Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 16:01, доклад
Биографические сведения о Полибий приходится признать скудными. Сам он обращается к фактам своей жизни лишь в связи с изложением каких-либо событий во «Всеобщей истории». Разбросанные по всему тексту отрывочные упоминания и заметки, будучи сгруппированы и подвергнуты скрупулезному анализу, в определенной степени позволяют восстановить жизненный путь историка, Косвенным образом он может быть восполнен или дополнен сообщениями других античных авторов, в том числе Страбона, Тита Ливия, Павсания, Плутарха, черпавших информацию из произведений (по большей части утраченных) Полибия.
Биографические сведения о Полибий приходится признать скудными. Сам он обращается к фактам своей жизни лишь в связи с изложением каких-либо событий во «Всеобщей истории». Разбросанные по всему тексту отрывочные упоминания и заметки, будучи сгруппированы и подвергнуты скрупулезному анализу, в определенной степени позволяют восстановить жизненный путь историка, Косвенным образом он может быть восполнен или дополнен сообщениями других античных авторов, в том числе Страбона, Тита Ливия, Павсания, Плутарха, черпавших информацию из произведений (по большей части утраченных) Полибия.
О времени рождения Полибия в литературе высказано много различных мнений. Так, В. Г. Васильевский называет 205 г. до н.э. Большинство же авторов лишь приблизительно определяют время его рождения 210—200 гг. до н.э.
Полибий происходил из знатного аристократического рода городской общины Мегалополя, расположенного в Ахайе, в центре Пелопоннеса. Его отец Ликорт неоднократно занимал важнейшие должности в Ахейском союзе, куда входил этот полис: начальника союзной конницы и стратега, фактически обладавшего всей полнотой исполнительной власти в союзе.
Вероятно, Полибий — благодаря знатному происхождению— получил весьма основательное образование, прошел все типичные для эллинистической Греции стадии воспитания и обучения: до 7 лет — домашнее воспитание, с 8 до 16 — мусическая и гимнастическая школы, затем гимнасий — с 16 до 20 лет и, наконец, эфебия.
Начало политической карьеры Полибия совпало c историческими событиями, которые круто изменили дальнейшую его судьбу. В 169 г. до н.э. он был избран на пост союзного гиппарха (начальника союзной конницы). По значению это была вторая должность в Ахейском союзе, служившая ступенью к должности союзного стратега. Его деятельность на этом посту освещается во «Всеобщей истории» в связи с описанием политических событий тех лет. Вот её основные моменты. Полибий принимал самое активное участие в политической жизни Ахейского союза, по его собственному выражению, «направлял события». Он прилагал усилия к тому, чтобы наладить отношения с союзниками Рима: произносил речи в народном собрании, предпринял дипломатическую поездку в римский военный лагерь в Македонии с предложением военной помощи и т.д. Учитывая крайне отрицательное отношение Полибия к Калликрату и его последователям, можно говорить о его приверженности партии, которая опиралась на антиримски настроенные широкие слои населения. Противопоставление клятв,, договоров, законов союза воле римлян отражало патриотический характер политических лозунгов этой группировки. Примечательно, что Полибий фиксирует свое отношение к излагаемому исторически, учитывая положение вещей описываемого времени. Это дает возможность увидеть эволюцию его социально-политической позиции. После победы Рима в III Македонской войне (168 г. до н.э.) Греция фактически лишилась независимости. Так завершился первый период жизни и деятельности Полибия — ахейский, период становления его как политического деятеля. Учитывая происхождение, воспитание, круг общения и характер деятельности Полибия, в целом можно заключить, что его политические симпатии уже в этот период были аристократическими. Необходимо отметить также патриотизм его поведения и деятельности.
Большинство исследователей особо отмечают римский период жизни Полибия, приходящийся на 167— 155 гг. до н.э. По прибытии в Италию в числе тысячи ахейских интернированных Полибий остается в Риме, остальных распределяют по городам и селам Этрурии. Круг знакомств Полибия в Риме не ограничивался членами дома Сципионов. Он сблизился с другими неримскими политическими деятелями, по тем или иным причинам находившимися в Риме. Учитывая возраст его знакомых, характер взаимоотношений и некоторые другие моменты, есть основания утверждать, что он был поверенным в их делах.
Имеется свидетельство о пребывании историка в Египте, Александрии, Гадесе, Керне, в Атлантическом океане. Таким образом, в определенной степени маршрут экспедиции проясняет ее цели. Если считать, что перед Полибием Сципионом Эмилианом была поставлена задача сбора информации о существовавших у Атлантических берегов золотых и оловянных рудников и их рынков, то легко предположить, что историк использовал это путешествие и для научных целей. Он придавал огромное значение географическим данным для исторического исследования.
