Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:17, реферат
Крещение Руси положило начало становлению российской православной цивилизации. От Крещения Руси и до революции христианство было вплотную связано с государством. Церкви всегда уделял особое внимание как народ, так и само государство. Принятие христианства Древней Русью было не только выбором религии, но так же имело и политический характер, так как это помогло укрепить связи с Византией, что имело огромное значение для государства.
Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом. С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом.
Успехам святой веры в особенности способствовала в XIV веке мученическая кончина за нее трех придворных вельмож литовского князя Ольгерда (сына Гедимина, основателя литовского княжества), а именно святых Антония, Иоанна и Евстафия. Но в конце того же века Литва и подчиненная ей православная западная Русь соединились с католической Польшей. После этого большие усилия Римских пап направляются к тому, чтобы, во-первых, отделить юго-западные епархии от единой Российской церкви, а во-вторых, ввести здесь так называемую литовскую унию.
Сама дата крещения киевлян
остаётся спорной. Историки называют разные
годы. Но всё же традиционно принятие
христианства Русью датируется 988 годом
(это дата крещения самого Владимира).
В течение немалого времени, преодолевая
серьёзное сопротивление, проходила
христианизация обширного Киевского
государства. Большинство жителей Киевской
Руси было крещено на протяжении княжения
Владимира, но немало ещё оставалось и
язычников. Часть новообращённых возвращалась
к языческим обрядам сразу после ухода
княжеской рати из их местности. Особенно
долго удерживалось в дебрях Северо-Востока.
Ростово-Суздальская и Муромская земли
обращены в христианство лишь в середине
XI века, а окончательно утвердилась там
новая вера к концу столетия. Дальше предстояло
распространить новую веру на периферию
государства. Естественными каналами
её распространения были водные пути -
по Днепру и Волхову и их притокам. Особые
трудности вызвала христианизация неславянских
племён и народностей, населявших Киевское
княжество, - угро-финских и тюркских. Ведь
помимо географических и этнических факторов
имели значение и признаки социальной
принадлежности. Формально, может быть,
и простой народ в Киеве под страхом наказаний
от князя и его дружины крестился сразу,
по существу заинтересованной в христианизации
были именно знать, которая много выигрывала
в результате такого политико-идеологического
переворота, с которым было связано установления
христианства на Руси. Что же касается
социальных низов, то христианство завоевало
их постепенно, подавляя их временами
упорное сопротивление, в основе которого
лежали не только и даже не столько религиозные
факторы, сколько причины социально - политического
характера и порядка. Равноапостольный
князь Владимир заботился и о просвещении
своего народа. По свидетельству летописи
(под 988 год) он велел "собрать у лучших
людей детей и отдавать их в обучение книжное".
Продолжателем апостольской миссии святого
князя Владимира был его сын великий князь
Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054). Для подготовки
духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году
открыл в Новгороде школу, в которой обучалось
300 детей. Есть основания предполагать,
что такие школы существовали и при других
архиерейских кафедрах, и прежде всего
в самом Киеве. Предметом особого попечения
Ярослава Мудрого были переводы новой
литературы и умножения книг путем создания
списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав
Мудрый, как утверждает летопись (под 1037
год), "книги любил, читая их часто и
ночью и днем. И собрал писцов многих, и
переводили они с греческого на славянский
язык. И написали они книг множество, ими
же поучаются верующие люди наслаждаются
учением божественным..." Ярослав же,
как мы уже сказали, любил книги и, много
их написав, положил в церкви святой Софии,
которую создал сам", то есть основал
первую на Руси библиотеку. Благодаря
книгам уже второе поколение русских христиан
имело возможность более глубоко изучать
истины христианской веры. О высокой степени
развития просвещения в Киевской Руси
при Ярославе Мудром свидетельствует
"Слово о Законе и Благодати" Митрополита
Иллариона, посвященное религиозно-философскому
осмыслению события Крещения Руси и написанное,
по словам самого автора, "для насытившихся
с избытком книжной мудростью". Говоря
о значении христианско-просветительной
деятельности святого Владимира и Ярослава
Мудрого, вспомним ту образную характеристику,
которую дает нам летописец (под 1037 год):
"Как если бы один землю вспашет, другой
же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую,
- так и этот. Отец ведь его Владимир землю
вспахал и размягчил, то есть Крещением
просветил. Этот же засеял книжными словами
сердца верующих людей, а мы пожинаем,
учение получая книжное". Со страниц
летописи звучит похвала книжному просвещению.
"Велика ведь бывает польза от учения
книжного; книгами наставляемы и поучаемы
на путь покаяния, ибо от слов книжных
мудрость обретаем и воздержание. Это
ведь - реки, наполняющие вселенную, это
- источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая
глубина; ими мы в печали утешаемся; они
- узда воздержания... Если прилежно поищешь
в книгах мудрости, то найдешь великую
пользу душе своей. Ибо кто часто читает
книги, тот беседует с Богом или со святыми
мужами. Тот, кто читает пророческие беседы,
и евангельские и апостольские поучения
и жития святых отцов, получает душе великую
пользу".
В конце XI - начале XII века христианство
окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской
земле благодаря миссионерским трудам
епископов Ростовских святого Леонтия
и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем
которой был князь Константин (Ярослав)
Святославович (1096-1129), среди славянских
племен вятичей и радимичей, вошедших
в состав Древнерусского государства
в конце XI век и обращенных к Богу преподобным
Кукшей, иноком Киево-Печерского монастыря.
