Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 13:40, контрольная работа
Первоначальная структура старого города Красноярска типична для сибирских городов того времени, с их разделением на «малый» и «большой» город. Красноярск первой половины XVIII века сохранял черты, заложенные ранее, но все большее значение получала застройка «большого» города. В плане Красноярска 1748 года за пределами основной крепости, на территории посада, уже значится большая группа жилых кварталов, гостиный двор, таможня, ратуша, Покровская церковь, пивоварня на берегу Енисея и другие строения. Главные направления улиц -- на запад и север от ворот основной крепости к проездным башням наружных стен «большого» города. Развитие города с 1770-х годов в известной мере предопределило современное состояние центральной части Красноярска. Красноярск XVIII века представляет особый интерес потому, что застройка того времени, по существу, не сохранилась: после опустошительного пожара 1773 года город был отстроен заново.
В феврале 1899 года
один из красноярских завзятых театралов,
Александр Петрович Кузнецов, представил
городским властям «
Закладка народного дома-театра имени А.С.Пушкина состоялась 6 мая 1901 года, а уже, 14 февраля 1902 года техническая комиссия осматривала «вновь выстроенное здание народного дома-театра на Воскресенской улице и нашла, что здание выстроено во всем согласно утвержденного проекта, хорошо и прочно». Первоначальный облик театра до наших дней не сохранился, так как здание неоднократно реконструировалось.
Целенаправленные усилия городских властей по реализации образовательных программ стали давать к началу второго десятилетия зримые результаты. В этот период активную деятельность развернуло общество попечения о начальном образовании, созданное в Красноярске в 1880-х годах. В начале 1913 года власти города приняли решение отвести обществу «участок земли по Театральному переулку, рядом с городской лечебницей, под постройку собственного дома для учреждений общества: бесплатной библиотеки-читальни, педагогического музея, книжного склада, а также аудитории, в которой могли бы устраиваться чтения, лекции, детские праздники». В апреле месяце того же года председатель общества А.Р.Шнейдер представил городским властям чертежи «каменного двухэтажного здания с подвальным этажом для учреждений общества», составленные безвозмездно городским архитектором С.Г.Дриженко.
Дом Просвещения [рис.12], как стали называть здание красноярцы, открылся 30 января 1915 года. Здание Дома просвещения является одним из красивейших архитектурных сооружений города Красноярска и продолжает служить благородным целям народного образования.
Культурно-просветительским учреждением Красноярска должен был стать краеведческий музей [рис.13]. Здание специально построено для музея по проекту архитектора и художника Л.А.Чернышова в 1914-1929 годах. Проект был подарен автором. Идея возведения в далеком сибирском городе «египетского храма» была заимствована архитектором из описаний подобного здания, построенного на Парижской всемирной выставке 1878 года.
Место для строительства краеведческого музея городская Дума отвела на берегу Енисея, на углу Береговой улицы и Гимназического переулка (ныне ул.Дубровинского и ул. Перенсона).
Деньги на строительство были собраны за счёт пожертвователей, купцов меценатов: Гадалова, Кузнецовых, Смирнова и других. В состав строительного комитета вошли специалисты, которые не только строили музей, но и вносили посильный вклад в строительство: например, А.В.Телегин выдал кирпича 8 тысяч штук. Постройка была почти завершена, но началась первая мировая война и здание было отдано под казармы. Окончательно строительство было завершено в 1929 году. В 1930 музей переехал в новое здание. Постройка является памятником архитектуры общественных зданий г. Красноярска начала ХХ века.
Несмотря на активное проникновение в жизнь Красноярска начала XX века культур новообразовательных форм деятельности, главной его градоформирующей функцией по-прежнему оставалась торговля, что являлось определяющим фактором для возникновения новых торговых предприятий, отличавшихся не только количественным разнообразием, но и спецификой архитектурных особенностей.
