Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 06:41, контрольная работа
Киевская Русь почти два столетия была языческим государством. Князьям требовалось для поддержания порядка, власти подкрепить государственность религиозно-идеологическими убеждениями. Христианство уже было государственной религией в Византии почти шесть веков. Болгария почитала Христа больше столетия. Это была религия продуманного классового общества, где присутствовал главный тезис, что рабы должны повиноваться господам. После принятия христианства, государственная власть должна была стать еще более сильной и влиятельной.
Об истории крещения
Руси существует весьма
Православное крещение остается одной из наиболее ярких страниц русской истории. Следует отметить несколько точек зрения на причины христианизации Руси. Уже современники этих событий пытались объяснить смысл произошедших перемен. Так, в арабских и византийских источниках крещение Руси связывали с женитьбой князя Вла димира Святославича на принцессе Анне. В XIV—XV вв. акцентировали внимание на влиянии, которое оказали на князя Владимира княгиня Ольга, а также искусная пропаганда византийских миссионеров. Подобных воззрений придерживались позднее Н. М. Карамзин и историк Церкви Филарет. В XIXв. возникла версия, которую принимали С. М. Соловьев, С. Ф. Платонов и историк Церкви Макарий. Согласно ей, язычество из-за своей бесцветности и примитивности не могло конкурировать ни с одной современной религией. Существует точка зрения, что христианство необходимо было Руси для получения из Византии государственных учреждений. Высказывалось также предположение, что крещение способствовало активизации торговых контактов, и именно экономические, политические, культурные отношения с Византией предопределили выбор религии в пользу христианства восточного типа — православия. Некоторые исследователи делают акцент на классовом характере христианского вероучения. Особо подчеркивается, что с крещением Русь приобрела свое духовное лицо, что предыстория христианства была одновременно предысторией Русского государства и русской культуры (протоирей В. Цыпин). Наконец, есть мнение, что православие было принято в Киевской Руси в качестве официальной религии потому, что наилучшим образом соответствовало уже сложившемуся хозяйственному укладу: общинному землепользованию и таким коллективистским началам государственной власти, как вече.
На наш взгляд, с помощью принятия православного христианства Владимир стремился решить внутренние социальные и политические проблемы. Представляется также бесспорным, что постепенное преодоление язычества и усвоение нового сознания, приведшего к крещению Руси, было связано не только с социально-политической необходимостью, но и с внутренним развитием, т.е. в конечном счете, с сущностью христианства.
Принятие христианства в качестве государственной религии, с одной стороны, было сопряжено со значительными трудностями, поскольку представляло собой длительный процесс, связанный с ломкой сложившегося образа жизни, мировосприятия, культуры, быта, но, с другой — усиливало многообразные связи Киевской Руси с цивилизованным миром.
Стало хрестоматийным предание о выборе князем Владимиром религии для своего народа. В "Повести временных лет" отмечается, что ему был предложен выбор нескольких религий, которые он отверг по разным причинам, за исключением греческой (византийской) православной религии. Она устраивала Владимира более всего по соображениям политического характера. Во-первых, Византия представляла собой к концу X в. одно из могущественных государств, с которым неизбежно соприкасалась Киевская Русь. Во-вторых, принятие православия в таком варианте означало ослабление набегов на Русь многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия использовала в борьбе со своим северным соседом. В-третьих, христианство достаточно четко отражало монистическое начало, отвечавшее становлению централизованной государственной власти в лице киевского князя. В-четвертых, православие во многом совпадало с духовно-нравственными устремлениями русского народа, например в проповедях добра, милосердия, сострадания и сочувствия чужому горю.
Процесс христианизации Руси — весьма длительный период, не сводимый к единичному акту. Русь в те годы имела обширные торгово-экономические, политические и культурные связи со многими странами Запада и Востока. Христианство проникало в русскую действительность посредством международных династических связей, имевших, кроме всего прочего, политическое и культурное значение, и военных действий: у князей Киевской Руси служили наемники-иноземцы, так что между ними и коренным населением происходил синтез быта, верований, языка, культуры, обычаев.
Началом официального
введения христианства на Руси
принято считать крещение
Христианизация проходила в сложных условиях, встречая сопротивление местного населения, не сразу и не везде принимавшего новую религию, продолжавшего традиции предков. Так, в Новгороде первоначально крестилось всего несколько сот человек, а остальные враждебно встретили христианских священнослужителей, организовав восстание. Понадобились военные действия, чтобы сломить сопротивление язычников. В захваченном городе были уничтожены статуи языческих богов, после чего последовали новые попытки обращения населения в христианскую веру.
В среде простого люда, в сельской местности христианство распространялось в течение долгого времени. Например, Чернигов принял крещение в 992 г., Смоленск — в 1013 г. В сельской местности христианство в качестве господствующей религии утвердилось только в ХШ в. Христианизация на Руси встречала сопротивление, отмеченное восстаниями в Суздале (1024), Киеве (1068) и ряде других городов.
Видную роль в христианизации Руси играли монастыри, появившиеся в середине XI в. В них разрабатывалась религиозная идеология, воспитывались кадры подготовленных миссионеров, формировались духовно-нравственные основы обрядности, символики и т.п. Монастыри, кроме участия в чисто религиозной сфере, играли существенную роль в распространении книжных знаний, составлении летописей. В середине ХШ в. на Руси было около 80 монастырей, почти половина, из которых находилась в Киеве и Новгороде или в их окрестностях. Из монастырей осуществлялась миссионерская деятельность по всем городам и сельской местности.
С принятием христианства устанавливается тесная взаимосвязь светской и церковной властей в Русском государстве. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции: в ведение Церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела, внутрицерковные вопросы. К юнцу ХП в. она стала осуществлять надзор за службой мер и весов. На определенных этапах светская и церковная власти сотрудничали в области разработки норм уголовного права. Русская Православная Церковь обладала разветвленной системой учреждений, занимавшихся решением широкого круга вопросов политического, духовно-идеологического, нравственного характера. Особое значение имела ее международная деятельность в углублении отношений с христианскими государствами и церквами. Быстрое распространение православия было обусловлено тем, что богослужение велось на славянском языке, доступном для русских.
Материальная и духовная культура Киевской Руси стала основанием и предпосылкой развития Православной Церкви, которая, в свою очередь, создавала благоприятные условия для развития культуры. Еще с периода правления князя Владимира начался процесс формирования самостоятельной Русской Церкви, вобравшей в себя все богатство национальной культуры.