Крещение Руси: предпосылки, этапы, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:15, реферат

Описание работы

Ведя речь о Крещении Руси, главнейшем событии древней истории нашего Отечества, следует прежде заметить, что под этим следует понимать не совсем, то Крещение или Просвещение, которое свершается над отдельным человеком при вступлении его в Церковь. Такое отождествление Крещения Руси приводит к довольно ошибочным представлениям об этом историческом событии. Строго говоря, Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом.

Содержание работы

Введение..............…...………………………………………………….…………….3
1. «Повесть временных лет» о крещении Руси апостолом Андреем Первозванным..............................................................................................................5
2. Предпосылки Крещения Руси…............................................................................6
3. Этапы Крещения Руси.............................................................................................8
3.1 Временные рамки Крещения Руси.....................................................................12
4. Последствия Крещения Руси......…......................................................................13
4.1 Цивилизационные последствия…………………………………...…………..14
4.2 Политические последствия………………………………………...…………..15
4.3 Культурные последствия………………………………………………………17
4.4 Итоговые последствия Крещения Руси….........................................................19
Заключение..............…...............................................................................................20
Список использованной литературы......…............................................................22

Файлы: 1 файл

История.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

    Христианство несло совсем другой взгляд на данную проблематику. Возникнув, как идеология общественного дна, как религия обиженных и обездоленных, оно всей своей сутью было направлено против социальной несправедливости, угнетения и насилия, утверждало социальное равенство всех перед богом, одинаковые права и обязанности, а главное - полную свободу выбора и поведения. Расплата за этот выбор и поведение должна была наступить в потустороннем мире.

 

    Христианство имело не только религиозное, но и философское содержание и представляло собой в первую очередь онтологическую систему. Собственно говоря, любая форма религии преследует в основе аналогичную цель. Точнее, она всегда возникает благодаря стремлению человека постичь закономерность и первопричину мира.

 

    Христианская диалектика, активно использованная древнерусскими философами и публицистами, стала базой для многочисленных построений. Это, в свою очередь, послужило залогом быстрого прогресса в сфере творческой жизни, обеспечив расцвет древнерусской культуры.

 

    Положительная роль христианства в области культурного развития Древнерусского государства неоднократно отмечалась в литературе. Утверждая активную роль христианства в развитии письменности, литературы, знаний, искусства, архитектуры, некоторые авторы, однако, переходят границу, за которой начинается искажение исторического процесса. Согласно их мнению, только благодаря христианству Русь получила все это в готовом виде из Византии как переосмысленное наследие античной цивилизации.

 

    Здесь видим, по крайней мере, две основные ошибки. Во-первых, все культурные достижения Руси рассматриваются как результат заимствования чужих традиций; способность древнерусского народа к спонтанному умственному прогрессу недооценивается. Во-вторых, неверно считать христианство единственным рычагом распространения византийской цивилизации на Руси. Разумеется, восточная церковь активно способствовала усвоению основных достижений мировой цивилизации. Однако и без нее они могли стать достоянием древнерусской культуры.

 

    Важнейшим фактом в истории культуры ранней Руси было развитие письменности и распространение грамотности. В этом видим решающее условие и основу культурного развития. Как известно, восточнославянская письменность сформировалась задолго до официальной христианизации страны и независимо от нее, однако использовалась преимущественно в чисто практических целях. Принципиально важным этапом было появление книжности в середине IX в. Именно тогда Русь начинает создавать собственную церковную литературу и кладет начало летописанию.

 

    Благодаря письменности возникли широкие возможности для популяризации идей, зарождавшихся в древнерусском обществе. Общественное значение книг было хорошо усвоено нашими предками. Благодаря книгам исчезали временные и пространственные границы; идеи приобретали возможность далеких странствований; мысль, высказанная когда-то и где-то, будучи записанной, переживала своего автора. Возникновение оригинальной литературы также стало возможно лишь благодаря письменности.