В этой связи следует выделить постройку торгового корпуса на Новособорной (Новобазарной) площади [рис.14], осуществленную городскими властями в 1907-1908 годах, по проекту архитектора и скульптора Попова недалеко от Кафедрального Богородице Рождественского собора. До 1917 года в этом здании размещались торговые павильоны купцов Енисейской губернии. Позднее здание будет частично разрушено и переведено под пожарное депо, а затем, снесено. В августе 1907 года местная газета сообщала: «Новый корпус на Ново-базарной площади под торговые помещения вчерне достраивается, возводятся уже куполообразные крыши в мавританском стиле, а верхняя часть фасада в стиле рококо. Высота крыш с украшениями доходит до 4-х сажень. Здание очень красиво и фасадом выходит к собору, отчего еще более будет выделяться между кургузыми балаганами и старым гостиным рядом». Новое торговое здание получило среди горожан необычное для Красноярска тех лет на звание - «пассаж»».
Поиски выразительных средств архитектуры общественных зданий красноярские зодчие продолжили в ряде построек 1910-х годов. Вопрос о постройке в Красноярске «купеческого дома, который внутренним расположением и фасадом отвечал бы коммерческим нуждам общества и изяществу архитектуры», был поставлен перед городскими властями еще в 1898 году. Большой трехэтажный дом купеческого общества [рис.15] был выстроен на углу Воскресенской улицы и Почтамтского переулка (ныне пр. Мира и ул. Перенсона) в 1907 -- 1908 годах. Городская управа поспешила перейти в еще не отделанное новое помещение. Проектные работы выполнил архитектор Л.А.Чернышев. В облике здания, в первую очередь, привлекает внимание его масштабность и обильный декор фасадов. Архитектор, таким образом, как бы продолжал общие принципы, определявшие внешний облик наиболее крупных общественных зданий города, построенных на рубеже веков (например, Духовная семинария). Однако русский стиль, ставший в тот период несколько «официальным» в Красноярске, присущим зданиям духовного ведомства, Чернышев заменяет более демократичными готическими мотивами с чуть слышными отзвуками опять же «египетского вкуса».
В 1913-1914 годах было возведено здание Общественного собрания Красноярска [рис.16], расположенного на перекрестке улицы Воскресенской и Почтамтского переулка. Автором проекта являлся гражданский инженер В.А.Соколовский. После двух лет строительства, 25 января 1915 года, «состоялось освящение нового здания Красноярского Общественного собрания». Облик здания, возвращавший зрителя во времена уже подзабытого классицизма, в его московском «наряде», был неоднозначно принят современниками. Они отмечали, что «с постройкой здания на углу Почтамтского переулка и Большой улицы выиграло и общественное собрание и город: здание, возведенное для собрания, украшает город, хотя само далеко не украшается какой-то «нахлобучкой» -- колоннадой, невесть для какой надобности вознесенной наверх углового фасада». Выбор архитектором торжественных форм ампира в начале стремительного двадцатого века был предопределен широко отмечавшимися в то время юбилеями: столетием победы русских войск в войне 1812 года и трехсотлетием царствования Дома Романовых (1913г.). Главное здание города являлось своеобразным памятником, поставленным красноярцами в честь этих празднеств. Вместе с тем, в облик здания были введены черты, характеризовавшие архитектуру нового времени, что, например, отражено в «разомкнутости», в различии композиции фасадов, предполагавших последовательную смену зрительных образов с разных точек восприятия.
Большую группу исторических зданий Красноярска составляют каменные дома, построенные на средства горожан. Многие частные каменные строения были утрачены в процессе последующих градостроительных преобразований. Однако сохранившиеся здания все же позволяют проследить архитектурно-строительную эволюцию жилых каменных домов в застройке Красноярска.
