Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:15, реферат
Ведя речь о Крещении Руси, главнейшем событии древней истории нашего Отечества, следует прежде заметить, что под этим следует понимать не совсем, то Крещение или Просвещение, которое свершается над отдельным человеком при вступлении его в Церковь. Такое отождествление Крещения Руси приводит к довольно ошибочным представлениям об этом историческом событии. Строго говоря, Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом.
Введение..............…...………………………………………………….…………….3
1. «Повесть временных лет» о крещении Руси апостолом Андреем Первозванным..............................................................................................................5
2. Предпосылки Крещения Руси…............................................................................6
3. Этапы Крещения Руси.............................................................................................8
3.1 Временные рамки Крещения Руси.....................................................................12
4. Последствия Крещения Руси......…......................................................................13
4.1 Цивилизационные последствия…………………………………...…………..14
4.2 Политические последствия………………………………………...…………..15
4.3 Культурные последствия………………………………………………………17
4.4 Итоговые последствия Крещения Руси….........................................................19
Заключение..............…...............................................................................................20
Список использованной литературы......…............................................................22
«Крещение Руси: предпосылки, этапы, последствия»
Содержание
Введение..............…...…………
1. «Повесть временных лет» о крещении
Руси апостолом Андреем Первозванным..................
2. Предпосылки Крещения Руси….........................
3. Этапы Крещения Руси..........................
3.1 Временные рамки Крещения Руси..........................
4. Последствия Крещения Руси......…...................
4.1 Цивилизационные последствия…………………………………...………
4.2 Политические последствия………………………………………...…
4.3 Культурные последствия…………………………………………………
4.4 Итоговые последствия Крещения Руси….........................
Заключение..............….....
Список использованной литературы......….............
Введение
С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны — Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы.
В процессе проникновения христианства на Русь необходимо различать объективную и субъективную стороны. В объективном плане важно подчеркнуть, что в ходе социального развития в древнерусском обществе образовалась военно-торговая верхушка, без которой христианство вряд ли могло привиться, и значит, появление христианства в Киевской Руси было подготовлено ее предшествующей историей. Что касается субъективного момента, то здесь главное – внутренние побуждения принимавших крещение.
С образованием и
развитием древнерусского
Крещение Руси объяснялось целым рядом исторических причин.
Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий бог.
Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной.
В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью - основную ячейку общества.
В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны.
В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных, верхушки и низов общества требовало объяснения, требовало новой идеологии.
Христианство могло
отпустить грехи, очистить душу,
оправдать человека в его
От Крещения Руси и до революции христианство было вплотную связано с государством и пронизывало все слои жизни и культуры народа. Принятие христианства Древней Русью было не только выбором религии, но так же имело и политический характер.
Ведя речь о Крещении Руси, главнейшем событии древней истории нашего Отечества, следует прежде заметить, что под этим следует понимать не совсем, то Крещение или Просвещение, которое свершается над отдельным человеком при вступлении его в Церковь. Такое отождествление Крещения Руси приводит к довольно ошибочным представлениям об этом историческом событии. Строго говоря, Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г. по инициативе великого князя Владимира.
Владимир Красное Солнышко, или Святой – князь - реформатор. В 988 г. он крестил Киевскую Русь. Этот шаг на долгие годы предопределил судьбу русского народа. Князь решил, что русские будут веровать во Христа, он сделал свой выбор и не ошибся. Христианство вплоть до 1917 г. было не просто государственной религией, оно лежало в основе идеологии существующего в России строя.
1. «Повесть временных лет» о крещении Руси апостолом Андреем Первозванным
Канонически об Андрее известно крайне мало. По Матфею, он был галилеянином и братом апостола Петра. По Иоанну – один из учеников Иоанна Крестителя, еще раньше Петра призванный Христом на Иордане. Наряду с этими скупыми известиями Андрей – персонаж многих апокрифов. О них первым упоминает Евсевий Кесарийский со ссылкой на Оригена. Общей для отреченных произведений об Андрее чертой надлежит считать то, что он изображается апостолом севера и скифов, просветителем южных, восточных и северных берегов Черного моря. Местопребыванием Андрей избирает Синоп, откуда и совершает свои миссии. Самый северный предел третий из них – Херсонес Таврический, Корсунь летописной легенды, так что древнерусский автор как бы вклинился между третьим и четвертым смертным путешествиями Андрея. Третье путешествие охватывает Грузию, Кавказ, Пантикапею, Феодосию, Херсонес Таврический. Затем Андрей возвращается морем в Синоп, откуда отправляется в последнюю роковую дорогу. Просветив попутно Византию, он прибывает в Парты Ахайские, где заканчивает служение мученической кончиной на косом кресте.
Последний русский культ Андрея вообще нет смысла принимать во внимание. Как креститель Руси он появляется в русском сознании уже тогда, когда складывается единое Московское государство – у Ивана Грозного, затем при царе Алексее и особенно при Петре. В 1698г. была учреждена «кавалерия» Андрея Первозванного – старший из русских орденов, причем на косом орденском кресте по четырем его концам изображались латинские буквы S, A, P, R, т.е. Sanctul Andreas Patronus Russiae. К петровской эпохе относится и морской Андреевский флаг, и другие очень яркие проявления культа первозванного апостола, будто бы «святым крещением первоначально пределы наши просветившего».
2. Предпосылки Крещения Руси
Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы - и население ряда других городов Киевской Руси. Событие 988 года наша православная церковь считает официальным принятием христианства на Руси.
