Критика самодержавия и пути общественного переустройства России в сочинениях просветителей (А.Я.Поленова, С.Е.Десницкого, Н.И.Новикова, Д.А.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что XVIII век стал переломным для России, никогда ещё темпы её развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими. Петр I и продолжавшую его политику Екатерина II вывели нашу страну из состояния застоя, наглядно продемонстрировали всю мощь и силу нашей страны, весь тот потенциал, который был глубоко погребен под вековой пылью консерватизма. Для современников эти события являются ярким примером безграничной силы желания кардинально изменить ситуацию в стране за минимальные сроки, любой хаос в стране возможно преодолеть, если приложить к этому максимальные усилия и иметь четко спланированные цели.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Российская политико-правовая мысль 18 века…………………..6
Глава 2. Общественно-политическая мысль второй половины 18 века..11
§1. “Философ на тоне” и его окружение……………………………………..11
§2. Критика крепостничества………………………………………………...14
§3 Просвещение и передовая русская общественная мысль……………..16
§4 Новиковский период в истории просвещения…………………………..18
§5 С. Е. Десницкий……………………………………………………………..21
§6 Массонство…………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

курсовая, фу.docx

— 54.31 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный  университет

Гуманитарный  факультет

Кафедра отечественной  истории

 

 

Осинцева Марина Андреевна

 

 

Критика самодержавия и пути общественного переустройства России в сочинениях просветителей (А.Я.Поленова, С.Е.Десницкого, Н.И.Новикова, Д.А.Голицына, Д.И.Фонвизина)

Курсовая работа

 

 

 

 

Научный руководитель:

А.А. Бродников

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Российская политико-правовая мысль 18 века…………………..6

Глава 2. Общественно-политическая мысль второй половины 18 века..11

§1. “Философ на тоне”  и его окружение……………………………………..11

§2. Критика крепостничества………………………………………………...14

§3 Просвещение  и передовая русская общественная мысль……………..16

§4 Новиковский  период в истории просвещения…………………………..18

§5 С. Е. Десницкий……………………………………………………………..21

§6 Массонство…………………………………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………...24

 

Введение

 

Актуальность темы заключается  в том, что XVIII век стал переломным для России, никогда ещё темпы её развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими. Петр I и продолжавшую его политику Екатерина II вывели нашу страну из состояния застоя, наглядно продемонстрировали всю мощь и силу нашей страны, весь тот потенциал, который был глубоко погребен под вековой пылью консерватизма. Для современников эти события являются ярким примером безграничной силы желания кардинально изменить ситуацию в стране за минимальные сроки, любой хаос в стране возможно преодолеть, если приложить к этому максимальные усилия и иметь четко спланированные цели.

Россия на протяжении всей своей истории находиться на грани  между кризисной и стабильной ситуацией, уроки истории, подобные петровским, позволяют либо аккуратно  балансировать на грани, либо резко  находить выход из сложившейся трудной  ситуации. Наше время можно отнести  к кризисному положению, что делает необходимым обращение ко времени  насыщенному подобными проблемами, которое нашло пути выхода из них.

Несмотря на гигантский скачок, совершенный Россией за необычайно короткие сроки, внимание нужно обратить и на факт, что политику, экономику  и культуру нашей страны строили  по прототипам европейских государств, насильственно насаживая европейские  методы и формы работы, порой не подходящие для российской действительности. Такая политика ведет к утрате традиционных форм культурной жизни, что  в свою очередь приводит к негативным и деструктивным процессам, меняются смыслы и идеалы, нормативные установки, ценностные ориентиры, образцы поведения  и жизненные модели.

Современная ситуация России позволяет обозначить ряд взаимообусловленных  проблем, связанных с социальными, культурными, духовными и нравственными  кризисными явлениями, которые привели  сегодня к утрате духовно-ценностных основ, к разрушению традиционных нравственных норм, к социально-культурным деформациям  российского общества. Во многом причина  подобной деформации заключается в  насильственном прививании европейских  образцов, но следует заметить, что  именно время Петра I считается временем складывания русской национальной культуры на зарубежных началах.

