Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 16:25, контрольная работа
В IX веке в Восточной Европе сложилось мощное государство, объединившее
восточных славян и их ближайших соседей - Киевская Русь. Международный
авторитет этой державы возрастал с каждым годом, налаживались контакты с
окружающими народами, достигла расцвета торговля. В то же время крупнейшие
государства того периода не хотели считаться с северным соседом из-за
приверженности населения Руси старым традиционным языческим культам.
Введение.…………………………………………………………………….…………...3
1. Предпосылки…………………………………………………………………………..4
2. Причины принятия христианства…………………………………………………….5
3. Крещение Руси…………………………………………………………...……………8
4. Значение принятия христианства…………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………………………………..14
ГОУ ВПО
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
Заочное отделение
Кафедра ______________________________
(наименование кафедры)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине ______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
(наименование специальности)
Фамилия_______________________
Сургут _________год
Содержание
Введение.………………………………………………………
1. Предпосылки…………………………………………………
2. Причины принятия христианства………………………………………………
3. Крещение Руси……………………………………………
4. Значение принятия христианства………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В IX веке в Восточной Европе сложилось мощное государство, объединившее
восточных славян и их ближайших соседей - Киевская Русь. Международный
авторитет этой державы возрастал с каждым годом, налаживались контакты с
окружающими народами, достигла расцвета торговля. В то же время крупнейшие
государства того периода не хотели считаться с северным соседом из-за
приверженности населения Руси старым традиционным языческим культам.
Постепенно языческая религия - прогрессивная для эпохи военной демократии -
стала тормозящим фактором
в развитии средневековой
феодального типа, требовавшей
жесткой централизации
объединения под руководством единого правителя. Язычество не обеспечивало
формирование отношений феодального господства и беспрекословного подчинения,
напротив, оно зачастую толкало вольнолюбивый народ на постоянные выступления
против власти, покушавшейся на родовые устои и личную свободу. Кроме того,
язычество на определенном этапе перестало обеспечивать достаточно интенсивное
развитие торговли и культурного обмена с христианскими и исламскими странами.
Поэтому принятие одной из мировых религий стало тогда исторической
необходимостью, в определенной степени уровнявшей Русь с остальными
европейскими державами.
История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века.
С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения земли. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства.
Большой интерес во всем мире к принятию христианства Киевской Русью обусловлен тем бесспорным историческим значением, которое оказало православие на развитие русского государства и его международные связи, тем авторитетом, который приобрела русская православная церковь. Крещение Руси – историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.
В своей работе я попытаюсь
исследовать предпосылки
Предпосылки
По преданию, первым проповедником христианства в наших краях был Андрей
Первозванный - один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым
призванный Иисусом Христом. Он, проповедовал христианство балканским и
причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата. Уже в "Повести временных лет " рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву
и Новгороду и благословил эти места.
В Киеве христианство известно было уже давно также как и его основные догмы, очень хорошо приспособленные к нуждам феодального государства. Первые сведения о христианстве относятся к 860-870 гг,, но к середине Х века уже ощущается постепенное утверждение христианства в государственной системе. Если при заключении договора с греками в 911 г, русские послы клянутся только языческим Перуном, то договор 944 года
скрепляется двоякой клятвой как Перуну, так и христианскому богу.
Христианство представляло в то время значительную политическую и культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала
торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе.
Для Руси наибольшее значение имела христианизация Болгарии (864 г.) и
изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием (середина IX в.). К
середине Х в. в Болгарии создавалась значительная религиозная литература,
что облегчало проникновение христианства на Русь.
Князь Игорь был язычником: он и клятву давал не. в Ильинской церкви, а " приде на холм, где стояще Перун и покладоша оружие свое и щиты и злато"; и похоронен он был Ольгой по языческому обряду под огромным курганом. Но среди боярства, его послов к
императорам Византии была уже какая-то часть христиан.
Вдова Игоря, княгиня Ольга в 955 году приняла христианство, совершив
путешествие в Царьград. Возможно, она предполагала сделать христианство
государственной религией, но здесь сразу резко обозначилось противоречие,
порожденное византийской, церковно-политической концепцией: цесарь империи
был в глазах православных дреков наместником бога и главой как государства,
так и церкви. Из этого делался очень выгодный для Византии вывод - любой
народ, принявший христианство из рук греков, становился политически зависимым
народом или государством. Киевская Русь, спокойно смотревшая на христианские
верования, предпочитала такие равноправные взаимоотношения с Византией,
которые определялись бы взаимовыгодой, равновесием сил, и не налагали бы на
Русь никаких дополнительных обязательств, связанных с неубедительной для нее
божественностью императора. Во всяком случае Константин Багрянородный -
восприемник Ольги при крещении - "нарек ее дочерью ", то есть подчиненной
ему, а не равноправной "сестрой ".