 

    Способы распространения грамотности и знаний на Руси были различными. Элементарные школы существовали, по-видимому, в большинстве крупных населенных пунктов. В главных городских центрах возникали учебные заведения высшего типа, которые готовили ученых-книжников.

 

    Церковь активно способствовала развитию древнерусского зодчества и изобразительного искусства. Большинство каменных сооружений, возведенных на протяжении Х - XIII вв. на Руси, составляли храмы, щедро украшенные монументальной и станковой живописью. [Интернет ресурс: http://www.glinskie.ru. Дата: 06.12.2010 г.]

 

    Духовенство осуждало языческие обряды и празднества. Разрушались культовые сооружения. Судя по источникам, языческая духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала инициатором волнений, восстаний или сепаратизма. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер.

 

    Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.

 

4.4 Итоговые последствия Крещения Руси

 

  • Укрепление государственной власти и территориальное единство киевской Руси.

 

  • Христианство утверждало идею равенства людей перед богом, что способствовало смягчению жестких нравов бывших язычников.

 

  • Приобщение к западноевропейским и византийским культурным и христианским традициям.

 

  • Укрепление международного авторитета, сближение с христианскими государствами, в частности с Византией.

 

  • Влияние на экономику (рост международной торговли, развитие и совершенствование сельскохозяйственного производства).

 

  • Толчок развития культуры:

 

  1. Появление каменной архитектуры
  2. Интенсивное развитие ИЗО
  3. Литературные традиции
  4. Появление письменности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Время Владимира нельзя  считать периодом гармонии власти  и общества. Историческое значение  этого времени заключалось в  следующем:

 

  1. Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

 

  1. Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

 

  1. Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

 

    На выбор Владимиром  восточнославянского христианства в значительной мере повлиял тот факт, что славянские просветители Кирилл и Мефодий разработали своеобразный вариант православного вероучения, соответствующий славянскому миросозерцанию и известный под названием кирилло-мефодиевской традиции. Веротерпимость, столь характерная для кирилло-мефодиевской традиции стала условием ненасильственной христианизации Руси.

 

    Православие стало важнейшим духовным условием превращения разноплеменного и разноэтнического населения Руси в единый христианский народ, объединенный общим миропониманием, общими целями и общим великим духовным смыслом бытия.

 

    Именно православие позволило русским мудрецам уже в XI веке осознать то предназначение, которое было вложено в славянский мир – обеспечение мирного сосуществования народов, обеспечение возможности нравственного и духовного совершенствования людей, внесение в земную жизнь Божией правды ради всеобщего спасения. Дальнейшая история России и станет воплощением этого завета первых отечественных правителей и мудрецов.

 

    Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства.

 

    Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни).

 

    Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен - крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

 

    Итак, почему же Русь была крещена?

На сегодня современные историки называют три основные причины этого:

 

1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало

в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.

 

2. Несовместимость установившегося  государственного единства разнородных  языческих культов отдельных  восточнославянских племен, а также  неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.

 

3. Языческая Русь не  могла входить, как полноценный  член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Гумилёв Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории / Л. Н.  Гумилев. - М., 1994  – 42 с.

 

  1. Духопельников В. М. Крещение Руси: книга/ В. М. Духопельников. – Харьков.: Фолио, 2009  – 140 с.

 

  1. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах.- Книга первая / В. О. Ключевский. - М.: Мысль, 1993 – 572 с.

 

  1. Лихачев Д. Повесть временных лет. - 2-е изд. / Д. Лихачев. – СПб.: Наука, 1999 – 218 с.

 

  1. Мень А. История религии/ Книга 2 : Пути христианства : Учеб. пособие.  / А. Мень. - М.: ИНФРА-М, 1998 – 165-167 с.

 

  1. Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси / И. Я. Фроянов. – Ижевск.: 2003 – 58-59 с.

 

  1. Фроянов И. Я. Об историческом значении "Крещения Руси". - В кн.: Генезис и развитие феодализма в России/ И. Я. Фроянов. –  Л.: 1987.

 

 

 


Информация о работе Крещение Руси: предпосылки, этапы, последствия