Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 08:06, контрольная работа
Эпоха Великих Географических Открытий оставила огромный след в истории человечества, ознаменовала начало новых торгово-экономических отношений и небывалое развитие научно-технической сферы человечества, а также расширила понимание и представление о мире. Людей гнала вперед жажда наживы, обогащений, слухи о неведомых доселе землях, желание узнать побольше. Прирост населения обеспечил развитие ремесла, а значит, Европе срочно потребовались новые рынки сбыта.
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха Великих Географических Открытий оставила огромный след в истории человечества, ознаменовала начало новых торгово-экономических отношений и небывалое развитие научно-технической сферы человечества, а также расширила понимание и представление о мире. Людей гнала вперед жажда наживы, обогащений, слухи о неведомых доселе землях, желание узнать побольше. Прирост населения обеспечил развитие ремесла, а значит, Европе срочно потребовались новые рынки сбыта.
В эпоху Великих Географических Открытий европейцами было обнаружено множество новых территорий. Португальцы, огибая Африку, достигли Индийского океана; Христофор Колумб на своей сравнительно небольшой Санта-Марии смог достичь берегов Америки; Васко да Гама, также обогнув Африку, открыл новый торговый путь в Азию, а затем, продолжив свое путешествие на Восток, через острова Пряностей, добрался и до Китая; Фернан Магеллан, который был португальцем на службе у Испании, совершил первое кругосветное путешествие; конкистадоры и Фернандо Кортес исследовали Америку, поработили жившие там племена индейцев и вышли к Тихому океану. Все эти открытия совершались по Тордесильясскому мирному договору, по которому Испания и Португалия условно делили земной шар пополам, как бы разграничивая территории своих поисков и открытий. Но вскоре к ним присоединились Англия, Франция и Голландия, которые исследовали северные маршруты, проплыли через Тихий океан вокруг Южной Америки, затем последовали за португальцами в Индию, открыли Австралию, Новую Зеландию и Гавайи. Не осталась в стороне и Россия - купец Афанасий Никитин описал свое путешествие в Индию в книге "Хождение за три моря", а снаряженные Строгановыми казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем продвинулись вглубь Сибири, открывая новые территории и присоединяя их к Московскому государству. Но не стоит забывать, что все эти открытия касались в основном Европейской части мира, так как многие территории были известны некоторым народам и до этого - к примеру, Америка была открыта викингами задолго до Колумба. Только вот открытием своим они с миром не поделились...
К чему я все это говорю? Просто географические открытия ведь не могли были быть сделанными сами по себе - для этого нужно что-то, что помогло бы пережить тяжелое и дальнее плаванье, все тяготы путешествия, помочь не заблудиться не только на просторах бескрайнего океана, но и на суше. Для начала, конечно, значительных успехов человечество достигло в развитии навигации и картографии. Появление печатного станка позволило распространять карты большими тиражами. Карты, используемые европейскими мореплавателями в те времена, назывались портулан, на них были нанесены широты, очертания берегов, отмечено местонахождение портов и различных населенных пунктов. Правда, был у портулана один небольшой недостаток - он не учитывал кривизну земли. Для навигации использовались компас и астролябия. Еще одна важнейшая деталь географических открытий того времени - появление пушек и огнестрельного оружия. Это позволяло сделать плаванье более безопасным, защищаться от пиратов, которые орудовали в большом количестве. Но, конечно же, главное, без чего не могло было быть совершено ни одно достойное и успешное путешествие - новый тип судов, появившийся в то время. Об этих судах и пойдет речь.
