Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 06:41, контрольная работа
Киевская Русь почти два столетия была языческим государством. Князьям требовалось для поддержания порядка, власти подкрепить государственность религиозно-идеологическими убеждениями. Христианство уже было государственной религией в Византии почти шесть веков. Болгария почитала Христа больше столетия. Это была религия продуманного классового общества, где присутствовал главный тезис, что рабы должны повиноваться господам. После принятия христианства, государственная власть должна была стать еще более сильной и влиятельной.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Специальность 21.03.02 (Б) - Землеустройство и кадастры (Землеустройство)
Контрольная работа
по дисциплине «история» на тему «Крещение Руси»
группы __ЛЗМУ (б) з - 32_________
шифр зачетной книжки 140009453
Хабаровск 2015 год
ТЕМА 3
Крещение Руси
План
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакаев Ю. Н . История государственно- церковных отношений в
России / Ю. Н. Бакаев. – Хабаровск, 1994.
2. Булгаков С. Н. Православие : очерки учения православной церкви /
С. Н. Булгаков. – М., 1991.
3. Введение христианства на Руси / под ред. А. Д. Сухова. – М., 1987.
4. Гордиенко Н. С . Крещение Руси : факты против легенд и мифов / Н. С. Гордиенко. – Л., 1984.
5. Карташов А. В. Очерки по истории Русской церкви : В 2 т. / А. В. Карташов. – М.,1992 – 1993.
6. Красиков Н. П. Русское православие, государство и культура /
Н. П.Красиков. – М., 1989.
7. Кузьмин А . Падение Перуна. Становление христианства на Руси /
А. Кузьмин. – М., 1988.
8. Недбай Ю. Г. Основные проблемы истории средневековой Руси
(собственность, церковь, общество, государство) : учебное пособие / Ю. Г. Недбай. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2000.
Киевская Русь почти два столетия была языческим государством. Князьям требовалось для поддержания порядка, власти подкрепить государственность религиозно-идеологическими убеждениями. Христианство уже было государственной религией в Византии почти шесть веков. Болгария почитала Христа больше столетия. Это была религия продуманного классового общества, где присутствовал главный тезис, что рабы должны повиноваться господам. После принятия христианства, государственная власть должна была стать еще более сильной и влиятельной. Но в таком подходе скрывалась великая опасность. Византийцы придерживались мнения, что народ, который получил новую веру от греческого духовенства, становился вассалом цезаря Византии, правящий высшей духовной и светской властью.
Князь Святослав, отец Владимира, отлично понимал такую опасность, отказывался категорически принимать христианство. А мать его, княгиня Ольга, принявшая новую веру еще в Х веке, склоняла сына сделать это. Но действительно нужно было как- то упорядочить древнюю религию, обновить первобытную языческую религию, избавиться от локальных изменений, культов, привести с соответствие с новыми государственными требованиями. Как раз с этими целями были связаны события в 980-м году. В этот период престол Киевской Руси занял князь Владимир, руководимый своим дядюшкой Добрыней. Не исключено, что идея разработки языческой реформы князя Владимира была разработана эти же самым Добрыней, который был сказителем, гусляром, учредителем культа Перуна в самом Новгороде.
Княжеская гридница стояла непосредственно возле новой «кумирницы». Не исключено, что летописные и былинные сведения о чудесных пирах Владимира, являются прямым отзвуком этих же ритуальных трапез. Подобные трапезы следовали за приношением жертв богам. Западные славяне на пирах старались обсуждать государственные дела, принимать важные решения. В былинах так и сказано, что пиры и беседы с князем всегда приносили новые известия для начала действий. Ритуальные же пиры в честь Перуна, иных богов могли выступать расширенным заседанием боярской думы. В былинах совершенно выветривался языческий элемент. В летописях же пиры Владимира представлялись как христианское нищелюбие и благотворительность.
Реформа языческих культов Владимира была принята сразу же после захвата власти в Киеве. Эта реформа подчеркивала суверенность русского молодого государства в отношении к христианской Византии. Также она по-своему укрепляла политическое положение Владимира, который был еще и главным военачальником государства, поскольку во главе божественного пантеона стал бог воинских успехов и грозы. Первая языческая религиозная реформа Владимира отодвигала на несколько шагов наемных дружинников и варяг. Они отчасти были христианами. Владимир же строго относился к классу наемников после того, как они начали бесчинствовать после водворения мира. Князь выгнал их из Руси. Созданный русский новый пантеон богов был противопоставлен скандинавскому язычеству и византийскому христианству. Реформа в значительной мере расширила религиозно-идеологическое воздействие глубокими историческими корнями, многогранностью нового пантеона.
С утверждением феодальных отношений и государственности язычество все более не соответствовало времени и интересам правящей элиты. Многобожие (политеизм) язычества, регулирование отношений в системе «человек природа» не могли укреплять власть князя, объяснять социальное неравенство, способствовать консолидации славянских земель, решению внешнеполитических задач и т.п. Неудавшаяся реформа язычества (980 г.) наглядно это подтвердила и побудила князя Владимира к поиску такой религии, которая соответствовала бы достигнутому Русью уровню развития.
По летописной версии, Владимир тщательно присматривался и выбирал новую веру монотеистическую, пока не остановился на византийском варианте христианства. Богословы объясняют этот выбор «замыслом Господа», «Божьим провидением». Подобная аргументация практически не нуждается в анализе реальных, земных причин крещения Руси.