История Руси, предшествовавшая принятию христианства, непонятна и слабо изучена. Это связано, прежде всего, с тем, что наши первые летописцы писали не раньше 11 века. А о событиях 9-10 вв., за исключением немногих письменных греческих свитков, не имели других источников кроме устных народных преданий. Таким образом, можно отметить, что только с приходом христианства русский народ получил прочные основы для создания государственной и гражданской жизни, основы, без которой собственно и нет истории.
Восточная территория Европейской России была населена чудскими и тюркскими племенами, а в западной половине, кроме литовского и чудского народов, примыкавших своими поселениями к Балтике, жили славяне под разными местными названиями держась берегов рек: Волхово, Днепра, Припяти, Сожи, Горыни, Стыри, Случи, Буга, Днестра, Сумы, Десны, Оки и их притоков. Жили небольшими общинами. Никаких установлений, связывающих между собой племена, не было. Признаки государственной жизни так же отсутствуют. Религия славян состояла в обожании природы, в поклонении солнцу, воде, небу, земле, ветру, деревьям, птицам. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. У них не было ни храмов, ни жрецов, поэтому их религия не могла претендовать на повсеместность. Так же у славян не было ясных представлений о существовании жизни после смерти, верили они и в волшебство.
Князь Владимир Святославович в отличие от своего отца сосредоточил основные усилия на внутренней политике. Главным государственным мероприятием князя Владимира является крещение Руси.
Главная причина этого важнейшего государственного мероприятия заключается в том, что языческая религия уже не отвечала потребностям сформировавшегося государства. Языческая религия обожествляла силы природы и поэтому языческие боги были тесно связаны с выполняемыми родом и племенем хозяйственными работами. С усложнением социальной структуры общества и образованием государства язычество оказалось неспособным идеологически обосновать произошедшие перемены, объединить общество. Возникло противоречие между новым общественным и государственным строем и старой религией, которая соответствовала прежнему родоплеменному строю.
Дата принятия христианства – 988 год. Новая религия утвердилась далеко не сразу. Православной церкви пришлось вести долгую борьбу с дохристианскими верованиями. Старая языческая религия настолько укоренилась в народном сознании, что христианство соединило в себе некоторые его черты. Например, культ богов сменился культом святых с прежними функциями. Перешли в христианство многие языческие праздники, например, масленица. [Платонов С.Ф. Учебник Русской истории. c.26-28]
Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианских соседей, относившимся к язычникам как к нелюдям.
Историческое значение принятия христианства было очень велико. Укрепились международные связи и авторитет Руси с Византией и Западной Европой. Христианство ускорило изживание местных племенных различий, что способствовало консолидации общества на базе единой религии. Кроме того, новая религия идейно закрепила существование сформировавшихся государственных институтов, придав им характер богоустановленности. На основе христианских ценностей стала развиваться духовная и культурная жизнь Руси.
3.Этапы Крещения Руси
Принято считать,
что христианство становится
государственной религией
В действительности
христианизация происходила на
протяжении нескольких
Первая попытка крещения русов произошла в 866 году. Связана она с неудачным походом на Византию, распространением болезней в стране и миссионерской деятельностью епископа. Вторая попытка произошла в промежутке между 872 и 877 годами. По-видимому, этим крещением были затронуты киевские поляне.
Приход к власти в Киеве новгородского князя Олега в 882 году и период объединения Киева и Новгорода ознаменовались резкой сменой политики власти. Постоянные конфликты с Византией привели к росту национального самосознания и отходу от привнесенной византийцами религии. В то же время это способствовало консолидации христианской общины Киева, которая, в конце концов, повлияла на официальную власть. Способствовал дальнейшему развитию христианства на Руси спор князя Олега с языческими жрецами. Потепление отношений с Византией в начале X века привело к развалу союза языческого жречества с властью. Процесс проникновения христианства продолжился.
Большую часть христиан на Руси, по-видимому, составляло пришлое население: варяги, хазары, болгары, византийцы. В начале X века, во время каспийского похода, под влияние христианства попал "некий правитель" Булдимир и население "острова русов". Правда в последствии они приняли ислам.
В княжение
Игоря количество христиан
Политический конфликт между христианами и язычниками в Киевской Руси возникает в княжение Ольги. После смерти мужа, остро нуждаясь в поддержке, вдова Игоря обращает в свой взор на киевскую христианскую общину. В 944 году она с посольством направляется в Царьград, где принимает христианство византийского образца. Опираясь на верхи киевской знати, она смещает своего сына с княжеского престола и жестоко подавляет древлянское восстание. В 946 году Ольга вторично посещает Византию, с целью укрепить союз с новым императором - Константином Багрянородным. На Руси возникают две враждующие политические группировки - языческая во главе со Святославом и христианская во главе с Ольгой. Она проводит ряд мероприятий, способствовавших распространению христианства: разрушает капища, строит церкви. Новая религия, не смотря на недовольство Святослава, все больше проникает в дружинную среду. Однако осуществить крещение Руси Ольге не удается. Возникшие трения с Византийским правящим домом, упорное нежелание Святослава принять крещение и сила "языческой партии", вынуждают княгиню обратится за помощью на Запад. Но присланные католические миссионеры не нашли поддержки и понимания у населения Руси и вынуждены были бежать. Ольга теряет союзников, и к власти приходит Святослав во главе "партии язычников".
Информация о работе Крещение Руси: предпосылки, этапы, последствия