НЕМНОГО О КАРАВЕЛЛАХ
Первый тип судов, с которых начались Великие географические открытия - каравелла. Особенно эти корабли были распространены в Португалии и Испании. Само слово "Caravela" в переводе с португальского языка означает "парусное судно".1 Есть и другие варианты происхождения названия, но об этом несколько позднее. Достоверно восстановить конструкцию каравеллы довольно затруднительно, и тому есть несколько причин. Во-первых, до нас не дошло ни одного более-менее сохранившегося корпуса каравеллы, во-вторых, предпочтение в живописи морской тематики того времени отдавалось в основном караккам (о них мы поговорим несколько позднее), тогда как каравеллы практически не изображались. В то же время, чертежей и описаний технических конструкций кораблей до конца XVI века не существовало - они появились как раз тогда, когда каравеллы фактически уходили в прошлое, и их место заняли галеоны. Но некоторая информация у нас все-таки имеется. Известно, что в длину каравеллы были приблизительно от 15 до 35 метров, в ширину порядка 4 - 9 метров, осадка (глубина погружения судна в воду) составляла примерно 2 - 4 метра, водоизмещение было до 50 - 80 тонн, в исключительных случаях могло доходить и до 200 и даже 400.2 Конструкция корпуса каравеллы была решена весьма удачно. При соотношении длины по килю к наибольшей ширине, равном 3:1, каравеллы обладали хорошей остойчивостью - качеством чрезвычайно важным, если учесть, что им приходилось выдерживать свирепые атлантические штормы. Обшивка этого корабля была набрана не внакрой, подобно черепице на крыше дома, как это делали раньше, а вгладь: одна доска прилегала вплотную к другой. И хотя такой способ обшивки знали и прежде, тем не менее заслугу его изобретения приписывают корабелу из Бретани по имени Жюлиан, который назвал этот способ "карвель", или "кравеель". Название обшивки позже перешло в наименование типа судов - каравелла. Что еще интересно, этот тип судов обычно имел так называемый полуют - длинная и достаточно высокая надстройка над кормой (ютом). Форкастль же (носовая надстройка) они имели не всегда. Каравеллы обычно имели три мачты (иногда четыре) - грот-, фок- и бизань-. Наличие бушприта для каравеллы не характерно, впрочем, бывали и исключения. По парусному вооружению каравеллы делились на два типа. Первый из них - каравелла-латина - назван так по латинскому типу парусов.3 Относительно высокие мачты позволили увеличить площадь парусов вдвое, что, естественно, сказалось на увеличении скорости хода. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок-мачта несла четырехугольный прямой парус, да и то не всегда - чаще всего и она имела латинский парус. Следующий тип подобного рода судов - каравелла-редонда. Ее название тоже происходит от парусов (по-испански redonda - "прямой парус"), теперь уже прямые паруса несли грот- и фок-мачты, причем в два яруса, латинский парус оставался только на бизани. Именно каравеллы-редонды чаще имели бушприты. В XVI веке отказались от поперечных связей корпуса, устанавливавшихся поверх наружной обшивки борта в помощь внутренним шпангоутам. Эти брусья тормозили ход судна и создавали на волнении брызги. Кроме того, конструкция корпуса была недостаточно прочной в штормовую погоду, и иногда экипажам судов приходилось скреплять ее в море, стягивая корпус тросами. Матросы были постоянно заняты ремонтом - заменой досок корпуса, конопачением швов, починкой такелажа и парусов и тому подобными делами.
Следует упомянуть о некоторых археологических находках, связанных с каравеллами. На рифе Моласес, что на островах Теркс и Кайкос, были найдены в 70-х годах прошлого века остатки испанской каравеллы конца XV - начала XVI века. От судна осталось совсем немного - примерно 1% корпуса, небольшие бомбарды (корабельные орудия) и заряды к ним, различная глиняная посуда, столярные, портняжные и хирургические инструменты, четыре комплекта оков, металлические детали такелажа, два якоря, 42 тонны каменного балласта и еще какие-то мелкие вещи. Судя по всему, судно было длиной 19 метров, шириной 5-6 метров, осадка около 2 метров. Это старейший из найденных европейский корабль, затонувший у берегов Америки.
