Крестьянская реформа 1861 года в Российской империи и особенности ее проведения в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:01, доклад

Описание работы

Закон об отмене крепостного права – «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - был подписан Александром II 19 февраля 1861 г. Этот закон состоял из отдельных «Положений», касавшихся трех основных групп вопросов:
1) упразднение личной зависимости крестьян от помещиков;
2) определение крестьянских наделов;
3) выкуп крестьянами земли и определение крестьянских повинностей.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 34.89 Кб (Скачать файл)

Наличие феодально-крепостнических  пережитков определяло специфику российского  капитализма. Зависимость царизма  от мирового финансового капитала, незначительно вывоз капитала из России, наличие большого, так называемого  казенного хозяйства (казенных заводов, железных дорог, земель, лесов), видная роль государства в кредит – все  это накладывало своеобразный отпечаток  на монополистический капитал в  Российской империи.

В начале ХХ века цикличное развитие экономики приводило к усилению процессов концентрации и монополизации.

В отличие от XIX в., когда удельный вес монополизированного сектора  оставался невелик, а монополистические  соглашения были, как правило, непрочными и кратковременными, в начале ХХ в. монополистические объединения стали одной из основ экономической структуры. Основной организационной формой российских монополий в ХХ в. был синдикат.

Первые синдикаты появились  в тяжелой промышленности – в  железорудной, металлургической, угольной, нефтяной промышленности Юга России, в металлообрабатывающей, медеплавильной промышленности и в других отраслях. Чуть позже, но также быстрыми темпами, началась монополизация в отраслях, производящих товары широкого потребления.

Одним из главных методов господства монополий на рынке было сдерживание  объемов производства и повышение  продажных цен на рынке денной продукции.

Накануне Первой мировой войны  стали интенсивно создаваться монополистические  объединения высшего типа – концерны, тресты, число которых достигло несколько десятков. На фоне милитаризации экономики создавались мощные военно-промышленные группы.

В целом, перед Первой мировой войной уровень монополизации экономики  России был значительно ниже, чем  в Англии, Франции, Германии и США. Это можно объяснить значительным удельным весом в стране легкой промышленности, которая была менее монополизирована и где частными были союзы картельного  типа, а также большим удельным весом сельского хозяйства. В  России не существовала либо имела  символическое применение система  штрафов за невыполнение соглашений между монополиями. Кроме того, сильной  была регламентация процесса объединения  предприятий со стороны государства.

Процессы концентрации и монополизации  происходили и в банковском деле. В 1914 г. в России действовало 50 коммерческих банков. Из них 12 самых крупных сконцентрировали до 80% банковских капиталов. Из этой группы выделялась так называемая петербургская  «пятерка»: Петербургский Международный, Русско-Азиатский банк, Азово-Донской, Русский для внешней торговли и Русский торгово-промышленный банки.

Как и в западных странах, происходило  сращивание банковского и промышленного  капитала. Появившись в конце XIX в., это  явление значительно расширилось  в годы предвоенного подъема. Банковская поддержка была одним из главных  условий ускорения промышленного  развития России. Банки занимались предоставлением кредитов промышленным предприятиям, финансированием в  виде учредительских акций, эмиссий  ценных бумаг и др.

По объему национального дохода Россия накануне первой мировой войны  стояла на четвертом месте, а по объему народного имущества – на третьем. В то же время по размеру имущества  и дохода в расчете на душу населения  она значительно отставала от передовых стран. В начале 90-х годов (1894 г.) английский статистик М. Мэлхолл оценивал национальный доход США в 3116 млн. ф.ст., а России – в 1004 млн.ф.ст. По данным американского экономиста Р. Гольдсмита национальный доход России в 1913 г. равнялся 16 млрд. руб., а США – 31,9 млрд. долл., т.е. составлял около 32-33% от уровня самой передовой капиталистической страны.

Начало ХХ ст. охарактеризовалось дальнейшим усилением концентрации производства. Если в 1901 г. на Украине  было только 17 предприятий с числом работающих свыше 1000 человек, то в 1913 г. их насчитывалось уже 42.

В хозяйстве Украины в начале 20-го столетия усиливается роль монополий, в развитии которых особое значение играли акционерные компании.

Металлургическая, угольная, сахарная и ряд других отраслей промышленности к начале ХХ столетия уже были синдицированы.

