Корабли в эпоху великих географических открытий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 08:06, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Великих Географических Открытий оставила огромный след в истории человечества, ознаменовала начало новых торгово-экономических отношений и небывалое развитие научно-технической сферы человечества, а также расширила понимание и представление о мире. Людей гнала вперед жажда наживы, обогащений, слухи о неведомых доселе землях, желание узнать побольше. Прирост населения обеспечил развитие ремесла, а значит, Европе срочно потребовались новые рынки сбыта.

Файлы: 1 файл

Korabli_v_epokhu_velikikh_khoreograficheskikh_otkryt.docx

— 44.36 Кб (Скачать файл)

Именно каракки сыграли одну из самых выдающихся ролей в эпоху географических открытий. Большинство известнейших мореплавателей преодолевали мировой океан именно на них. Известнейшая каракка "Санта-Мария" была флагманом у капитана Христофора Колумба, когда он вместе со своей командой достиг побережья Америки. Еще одним флагманом послужил корабль "Сан Габриэл", на этот раз в экспедиции Васко да Гамы в последние годы XV века. Фернан Магеллан во время путешествия имел в своем распоряжении несколько каракк - "Виктория", "Тринидад", "Сан-Антонио", "Сантьяго" и "Консепсьон". Открывший Ньюфаундленд Джованни де Верраццано проделал свое путешествие на каракке "Ла Дофин". Жак Картье во время своей второй экспедиции имел в эскадре каракку "Большой Горностай".

 

ГАЛЕОНЫ И ПИНАСЫ

В эпоху Великих географических открытий использовались и другие типы судов, но очень мало. Отдельного упоминания заслуживают галеоны, появившиеся во второй четверти XVI века - как раз на закате каракк и каравелл. Галеоны в основном использовались для транспортировок между Европой и колониями, в особенности американскими. Галеон был более быстрым и маневренным судном, чем его предшественники, достичь этого удалось за счет снижения баковой надстройки и удлинения корпуса. Это привело к увеличению устойчивости и повышению волнового сопротивления. Галеон был более длинным, низким и прямым, его корма была прямоугольной формы (тогда как раньше строили круглую), на носу находился гальюн, выступающий вперед ниже уровня бака (надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня). Длина галеона составляла около 50 метров (37 по килю), ширина - 12 метров, водоизмещение галеона было от 500 до 2000 тонн. Галеоны были прочнее и лучше защищены, чем каракки, однако их постройка обходилась дешевле. Корабль обычно строился из дуба (или каких-либо других твердых пород дерева), а рангоут - из сосны. Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние - косое (латинское).  Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая же надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Она имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами. Количество палуб могло быть от двух до семи (в зависимости от водоизмещения). Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе - завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъемность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность, смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал ее прямого удара. Несмотря на большое количество общих черт в конструкции, галеоны разных стран отличались друг от друга, порой очень даже существенно.

Как и любой корабль той эпохи, галеон имел собственное вооружение. На борту располагалось несколько десятков орудий калибра от 3-фунтовых до 50-фунтовых, а также с сотню переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с кормовой и носовой надстроек. Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Вследствие этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. На обоих батарейных палубах располагалось 50 - 80 орудий, но с годами эти суда совершенствовались, а количество орудий возрастало.8 Пожалуй, самым известным галеоном был корабль, именуемый "Золотая лань", который на рубеже 70-х и 80-х годов XVI века обогнул Земной шар. Капитаном корабля был известнейший корсар Френсис Дрейк.9

Галеон не так много использовался в эпоху Великих географических открытий. Он получил развитие в конце XVI - XVIII веках, до этого же только появившись, развиваясь и участвуя в отдельных плаваньях, важных для территориальных исследований европейцев.

Кроме галеона, в эпоху Великих географических открытий использовались и некоторые другие типы судов. Например, пинас - довольно внушительное парусно-гребное судно, имевшее длину до 40 метров, водоизмещение порядка 200-800 тонн, три мачты (грот- и фок- с прямыми парусами, а также бизань с косым) и огромный бушприт. Этот тип кораблей предназначался в основном для торговли, но также имел разведывательную функцию, еще мог выступать в качестве боевого корабля с некоторым количеством артиллерийского вооружения на борту. Стал применяться в XVI веке, но развитие и наиболее активное распространение получил уже в XVII, как и галеон. Мог быть разборным. Известно, что во флотилии Френсиса Дрейка во время его кругосветного плавания было задействовано 4 пинасы, которые, увы, были потеряны к концу плавания.10

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Как мы видим, эпоха Великих географических открытий принесла человечеству огромное количество новинок, помогла сделать небывалый скачок в развитии как техники, так и науки. Мировоззрение людей значительно расширилось, стал иным взгляд на многие привычные вещи. Правда, был и один существенный минус - начало работорговли и порабощение многих стран, превращение их в колонии. Что же касается технического аспекта, то здесь развитие было просто колоссальным. Страны обменивались друг с другом неведомыми доселе причудами, развивали морское дело, улучшили компас и астролябию, артиллерийское дело... Но главное, что позволило осуществить все это - суда. Корабельное дело стало на две головы выше за те несколько веков, что ушли на географические открытия. Появились новые разнообразные типы судов, а некоторые были улучшены до неузнаваемости. Человечество вступило в новую эпоху, и во многом это стало возможно только благодаря морскому транспорту. Даже сейчас человечество отдает дань уважения судам, которые помогли людям достичь небывалых успехов в эпоху Великих географических открытий - запечатленные на картинах, собранные в качестве миниатюрных моделей, участвующие в различных регатах корабли вроде "Санты Марии" и "Золотой Лани" до сих пор радуют глаз".

1 Фасмер М. "Этимологический словарь русского языка". Москва, "Астрель. Аст". 2009 г.

2 Информация о каравеллах. http://worldofcoins.ru

3 Энциклопедия "Корабли". Москва, "Издательство АСТ", 1999 г.

4 Сайт Institute of Nautical Archaeology http://nauticalarch.org/projects/all/central_america_caribbean/highborn_cay_wreck/introduction/

5 Морской энциклопедический словарь под редакцией Дмитриева В. В. Л: Судостроение, 1991.

6 Морской энциклопедический словарь под редакцией Дмитриева В. В. Л: Судостроение, 1991.

7 Штенцель А. "История войн на море". Москва. Изографус, "Эксмо-Пресс", 2002 г.

8 Михайлов А. М., Соколов О. И. "От драккара до крейсера". М. 1975.

9 Губарев В. К. "Френсис Дрейк". М. 2013.

10 Можейко И. В. "В Индийском океане". М.: "Наука", 1977.


Информация о работе Корабли в эпоху великих географических открытий