Останки вооружения найденного корабля позволяет сделать некоторые суждения о вероятном бортовом вооружении каравелл того времени. Всего было обнаружено две казеннозарядные бомбарды и пятнадцать вертлюжных пушек. Они устанавливались в вертлюг на планширь. Отдельно от бомбард и вертлюжных пушек хранились каморы - железные цилиндрические зарядные камеры, заполненные порохом, они устанавливались как казенная (задняя) часть орудия непосредственно перед выстрелом. Заряды для орудий изготавливались на борту судна - среди остатков корабля были обнаружены большие свинцовые листы, из которых кузнец нарезал кусочки, плавил их и заливал в бронзовую форму, также обнаруженную среди останков, получая круглое ядро. Из меньших форм выплавлялись заряды для аркебуз - гладкоствольных фитильных дульнозарядных ружей, которые также были найдены на борту. Холодное личное вооружение команды состояло из кинжалов и мечей. Поскольку найдено было всего одно лезвие меча и четыре части разных эфесов, есть основания полагать, что команда успела покинуть каравеллу до того, как она затонула. Из вооружение также были найдены остатки арбалетов и гранаты - овальные полые чугунные шары, которые через отверстие заполнялись порохом, а потом запечатывались запалом. Все найденные археологические останки вышеуказанного корабля на данный момент хранятся в Национальном музее островов Теркс и Кайкос.
Еще одна каравелла была обнаружена у рифа Хайборн в районе Эксума, что на Багамских островах. Кораблекрушение датировано примерно тем же временем, что и предыдущего корабля (1510 - 1520 годы), а исследование археологических останков начались в середине 80-х годов прошлого века, то есть на 20 лет позже их обнаружения. Небольшая часть набора и обшивки корпуса сохранилась благодаря тому, что были покрыты балластом. Толщина обшивки составляла 6 см. Все деревянные элементы корпуса были сделаны из дуба, в качестве балласта использовались камни размером более 50 см. Судя по всему, общая длина судна составляла приблизительно 19 метров, длина киля - 12, 6 метров, ширина судна порядка 5 - 6 метров. По конструкции корабль очень похож на каравеллу, погибшую у мыса Мосалес.4
Впервые каравелла упоминается в документе во второй четверти XIII века. Вскоре это название всплывает в португальских и кастильских документах начала второй половины XIII века и дает нам основание полагать, что тогда такое название давалось судам лодочного типа, с которого платят наименьшую входную пошлину. Получается, что каравеллы были известны приблизительно с XIII века, но вплоть до XV столетия так назывались лишь небольшие португальские рыболовные парусные суда водоизмещением порядка 20 тонн. Уже во второй половине XIII века Португалия стала первым иберийским королевством, завершившим Реконкисту, расширившем свои владения и достигшим точки вершины могущества. Для успешной торговли с арабами и африканцами им нужны были корабли нового типа, способные выдержать длительное путешествие. Первые исследования атлантического побережья Африки (первая половина XV века) проходили на одномачтовых барках или же более крупных баринелях. Каравеллы вошли в обиход приблизительно с середины XV века. Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньше удлинение – так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода не известной продолжительности. Причем в результате Тордесильясского мирного договора в Португалии остается вышеназванная каравелла-латина, наиболее подходящая для исследования африканского побережья, а вот в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов. Бартоломео Диаш достиг в 1488 году мыса Доброй Надежды на двух каравеллах - "Святой Христофор" и "Святой Пантелей". Колумб, помимо каракки "Санта-Мария", имел в 1492 году в своем распоряжении две каравеллы - "Нинья" и "Пинта".
КАРАККИ - КАКИЕ ОНИ?
От каравелл мы плавно переходим к караккам. Эти высокие и быстроходные корабли были распространены по всей Европе в XV-XVI веках. Причем в Португалии каракки назывались "нау", а в Испании - "нао". Воссоздать внешний вид каракк несколько проще, чем тех же каравелл, хотя бы по той причине, что информация о них сохранилась в различных письменных источниках, некоторых изображениях и морских картах, и самое главное - археологических находках.