В процессе развития капитализма переходом  его к стадии монополизма на Украине  формировался финансовый капитал на основе сращивания банковского капитала с промышленным. Так, к 1913 году основные капиталы южной металлургии Украины объединяли 40% всех капиталов Российской империи, а средний размер их на одно предприятие превышал здесь средний размер в металлургической промышленности в целом примерно в 4 раза. Мощность украинской металлургии была выше средней западноевропейской, уступая только североамериканской.

Монополии постепенно сращиваются с государственным аппаратом и на этой основе формируется государственно-монополистический капитализм.

Кризис 1900-1903 гг. и последующую депрессию, которая имела место вплоть до конца 1909 г., сменил промышленный подъем в Российской империи 1910-1913 гг. Он явился следствием как усиления эксплуатации рабочих и крестьян, так и изменениям конъюнктуры на мировом хлебном рынке, где цены за этот период возросли на 30-40%. К числу основных проявлений кризиса в период 1900-1910 гг. можно отнести:

- массовое банкротство предприятий;

- увеличение безработицы и как  следствие снижение покупательной  способности населения;

- падение курса российских ценных  бумаг;

- убыточность банков и резкое  сокращение кредита.

Правительство проводило политику поддержки отдельных частный компаний и банков. Неудачная русско-японская война и революция 1905 года ухудшили ситуацию в Российской империи. Усилился отток капиталов, увеличилось количество кредитных билетов размениваемых на золото, появилась угроза разрушения системы золотого денежного обращения, финансового банкротства страны. В 1906 году России был предоставлен международный заем на 2,25 млрд франков, что позволило стабилизировать ситуацию.

Значительное влияние на расширение внутреннего товарного рынка  имела также Столыпинская аграрная реформа, в результате которой, с одной стороны, укрепился фермерский (кулацкий) элемент, а с другой стороны – увеличился удельный вес сельскохозяйственного пролетариата, который существовал, в основном, на заработную плату.

В целом  же, в общероссийском промышленном производстве, доля Украины (1913) составляла более 20%.

В начале ХХ столетия усиливается  специализация отдельных сельскохозяйственных районов: Степная Украина – капиталистическое  зерновое хозяйство; Правобережье (и  частично, Левобережье) – капиталистическое  сахарно-свекловодческое производство; Черниговщина – табачные плантации, картофелеводство.

 

5. Причины, содержание, последствия  Столыпинской аграрной реформы. Особенности ее реализации на Украине.

Экономический потенциал России концентрировался в аграрном секторе, однако он не мог  быть реализован, на рубеже XIX-XX вв. крестьянское хозяйство находилось в кризисном состоянии.

Одной из главных причин этого было отсутствие у крестьян права собственности  на землю, выделенную им по реформе 1861 г. Кроме того, чрезмерное налогообложение  крестьян, недоступность кредита  – все это приводило к снижению заинтересованности в результатах труда, сдерживало увеличение производительности труда и препятствовало росту товарного надела.

Масштабные крестьянские вступления 1905 г. показали, что требуется коренное преобразование земельных отношений. В связи с ростом революционного потенциала общины уполномоченные дворянских обществ в мае 1906 г. высказались за упразднение общины, свободное переселение крестьян на окраины России. Решение данного вопроса было возложено на П.А.Столыпина, назначенного премьер-министром.

У аграрной реформы было несколько  целей:

Политическая - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне.

Социальная – разрушить общину, создать новый класс «справных хозяев» -фермеров европейского образца не за счет помещик или государства, а за счет малосильных общинников, а избыток рабочей силы направить в города. Экономическая – обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Земельная реформа, получившая название Столыпинской, была начата в августе 1906 г., после того, как 27 августа Николай II подписал указ, подготовленный Столыпиным, о передаче Крестьянскому банку части земель для продажи крестьянам.

Непосредственное осуществление  реформы началось 9 ноября 1906 г., когда  в чрезвычайном порядке без обсуждения в Думе принят указ правительства  «О дополнении некоторых положений  действующего закона, касающегося крестьянского  землевладения и землепользования», в котором закреплялось право  выхода крестьян из общины и закрепление  надела в их личной собственности.

Указ от 9 ноября 1906 г. внес важные изменения  в землевладение крестьян. Все  крестьяне получили право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. Указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины.

В июне 1910. По инициативе П.А. Столыпина  уже Дума и Государственный Совет  одобрили этот указ, после чего Николай II подписал закон и он полностью вступил в силу. Закон провозглашал главный постулат аграрной реформы – для выхода из общины не требовалось ее согласия, а противодействие выходу считалось незаконным.

