Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:28, курсовая работа
При выполнении данной работы ставится цель изучить крестьянскую общину в России в 19-20 вв.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:
рассматривается правовое регулирование земельных отношений в России в первой половине XIX века и общинная собственность на землю;
характеризуется крестьянская реформа и ее роль в развитии крестьянской общины;
Послереформенное земельное законодательство признавало за крестьянами право собственности на надельные земли, принадлежащие к заповедному имению на основании представленных ими доказательств (письменных и давности владения на праве собственности). Отчуждение крестьянской надельной земли от заповедного имения не признавалось добровольным отчуждением со стороны помещика. Поэтому, ссуду, полученную вследствие выкупа крестьянами усадебной оседлости и приобретения ими в собственность полевых земель и угодий, владелец заповедного имения обязан был внести в Государственный Банк или в другое учрежденное правительством кредитное установление. Внесенная на этом основании сумма признавалась неприкосновенным капиталом, входящим в состав заповедных имений, а владелец пользовался получаемыми с этого капитала процентами11.
Таким образом, аграрные преобразования в России 1861 г. не привели российских крестьян на путь свободного предпринимательства, но заложили необходимую правовую базу для его развития. В законодательстве Александра III и Николая II были отражены многие элементы политико-правовой системы Бисмарка и Наполеона III. Императоры стремились к тому, чтобы политическая борьба в стране существовала только в экономических формах. Поэтому все левые партии начала ХХ в. рассматривали крестьянский, земельный вопрос как одну из основных проблем и требовали покончить с малоземельем крестьянства: либо за выкуп (кадеты), либо без него (социалисты). Логика развития страны диктовала необходимость выбора - либо превращение в конституционную монархию, либо серьезные потрясения и бунты, которые могли закончиться гибелью империи.
1.3. Крестьянская община на рубеже 19-20 вв.
Земельная община крестьян - «сельское общество» - была в Х1Х - начале ХХ веков основной единицей как административного, так и хозяйственного устройства. Основным типом поселений были большие села, каждое из которых составляло сельское общество.
Община в лице своего высшего органа - схода и должностных лиц решала все основные вопросы как жизни села в целом, так и отдельных ее членов. Община с крестьян представляла собой, прежде всего, поземельную организацию, осуществлявшую уравнительные переделы земли для обеспечения платежеспособности по тяглым окладам. Основными функциями ее были правовая, административная, судебная, а также финансовая и фискальная.
Административно-
Первостепенной стороной деятельности сельской общины было распределение земли и регулирование землепользования. В конце Х1Х - начале ХХ веков основным видом землепользования было общинное: земли крестьянских наделов составляли в конце Х1Х века 81 ,7% всей площади, занятой оседлым населением.
По мнению историка А. М. Анфимова, основной тенденцией в трансформации общины в период утверждения капитализма в России, то есть после реформы 1861 года, была утрата общинной земельно-распределительной функции, что особенно проявлялось в южных черноземных губерниях.
Формально, главным принципом общинного владения землей был принцип равных прав на землю. Распоряжался общинной землей сход. В конце февраля или начале марта домохозяева собирались на общинный сход и всем миром решали следующие вопросы: сколько земли будет вспахиваться под озимые, а сколько под яровые, какие участки оставить под пар или сенокошение, сколько земли отвести для пастьбы скота.
В конце Х1Х века переделы земли происходили в среднем раз в 7-8 лет, в отдельных селах землю делили и чаще12.
Община нормировала землепользование крестьян только в отношении пахотной земли. Земли, находящиеся в постоянном пользовании семьи - усадьбы, огороды, виноградники - в переделы не входили и составляли собственность крестьянского двора. Леса, кустарники, выгоны и сенокосы не делили на участки, а оставляли в общем пользовании. На выгоне выпасалось общественное, то есть составленное из скота всех дворов, стадо; а лес, сено и хворост делили по числу ревизских или наличных душ, как устанавливал сход.