Что можно сказать о внешних данных и конструкции каракки? Длина этих судов могла достигать 50 метров, ширина - до 12 метров, высота борта же составляла 9 метров.5 Но это лишь приблизительные данные, так как параметры могли быть абсолютно любыми - каракки сильно отличались друг от друга по размерам. Крупнейшая из известных каракк - "Грэйс Дью" - составляла в длину 66 метров, в ширину - 15, а ее водоизмещение было 1400 тонн (по отдельным данным аж 2750). Типичное же водоизмещение каракк могло составлять от 500 до 1000 тонн. Грузоподъемность такого корабля была довольно большой. Так, каракка водоизмещением 1600 тонн могла принять на борт груз максимальным весом в 900 тонн. Количество людей зависело от размера - от 300-500 до 600-1200. На баке каракк обычно надстраивали форкастль, на юте - ахтеркастль. Иногда на этих надстройках размещались лучники и арбалетчики для повышения уровня защиты судна. Благодаря им же (надстройкам) эти судна называли "башенными кораблями", что на греческом звучит как karkouros. Специфичным именно для каракк был высокий, "многоэтажный" полубак, выступавший вперед за форштевень. Еще одной отличительной чертой каракк была "луковичная" форма корпуса - борта были закруглены и загибались внутрь. Такая форма в некоторой степени затрудняла абордаж. Помимо конструктивных соображений, такая форма борта затрудняла абордаж, а до развития корабельной артиллерии, в эпоху расцвета каракк, абордаж был основной формой ведения морских сражений. Вообще, каракки, обладая наибольшими среди судов того времени размерами, прочным корпусом с закругленными бортами и многочисленным хорошо вооруженным экипажем, были самыми мощными кораблями своего времени, и даже одинокая каракка была очень сложной добычей для пиратов или другого противника. Известен случай, когда эскадра английского капера Джорджа Клиффорда, состоящая из трех кораблей, целый день безуспешно пыталась взять каракку "Синко Льягас". Но и на этом не заканчиваются отличительные черты каракк. Так, например, в конструкции корпуса были мощные кранцы (так называемые фендерсы) - вертикальные ребра жесткости на внешней стороне корпуса для защиты его от повреждений. Сама каракка, кстати говоря, могла иметь до четырех палуб. Со второй половины XV века на каракках, как и на каравеллах, обшивка стала выполнялась вгладь. Такая технология обеспечила корпусу гораздо большую прочность, в отличие от технологии обшивки внакрой (кромка на кройку), которая со времен драккаров применялась тогда повсеместно на коггах и других типах судов. В результате эта технология позволила строить суда гораздо больших размеров с большей грузоподъемностью. Именно эта черта и сыграла самую важную роль в преобладании каракк над коггами и прочими судами в то время. Для облегчения в управлении рулем (напомню, что штурвалов в те времена еще не было) на малых каракках применялся румпель, а на больших - колдершток.6
Самые первые каракки небольшого размера имели всего 1-2 мачты, более поздние носили уже 3-4. Бушприт того времени также мог приниматься за мачту, потому существуют упоминания и о пятимачтовых каракках. Паруса расположены довольно интересно. Трехмачтовый корабль имел прямые парусные полотна на фок- и грот-мачтах и косые на бизани. Четырехмачтовый же имел второе косое парусное вооружение на второй бизани, так называемой малой. Помимо этого, на фоке и гроте ставились марсели и брамсели. Марсель - прямой парус, ставящийся на марса-рее (прямое горизонтальное дерево на мачте), в зависимости от места размещения имеет определенное название - крюйс-марсель располагался на бизань-мачте, грот-марсель - на гроте, а фор-марсель, соответственно, на фоке. Несколько позже марсель стал разрезным, т. е. размещался в два ряда на мачтах. Брамсель - тоже прямой парус, располагается он над марселем и носит такие же названия в зависимости от мачты, на которой располагается: крюйс-брамсель, грот-брамсель и фор-брамсель. Над брамселем иногда размещался так называемый бом-брамсель. Но вернемся обратно к нашим караккам. Что еще можно сказать о мачтах этих замечательных судов? Для них были характерны большие марсовые корзины для впередсмотрящих. Иногда там размещались лучники и арбалетчики. Примерно с середины XVI века на изображениях каракк можно встретить грот-стеньги (рангоутное дерево, первое удлинение нижних мачт).