К моменту завершения III Пунической войны (146 г. до н.э.) Полибий вернулся из атлантической экспедиции и стал свидетелем падения Карфагена. В рассказе о полном разрушении захваченного города основное внимание он уделил излюбленному своему герою — Сципиону Эмилиану. Глядя на пылающий Карфаген, Сципион испытывает противоречивые чувства, Победитель, жалеющий поверженных врагов, размышляет о превратностях судьбы, жертвой которых они стали. Полибий чувствовал ответственность за дальнейшую судьбу родины. Характерен в этой связи такой эпизод: некий римлянин хотел уничтожить изображения Филопемена, который, «являясь основателем патриотической партии, был враждебен к римлянам». Полибий решительно выступил в защиту памяти «последнего эллина», и по решению консула и комиссии памятники были сохранены. По ходатайству Полибия не были отправлены в Рим скульптурные изображения Ахея (основателя ахейского племени) и Арата. Он также отказался получить в дар от римлян конфискованное имущество лидеров антиримских выступлений. Более того, он просил своих друзей не покупать ничего из этого имущества. Такой дар мог сослужить Полибию плохую службу — скомпрометировать его в глазах соотечественников, чего он явно не желал. Оставаясь аристократом по убеждениям, противником демократических преобразований, идеологом Правящей верхушки, Полибий был убежден в благотворности для Греции гегемонии Рима, сводящей к минимуму опасности, с которыми связан подъем демократического движения: при помощи римлян упрочивалось положение греческой аристократии, сохранялось социальное спокойствие в греческих полисах. Социально-политическая действительность, крупнейшие события эпохи привели Полибия к мысли об особом месте Рима в современном ему эллинистическом мире Дальнейшее изложение позволит лучше понять метаморфозу взглядов Полибия, причины, по которым он превратился в сторонника Рима, его порядков и т.д. По свидетельству Лукиана, Полибий, упав с лошади, заболел и умер в возрасте 82 лет.
Решив ограничиться временами, о которых ещё относительно свежа память, Полибий начал свой рассказ с 220 года (покорение Испании Ганнибалом), планируя довести его до первой битвы при Пидне (168 год) По мере работы над «Историей» он решил продлить описание на 20 лет, доведя свой рассказ до разрушения Карфагена в 146 году. Автор ставил перед собой задачу дать понять читателям, «каким образом и при каких общественных учреждениях почти весь известный мир подпал единой власти римлян в течение неполных 53 лет». Труд его предназначался для греков, которые должны научиться, как иметь дело с римлянами. Полибий первым в древнем мире сформулировал целостную историографическую концепцию. Движущей силой истории он считал Фортуну, или Тюхе, которая благоволит римлянам за их добродетели и доблесть. Рука Фортуны может проявляться как в случайном везении, так и в мудром предвидении наилучшего развития событий. В то же время действующими лицами истории он считал людей. С. Б. МИРЗАЕВ.
ПОЛИБИЙ.М.,1986
А) понятие «прагматической истории» и цель историописания
Современный исследователь творчества Полибия располагает немногими сведениями о жизни и деятельности греческого историка. Однако особенность любого значительного литературного (впрочем, как и научного) произведения, каковым, без сомнения, является «Всеобщая история», заключается в том, что оно дает нам возможность понять самого его создателя, ибо автор произведения, коль скоро оно создано, «как раз и возник в пространстве произведения», перевоплотился в него, стал в нем тем, что он представляет собой на самом деле. И действительно, текст «Всеобщей истории», пусть и дошедший до наших дней в очень неполном и фрагментарном виде, все же проясняет как мировоззрение Полибия, вообще, так и его взгляды на исследовательские методы в историографии, в частности. Наш автор был убежден в том, что историку, как и художнику, для достижения мастерства нужна практическая деятельность: с одной стороны, активное исследование предмета, а с другой — политический опыт. Критикуя одного из своих предшественников — историка Тимея за то, что тот в ремесле историописания ограничивался знаниями, полученными лишь из исторических сочинений. По мнению Полибия, «украшением истории является стремление мужа (т. е. писателя, историка. — В. К.) к тому же самому». Ссылка на величайшего из греческих поэтов здесь далеко не случайна. Одиссей — символ активной, постоянно «бодрствующей», деятельной личности. Такими были многие греки5, таков сам Полибий, таким должен быть всякий историк. В этом — смысл и пафос его прагматической истории. Термин, означающий «прагматическая история» (или, точнее говоря, «прагматическое историописание»), встречается впервые именно у Полибия.
