Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

В IX веке в Восточной Европе сложилось мощное государство, объединившее
восточных славян и их ближайших соседей - Киевская Русь. Международный
авторитет этой державы возрастал с каждым годом, налаживались контакты с
окружающими народами, достигла расцвета торговля. В то же время крупнейшие
государства того периода не хотели считаться с северным соседом из-за
приверженности населения Руси старым традиционным языческим культам.

Содержание работы

Введение.…………………………………………………………………….…………...3
1. Предпосылки…………………………………………………………………………..4
2. Причины принятия христианства…………………………………………………….5
3. Крещение Руси…………………………………………………………...……………8
4. Значение принятия христианства…………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

Большой тит лист.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 

Киевляне, среди которых было много  христиан, воспринимали обращение в  христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. "А кто не прийдет, противен мне будет" - так сказал Владимир. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси тесно общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.

При этом значительное сопротивление  оказали жители севера и востока  Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в 991г. епископа Иоакима и для покорения их потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой - «Путята крестил мечем, а Добрыня огнем». Капища древних богов были разрушены, а на их месте, устанавливались церкви. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, заявив о своем желании сохранить религию предков. Аналогичные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Поводом для столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам - именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации: регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвов, кудесники. Предположительно, что причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианизация рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции.

В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.

В городах Киевской Руси строились церкви; они снабжались утварью, богослужебными книгами; вокруг городов, сразу за крепостными стенами, возникали монастыри, являвшиеся «узлами  прочности» церковной организации; духовенство устраивало торжественные  молебны, крестные походы, читало проповеди. Но язычество продолжало быть сильным не только по окраинам, но и в больших городах. Несмотря на столь желаемое и необходимое принятие христианства на Руси, сам народ, всячески сопротивлялся приходу этой "чуждой" ему веры на русскую землю. Еще на протяжении долгого времени поддерживались прежние верования, привычки и продолжала существовать язычество русского народа, о чем свидетельствуют столь массовые репрессии против сподвижников и представителей нехристианских учений или отступников.

Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить  христианский идеал: сразу отказался  от применения уголовных наказаний, прощая разбойников; раздавал питание  неимущим. Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Библиотеки возникли так же и в других городах, в том числе монастырские и частные. Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы с греческого и живым интересом новопросвященного русского общества к вопросам христианский веры, нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные. С Крещение Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в брак с греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился на сестре Анны – Феофании.

Широко было влияние  церкви на гражданский быт языческого общества. Оно охватывало все стороны  общественного устройства, и подчиняла  себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную  жизнь всякой семьи. Это влияние  было особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и киевские князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению государства церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжить ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческое значение принятия христианства.

 

 

Историческое значение этого времени заключалось в  следующем:

1. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. «Божий слуга» - государь был, был по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы.

2. Произошло изменение статуса Руси в системе международных отношений. Русь стала цивилизационным  субъектом, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения.

3. Киевская Русь вошла в византийскую эйкумену и начала усваивать древнюю иудохристианскую культуру. Это привело к расцвету Киевского государства и распространению новой культуры, что проявилось в строительстве церквей и обретении письменности. Важную роль сыграло присутствие образованных болгар, бежавших в Киев после завоевания  их страны Византией. Вводя в практику кириллицу, они передали и свои знания.  Старославянский язык стал языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский  литературный, на котором были написаны «Русская правда», летописи, «Слово о полку Игореве». Среди монахов появились врачи и учителя. При монастырях начали открываться школы.

4. Принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи, а прежде они считались признаком доблести. Христианская мораль ограничивала (как правило, только на словах) алчность  богатых, заставляла их видеть в простолюдинах, и даже в рабах, людей.

5. Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившим название – православие, т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение и оказало огромное влияние на формирование менталитета ( общественного сознания) древнерусского общества. В отличие от католичества, оно в большей мере было художественно-культурной, эстетической системой ценностей, чем  политической. Православную церковь характеризовала свобода внутренней жизни, устраненность от светской власти.

6. Распространилось православное мировоззрение –стремление к пониманию смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве. Традиционное сострадание русского народа получило свое утверждение в христианстве, в его внимание к нищим, больным и убогим, в требовании помогать человеку, попавшему в беду.

В целом, выбор Византийского  православия  Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития российской цивилизации.  Постепенно в стране складывались  политические, экономические и культурные традиции, подобные византийским:

- авторитарная государственная  власть, господствующая  над церковью и обществом;

- преобладание в церковных  функциях поучения человека, а  не объяснения мира;

- стремление воплотить  в мирской жизни божественный  идеал.

Однако Русь не была пассивным  объектом приложения византийской культуры. Приобретая византийское наследие, она и сама оказывала сильное влияние на политическую организацию общества.

Крещение Руси способствовало укреплению внешнего статуса государства  и своего внутреннего политического  устройства - создание внутренней стабильности, укрепление связей между всеми частями государства. Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках. Православное христианство внесло большой вклад в формирование русской нации, способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность, смягчало болезненные процессы становления многонационального государства. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских, при этом не столько русских, сколько православных. Православие способствовало укреплению княжеской власти: церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения и стремились предать княжеской власти сакральный «священный» характер, а князьям - сознание своей высокой ответственности.