В землепользовании община и ее высший орган - сход исходили из трудового начала, то есть землю получает только тот, кто может ее обработать. В некоторых селах необработанные наделы пьяниц, по решению сотни, отдавали «трезвым и исправным работникам» с условием уплаты всех мирских повинностей, лежащих на наделах. Большинство сельских обществ не выделяло наделов отсутствующим членам, однако, с проникновением капиталистических отношений в село и расслоением внутри общины такое положение стало меняться13.
Таким образом, по итогам данной главы можно сделать вывод о том, что в начале ХХ века в некоторых селах общество стало нарезать землю на отсутствующих членов, даже если они вообще не жили в селе. Эти лица сдавали землю в аренду.
Община решала и ряд вопросов семейной жизни крестьян, так как была заинтересована в нормальном функционировании семьи, обеспечении воспроизводства населения, а также в защите имущественных прав оставшихся без кормильца детей. Поэтому община следила не только за нравственностью ее членов, но и регулировала семейные разделы, решала вопросы, связанные с наследством и опекунством.
Глава 2. Историко-правовые аспекты деятельности крестьянской общины в период с начала 20 века до ее ликвидации
2.1. Проблемы реформирования аграрного законодательства к началу XX века
Особенности внутреннего строя помещичьего хозяйства заключались в переплетении капиталистической и феодальной отработочной системы, вследствие чего оно становилось тормозом для развития производительных сил деревни. Реформирование аграрного сектора экономики, по сути, свелось кстремлению утвердить принципы демокртического бессословного общественного устройства либо, опираясь на институты феодального общества, сохранить основы самодержавной монархии и её важнейшей социальной и экономической основы в институте общины. Сторонники сохранения общины видели в ней средство спасения крестьян от пролетаризации, а России - от революции. В нормативных актах в полной мере было отражено указанное противоречие.
Например, в указе «Об учреждении Губернских Совещаний по пересмотру законодательства о крестьянах» от 8 января 1904 г., говорится о предполагаемых изменениях: «... неприкосновенность общинного строя крестьянского землевладения при условии облегчения отдельным крестьянам способов выхода из общины, необходимо, наряду с этим сохранить крестьянам сословный строй и неотчуждаемость от крестьянского владения и надельных земель»14. В одном абзаце содержатся два взаимоисключающих условия реформирования.
Некоторые исследователи обратили внимание на появление в начале ХХ века феномена «нового российского крестьянства». В.П. Данилов в предисловии к сборнику документов «Крестьянское движение в России в 1901-1904 гг.» писал: «Дальнейшее изучение и осмысление документов и материалов 1902 г. приводит к ряду новых наблюдений и выводов в том же направлении: в 1902 г. на историческую арену выступил новый крестьянин - крестьянин эпохи революции. Это крестьянин, который полностью отчужден от существовавшей тогда власти, который отрицает данную систему как бесчеловечную и требует отдать всю землю тем, кто ее обрабатывает своим трудом»15. В историографии нет такого же категоричного утверждения о появлении в начале ХХ в. «новой крестьянской общины». Однако, совершенно очевидно, что «новый крестьянин» не мог не сформировать и новую систему взаимоотношений в деревне.
Документы, отражавшие крестьянское движение начала века зафиксировали появление нового типа деревенского администратора. Сельские и волостные старосты, старшины и прочие мелкие чины низовой власти из верных слуг режима превратились в организаторов и руководителей крестьянской борьбы.
Повышению уровня сознания крестьян способствовала также деятельность земских служащих, так называемого «третьего земского элемента» - учителей, врачей, агрономов, статистиков. Многие из них разделяли народническую идеологию и принадлежали к тем, кто когда-то «пошел в народ» или к их потомкам. В конце XIX - начале XX вв. начала формироваться и собственная крестьянская интеллигенция. Все эти люди прививали крестьянству организованные формы борьбы, борьбы, которая велась не только в форме прямого насилия, разгромов имений (на что делала упор в освещении крестьянского движения советская историография), а в виде приговоров, ходатайств, юридических и других документов16.
Одной из форм независимой политически и экономической от властей организацией крестьянства была кооперация. Для крестьян, занимавшихся промыслами и мелких ремесленников объединение в артели, а затем в союзы артелей было спасением от натиска крупного и среднего капитала и государственной власти.