Принципы историзма и объективности позволяют объяснить эту акцию сугубо земными обстоятельствами. Князя Владимира привлекло православие потому, что оно оправдывало существовавшие порядки, освящало княжескую власть и занимало подчиненное государству положение. В Киеве, видимо, знали о чрезмерных претензиях римского папы на светскую власть.
Древнерусское государство имело с Византией более прочные экономические и культурные связи, чем, скажем, с католическими или исламскими странами. Эти отношения обусловили лучший результат византийских миссионеров, сумевших подготовить для православия на Руси более богатую почву. Наконец, в православии уже тогда разрешались богослужения на национальных языках, а католицизм признавал только латынь. На Руси латынь была неизвестна, а греческий язык был знаком многим купцам и части феодальной верхушки, что также предопределило выбор веры Владимира. Со временем проповеди стали читаться не на греческом, а на церковнославянском языке. Церковные источники утверждают, что крещение Руси произошло в 988 г. Уместно уточнить, что в этом году, вероятно, крестились лишь киевляне и княжеское о кружение. Христианизация других русских земель продолжалась и много лет спустя.
В ходе этого процесса нередко применялись насильственные меры. Официальная религия, как правило, утверждалась и в других странах силой государства. Не могло быть иначе и на Руси. За языческими идолами стояло многовековое прошлое, влияние волхвов, груз традиций и привычных обрядов. Летописец, видимо, дословно воспроизводит грозный приказ Владимира в канун крещения киевлян: «Кто не придет к реке, богатый или убогий, нищий или раб, тот будет мне враг», «и не имать сей пощаден быти от нас».
Силовыми методами из всех сфер жизни изгонялось язычество, разорялись капища, а вместе с ними исчезали, к сожалению, безвозвратно многие пласты языческой культуры. Христианизации сопротивлялись не только волхвы. Огнем и мечом «крестились» новгородцы и суздальцы. Язычество оставалось знаменем сепаратистов и те, кто не хотел зависеть от Киева или Византии.
С принятием христианства началась длительная борьба киевских князей за самостоятельность русской церкви. Византийская империя считала Русь политически зависимым от себя государством на том основании, что русская церковь организационно, на правах митрополии входила в состав Константинопольского патриархата. Несколько веков в православных храмах Руси пели «многие лета» императорам Византии, туда же со славянских земель отправлялась церковная десятина.
Вместе с тем крещение Руси приобщило славян к христианской культуре. Православие к тому времени ассимилировало и облекло в изящную словесную форму многие общечеловеческие ценности и нравственные нормы, запрещало кровную месть, многоженство и т.п. Идеологически закреплялось территориальное единство. С принятием христианства в качестве государственной религии Русь из языческой, второразрядной страны перешла в ряд полноправных христианских держав, что облегчало решение многих внешнеполитических проблем. Православие было, безусловно, более адекватно, чем язычество, феодальной организации древнерусского общества. Являясь важным механизмом государственной машины, православная церковь выполняла ряд важных государственных функций: освящение власти князей и царей, воспитание подрастающих поколений, судопроизводство и т.п. Однако она не смогла противостоять деспотическому самодержавию, смягчить крепостничество и просветить народные массы. Были и такие времена, когда церковь активно пресекала все проявления народного протеста, боролась с освободительным движением, осуществляла строгую цензуру, выступала против достижений науки и техники.
Оценивая значение крещения Руси, следует также подчеркнуть, что православие стало важным, хотя и не единственным, культурообразующим фактором, влияние которого весьма заметно в архитектуре, литературе, живописи и т.п. Разумеется, предписания канона в иконописи, церковный запрет инструментальной музыки, скульптуры, шатрового покрытия храмов, скоморошества и т.п. все это сдерживало творческий поиск, но общая тенденция очевидна.
В целом же введение «сверху» новой религии на Руси имело прогрессивное значение, весьма заметное в средние века. Православная церковь, как государственная и идеологическая структура, при известной неоднозначности, особенно в новое и новейшее время, ее вклада в различные сферы, определяла многие грани политики, экономики и культуры России.
Исторический опыт
свидетельствует: религиозные системы
играют важную роль в жизни
народов, обеспечивают общность
фундаментальных ценностей и
тем самым единство и
Сегодня в литературе нередко высказывается мнение, что Русская Православная Церковь (РПЦ), выполняя позитивную роль в X—XVI вв., в дальнейшем начинает отставать от социальных потребностей, становится тормозом общественного развития, превращаясь, особенно в духовной сфере, в обскурантистскую силу. И хотя определенные основания для такого вывода, несомненно, есть, делать его надо с очень многими оговорками, иначе получится слишком упрощенная схема. Церковь в российской истории никогда не эволюционировала в одном направлении, у нее и после XVI в. были свои заслуги. То, что она отставала от потребностей развития буржуазных общественных отношений, тормозила, особенно в XIX — начале XX в., исторический прогресс в стране — факт очевидный. Но вместе с тем не следует полностью перечеркивать определенные позитивные стороны деятельности ряда церковных институтов, учитывая, что разветвленные структуры Русской Православной Церкви были весьма неоднородны и многоплановы в социальном отношении. В истории многонационального Российского государства православие всегда имело важное значение, и его влияние на духовную жизнь общества было огромным.
Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к миру христианских ценностей, христианских воззрений на жизнь. Духовным водоразделом, отделившим одно социально-нравственное состояние русского человека от другого, положившим начало новой эпохе в истории не только Киевской Руси, но и всего исторического развития, стало принятие христианства.