Из небольшого числа первых каменных домов, сохранившихся в городе с 1820-1830-х годов, ранее не отмеченных, следует назвать постройки на бывшей усадьбе купцов Ларионовых (ул. Ленина, 3), дом Тюрепиных (пр. Мира, 22, во дворе), дом купцов Сколковых (пр. Мира, 45/ ул. Сурикова, 27). Все эти здания характеризуются стилевыми особенностями классицизма, которые были привнесены в застройку Красноярска из «образцовых» проектов, активно применявшихся в проектировании первыми архитекторами-профессионалами - П.Воцким, Д. аковецким, П.Шаровым.
В середине девятнадцатого века в Красноярске насчитывалось около трех десятков каменных обывательских домов, построенных в «разгар» золотопромышленности 1830-1840-х годов, когда город «изумлял всю Сибирь своею роскошью». Вместе с тем, архитектура жилых каменных домов, наряду с внутренней изысканностью, внешне мало отражала богатство хозяев. Заметно увеличилась, по сравнению с каменными постройками 20-х годов, лишь масштабность зданий, некоторые из которых занимали почти половину квартала. Объемно-пространственная композиция этих строений ограничивалась, как правило, наиболее простыми формами, чаще всего прямоугольными или П-образными.
Темпы количественного роста жилых каменных строений в городе были незначительными, только в конце 1880-х годов их число превысило первую сотню. Наиболее крупным каменным частным домом, открывшим новый этап в архитектуре жилых зданий Красноярска, стал дом торгово-жилого назначения на усадьбе купца Николая Герасимовича Гадалова (пр. Мира,79, универмаг «Детский Мир») [рис.17]. К началу 1880-х годов вместо деревянного дома был выстроен большой двухэтажный каменный дом. Он был необычен для Красноярска богатством своих «ренессансных» форм, динамичной пластикой фасадов, акцентировавшей внимание на красивое полукружие углового объема парадного входа, увенчанного куполом со шпилем и украшенного ажурным узором металлического ограждения полукруглого балкона. Архитектурный образ здания, более характерный для произведений западноевропейского искусства тех лет, дает основание предполагать участие в его проектировании архитектора высокой квалификации, в частности В.А.Шретера, одного из последовательных приверженцев «ренессансных» форм в русской архитектуре второй половины XIX века.
Представителем этого же семейства Николаем Николаевичем (сыном Николая Герасимовича) было построено первое в Красноярске специальное «каменное 1-этажное с подвалом здание для кинематографа на 400 человек» [рис.18]. По сведениям тогдашних газет, Н.Н.Гадалов предполагал «выстроить на углу Воскресенской улицы и Почтамтского переулка прекрасное здание по плану, заказанному в Париже, уже полученному». Проект кинотеатра был утвержден в апреле 1911 года. 15 августа 1912 года состоялось открытие кинематографа. Здание кинотеатра, встроенное в рядовую застройку улицы, получило пространственное развитие вглубь усадебного участка. Главный фасад, богато декорированный в мотивах модерна, являлся по существу кирпичной «ширмой», за которой была скрыта тектоническая основа здания, по достоинству оцененная и сохраненная даже при коренной реконструкции кинотеатра в 1950-1960-х годах (ныне клуб «Тарантино»).
После постройки в начале 1880-х годов гадаловских домов в Красноярске наступил почти двадцатилетний период затухания крупного частного строительства, связанный со средоточением основного строительного процесса на сооружении Сибирской железнодорожной магистрали и с возведением крупных общественных объектов города. Наиболее типичными для каменной частной застройки Красноярска конца семидесятых - восьмидесятых годов были двухэтажные дома, проектирование которых осуществлялось местными специалистами, что определяло выбор относительно простых решений их пространственной и декоративной композиции.
Очередной этап строительства крупных жилых зданий начался в Красноярске с 1899-1900 годов, с периода возведения на Воскресенской улице купцом М.И.Семеновым и мещанином И.Л.Романовым «пассажа-долга». Протяженный вдоль улицы фасад двухэтажного здания симметричен относительно центрального незначительно выступающего ризалита, в котором устроена проездная арка, давшая, вероятно, название дому - «пассаж». Дом Семенова -- Романова и стоявший рядом с ним трехэтажный дом И.Г. Гадалова образовали первый городской квартал почти сплошной каменной застройки.