2.2. Столыпинская аграрная реформа и ее влияние
на крестьянскую общину
Основными задачами аграрной реформы П.А. Столыпина явились введение частной собственности на землю и создание класса крестьян-земельных собственников. По замыслу реформатора, новый класс земельных собственников должен был стать опорой государственной власти и преградой для развития революционного движения. Другими словами, не затронув, интересов помещичьих владений, П.А. Столыпин хотел создать класс крепких крестьян-земельных собственников, которые станут промежуточным звеном между крупными помещиками и крестьянским пролетариатом, который будет бороться уже не с помещиками, а с новым классом крестьян-земельных собственников.
Для осуществления поставленных задач правительством П.А. Столыпина был предложен ряд законопроектов, которые и легли в основу его аграрной политики: Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 года, Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г., Закон «О землеустройстве» от 29 мая 1911 г., Указ «Об учреждении комитета по землеустроительным делам при главном управлении землеустройства и земледелия и губернских и уездных землеустроительных комиссий, и об упразднении комитета по земельным делам» от 4 марта 1906 г., «Наказ землеустроительным комиссиям» от 19 сентября 1906 г., Указ «О выдаче Крестьянским поземельным банком ссуд под залог надельных земель» от 15 ноября 1906 г., Указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землевладения» от 27 августа 1906 г., Указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землевладения» от 27 августа 1906 г., Указ «О передаче кабинетских земель в Алтайском округе в распоряжение главного управления землеустройства и земледелия для образования переселенческих участков» от 19 сентября 1906 г., «Положение о порядке переселения за Урал» от 13 марта 1908 г. и другие17.
Столыпинские преобразования явились очередным этапом, приблизившим крестьянское землевладение к частной буржуазной собственности на землю. Но, вводя ряд ограничений, в вопросах, касавшихся права распоряжения землей, эти преобразования не сделали крестьянскую землю объектом свободного товарооборота и полностью не ликвидировали сословного характера земельной собственности.
Правительству П. А. Столыпина, выдвинувшему новый курс в аграрном вопросе, направленный на разрушение общинной формы собственности и закрепление частной крестьянской собственности на землю, не удалось полностью ликвидировать общинное землевладение, решить вопрос крестьянского малоземелья и создать крепкий класс крестьян – земельных собственников, на которых рассчитывал опереться П. А. Столыпин.
В то же время не стоит забывать, что столыпинская реформа охватила лишь четверть крестьянских хозяйств, а большая часть дворов, которые остались в крестьянской общине, остались как бы вне правительственного воздействия. Однако тот факт, что правительство практически игнорировало судьбу крестьянства, оставшегося в составе общины, еще не означает, что эта часть сельских жителей оказалась вне модернизационного поля18.
Мы предположили,
что параллельно с
Таким образом, крестьянская община совместно с земскими учреждениями стала источником кооперативного движения, возникшего в глубинах российской деревни. Крестьянские общества поддержали первые кооперативы. Впоследствии кооперативное движение, основанное на земской поддержке, стало генератором возрождения российской деревни, альтернативой столыпинским преобразованиям.
2.3. Крестьянская община в годы революции и Гражданской войны
Являвшиеся частью революционных процессов в российском обществе процессы распада системы государственного управления, нарастания анархии привели к оживлению деятельности общины. Противодействуя этим тенденциям и руководствуясь своим видением исторической перспективы, власть попыталась опереться на новую социально-экономическую базу в деревне: коммуны, артели, ТОЗы, форсировать переход к социалистическим формам организации сельского хозяйства. Отношение крестьянства к коллективным хозяйствам, особенно на первых порах, было недоверчивым, а порой и враждебным19.
В результате государство вынуждено было в решении своих хозяйственных и продовольственных вопросов опираться на крестьянский «мир», причём при проведении продразвёрстки на сходах верх брали уравнительные тенденции. В первые послереволюционные годы крестьянские общины серьёзным образом корректировали и другие мероприятия советской власти. Так, классовая направленность чрезвычайного налога сглаживалась благодаря применению традиционных мирских принципов раскладки по «душам», по десятинам и наделам, по дворам, по едокам и т.д. Более того, общины нередко отказывались от его уплаты.