Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:17, реферат
Крещение Руси положило начало становлению российской православной цивилизации. От Крещения Руси и до революции христианство было вплотную связано с государством. Церкви всегда уделял особое внимание как народ, так и само государство. Принятие христианства Древней Русью было не только выбором религии, но так же имело и политический характер, так как это помогло укрепить связи с Византией, что имело огромное значение для государства.
Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом. С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом.
Введение
Крещение Руси положило начало становлению российской православной цивилизации. От Крещения Руси и до революции христианство было вплотную связано с государством. Церкви всегда уделял особое внимание как народ, так и само государство. Принятие христианства Древней Русью было не только выбором религии, но так же имело и политический характер, так как это помогло укрепить связи с Византией, что имело огромное значение для государства.
Крещение Руси было, прежде всего,
актом утверждения
Принятие христианства на Руси.
Древнейшее прошлое
Вначале несколько слов о самом термине "язычество". Он - литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова "языци", т. е. "народы", "иноземцы". Таким образом, русские книжники эпохи Киевской Руси - христиане по вере - как бы "отгораживались" от народов, еще не крещенных. В современной науке под язычеством понимается комплекс Религиозных обрядов, верований представлении, предшествовавший возникновению" мировых религий (христианства, магометанства, буддизма) и послуживший их основой.
Язычество древних славян
имеет глубокие корни. Истоки его
видятся за много тысячелетий
до начала нашей эры. А отголоски
сохранялись вплоть до недавнего
времени. Говоря о своеобразии в
эволюции и формах восточнославянского
и древнерусского язычества, мы не должны
забывать, что его развитие не шло
в стороне от путей, по которым
развивались языческие
Входя в мир славянского
язычества, мы должны также четко
представлять, что его развитие опосредовано
окружающей человека природной средой
и господствующими
По мнению известного советского ученого-религиеведа И.А. Крывелева, общая особенность мышления человека в древности состояла в том, что его объектом и материалом были предметы и явления, входившие в непосредственное окружение человека и имевшие для него жизненное значение. Поэтому и религиозные представления вначале относились к предметам и явлениям ближайшего окружения, притом к тем, которые были вплетены в жизнедеятельность человека.
До нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Автор "Хождения Богородицы по мукам" - произведения XII-XIII вв. - пишет, что "они все бога прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и чади". Знаменитый русский церковный деятель XII в. Кирилл Туровский в одной из своих проповедей яростно восклицал: "Уже бо не нарекутся Богом стихия, ни солнце, ни огнь, ни источници, ни древеса!". Отсюда видно, что на ранней стадии язычники-славяне поклонялись различным неодушевленным и одушевленным предметам, обожествляли силы природы. Вера в сверхъестественные возможности какого-либо объекта называется фетишизмом. Фетишем могли быть добычливые орудия охоты, деревья, плоды которых утоляют голод, и т. д. Первоначально предмет сам по себе воспринимался как проявление сверхъестественных сил. С усложнением мышления человек, задаваясь вопросом об источнике этих сил, начинает думать, что их носителем является существующая в объекте какая-то неведомая ему сила-своеобразный двойник данного объекта. Зримый образ этого "двойника" еще не сложился в сознании людей, и он выступал безликим и бесформенным, не оторванным от предмета. Это уже новая форма развития первобытных верований - анимизм.
У восточных славян отголосками
фетишизма и анимизма, преломленных
тысячелетиями, было поклонение, например,
камням, деревьям, рощам. Культ каменных
фетишей - очень древний. Вполне возможно,
что у древних славян он возник
из почитания каменных орудий, необходимых
в охоте и хозяйстве. Во всяком
случае, у древних римлян существовал
культ первобытного кремневого орудия
- "ударника" (отсюда и бог Юпитер
носил еще имя Феретрий - ударник).
"Культ камней, оказался у славян весьма
живучим. "Слово. Иоанна Златоуста"
(по русскому списку XIV в., но написанное
гораздо раньше) при перечислении мест,
куда русские "приходаше молятсь"
и "жертву, приносящу", называет "камення".
Среди белорусов до недавнего времени
существовало поверье, что в седую старину
камни говорили, чувствовали, росли и размножались,
как люди.
На берегу Плещеева озера в древнем русском
городе Переяславле-Залесском до сих пор
лежит камень-валун - Синь-камень весом
12 т. В дославянские времена ему поклонялось
туземное население язычников-мерян: Сменившие
в IX-XI вв. славяне продолжали поклоняться
камню. При встрече весны камень украшали
цветами и лентами, вокруг него водили
хороводы. Вот как об этом писала летопись:
"Бысть во граде Переславе камень за
Борисом и Глебом (имеется в виду церковь
Бориса и Глеба) в бояраку, в нем же вселися
демон (дух), мечты творя и привлагая к
себе из Переяславля людей: мужей и жен
и детей их и разсевая сердца в праздники
великих верховных апостолов Петра и Павла.
И они слушаху его и к нему стекахуся из
году в год и творяху ему почестью."
Несмотря на отчаянную борьбу церковников
с камнем (его и топили и закапывали), камень
"дожил" до наших дней. Известны и
другие каменные фетиши, например "Конь-камень"
на острове Коневиц на Ладожском озере,
которому местные жители приносили в жертву
лошадей. Фетиши могли изготовляться и
самими людьми. Существуют русские сказки,
в которых перед смертью мать завещает
дочери чудесную куклу. Кукла - дух материнского
рода. Согласно обычаю душу покойной надо
кормить, а она будет защищать падчерицу.
Объектом поклонения восточных
славян были также деревья, рощи, лес.