Государственная реформа  Владимира пробудила огромный духовный потенциал народа, дав толчок к  бурному развитию страны. С принятием  новой веры, появились новые нравственные понятия и правила поведения в обществе. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

 

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело, а также архитектура - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Стали создаваться рукописные книги на доступном для всех славянском языке. При церквях и монастырях возникали школы. Распространилась грамотность. При этом выступает против латинства, чем способствовала изоляции от стран Западной Европы, где утвердились богослужения и чтения на латыни, которыми владела весьма незначительная часть общества.

После принятия христианства в качестве государственной религии  на Руси складываются церковные организации  и юрисдикция. Церковное землевладение  первоначально возникало из княжеских  земельных пожалований, другим источникам были пожалования частных лиц. Со временем церковь получила право приобретения земель и населенных деревень, на которых организовала свое хозяйство. Прежде всего - монастыри, которые со временем стали центрами торговли, и даже ростовщичества. Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни: выступала против междоусобиц и за единство Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Не смотря на сложный  процесс введения новой религии, христианизация кардинально изменила менталитет, моральные устои Русского народа, культурно обогатила его. Мне кажется, в истории становления Русской государственности не найдется более значительного события, чем принятие христианства.

 

В целом же отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и прогрессивными для того времени явлениями. Замена язычества христианством была обусловлена  тем качественным скачком, который  сделал восточное славянство, перейдя от строя военной демократии к феодализму.

 

Христианство смогло принять форму национальной религии  – русского православия, так как  полностью использовало социокультурные  основания, ценности материальной и  духовной культуры, успехи социально-политического развития народа. «Крещение» Руси не было единовременным актом и не являлось результатом воздействия «божественного промысла». Это была политическая реформа, которая должна была укрепить феодальные отношения, а потому носила характер политической борьбы. Проникновение и распространение христианства – многовековой идеологический процесс, в котором инициатива всегда принадлежала феодальной знати Киевской Руси.

 

Откровенное вмешательство  церкви в дела государства создавало  видимость единства церкви и народа, хотя церковь не играла абсолютно никакой роли в борьбе за социальную справедливость. Никогда она не выражала интересы народных масс. Лишь отдельные деятели церкви занимали прогрессивные позиции в решении некоторых политических, социальных и научных проблем.

 

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное  значение, заключавшееся в том, что  Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

 

Принятие христианства – крупнейшее событие в истории Древней Руси. Утверждение христианской веры завершило процесс формирования древнерусской народности. Былая племенная рознь уходила в прошлое. Единство веры, языка, культуры вытесняло прошлые различия. Понятие общности народа, его прошлого, настоящего и будущего нашло отражение в летописи.

Христианская религия  являлась важнейшим фактором упрочения  Киевского государства. С принятием  христианства установилось централизованное церковное управление во главе с  митрополитом, которого сначала присылали из Константинополя. Затем константинопольский патриарх стал назначать на эту должность местного священнослужителя. Создавшиеся на местах церкви и монастыри подчинялись епископу, а епископ – митрополиту. Строго организованная церковная иерархия способствовала централизации светской власти. При Владимире Святославовиче из Византии пришел сборник законов – Кормчая книга, по которой совершался церковный суд. Это ускорило кодификацию гражданского права и создание в первой половине XI века гражданского кодекса «Русской правды».

 

Установление единой веры, единого законодательства, единой власти киевского князя – таков  итог развития Древнерусского государства  в конце X – начале XI вв.

 

 Христианская религия  придала новый статус княжеской  власти. Церковь внесла убеждение в божественном происхождении и божественном предназначении светской власти. Это повысило авторитет князя, а также его ответственность. Свои действия он должен был сообразовывать с положением помазанника божьего. Митрополиты вмешивались во взаимоотношения князей, когда они принимали форму вражды и кровопролитных усобиц.

 

Крещение Руси стало  поворотным этапом развития культуры. Болгарские монахи Кирилл и Мефодий  разработали славянский алфавит (кириллица), начали перевод церковных книг на славянский язык. Стали развиваться книжное просвещение, литература, появились исторические повествования (летопись). Переписка книг стала на Руси, как и в других христианских странах, важнейшим делом монастырей. Монастыри становились центрами книжности и просвещения. Строительство церквей и монастырей способствовало развитию архитектуры, строительного искусства, живописи.

 

Христианство пришло на Русь из Византии. Это обусловило упрочение культурных связей с Византией  и ее влияние. Опираясь на достигнутый  уровень развития культуры Византии, в Древней Руси развивались самобытная литература, искусство, архитектура. Внедрение славянской письменности и славянского языка в церковный обиход имело двоякое значение. С одной стороны, это привело к отрыву от греческого языка, от создания на этом языке древнегреческой литературы, философии, истории.

Информация о работе Крещение Руси