Социальная значимость. Исследуемая  мною проблема имеет значение для  общероссийского культурно развития на данный момент, поскольку опыт того времени позволяет наглядно убедиться  в продуктивности проведения кардинальной государственной политики с целью  скорейшего выхода из кризиса, любыми методами и средствами. Крайние меры требуют крайних решений и в государственной, и в экономической, и в политической, и в социальной и в культурной политике, проводимые «сверху» в жестокой и требовательной форме.

Цель исследования – выявить  особенности развития культурно  просветительской деятельности в России в XVIII веке.

Задачи исследования:

1) рассмотреть исторические  предпосылки развития просветительского движения,

2) раскрыть сущность и  содержание реформаторской деятельности  Петра I и его последователей;

3) определить значимость  петровских и екатерининских  реформ для развития современного  общества;

Объект исследования –  особенности развития культурно  просветительской деятельности в Росси  в XVIII веке.

Методы исследования. На разных этапах работы использовались методы:

1) теоретический анализ  и синтез, позволившие определить  структурные элементы и обобщить, сгруппировать разнородные данные  по характерным признакам;

2) историко-систематические  аналогии, основанные на сопоставлении  различных историко-культурных систем  и подходов к решению поставленных  задач;

3) контент-анализ и проблемно-тематическое изучение различных документов, в которых освящены вопросы, касающиеся особенностей развития просветительской деятельности в России в XIII веке;

4) историко-биографического, который позволил исследовать деятельность отдельных личностей на и изучить их влияние на развитие просветительской деятельности в пределах нашей страны

Степень разработанности  темы.

Правление Екатерины II довольно подробно рассмотрено в российской историографии, акцент делается на реформаторской деятельности императрицы, продолжившую курса Петра I на поприще укрепления абсолютизма и крепостничества. Часть историков считают политику «просвещенного абсолютизма» прогрессивной и, безусловно, положительно повлиявшей на развитие России, другие считают, что, несмотря на либеральные идеи этой политики, она отличалась социально-политическим консерватизмом: предоставление прав и привилегий дворянам, реформы государственного аппарата, сохранившие абсолютизм и укрепившие крепостничество. 

Глава 1. Российская политико-правовая мысль 18 века.

 

Новый этап в истории политической и правовой мысли России начинается на рубеже ХVII - ХVIII вв., с реформ Петра I. Политические реформы в России затрагивали общие проблемы государства, структуры государственного аппарата, социального устройства общества и сословных отношений. Петр I стремился укрепить абсолютную монархию, ограничить церковь и власть родовой аристократии. Сторонники идеи просвещенного абсолютизма, политические теоретики: Ф. Прокопич, Ф.С. Салтыков, В.Н. Татищев - рассматривали государство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную облегчить "общенародную пользу" и "внимать разуму подданных"1.

Идеология просвещенного  абсолютизма находила отражение  в реформаторской политике первого  императора России - Петра I. Он способствовал  упрочнению положения дворянства, и  использовал жесткие меры для  ее осуществления. Многие политические документы, идеи, лежащие в их основе Петр I разрабатывал сам, в силу чего его по праву считают выдающимся российским политическим мыслителем.2

Петр I правил Россией несколько  десятилетий. К числу наиболее крупных  преобразований в государственной  сфере и соответствующих нормативных  актов следует отнести: военную  реформу и введенный "воинский устав Петра Великого", городскую  реформу, начало которой положил "Указ об учреждении губерний и приписании к ним городов; установление порядка государственной службы, создание Сената, Синода и коллегий, закрепленное в "Генеральном регламенте".

Представляет научный  интерес и практическую значимость анализ "Табели о рангах", введенной  указом Петра I. "Табель о рангах" явилась законом о порядке  государственной службы и представляла новую систему чиновной иерархии. Она завершила административные реформы центральных и местных  государственных учреждений, в аппарате которых было занято значительное число  чиновников. Ее основное значение состояло в рационализации и систематизации административной службы. "Табель о  рангах" внедряла вместо происхождения  и знатности принцип служебной  и профессиональной годности. Особое значение имело узаконивание приобретения дворянства выслугой и пожалованием государя. Приобретение дворянства путем  выслуги чина усиливало социальную мобильность правящего сословия, открывало возможность прилива  в его среду выходцев из других классов и сословий.3

Интересна оценка политико-правовой и идеологической деятельности Петра I, в знаменитом слове одного из его  сподвижников Ф. Прокоповича, произнесенном  во время похорон императора в 1725 году: "Какову он Россию свою сделал, - говорил Ф. Прокопович, - такова и будет, сделал добрым любимою, любима и будет, сделал врагам страшною, страшная и будет, сделал на весь мир славною, славная и быть не перестанет. Оставил нам духовные, гражданские и воинские исправления"4.