О почитании деревьев упоминается
в "Житии Константина Муромского"
В Приднепровье был распространен культ дуба. Византийский император Константин Багрянородный в своем сочинении "Об управлении государством" (948-952), основываясь на личных впечатлениях, писал о россах - русских, что они в походе "у весьма великого дуба приносили в жертву живых птиц". Два мощных "священных" дуба были обнаружены уже в нашем веке на перекрестке двух торговых путей средневековья "из варяг в греки" и из Киева в Чернигов. Их подняли со дна Десны и Днепра в 1909 и 1975 гг. при расчистке дна этих рек. Радиоуглеродный анализ второго из этих дубов показал, что он перестал существовать (вероятно, упал вследствие подмыва берега) в середине VIII в. Ученые считают, что, по-видимому, "священные" дубы росли в "священных" рощах, которые также являлись объектом поклонения древних славян.
Обнаруженные дубы указали
и на другой пласт верований язычников-
Тотемизм - это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Появление тотемизма, прежде - всего, связано с организацией рода как общественной ячейки существования людей в первобытном обществе. Человек в рамках рода осознает общность происхождения всех его членов. Но возникает вопрос: а как произошел сам род, люди данного рода? Существование анимистических воззрении и окружающая природа помогают ответить на него. Разные роды произошли от разных предков. А предки (духи-двойники к тому времени перешли от статического состояния к мобильному, что дало возможность говорить о "переселяемости" и "оборачиваемости") происходят от представителей животного мира, которые наиболее похожи, по мнению тотемистов, на людей. Образ тотемистического первопредка возник как религиозное отражение структуры родового общества, построенного по принципу генеалогического дерева. Этот вид первобытных религиозных верований широко распространен у различных народов мира - от австралийских аборигенов до народностей нашего Крайнего Севера.
Вопрос о тотемистическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся с трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Отголоски "звериных" культов прослеживаются в ранних церковных поучениях. В упоминавшемся уже "Хождении Богородицы по мукам" сообщается, что славяне "богы прозваша" зверей ("тварей"). Отцы церкви неистовствовали, когда новообращенные христиане продолжали соблюдать "бесовские" обряды, при которых их участники "надевали на себя звериные шкуры", плясали, скакали и пели "бесовские" песни. Тотемистические игры в медведя ("комосдица") сохранялись в белорусской деревне до второй половины XIX в. Здесь, видимо, можно усмотреть пережиток ритуальных плясок на празднике тотема, который известен, и изучен у народов Крайнего Севера и многих других.
Элементы тотемизма
Здесь прослеживается архаический
мотив нарушения запрета
Тотемистический уровень сознания отражают сюжеты о брачных отношениях человека и зверя. Психология первобытного человека допускала возможность брачных союзов между животными и людьми, а сами животные нередко воспринимались как непосредственные родственники человека. Всем известны русские сказки, в которых медведь проживает с бабой, змеи летают по ночам к женщинам, человек может рождаться от коровы, кабана, собаки, быка, а из яиц могут вылупиться мальчики.
В этой связи показательна сказка восточных славян об Ивашке-Медвежье ушко - сыне человека и медведя. Медведь (медведица) встречает женщину (мужчину) и уводит ее (его) в берлогу. У них рождается мальчик: "совсем человек, только уши медвежья" ("до пояса человек, а от пояса медведь). Этот персонаж отличается необычайной и неуемной силой (в шесть лет выворачивает дуб с корнем из земли и т. д.). В результате его полузвериного происхождения у него две силы: человечья и медвежья.
В другой сказке - "Девушка и медведь" - рассказывается о побеге трех сестер из медвежьей берлоги, куда их хитростью утащил медведь. Это уже свидетельствует об отражении в сознании неприятия и стремления избежать брачных связей человека с животным. Фольклорные рассказы о похищении девушек или женщин зверем приобретают иной раз неожиданно реалистический характер" В 1925 году Олонецкой губернии произошел такой случай. В одну из деревень повадился ходить медведь, который загрызал скот. По совету стариков, "чтобы медведя ублажить", жители решили сделать "медвежью свадьбу", "девкой отделаться" - отдать медведю девушку "на совесть... как встарь деды делали... самую раскрасавицу". По жребию выбрали девушку, одели в наряд невесты и, несмотря на ее сопротивление, отвели в лес к медвежьему логову, где привязали к дереву: "Не осуди, Настюшка. Ублажай медведюшек. Заступись за нас, кормилица, не дай лютой смертью изойти".
Разновидностью культа предков в облике животных является оборотничество. В русских былинах Вольга охотится в образе сокола, обращается в муравья, когда надо пролезть через подворотню из рыбьего зуба. Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки-невесты в лебедя, утку, лягушку. "Царевна обернулась белой лебедью и полетела с корабля"; "Упала, ударилась о корабль, превратилась в уточку и улетела..."; А лягушка ночью выпрыгнула на крыльцо, оземь грянулась и стала царевной-красавицей". У восточных славян интересны поверья о людях-волках - волколаках. Вера в волколаков и рассказы о них были особенно распространены у белорусов и украинцев, а также у великорусов. Одни рассказы говорят о колдунах, умеющих превращаться на время в волков, другие - о людях, превращенных в волков. Вера в оборотничество, недостаточно еще изученная наукой; - свидетельство существовавшего поклонения восточных славян животным. Отрыв духа-"двойника" от объекта, которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в души мертвых, а также культ предков. Вероятно, одной из форм этого культа было почитание Рода и рожаниц, возникшего в связи с разрастанием и усилением родов и укреплением родовой организации, как полагает известный ленинградский историк В. В. Мавродин. В последнее время была высказана точка зрения, что Род был верховным божеством славян до Перуна. Однако вряд ли в условиях политической и экономической разобщенности древних славян, замкнутости родов у славян мог существовать верховный бог, подчиняющий себе всех остальных.