Теперь поговорим об артиллерийском вооружении, которое носили каракки. Как я уже упоминал, вплоть до XVI века основной формой ведения морского боя был абордаж, так как артиллерия была совсем не развита. Конечно, имелись какие-то примитивные орудия, но они, во-первых, были достаточно слабыми, во-вторых, имели не очень высокую дальность действия, и в-третьих, их было немного. На кораблях использовались абордажные сетки, чтобы помешать вражеским морякам проникнуть на борт, а с палубы и марсовых корзин противника атаковали лучники, арбалетчики и даже пращники. С XVI века развивается артиллерия, и на специальных артиллерийских портах на каракках устанавливаются пушки. Типичная каракка имела около от нескольких десятков до сотен бортовых орудий (пушки и кулеврины) для ведения дальнего боя.7
История каракки также довольно интересна. Впервые этот корабль появился в XIV веке в Португалии, и вскоре получил распространение в других странах Европы - Испании, Англии, Франции, Венеции, а затем и в Турции. В XV - XVI веках каракка была самым большим парусным судном в Европе и в сотнях экземпляров распространилась по всей западной части Евразийского континента. Есть довольно большое количество каракк, известных истории. Так, например, вышеупомянутая каракка английского короля Генриха V "Грэйс Дью" (что можно перевести как "Милость божья") была спущена на воду во втором десятилетии XV века (1418). Это одно из самых больших судов того времени имело всего 3 пушки. Всего через 20 лет этот гигант сгорел от удара молнии. Во второй половине XV века появилась первая крупная каракка на Балтийском море - французское судно "Пьер из ла-Рошели". В начале XVI века в Шотландии была спущена на воду каракка "Великий Михаил" длиной 73 метра и водоизмещением 1000 тонн, которая стала очередной фурорной громадиной своего времени. В ответ на это британцы спустили на воду "Генри Грэйс о'Дью" (Генрих Милостью Божией) длиной 50 метров и водоизмещением 1000 тонн. Этот корабль имел 43 пушки и 141 легкое поворотное орудие (кулеврину). Интересным образцом была каракка "Святая Анна", построенная во Франции и спущенная на воду в 1522 году. Вся подводная часть корпуса корабля и два из шести поясов выше ватерлинии были обшиты листами свинца. Одни историки считают, что "Святая Анна" таким образом была первым броненосцем, другие полагают, что это было сделано в целях повышения водонепроницаемости судна. Что еще интересно, на каракке находились кузница с тремя оружейными мастерами, печи и ветряная мельница для выпечки на борту хлеба, столовые и даже сад для цветов. Во второй четверти XVI века появились галеоны, и, хоть и достаточно медленно, но все же вытеснили каракки, заняв почетное место самых используемых кораблей своей эпохи. Наибольшую вещественную информацию о каракках могут дать важнейшие археологические находки: так называемое "судно из Матаро", по конструкции очень близкое к ранним одномачтовым караккам, найденное близ берегов Испании, ныне его останки хранятся в музее принца Хендрика (Ротердам); еще одна интересная находка - обломки английского корабля "Мэри Роуз", затонувшего в середине XVI века. Это довольно большая каракка, грандиозная модель того времени. Реконструированные останки хранятся в Портсмутском музее.
Информация о работе Корабли в эпоху великих географических открытий