
Важно обратить внимание на
наиболее существенные положения реформы.
Выборы в волостное земство
В состав земских собраний входили только избранные гласные. От участия в них представителей ведомств и. должностных лиц полностью отказались. Председатель избирался гласными из своей среды на один год. Очередные собрания созывались раз в год, чрезвычайные - по мере надобности. Должностные лица управ не утверждались. Выбирать в управу можно было любого гражданина, имеющего где-либо избирательное право. Срок полномочий управы составлял три года. Не допускалось совмещения земских должностей ни с какими другими платными должностями по государственной и общественной службе. Земские служащие перестали утверждаться в должности административным аппаратом и имели право на профсоюзную деятельность.
Земство получало новое место и значение в общем строе государственного управления, ему передавалась вся полнота власти на местах. К новым функциям местного самоуправления следует отнести оказание юридической помощи населению, заведование школьным делом в учебном отношении, устройство бирж труда, меры по охране труда, заведование милицией. Уездный и губернский комиссары осуществляли надзор за деятельностью губернских и уездных земств, а также волостного земства. Он выражался в форме протестов, вносимых в административный отдел окружного суда, и протесты допускались лишь в случае нарушения закона.
Закон от 22 сентября 1917 г. предусматривал
пути упорядочения земских финансов.
Устанавливались в пользу земств
надбавка к государственному подоходному
налогу, обложение сельских построек,
разрешалось предусматривать
По закону о милиции от 17 апреля 1917 г. задача охраны порядка и безопасности становилась одной из составных частей земской и городской деятельности, а служащие в милиции - одной из категорий земских служащих. Должность начальника милиции замещалась уездной или городской управой, и он отвечал перед уездным земством или городом за работу милиции, выбирал себе помощников, которые заведовали отдельными участками. Милиционером по закону мог быть любой русский подданный, достигший 21 года, если он не состоял под следствием и судом, а также не являлся несостоятельным должником.
Особое внимание было уделено коллективной деятельности земских и городских учреждений. В предыдущие десятилетия стремление земских учреждений объединяться в союзы и товарищества для развития своей деятельности тормозилось властью из опасения политического объединения земств. Однако жизнь брала свое, и такие земские союзы стали возникать с конца 90-х годов в виде товариществ земств, по закупке сельскохозяйственных машин и др. В 1906 г. правительство признало, наконец, за земствами право образовывать такие товарищества, но только именно такие. Тем не менее во время Японской войны 1904-1905 гг. явочным порядком возникла обще земская организация, занявшаяся помощью больным и раненым воинам, а после войны — продовольственной помощью населению неурожайных мест. В 1906 г. возникла и переселенческая областная земская организация (при Полтавской губернской земской управе) для помощи переселенцам в Сибири. Наконец, с началом первой мировой войны земства явочным порядком образовали Всероссийский земский союз, который, объединившись с подобным городским союзом, создал мощнейшее в стране объединение - Земгор, работавшее на оборону, снабжение армии и организовавшее для этой цели целый ряд различных заводов и предприятий. Правительство упорно отказывалось признать его по закону и лишь как бы терпело до поры-до времени. Официально не запрещенные съезды земства удавалось устраивать тоже с большими препятствиями.
Информация о работе Контрреформы земских учреждений в 90 г. XIX в