В мае 1911 г. было издано «Положение о  землеустройстве», по которому в стране предусматривалось создание отрубного  и хуторского хозяйства путем  ликвидации чересполосицы.

Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды  под залог любой приобретаемой  крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита – ипотечного, агрокультурного, землеустроительного  – способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

Аграрная реформа состояла из ряда взаимосвязанных мероприятий, которые  сводились к следующему.

1. Община перестает считаться  законной формой землевладения  и землепользования. Крестьяне становились  индивидуальными и наследственными  собственниками земли.

2. Вся земля может находиться  в свободном рыночном обороте  по свободным ценам. Однако  надельная земля подлежала обращению  только среди крестьян. Для поддержки  крестьян, которые выходили из  общины, не землеустройство было  выделено 34 млн. рублей.

3. Крестьянскому банку был выделен  специальный земельный фонд. Банк  не только продавал эту землю  крестьянам на льготных условиях, но и одновременно предоставлял  долговременный кредит, доходивший  до 20% стоимости земли при очень  низком проценте (4,5%), включая погашение.

4.Для предотвращения резкого  размежевания крестьян в пределах  одного уезда запрещалось сосредоточивать  в одних руках свыше шести  наделов по норме 1861г., т.е. не  более 18 десятин.

5. Учитывая сложности внутриобщинных  отношений, с целью преодоления  конфликтов между крестьянами  было организовано массовое переселение  крестьян в Сибирь, на территорию  Южного Урала и Северного Казахстана. Переселение было обеспечено  значительной финансовой помощью  крестьянам, выдачей подъемных и  дешевых кредитов. За 1907-1914 гг. на  восток переселились примерно 4 млн.  человек, из которых более 1 млн. вернулись обратно.

6.Поощрялась кредитная кооперация  крестьян. В 1911 г. был создан  специальный центр кредитной  кооперации – Московский народный  банк.

Столыпинская реформа была рассчитана на 20 лет и не предусматривала ликвидации помещичьего землевладения. Существовала лишь теоретическая возможность постепенной мобилизации помещичьей земли в руках сельской буржуазии исключительно рыночным путем. При всех значительных условиях со стороны правительства и силовых ведомств община в России сохранила свои позиции. В то же время действительно были созданы условия для упрочнения экономических и трудовых основ мелкотоварного крестьянского производства, для «осереднячивания» деревни. Одновременно усилился процесс дифференциации крестьянства. Столыпинская реформа привела к разорению многих бедняцких и середняцких хозяйств, усилилась нищета. Частые неурожаи усугубляли бедственное положение крестьян. В результате только за период 1910-1914 гг. против помещиков и сельской буржуазии произошло около 17 тыс. крестьянских выступлений.

Составной частью столыпинской аграрной реформы наряду с разрушением общины и созданием слоя частных земельных собственников явилась политика переселения крестьян. В соответствии с этим направлением аграрной реформы с целью снятия социальной напряженности на селе предполагалось переселить «избыточное население» на свободные земли Сибири, Дальнего Востока, Алтая, Средней Азии. При правильной организации переселение могло бы сыграть большую роль в хозяйственном развитии России.

Для переселенцев правительство устанавливало  большие льготы при переезде и  обустройстве на новом месте. Были погашены все недоимки крестьян, устанавливались  низкие цены на железнодорожные билеты, согласившиеся на переезд освобождались от уплаты налогов на пять лет, им выдавались беспроцентные ссуды в размере от 100 до 400 рублей на крестьянское хозяйство. В пути переселенцы получали продовольственную и медицинскую помощь.

За годы государственных реформ земельные отношения в России были существенно преобразованы, что  способствовало эффективности сельского хозяйства.

В результате реформы повысилась товарность сельскохозяйственного производства. Россия приумножила свою роль крупного производителя и поставщика хлеба.

По удельному весу в мировом  хлебном экспорте Россия обогнала своего главного конкурента – США, их доли составили 21,9 % и 18,4% соответственно, при том, что объемы производства были несколько меньше, чем в США.

Говоря об итогах реформы, необходимо отметить, что главные цели, не были достигнуты.

Причин неудач было несколько:

-аграрная реформа проводилась  всего 8 лет, а с началом войны  была отменена;

-приверженность к вековым общинным  порядкам с их традицией взаимопомощи, определявшая противодействие части  крестьян индивидуализации хозяйства,  проведению новой аграрной политики;

Информация о работе Крестьянская реформа 1861 года в Российской империи и особенности ее проведения в Украине