С 1907 года в Красноярске началась своеобразная «строительная горячка». В этот же период один за другим возводятся в городе большие частные дома, проекты для которых разрабатывают, как правило, инженеры и архитекторы, приехавшие в Красноярск в начале 1900-х годов после окончания столичных высших архитектурных школ, - В.А. Соколовский, Л.А. Чернышев, С.Г. Дриженко и др. Именно с их творческой и практической деятельностью связано появление на берегах Енисея новых архитектурно-стилевых направлений первых десятилетий XX века.
По проектам гражданского инженера В.А. Соколовского были построены новые трехэтажные частные здания: дом Либмана (1909-1910 гг., пр. Мира, 96) [рис.19], 12-квартирный жилой дом (1910-1911 гг., ул. Ленина, 62) [рис.20]; двухэтажный дом Кохановских «для типографии» (1908-1909 гг., пр. Мира, 55) [рис.21], особняк В.Н.Гадаловой (1909-1910 гг., ул. Маркса, 36) [рис.22] и дом М.М. Зельмановича (1910 -1911гг., ул. Маркса, 73) [рис.23], которые объединяет единый художественный подход к решению их образного восприятия, основанный на формообразующих принципах модерна. Вместе с тем, архитектор по-своему интерпретирует эти принципы в своих постройках.
В построении пространственных композиций дома Зельмановича раскрываются незаурядные способности Соколовского как планировщика, вполне владеющего функционально-рациональными закономерностями модерна. В этих постройках автор уделяет особое внимание их декоративному оформлению, насыщая фасады лепными рельефами. Постройка выполнена в стиле эклектики, подражания французскому ренессансу с элементами модерна в оформлении. Здание каменное двухэтажное оштукатуренное, угловой разворот отмечен фигурным аттиком и куполом со шпилем. Фасады богато декорированы лепными деталями. Здание является памятником архитектуры г. Красноярска начала ХХ века.
Иные исторические образы В.А.Соколовский использовал в оформлении торгового дома фирмы «Ревильон братья» в 1914-1915 гг. (пр. Мира, 49) [рис.24]. Это первое здание города, фасад которого облицован красным гранитом и полированным мрамором. Здесь архитектор отдает свое образную «дань» ретроспективным направлениям русской архитектуры 1910-х годов, вновь устремившимся к классическим основам. Мотивы неоклассицизма, с характерными для них монументальностью и торжественностью, усиленными мраморно-гранитной отделкой здания, искусно сочетаются с легкостью больших оконных проемов, со свободным решением внутренней пространственно-планировочной структуры, символизируя тем самым неразрывную связь творческого процесса через преломление архитектурных форм прошлого. Является памятником архитектуры общественных зданий начала ХХ века города Красноярска.
Одной из крупных частных построек,
характеризующих творчество другого
красноярского зодчего Л.А.
Более свободное построение архитектурно- художественных форм Л.А.Чернышев применил в композиции дома-особняка И.А.Ицына (ул. Кирова, 25) [рис.26]. Симметричное решение главного фасада, предполагавшееся в проектном варианте, в осуществленном здании заменено асимметричным, создавшим зрительно ощутимую динамику плоскостных масс фасада.
Еще более уникальной для Красноярска постройкой, выполненной Л.А.Чернышевым в 1912-1913 годах, является его собственный дом (ул. Марковского, 21) [рис.27]. В свободном творчестве, не связанном волей заказчика, наиболее полно раскрылись способности архитектора-художника, отразившие в созданном образце наиболее передовые тенденции архитектуры начала XX века. В пространственной композиции своего дома он использует богатый арсенал формообразующих средств модерна и главный, основополагающий принцип стиля -- принцип целесообразности. Готический силуэт здания увязывает сложность его объемов в единый художественный замысел.