Политический фон крещения
Руси. В те времена Византия являлась
самой влиятельной и
Тяжелое военное поражение и еще более болезненная потеря престижа в битве с болгарами 17 августа 986 году побудили Василия II пересмотреть политику Византии по отношению к болгарам. Контакты с Киевом были установлены вскоре после отступления из Болгарии, а спустя несколько месяцев, когда византийская аристократия, подстрекаемая неудачами императора, открыто выступила против Македонской династии, у Василия не было иного выхода, кроме как в корне пресечь ее политические амбиции.
Весть о тяжелом поражении
армий Василия болгарами
Во время переговоров между Василием и Владимиром обсуждались три проблемы: 1) принятие христианства Русью и ее правителем, 2) брак Владимира с багрянородной Анной и 3) военная помощь империи.
Было чрезвычайно важно точно установить даты выполнения достигнутых соглашений. Соглашение было достигнуто не позже чем в сентябре, что давало Владимиру достаточно времени набрать корпус для отправки на юг, как только для этого будут благоприятные условия, а именно, в конце апреля или в мае, когда благодаря высокому уровню воды будет возможным относительно легкое продвижение тяжело груженных военных кораблей. Движение вниз по Днепру заняло бы от двадцати до тридцати дней, каботаж по Черному морю - шесть дней. Быстроходная военная флотилия могла пройти расстояние от Киева до Константинополя за двадцать шесть-тридцать дней и войти в Босфор в июне.
Выбор даты крещения Владимира и его подданных не представлял особого труда. Некоторые византийские послы остались в Киеве, чтобы подготовить и совершить обряд крещения до прибытия в Киев багрянородной Анны. Самое раннее, это могло произойти летом 988 г.
Поскольку обе стороны
были кровно заинтересованы заключить
соглашение, не откладывая, русское
свадебное посольство должно было отбыть
в Константинополь той же осенью.
Договор должен был быть утвержден
самим императором в
Реконструируя последовательность событий, связанных с обращением Руси в христианство, невозможно не заметить некоторых совпадений с данными "Памяти и похвалы Владимиру", в которой сказано: "После же святого крещения блаженный князь Владимир прожил двадцать восемь лет. На второй год после крещения он ходил к днепровским порогам, а на третий - взял град Корсунь". Если эти 28 лет отнять от даты смерти Владимира (1015), то датой его обращения в христианство будет 987 год. Этот же самый год следует и из записи о том, что Херсонес был взят на третий год после крещения Владимира. Существует и другая запись в "Памяти и похвале...", также указывающая на 987 г., как на время принятия Владимиром христианства: "Крестился же князь Владимир в десятый год после убиения брата его Ярополка". Смерть последнего, согласно этому источнику, следует отнести к 978 году. 987 год как год крещения Владимира оказывается надежно обоснованным.
Политические и культурные последствия Крещения Руси
Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, но самое главное во взаимоотношении церковной и светской властей. В византийском церковно-государственном правосознании Император (Василевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников.
Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.
Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. При этом была частично уничтожена русская культура, в которой сотни лет язычество играло важнейшую роль.
Были запрещены все языческие
обряды и празднества (многие из них
сохранялись долгое время или
принимали церковную
Согласно традиционной агиографии Русской Церкви и мнению некоторых современных исследователей, опирающимся на «Повесть временных лет», до полного укоренения христианства на Руси в некоторых родах практиковались человеческие жертвоприношения. Широко практиковалось многожёнство, в частности, сам Владимир I Святославич имел несколько сотен наложниц (автор «Повести временных лет» не указывает, расстался ли с ними Владимир после крещения). Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.1
Христианство оказало и
Величайшей заслугой христианства является его универсализм: все люди одинаково равны перед Богом как носители образа Божия.
Христианство впервые сделало
природу предметом для
В христианстве формируется уважение
к внутреннему миру человека, чего
не было, к примеру, в античной культуре.
Совесть и христианское чувство
греха заложили основу для роста
самосознания человека и стимулировали
появление нового искусства и
гуманитарных наук. Было создано не
только самостоятельное христианское
искусство, но и светская культура попала
под сильное влияние
Невозможно найти крупных
Значение Библии, как и всего
христианства, выходит далеко за пределы
религиозных потребностей, поскольку
устанавливает нормы
Заключение
Многие исследователи называют введение христианства «второй религиозной реформой» Владимира I. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства. Оно имело большое значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув язычество, становилась теперь равной другим христианским народам. Принятие христианства сыграло большую роль для развития русской культуры.
Конечно, в России всегда было и есть сегодня немало людей, твёрдо следующих своей вере, не поддающихся никаким соблазнам и искушениям. Именно они создали и продолжают создавать тот стержень российской цивилизации и культуры, благодаря которому Россия оказалась способной вынести все тяжелейшие испытания, выпавшие на её долю.
Список литературы
Источники:
Хрестоматия по истории России: В 4-х т.,– Т. 1. С древнейших времен до XVII века. /Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова.– М.: МИРОС, Международные отношения, 1994.
Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв.
Костомаров Н.И “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”
Соловьев С.М. “Сочинения. Книга I”
Карташов А.В. “Очерки по истории русской церкви” т.I
Динчков Е.В. Язычество и Древняя, Русь. СПб., 1914.
Фроянов И.Я. Об историческом значении "крещения Руси". - В кн.: Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1987.
Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.
В. Ф. Шаповалов “Россиеведение“
Протоирей Серафим Слобоцкий ”Закон Божий”
http://hristianstvo.ru
Содержание
Введение…………………………………………………………
Принятие христианства на Руси………………………………………………..4
Крещение Руси……………………………………………
Политические и культурные последствия Крещения Руси………………….19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социально-политических наук
КРЕЩЕНИЕ РУСИ