Многозначность русского слова «история» может ввести здесь в заблуждение; в данном случае πραγματικὴ ἱστορία более точно передается немецким термином die pragmatische Geschichtsschreibung («прагматическая историография» или, точнее говоря, «прагматическое историописание»; ср. английское выражение «historical writing»). Еще сложнее обстоит дело с современным словом «прагматический». У Полибия πραγματικός означает, прежде всего: «имеющий отношение к политическим и военным делам», «сведущий в государственных делах», «основанный на достоверных фактах», — а субстантивированное прилагательное ὁ πραγματικός, соответственно, имеет значение: «опытный государственный деятель», «искусный политик».
С методической точки зрения πραγματικὴ ἱστορία состоит из трех частей (трех способов изучения):
тщательное исследование и сопоставление письменных источников;
осмотр (или собственноличное посещение) — географических мест и достопримечательностей;
собственная политическая
По словам же Полибия, дела историописания тогда будут хороши, когда государственные деятели будут браться за написание истории —и будут трудиться, считая это необходимейшим и прекраснейшим занятием для себя, или же когда те, кто стремится писать историю, посчитают для себя необходимым овладение политическим опытом. Это не просто слова. Своей жизнью и творчеством, своим трудом Полибий доказал убежденность в правомерности этой мысли: мало кому известный за пределами Ахейского союза, государственный деятель из Мегалополя по имени Полибий, сын стратега Ликорта, впоследствии стал историком, поведавшим миру о том, как Рим пришел к «мировому» господству.
Добросовестно и обстоятельно описывая политические и военные события, создавая прагматическую историю, греческий автор ставит своей задачей, кроме того, понять, почему и откуда возникают эти события, так же, как это должен понимать всякий государственный муж. Действующими лицами политической истории являются люди, поэтому во всем окончательное суждение определяется не действиями, а причинами и личными намерениями действующих людей и их различиями. Согласно Полибию, историки и их читатели должны обращать внимание не столько на изложение самих политических событий, сколько на обстоятельства, предшествующие им, одновременные с ними и следующие за ними. Но, придавая большое значение выяснению причинности в истории, наш автор понимал, что есть случаи, когда человеку вообще невозможно или трудно познать причину, и ее следует относить к Богу и к судьбе. Вчитываясь в текст «Всеобщей истории» Полибия, следуя движению его мысли, мы сами должны стремиться к постижению того, что незримо стоит за ходом видимых событий, определяя их и проявляясь в них, того, что философы называют бытием, того, что вечно и неизменно, что всегда было, есть и будет и понимание чего, собственно говоря, и делает нас людьми. Это еще один урок, который греческий историк преподносит своим читателям.
Понятие прагматической истории связывалось Полибием, прежде всего, с военной и политической историей. Читатели, на которых он ориентировался, должны были быть хорошо образованы и специально подготовлены; очевидно, это были люди, равные историку, то есть ближе всего стоящие к политике и войне — греческие государственные деятели и полководцы.
В пассаже IX. 1. 1—5 Полибий различает три рода исторических сочинений:
«генеалогическая история», повествующая о богах и героях и предназначенная для любителей «легкого чтения»;
рассказы о колониях, об основании городов и родстве племен, рассчитанные на читателей, интересующихся «древностями»;
история о делах народов, городов и правителей, предназначенная для государственного деятеля.
Свой труд наш историк относит к последнему роду сочинений.
Историописание у Полибия — не самоцель, оно служит задачам воспитания достойного гражданина, как им служили творения великих греческих поэтов-трагиков и философов. Многие из тех, кто писали исторические труды, правильно полагали, что почерпнутое из истории знание — наивернейшее воспитательное средство и тренировка в политической деятельности, что напоминание о внезапных переменах, происшедших у других людей, является самым очевидным и единственным наставником, который подсказывает нам средство, помогающее мужественно переносить переменчивость судьбы. Наш автор с этим полностью согласен. Он считает, что лучшим воспитанием для подлинной жизни является извлекаемый из политической истории опыт. Важно, что Полибий часто не проводит различия между политическими и нравственными результатами человеческих поступков в истории. По его мысли, людям следует рассматривать долг как нечто первостепенно значимое. И история этому учит, надо только учиться извлекать из нее уроки.
«Универсализм» как отличительная черта современной Полибию эпохи и обоснование жанра всеобщей истории.
Отличительная черта современной истории, с точки зрения Полибия, — универсализм. «Особенность нашей истории и достойная удивления черта нашего времени состоит в следующем: почти все события мира судьба направила насильственно в одну сторону и подчинила их одной и той же цели. Согласно с этим и нам подобает представить читателям в едином обозрении те пути, какими судьба осуществила великое дело». мость одного события от другого. Всеобщая история позволяет, в частности, уяснить, что антиохова война зародилась из филипповой, филиппова из ганнибаловой, ганнибалова из сицилийской, что промежуточные события при всей их многочисленности и всем их разнообразии в своей совокупности ведут к одной и той же цели (III, 32; ср. VIII, 4, 2).