Христианство, если можно так выразиться, было следующим после язычества
этапом развития религии. Оно отличалось от язычества не столько своей
религиозной сущностью,
сколько той классовой
за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же
первобытность, как и верования, древних славян.
Причины принятия христианства.
Русская правящая верхушка прекрасно понимала необходимость крещения Руси. Во-первых, этого требовали интересы развивающегося
государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало
изоляцию от всего европейского сообщества стран. Во-вторых, новая
религия с ее монотеизмом (единобожием) вполне соответствовала сущности нового
единого государства во главе с монархом. И не случайно Владимир поставил на
холме главных языческих богов во главе с Перуном, пытаясь в языческой религии
найти опору государственного единства страны.
В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую
мораль, требовало гуманного отношения к женщине, к матери, к детям, к
человеку вообще. Это не могло не содействовать прогрессу общества. В-
четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры,
духовной жизни страны: христианство уже обладало хорошо разработанной
философской системой, породило богатую богословскую литературу. Постепенные
контакты с христианскими странами содействовали приобщению Руси к духовности
и культуре античного мира. В-пятых, вызревание на Руси новых общественных
отношений, все более быстрое и глубокое социальное расслоение требовали новой
идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло
объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства.
Можно думать, что и сам Владимир не раз задумывался над содеянным в своей
бурной жизни, где были и убийства, в том числе брата, и клятвопреступления, и
разврат. Главным судьей для человека является его собственная душа. И чем
ближе конец жизни, тем больше человек ищет защиты от неумолимого рока.
Основной причиной принятия христианства, можно считать зарождение на Руси раннего феодализма и образование государства, Киевской Руси, которое не могло существовать без сильной и обоснованной идеологии. Владимиром предпринималась попытка усовершенствовать языческие верования славян и на этой основе создать религию в большой степени соответствующую современному этапу развития общества. Но процесс образования новой религии происходит очень долго, следовательно, нужно было взять готовую религию, которая бы удовлетворяла всем требованиям данного социально-политического момента. К этому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм), все эти религии претендовали на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру оставалось сделать свой выбор. У волжско-камских булгар был распространен ислам, у хазар – иудаизм, в Византии и Западной Европе – христианство (с центрами в Риме и Константинополе). Все эти религии уже начали распространяться на Руси, но ни одна из них не могла занять основных позиций. Для Владимира принятие той или иной религии было делом, прежде всего политическим. Поэтому иудаизм не рассматривался серьезным претендентом на государственную религию, так как иудаизм был религией побежденного народа (в 965г Хазария была разгромлена войском Святослава Игоревича). Ислам имел больше шансов на то, чтобы стать официальной религией Русского государства, но здесь существуют две точки зрения на то, почему Владимир отказался от ислама. Первой причиной послужившей отказом от ислама, как считают, это то, что Коран запрещает вино. Владимир же, как известно любил устраивать пышные пиры и празднества по любому поводу, в частности по поводу побед в военных походах. Вторая причина это слабость исламского мира в 80-е гг. Х века. «Правители Сирии в 70-е гг. Х века получили ряд серьезных поражений от Византии… некогда могущественную державу Саманидов на востоке мусульманского мира в правление Нуха II (976-997гг.) постоянно сотрясали распри и мятежи феодалов. Подобное состояние мусульманских государств в 80-е гг. Х века, дали основания Владимиру усомниться в способности ислама укрепить центральную власть».
Принятие же христианства, особенно из Византии, для Владимира было наиболее удачным выбором. Византия в те времена переживала подъем во всех отраслях жизни. Арабские государства терпели поражения от Византии, претендовавшей на Сирию и Закавказье. Также успех сопутствовал Византии и на Балканах. Уже, исходя из этого, принятие крещения из Константинополя было выгодным. Принятие же Западного варианта христианства означало для Владимира подчинение Папской власти, следовательно, об укреплении власти на месте не могло быть и речи. В это время, православный константинопольский патриарх признавал такие факты как: зависимость церкви от государства и возможность использования различных языков в богослужении, а не только латыни. Была учтена также географическая близость Византии, существовании прочных связей Руси с ней, особенно на основе торговли по пути "Из Варяг в Греки". Представляется естественным, что христианство на Руси явилось результатом осознания сложившейся в X веке ситуации, когда в качестве главных соседей Руси выступали именно государства с христианским населением: тут и Северное Причерноморье, и принятие христианства родственными болгарскими племенами, и движение христиан по основным путям пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток.
В конце концов было принято
решение о крещении Руси по византийскому
обряду, но при тогдашних богословско-
Тогда князь, собрав
войско, пошел на Херсонес. Осушив
городские колодцы, он
Крещение Руси.