Во времена Екатерины II начинается следующий этап в развитии политической мысли России.

Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков  русской жизни является устарелость  законодательства: сборник законов  был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое Уложение. Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде, понимая, что далеко не все применимо к русской жизни.5

Императрица считала, что  законы должны быть согласованы с  потребностями страны, с понятиями  и обычаями народа. Для этого решено было созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства  для выработки нового Уложения. Комиссия должна была сообщить правительству  о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов.6

Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей Екатерина II для этой Комиссии составила "Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения". Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты. "Наказ" был роздан всем депутатам. Над "Наказом" Екатерина II трудилась более двух лет. В "Наказе" она говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. "Наказ" показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку. "Наказ" был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина II требовала смягчения наказаний: "любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений". Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело. Она выступала против применения пыток. Особенно большой осторожности требовала от судей. "Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного". Еще одно мудрое изречение: "гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать". Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели. "Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания". Хотите предупредить преступления ? сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми.

Также Екатерине II казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Она думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Однако на практике осуществлялась поддержка дворянства, расширение их прав и свобод, дальнейшее закабаление  крестьян. Политико-правовым обоснованием этих действий явилась "Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства". Проводилась и политика создания "среднего сословия" в городах: домовладельцы, купцы, ремесленники, именитые граждане, иностранцы, посадские люди.7

В годы царствования Екатерины II сформировалась яркая плеяда политических просветителей - Н.И. Новиков, И.А. Третьяков, Я.П. Козельский. Общим мотивом просветителей была критика крепостничества. Развивая идею естественного права, Козельский поставил вопрос о нравственном характере войны. Так, захватнические войны он называл злом, но считал правомерным войны для отечества и восстание против завоевателей. Хорошо известен афоризм А.П. Сумарокова "Мораль без политики бесполезна, а политика без морали бесславна"8.

Н.И. Новиков в "Статьях  по истории и философии" утверждал, что политика - это наука царствовать, устраивать счастье не только государя, но и всего народа.9

Первый русский профессор  права С.Е. Десницкий, доказал неизбежность общности политических и правовых институтов при схожести экономических условий. Им был основан тезис об осуществлении  законодательной функции монархом совместно с представительным органом - Сенатом. 

Глава 2. Общественно-политическая мысль второй половины 18 века

“Философ на троне” и его окружение

Идеологи правящей группы дворянства понимали, что в новых  условиях необходимы и новые приемы сохранения самодержавно-крепостнического строя. Они отказывались от характерной для Щербатова апологетики крепостничества и рядились в одежды последователей и учеников французских просветителей. Но они извращали просветительские теории, выхолащивали их антифеодальную направленность и использовали их для целей, диаметрально противоположных тем, которые ставили Вольтер, Дидро и Руссо.

Екатерина II заявляла, что  “Дух законов” Монтескье стал ее настольной книгой, из которой она переносила целые страницы в свой Наказ. Вскоре после дворцового переворота 1762 г. императрица звала Дидро приехать в Петербург для завершения публикации “Энциклопедии”, изданию которой во Франции препятствовало королевское правительство. Несколько позже она приглашала д'Аламбера поселиться в России и взять на себя воспитание ее сына, наследника престола Павла. Начиная с 1763 г. Екатерина ведет оживленную переписку с Вольтером, в которой именует его своим “учителем”. Гримм становится ее доверенным лицом. Императрица советуется с просветителями относительно ведения государственных дел, посылает им дорогие меха и коллекции золотых монет, оказывает денежную помощь. Французские просветители провозглашают ее “северной Семирамидой”, воспевают ее “просвещенный” ум и создают вокруг нее нужную ей рекламу.10

Информация о работе Критика самодержавия и пути общественного переустройства России в сочинениях просветителей (А.Я.Поленова, С.Е.Десницкого, Н.И.Новикова, Д.А.